Древние обитатели южноуральских гор

Люди открыли для себя равнины горных рек отечественного края еще в старом каменном веке. Равнины рек помогали им как бы «дорогами», по которым они заселяли неизвестные ранее почвы. Следы их нахождения тут известны ученым, в первую очередь в бессчётных пещерах, промытых подземными водами в толще южноуральских гор.

Не в глубине их (темнота пещер казалась враждебной), а под сводами входных гротов люди обнаружили укрытие от непогоды.

Как раз тут они разводили собственные костры, свет которых защищал от пугающей грозных соперников и темноты ночи – диких животных. Мы не хорошо знаем жизнь первооткрывателей горных равнин отечественного края вне пещер. Нет свидетельств.

Но сами пещеры скрывают разнообразные тайны, которые связаны с старейшими южноуральцами.

Входы в кое-какие пещеры еще в глубокой древности были погребены под обломками камней, упавших сверху, и люди затем не могли в них попасть в течение последующих тысячелетий. А это значит, что следы старой судьбе в них не были позднее потревожены никем. Время от времени подобные пещеры раскрываются современным людям.

Так произошло примерно сто лет назад, в то время, когда на протяжении ремонтных работ на железной дороге у города Усть-Катав, на реке Юрюзань (обнаружькарте), по окончании взрыва гора обнажился вход в малоизвестную ранее пещеру. В то время, когда люди пробрались в нее, то осознали, что тут в далеком прошлом никто не был.Древние обитатели южноуральских гор Из глинистого пола торчали диковинные кости древних животных.

Вызванный из Москвы археолог Сергей Николаевич Бибиков определил, что в данной пещере нет следов нахождения древних людей. Но он отыскал остатки их жизни (угли от костров и маленькое количество каменных предметов), погребенные под двухметровым слоем обломков камней, во входных гротах нескольких соседних пещер (в Бурановской, Ключевской). В прошедшем столетии пещеры много раз радовали археологов, изучающих начало истории людей в горах Южного Урала.

Назовем, к примеру, пещеры на реке Ай у маленького поселка Сикияз-Тамак, что в современном Саткинском районе. Пещеры тут были известны в далеком прошлом, но их археологическое изучение было начато Владимиром Ивановичем Юриным недавно. В первую очередь, он установил, что пещер тут значительно больше, чем вычисляли ранее. После этого пристально обследовал их.

Стало известно, что пещеры полны свидетельствами нахождения в них людей в разные времена.

Но самые первые люди пришли ко мне еще в старом каменном веке. Они иногда жили в этом районе, сообща охотились на животных, а в одной из пещер устроили собственный святилище. В данной пещере историки обнаружили черепа огромных хищников той поры – пещерных медведей.

Считают, что древние люди поклонялись духу этих гор либо собственному прародителю, наделив его чертами медведя.

Святилищем людей финиша ледниковой эры была и вторая пещера – Игнатиевская, что на реке Гымыза (приток реки Сим) в Катав-Ивановском районе. Археолог Валерий Трофимович Петрин нашёл на обоих ее этажах картинки старейших жителей этих мест, выполненные охрой (глиной) и сажей. Рисуя образы животных современной им эры (мамонтов, диких лошадей, шерстистых носорогов) древние шаманы творили волшебство, заботясь о многочисленности животных и удачах охоты на них.

Тут же происходили и обряды посвящения детей во взрослые люди. Так вычисляет Валерий Трофимович Петрин.

По окончании окончания ледниковой эры (около 10000 лет назад) долины и горы Южного Урала неспешно купили современный вид. Что имеется в виду? В первую очередь, то, что неспешно, медлительно, в течение нескольких тысячелетий стаяли большие ледники, заполнявшие кое-какие горные равнины, к примеру, в районе горы Иремель.

Стало теплее. Показались болота.

Таежные дебри укрыли равнины и склоны гор. Как раз к этому времени относятся стоянки древних охотников-рыболовов, каковые около полувека назад изучил археолог Геральд Николаевич Матюшин на берегах затерянного высоко в горах, закрытого солидную часть года тучами таинственного озера Зюраткуль, что в Саткинском районе.

Раскопки на нескольких мысах берега озера (Мыс Каменный, Продолжительный Ельник) дали студентам и учёному Челябинского пединститута много миниатюрных каменных пластинок с параллельными краями, из которых древние мастера искусно делали разнообразные орудия охоты, рыболовства. Непролазные чащи тогда были полны зверей, озера переполнены рыбой.

Археологи пока не пришли к единому точке зрения относительно образа судьбы жителей гор Южного Урала этого периода каменного века, что взял у ученых наименование мезолит. Вероятнее, он был таким же, как и у обитателей открытых пространств в ту далекую эру и предполагал существование как круглогодично обитаемых поселений, так и сезонных стоянок охотников-рыболовов, на которых те на время ставили легкие переносные шалаши на каркасе из жердей, крытых пластами бересты либо шкурами животных.

Данный образ судьбы не изменялся в течение нескольких последующих тысячелетий. Тысячелетиями жили по берегам горных рек маленькие группы охотников-рыболовов. На одной из аналогичных стоянок, изученных учеными на реке Уфа, удалось изучить основание постройки типа островерхого шалаша и костра, в котором лежали обгоревшие кости зверей – косуль, Археологи уверены в том, что пламя в этом костре горел приблизительно пять тысяч лет назад, во время, что стал называться «бронзово-каменный век» (энеолит).

Находки в горных пещерах Южного Урала, сделанные археологами сейчас, продемонстрировали, что в бронзовом веке (II – начало I тыс. до н.э.) горные равнины посещали и обитатели степей. Обломки как раз их керамических сосудов найдены в пещерах. И тут самое время отыскать в памяти, что кое-какие археологи помещают священную гору степных пастушеских племен Евразии – Хара Березайти, соединявшую «миры» Неба и Земли, в отечественные места.

Они считают, что на эту роль более всего доходила узнаваемая среди южноуральцев и самая высокая в отечественных местах гора Иремель. По верам древних скотоводов рядом со священной горой пребывало священное озеро. И вправду, в нескольких десятках километров от горы Иремель находится озеро Зюраткуль.

И не смотря на то, что до тех пор пока это лишь предположение, придумка, возможно будущие исследователи старого прошлого отечественной горной страны отыщут доказательства в раскопках святилищ и древних поселений.

В начале I тыс. до н.э. в горах Южного Урала показался новый народ. Археологи дали ему, как и вторым, забытым в столетиях, условное наименование «гамаюнская культура» по месту первой находки остатков его культуры в Свердловской области. Инопланетяне умели строить из земли и дерева дома-крепости, были хуже соседей привычны с способами и металлами их получения.

Среди орудий большое количество каменных.

Гамаюнская керамическая посуда круглодонная и украшена орнаментом, – последовательностями глубоких ямок в шахматном порядке и целыми «полями» «косых» крестов, похожих на символ умножения. Археолог Виктор Александрович Борзунов из Екатеринбурга уверен в том, что люди гамаюнской культуры вынуждены были покинуть собственные родные места на севере Урала из-за долгих дождливых лет, в течение которых были затоплены их охотничьи угодья. Новую отчизну они нашли тут, на Южном Урале.

Тут они выстроили собственные укрепленные поселения – городища. Одно из них археологи изучили на реке Уфа. Оно занимало речной мыс, перегороженный двумя линиями обороны со стороны берега.

Любая линия обороны состояла изо рва и древесной стенки на валу за ним. В развалинах городища ученые наткнулись на остатки мастерских, где плавили медь и изготавливали разнообразные каменные орудия. Данный мыс на реке Уфа был так эргономичен, что и в последующий период – в средние века, тут кроме этого было устроено городище.

Изучение старой и средневековой истории гор и равнин Южного Урала только начато, но уже продемонстрировало, сколь таинственные и волнующие открытия ожидают тут продолжительные тысячелетии пытливых исследователей, другими словами, вас.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: