Древние цивилизации и мифологии

Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профобразования

«Тольяттинский национальный университет»

Кафедра «практика и Теория перевода»

Г.Ф. Шугурова

ДРЕВНИЕ КУЛЬТУРЫ и языки

ПРАКТИКУМ

Тольятти 2016

УДК 94 (3) : 81

ББК 63.3(0)2 : 81.2

Ш 952

Критики:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры «Романо-германская филология»

Волжского университета имени В.Н. Татищева

Круглякова Галина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой «практика и Теория перевода»

Тольяттинского национального университета

Вопияшина Светлана Михайловна

Ш 952 Шугурова, Г.Ф. Древние культуры и языки. Практикум / Древние культуры и языки.

Практикум : учеб.- способ. пособие / Г.Ф. Шугурова. – Тольятти : ТГУ, 2016. – 213 с.

Учебное издание «Древние культуры и языки. Практикум» предназначено для изучения дисциплины «Древние культуры и языки». Практикум содержит вопросы для независимой подготовки студента к занятию по определенной теме и снабжен вопросами для закрепления знаний, и эвристическими заданиями для суммирования знаний.Древние цивилизации и мифологии

Творческие задания, предлагаемые в практикуме, развивают творческий потенциал личности обучаемого и его свойство к социальному сотрудничеству.

Пособие адресуется студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавра 035700.62 ЛИНГВИСТИКА.

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Гуманитарно-педагогического университета ТГУ.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………5

Раздел 1. Древние цивилизации ……………………………………13

Методические советы по изучению раздела ………………..13

Практическое занятие № 1. Шумеро-аккадская и вавилоно-ассирийская цивилизация. Мифология Месопотамии ………………………………………………………………………………15

Практическое занятие № 2. Древние языки Месопотамии……………………………………………………………………21

Практическое занятие № 3. Цивилизация Древнего Египта. Мифология Древнего Египта ………………………………………….27

Практическое занятие № 4. Египетский язык……………………………34

Практическое занятие № 5. Индия и Древний Китай………………42

Практическое занятие № 6. Санскрит…………………………………48

Практическое занятие № 7. Старая Греция………………………..54

Практическое занятие № 8. Древнегреческий язык…………………60

Практическое занятие № 9. Греческая и римская мифология……69

Практическое занятие № 10. Древний Рим…………………………..75

Практическое занятие № 11. Безжалостная Европа…………………..81

Практическое занятие № 12. Готский язык………………………….91

Раздел 2. Латинский язык…………………………………………….97

Методические советы по изучению раздела ……………………………………………………………………………………..97

Практическое занятие № 1. История латинского языка. Влияние латинского языка на европейские языки ……………………………99

Практическое занятие № 2. Правила чтения. Правила постановки ударения. Фонетические законы. Неспециализированные сведения об имени существительном……………………………………………………………….102

Практическое занятие № 3. Неспециализированные сведения о глаголе. Порядок слов в предложении. Настоящее время……………………………………………….104

Практическое занятие № 4. Повелительное наклонение. Местоимение. Числительное……………………………………………………………………106

Практическое занятие № 5. Второе склонение существительных. Прошедшее время несовершенного вида. Будущее время…………………..108

Практическое занятие № 6. Прошедшее время совершенного вида. Причастие……………………………………………………………………….109

Практическое занятие № 7. Пассивный залог……………………………111

Практическое занятие № 8. Словосложение…………………………….113

Практическое занятие № 9. Третье склонение существительных. Склонение прилагательных ……………………………………………………115

Практическое занятие № 10. Латинские крылатые выражения….116

Библиографический перечень……………………………………………121

Приложение 1. Глоссарий……………………………………….…… 126

Приложение 2. Темы инсценировок по мифологии Старого мира …………………………………………………………………………….126

Приложение 3. Раздел 1. Древние цивилизации. Тест для самопроверки знаний студента……………………………………….168

Приложение 4. Перечень латинских крылатых выражений………..185

Приложение 5. Раздел 2. Латинский язык. Тест для самопроверки знаний студента…………………………………………………………189

Приложение 6. Оценочные средства по учебному курсу «Древние культуры и языки» ……………………………………………………..198

Приложение 7. Балльно-рейтинговая совокупность по дисциплине «Древние культуры и языки» ………………………………………..211

ВВЕДЕНИЕ

Учебное издание «Древние культуры и языки. Практикум» предназначено для подготовки бакалавров в сфере лингвистики. Изучение учебного курса «Древние культуры и языки» включает в себя два направления: изучение древних цивилизаций и языков и изучение фонетической, грамматической и лексической совокупности латинского языка.

Целью учебного курса «Древние культуры и языки» есть формирование у студентов-бакалавров знаний о культурно-языковых процессах в древних цивилизациях как фундамента современного языкового и культурного пространства и формирование базы лингвистических компетенций через ознакомление с фонетической, грамматической совокупностью латинского языка.

Достижению указанной цели помогает реализация следующих задач:

организовать у студента-бакалавра знания в области культуры и истории древних цивилизаций;

организовать знания в области фонетических и грамматических совокупностей древних языков в сопоставлении с совокупностями русского и изучаемых современных европейских языков (древние языки Месопотамии, египетский язык, древнегреческий язык, санскрит, готский язык);

организовать знания фонетической, грамматической и лексической совокупности латинского его влияния и языка на современные языки;

организовать навыки грамматического анализа предложений на латинском языке;

организовать навыки перевода несложных текстов историко-филологического содержания на латинском языке;

стимулировать овладение студентом определенными когнитивными приемами, разрешающими выполнять познавательную деятельность;

На протяжении изучения курса формируются знания, умения и навыки, каковые со своей стороны помогают формированию общекультурных и общепрофессиональных компетенций студента-бакалавра лингвистики:

Формируемые компетенции:

студент-бакалавр лингвистики обладает культурой мышления, свойством к анализу, обобщению информации, выбору путей и постановке целей их успехи, обладает культурой устной и письменной речи;

владеет готовностью к постоянному саморазвитию, увеличению собственной мастерства и квалификации; свойством критически оценить недостатки и свои достоинства, наметить пути и выбрать средства саморазвития;

владеет свойством видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;

обладает совокупностью лингвистических знаний, включающей в себя знание главных фонетических, лексических, грамматических, закономерностей функционирования и словообразовательных явлений изучаемого зарубежного языка, его функциональных разновидностей;

По окончании изучения курса студент-бакалавр лингвистики обязан приобрести следующие знания, умения и навыки:

ЗНАТЬ:

содержание современных понятий «цивилизация» и «культура»;

главные неприятности антропогенеза;

главные неприятности глоттогенеза;

цивилизации и различные концепции культуры;

главные закономерности развития древних цивилизаций и их влияние на формирование современных цивилизаций;

базы фонетической, письменности древних и грамматической системы языков (языки Месопотамии, египетский язык, древнегреческий язык, санскрит, готский язык) в сопоставлении с совокупностями русского и изучаемых современных европейских языков;

главные этапы развития латинского языка;

фонетическую совокупность латинского языка;

базы грамматической совокупности латинского языка;

о роли латинского языка в формировании лексического тезауруса современных языков;

грамматические формы и значение создающего слова в латинском языке для деривата в русском языке в пределах изученного материала;

исторический контекст и значение происхождения изученных латинских крылатых выражений;

значение лингвистической терминологии, заимствованной из латинского языка;

приёмы и методы рефлексии;

требования к культуре устной и письменной речи;

приемы независимой работы при изучении зарубежного языка;

МОЧЬ:

осуществлять сравнительный анализ древних культур, определять их роль в функционировании и формировании материальной и духовной культуры современных цивилизаций

проводить морфологический анализ слова в современном изучаемом зарубежном языке (родственных к нему древних либо имеющих к нему исторические и культурные связи) с целью определения значения слова;

определять создающее слово для дериватов в русском и изучаемом зарубежном языке в пределах изученного материала;

применять приемы перевода древних и грамматического анализа текстов;

определять этимологию, контекст и значение потребления латинских крылатых выражений;

применять изученные латинские крылатые выражения в определенных житейских обстановках;

мочь преодолевать стихийный, ситуативный, стереотипный метод мышления;

мочь логически мыслить;

мочь оптимально применять интеллектуальные знания, научные успехи человечества;

мочь направить целый собственный личностный потенциал на решение проблем и задач;

мочь строить собственную устную и письменную обращение в соответствии с требованиями к культуре устной и письменной речи;

верно пользоваться толковыми, справочной литературой и специальными словарями в области изучения древних культур и языков;

составлять рефераты на русском в письменной и устной форме с учетом требований к их верному оформлению;

применять приемы независимой работы при изучении зарубежного языка;

применять учебно-методический потенциал современных IT;

ОБЛАДАТЬ

навыком сравнительного анализа древних цивилизаций;

методикой применения словарей, включая электронные;

навыком определения грамматических форм слова на латинском языке;

навыком перевода текстов историко-филологического содержания на латинском языке с применением словаря;

навыком сознательного развития собственных способов мышления, его организации, совершенствования и оптимизации;

культурой устной и письменной речи на зарубежном языке;

навыками поиска информации по изучаемой проблеме;

методикой ориентированного поиска в справочной, особой литературе и компьютерных сетях;

навыками составления рефератов на русском в устной и письменной форме;

методикой ориентированного поиска в справочной, особой литературе и компьютерных сетях;

навыками с работы с базами данных и Интернет-ресурсами;

методикой ориентированного поиска в справочной, особой литературе и компьютерных сетях;

Учебное издание «Древние культуры и языки. Практикум» включает в себя два раздела изучения: «Латинский язык» и «Древние цивилизации». Главными темами изучения в первом раделе являются история древних цивилизаций, мифология древних народов, грамматический и письменность и лексический строй таких древних языков как шумерский, аккадский, египетский, древнегреческий, готский языки, санскрит.

В данном учебном издании была сделана попытка объединить исторический, культурологический и лингвистический подход в изучении наследия древних культур, что обуславливает его междисциплинарный темперамент.

Практические занятия по первому разделу содержат перечень терминов, каковые студенты освещают на занятии с опорой на одно из приложений данного издания. Определенная дробность учебного материала в глоссарии прекрасно «приспосабливает» его к балльно-рейтинговой совокупности оценки работы студента в течение семестра. Знания глоссария закрепляются в серии упражнений, делаемых как на протяжении аудиторной работы, так и на протяжении независимой работы студента.

Предлагаются задания следующего характера: ответы на вопросы, его дефиниции и сопоставление термина, определение представленного исторического лица, мифологического храбреца, монумента архитектуры либо письменности и т.д. Учебное издание содержит широкий иллюстративный материал. Сведения по определенной цивилизации смогут суммироваться при заполнении обобщающей таблицы по культуре определенной цивилизации.

Творческий потенциал студента раскрывается на протяжении драматизации мифологической сцены, на протяжении групповой работы происходит развитие свойств обучаемого к социальному сотрудничеству.

Раздел «Латинский язык» знакомит студента с строем и историей латинского языка, с создающими словами британских и русских дериватов, с лингвистической терминологией, берущей начало в латинском языке, развивает навыки перевода предложений и грамматического анализа предложения с латинского языка на русский и с русского на латинский язык. Формирование знаний по грамматике латинского языка готовит студента к изучению второго зарубежного языка.

Кроме этого, студент изучает крылатые выражения на латинском языке, знакомится с их этимологией и их употреблением и значениями в житейских обстановках, что, возможно, пара нежданно реализует практическую направленность учебной подготовки студента-бакалавра лингвистики. Изучение крылатых выражений имеет и воспитательную весомость. Второй раздел данного учебного издания содержит упражнения, закрепляющие и расширяющие грамматический материал, предложенный иными учебными пособиями по изучению латинского языка.

Учебное издание «Древние культуры и языки. Практикум» включает в себя пара приложений.

Приложение 1содержит краткое пояснение терминов глоссария по разделу «Древние цивилизации». Кое-какие темы практических занятий не освещены в глоссарии, что потребует от студента большей независимой работы по данной теме, но наряду с этим студент приобретает за такие практические занятия большее количество баллов. К таким темам относятся «Гереческая и римская мифология» (ввиду ее широкой распространенности по сравнению с другими мифологиями), «История и» Древний «Рим латинского языка». Помимо этого, в глоссарии не освещены кое-какие древние языки, потому, что студенты смогут применять при подготовке к данным практическим занятиям указанные в перечне использованной литературы книжки, каковые достаточно полно знакомят со особенностями и структурой данного языка (древнегреческий язык, готсткий язык);

Приложение 2по разделу «Древние цивилизации» содержит темы инсценировок сцен из мифологии древних цивилизаций. Исполнение данного вида задания не есть необходимым элементом практического занятия, но снабжает студенту начисление бонусных баллов;

Приложение 3по разделу «Древние цивилизации» содержит тест для самопроверки знаний студента с ключами. Тест контролирует сформированность знаний по разделу, включает в себя 100 вопросов и может выполняться студентом в эргономичном для него режиме. Эта форма работы готовит студента к исполнению итогового теста по окончании изучения учебного курса;

Приложение 4по разделу «Латинский язык» содержит перечень латинских крылатых выражений для активного усвоения на протяжении изучения учебного курса «Древние культуры и языки». Студенты должны знать перевод крылатых выражений с русского на латинский язык. Данное умение проверяется на устном зачете по крылатым выражениям, форма проведения которого и критерии оценки обрисована в приложении 6 «Оценочные средства по учебному курсу «Древние культуры и языки»;

Приложение 5по разделу«Латинский язык» содержит тест для самопроверки знаний студента с ключами. Тест контролирует сформированность знаний по одной из частей раздела, в частности фонетической и грамматической совокупности латинского языка, включает в себя 50 вопросов и может выполняться студентом в эргономичном для него режиме. Эта форма работы готовит студента к исполнению итогового теста по окончании изучения учебного курса;

Приложение 6предназначено в помощь учителю и включает в себя такие оценочные средства по учебному курсу, как типовые контрольные работы по первому разделу, темы и критерии оценки рефератов по разделу «Древние цивилизации», письменные работы на определение создающего слова для русского либо британского деривата, контрольные работы по грамматике латинского языка и описание устного зачета по латинским крылатым выражениям.

Приложение 7является описаниембалльно-рейтинговой совокупности, применяемой на протяжении изучения данного учебного курса, знакомство с которой делает прозрачной структуру работы по разделам учебного курса для учителя и, в первую очередь, для студента.

В данном учебном издании принята следующая совокупность знаков:

N Аудиторная работа

@Независимая работа студента с опорой на Интернет и учебную литературу-ресурсы

-Независимая работа по заучиванию учебного материала

?Работа в группах

® Творческая работа

J Эвристические задания сопоставительного характера

? Задания, суммирующие знания по определенной теме

D Задания на перевод с старого языка на русский язык и наборот.

РАЗДЕЛ 1.

МИФОЛОГИИ и ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Изучив раздел «мифологии и Древние цивилизации»,

студент обязан знать:

§ территориальные и хронологические границы древних культур;

§ культуры древних и основные этапы истории народов, архитектурные монументы, литературы и памятники письменности;

§ значимых для древних обществ политических и исторических деятелей;

§ мифологию древних народов, представления древних обществ об устройстве мира и о понимании ими человека;

§ особенности древних типов письма;

§ своеобразие грамматической лексической организации и структуры древних языков;

студент обязан обладать:

§ терминами культурологии и основополагающими понятиями и языкознания;

студент обязан мочь:

§ осуществлять сравнительный анализ древних культур, определять их роль в развитии цивилизаций;

§ выявлять историческую обусловленность культурной специфики древних народов;

§ выявлять неспециализированное и разное в грамматической совокупности древних языков в сопоставлении с совокупностями русского и других изучаемых современных зарубежных языков;

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: