Древний китай: основные периоды развития и их особенности

В V—III тысячелетиях до н. э. в среднейтечении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, самая ранней из которых была культура Яншао. Яншаоские племена, населявшие равнину одного из притоков Хуанхэ, а после этого распространившиеся в западном и в восточном направлениях, жили в маленьких поселках в близи от речных пойм. На плодородных аллювиальных землях яншаосцы возделывали чумизу.

Они разводили собак и свиней.

Громадного мастерства яншаосцы достигли в технике изготовления керамики, обжигавшейся в особых печках и украшавшейся броским крашеным геометрическим либо зооморфным орнаментом.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в распространении культур яншаоского типа происходят заметные трансформации. Неспешно исчезает крашеная керамика, ее место занимает серая и тёмная посуда, изготовленная посредством гончарного круга. Культуры этого типа, в большинстве случаев именуемые Луншань, характеризуются предстоящим прогрессом в земледелии.

Совершенствуются каменные орудия, в частности появляются более производительные видыжатвенных серпов и ножей.Древний китай: основные периоды развития и их особенности

Трансформации происходят и в социальных отношениях: в луншаньских погребениях в первый раз обнаруживаются следы имущественной разделении.

В соответствии с дошедшим до нас преданиям о «идеальных правителях древности», когда-то в Поднебесной правил умный Яо. Состарившись, он избрал преемником талантливого и энергичного Шуня. Наряду с этим правителе на Поднебесную был ниспослан потоп.

Шунь сказал, что передаст бразды правления тому, кто сможет спасти людей от потопа.

Это удалось сделать великому Юю: он углубил русла рек и по ним вода ушла в море. Так Юй стал правителем. Место Юя занял, вопреки традиции, не какой-то посторонний человек, зарекомендовавший себя трудами на пользу людям, а Ци, сын Юя.

Затем верховная власть стаяла передаваться в Поднебесной по наследству. В данной легенде, по всей видимости, нашли отражение определенные исторические факты: на смену избирательным должностям неспешно приходит наследственная власть.

Ци, сын Великого Юя, считается основателем первой древнекитайской династии Ся. В «Исторических записках» Сыма Цяня приводятся имена правителей данной династии и последовательность занятия ими престола. Но отсутствие точных письменных источников не разрешает решить вопрос о том, что воображало собой древнекитайское общество сейчас.

По преданию, последний правитель семейства Ся отличался неординарной жестокостью, чем вернул против себя вождей подчиненных племен. Предводитель одного из этих племен — шан [по имени Тан] восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под собственной властью. [Его нарекли Чэн Тан («Тан-Созидатель»).] Он первенствовалпредставителем новой семействе Шан, потом взявшей наименование Инь (XVII в. до н. э.).

По свидетельству Сыма Цяня, племя шан много раз перемещалось по Среднекитайской равнине. Последнее переселение шанцев случилось при правителе Пань Гэне в XIV в. до н. э., центром шанской территории стал район современного Ань-яна. Тут была основана столица — Великий Город Шан.

От этого второго периода истории Шан-Инь, датируемого XIV—XI столетиями до н. э., до нас дошли не только археологические монументы, но и бессчётные эпиграфические источники.

Развитие производительных сил во II тысячелетии до н. э.

Многие черты материальной культуры шаниньского времени показывают на ее генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III тысячелетии до н. э. Много сходства в керамике Инь и Луншань. Мало изменились в течении нескольких столетий сельскохозяйственные орудия и характер земледелия. Главным копательным инструментом во второй половине II тысячелетия до н. э. оставался древесный заступ — двузубая палка с поперечной перекладиной.

Но по крайней мере три наиболее значимых успехи свойственны эре Шан-Инь: потребление латуни, происхождение появление и городов письменности.

Самый древние следы бронзолитейного производства прослежены на данный момент в поселениях типа Эрлитоу (первая добрая половина II тысячелетия до н. э.). В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, олова сплавов и рецепты меди, а для литья употреблялись отличные глиняные формы. Но успехи техники того времени практически не затронули главную сферу публичного производства — земледелие.

Латунь использовалась в эру Инь в основном в двух областях — для ритуальных сосудов и производства оружия для жертвоприношений.

В иньское время стали возводить глинобитные стенки, которыми окружали все большие поселения — места сосредоточения ремесел; их можно считать городами. Городская стенки раннеиньской столицы имела основание не меньше 6м толщиной. Такая стенки надежно защищала население города на протяжении боевых действий.

Как продемонстрировали раскопки июньской столицы недалеко от города Аньяна, на территории города размещались бессчётные дворцовые и храмовые строения, возводившиеся на глинобитных платформах.

Эти строения поддерживались замечательными колоннами, каковые устанавливались на каменных либо медных основаниях. Сеть отводящих каналов служила для стока избыточной жидкости при дождей либо паводков. В пределах муниципальный стенки размещались мастерские — литейные, косторезные, гончарные и т. д.

Так, показалось большое количество специальных производств, ремесло отделилось от земледелия.

Наконец, указанием на вступление общества в как следует новую эру есть появление письменности.

Дошедшие до нас образцы иньской письменности — старейшие надписи на территории Восточной Азии. Они представлены гадательными текстами на панцирях черепах и костях животных. Но без сомнений, что в иньское время обширно употреблялись и другие материалы для письма, в частности древесные планки.

При дворе иньского правителя существовала, к примеру, должность «цзоцэ» (букв, «изготавливающий древесные планки для письма»). Благодаря дешифровке надписей XIV—XI вв. до н. э. возможно делать выводы о многих серьёзных сторонах судьбы иньского общества.

государство и Общество в эру Инь

На основании изучения всех видов источников вырисовывается картина сложной социальной структуры древнекитайского общества.

О на большом растоянии зашедшем социальном расслоении общества в XIV—XI вв. до н. э. и формировании классовых взаимоотношений свидетельствуют иньские погребения. Возможно выделить по крайней мере четыре категории погребений: четко различаемые по внешним показателям: размерам, количеству и характеру инвентаря и т. п.

Первую категорию составляют самые крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В главной погребальной камере площадью 400—500 кв. м и глубиной 10 и более метров помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один — внутренний. В могилу вместе с усопшим клали медные ритуальные сосуды, украшения из яшмы и золота, оружие, музыкальные инструменты, сосуды из белой каолиновой глины.

Видятся в гробницах и повозки, запряженные лошадьми.

В погребениях данной категории постоянно находят костные останки людей, вероятнее слуг либо придворных, которых погребали насильственно вместе с усопшим.

Вторую категорию составляют погребения размером в среднем 20—25 кв. м при глубине 5—7 м. Тут в большинстве случаев нет человеческих сопогребений, но инвентарь достаточно богат и разнообразен: медные сосуды, яшмовые украшения, оружие. Третью категорию составляют захоронения в грунтовых ямах, чуть вмещающих тело покойного. В инвентаре, в большинстве случаев, видятся неотёсанные глиняные сосуды, время от времени орудия труда.

Наконец, к четвертой категории относятся погребения под фундаментами строений либо около громадных захоронений. По их расположению и характеру скелетов возможно делать выводы о том, что в могилах данной категории погребались люди, погибшие насильственной смертью: обезглавленные либо засыпанные заживо.

Могилы первой категории, разумеется, принадлежали иньским правителям либо их ближайшим родственникам. Имеющие большое количество неспециализированного с царскими могилами шумерского Ура, эти гробницы ярко характеризуют противопоставление правителей главной массе населения. Богатые погребения второй категории — это могилы представителей господствующего слоя иньского общества, каковые по собственному имущественному положению, знатности и социальному весу занимают особенное место в публичной структуре.

Скромные по инвентарю и размерам погребения принадлежат свободным общинникам. Что же касается погребений последней, четвертой категории, то в них хоронили людей, не имевших равных прав кроме того с простолюдинами, подневольных работников, слуг либо рабов.

В соответствии с представлениям, господствующим в Старом Китае, «главные дела в стране — это войны и жертвоприношения». И то и другое отыскало достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях.

Одним из самые важных результатов любого походабыл захват военнопленных. Победоносный полководец возвращался в Великий Город Шан, ведя за собой толпу пленников. Особый гадатель в большинстве случаев задавал божеству целую серию вопросов, которые связаны с предстоящей судьбой захваченных в плен.

Его интересовало, какое количество военнопленных, в то время, когда, каким методом и какому из усопших предков правителя направляться принести в жертву. На протяжении религиозных церемоний в честь того либо иного предка имели возможность в один момент принести в жертву до нескольких сотен военнопленных. Существовало большое количество разных способов принесения в жертву — отрубание головы, утопление, сжигание на костре и пр.

Это явление относительно обширно было распространено в архаических раннеклассовых обществах, не обучившихся полностью ценить рабский труд и опасавшихся оставлять в живых военнопленных — мужчин. Долгое изучение гадательных текстов продемонстрировало, что в них нет каких-либо своеобразных терминов, использовавшихся для обозначения рабов.

Представления иньцев об окружающем его населении и мире носили четко выраженный этноцентрический темперамент. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан — резиденция правителя. Около него простираются территории, входящие в состав Иньского страны.

Они различаются по государствам света: западные почвы, южные почвы и т. д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и исходя из этого враждебные ему. Но четкой границы между племенами и землями практически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, машинально становилось частью соответствующих земель, и напротив.

Иньское государство не имело какой-либо другой совокупности территориального деления, не считая родоплеменного. Оно появилось вероятнее как альянс племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их собственному влиянию.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем — ваном. Четко выступает тенденция к утверждению единоличной власти правителя. Говоря о себе, иньские ваны употребляли праздничную формулу: «Я—единственный среди людей». Власть вана обнаружила выражение в его праве отдавать распоряжения любому человеку, пребывавшему на его почвах.

Довольно часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен.

В случае если же племя признавало власть вана, он жаловал его вождю титул, показывавший на то, что данное племя становилось участником иньской коалиции. Отныне оно имело возможность рассчитывать на защиту и покровительство со стороны вана, что должен был заботиться обо всех собственных подчиненных. Вождь племени, взявший от вана титул, обязан заслуживалявляться в Великий Город Шан, присылать в том направлении дань, а при необходимости предоставлять в распоряжение правителя собственные ополчения.

В случае если их территория подвергалась нападению, подчиненные вожди срочно информировали об этом вану. Ван был одновременно и главным жрецом. Лишь он имел возможность по трещинам на гадательной кости определять волю божества.

Громаднейшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были выстроены новые храмы и дворцы. У Дин существенно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем.

По окончании смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как аморальный тиран, что «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения вероятнее являются попыткойобосновать и исторически оправдать события, относящиеся к последней трети XI в. до н. э. и вошедшие в историографию как «чжоуское завоевание».

Происхождение страны Чжоу

Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских эпиграфических монументах периода правления У Дина. Сейчас чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории. Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя).

Но к этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу.

Неспешно складывается замечательная коалиция западных племенпод руководством чжоусцами. Предприняв поход на восток, У-ван («Агрессивный правитель») победилиньскому войску (1027 г. до н. э.). Чжоусцы достаточно скоро усвоили наиболее значимые технические и культурные успехи побежденных, переняв в первую очередь технику бронзолитейного производства.

До завоевания чжоусцы фактически не знали латуни. Сейчас же, захватив иньских мастеров, они привлекли их к себе на работу.

Не просто так, что по внешнему виду оружие, ритуальные сосуды, железные украшения чжоусцев тяжело отличить от инь-ских изделий. Чжоусцы обучились у иньцев изготавливать и применять боевые колесницы — главную ударную силу армии того времени. Легкие колесницы с дышлом, запрягавшиеся парой лошадей, не знали преград на плоских лессовых равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков.

На таковой колеснице размешалось в большинстве случаев три солдата: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражавший соперника стрелами; копейщик, вооруженный копьем либо алебардой — оружием среднего и ближнего боя. Впредь до изобретения арбалетов древнекитайская колесница иньского типа оставалась замечательным средством нападения на неприятеля.

Одним из наиболее значимых заимствований чжоусцев была иньская письменность. Имеется основания предполагать, что до завоевания чжоусцы пользовались собственной совокупностью письменности. Она, по-видимому, была несовершенной, и чжоусцы восприняли инь-ское письмо.

Чжоуские эпиграфические монументы XI—IX вв. до н. э. написаны иньскими иероглифами, с течением времени только частично модифицированными.

По окончании окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили последовательность мероприятий, известных называющиеся «наследственных пожалований». Сущность их заключалась в том, что родственники У-вана и кое-какие представители знати взяли во владение почвы вместе с их населением, причем в зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул.

Помимо этого, такими владетелями (чжухоу) были признаны многие предводители племен, ранее входивших в иньскую коалицию, но на протяжении завоевания Инь поддержавших чжоусцев. Население, «жалуемое» тому либо иному чжухоу, исчислялось числом цзу, т. е. родоплеменных групп, живущих на соответствующей территории в иньское время. Неспециализированное число снова созданных либо существовавших ранее признанных ваном наследственных владений составляло в XI в. до н. э. не меньше 200—300.

В целом чжоуское завоевание не позвало коренных трансформаций в совокупности управления подчиненными вану территориями.

Социально-экономические отношения в X—VIII вв. до н. э.

Социальная разделение иньского общества, которая прослеживается на материалах погребений XIV—XI вв. до н. э., была закреплена по окончании чжоуского завоевания в совокупности социальных рангов.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, соотнесенных между собой по принципу иерархии, которая в Старом Китае была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах. Несколько, занимавшая высшую ступень в иерархической лестнице, была представлена личностью деспотического правителя, «единственным среди людей» — так, следуя традиции, называлисебя чжоуские ваны.

Вторая несколько — это чжухоу, правители наследственных владений, представители высшей чжо-уской аристократии. Третья — дафу, главы тех цзу (родоплеменных групп), каковые в собственной совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая несколько — ши, главы громадных семей, входивших в состав того либо иного цзу.

Наконец, пятая несколько — простолюдины. Социальный ранг, будучи внешним проявлением принадлежности к одной из пяти публичных групп, определял совокупность тех материальных благ, которыми имел возможность пользоваться этот человек. «Одежда зависит от ранга, а потребление достатков — от размера вознаграждения, соответствующего рангу,— читаем мы в одном из источников чжоуского времени. — Разны еды и количества питья, покрой одежды, количество рабов и скота, существуют запреты на потребление определенных форм лодок, домашней утвари и колесниц.

При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, размерах и количестве полей жилища; по окончании смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы». Строго регламентировались размеры его убранство и жилища: «Балки во дворце Сына Неба (вана) тесаные, полированные, инкрустированные камнями: во дворце чжухоу — тесаные, полированные; в доме дафу — легко тесаные» и т. д. То же самое касалось и пищи: считалось, что ван может питаться мясом быка, свиньи и барана, чжухоу — лишь говядиной, дафу — свининой, ши — рыбой, а простолюдины по большому счету не имели права имеется мясо. Социальные различия обнаружили отражения и в лексике древнекитайского языка — для обозначения одного и того же понятия существовали разные слова, употреблявшиеся в зависимости от принадлежности сказавшего к определенному рангу.

Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: кто был папа человека, каким по счету сыном в семье он появился. Старший сын наследовал ранг собственного отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступень ниже.

Но в самой широкой социальной категории — простолюдинов — это правило не действовало, поскольку ниже этого ранга уже не было возможности опуститься.

Структура социальных рангов была тесно связана в чжоуском обществе с совокупностью землепользования и землевладения. Все земли в Поднебесной считались принадлежащими вану.

Ван являлся главным хозяином Поднебесной в том же смысле слова, в каком все люди в Поднебесной были его слугами. Но наряду с этим «ван вычисляет своим слугой чжухоу, чжухоу вычисляет своим слугой дафу, дафу вычисляет своим слугой ши» и т. д. Исходя из этого совокупность землевладения в чжоуском обществе была такой же иерархической, как и структура социальных рангов.

Так, главный хозяин всего мира в Поднебесной, ван «жаловал» высшим аристократам (чжухоу) право наследственного владения частью земель Поднебесной. Чжухоу со своей стороны признавали права дафу на владение частью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали почву, а передавали ее во владение ши.

В конечном итоге почва обрабатывалась простолюдинами. Не смотря на то, что деспотический правитель — ван считался главным хозяином почвы, практически узнаваемые права на нее имели представители разных социальных групп, а частной собственности в современном смысле слова в чжоуском обществе не существовало.

В XI—X вв. до н. э. большая часть военнопленных преобразовывалась в рабов.

30вопрос

Семейство Цинь и Хань.

Семейство ЦИНЬ И ХАНЬ.

В 221 г. до н. э. период «вою-ющих царств» завершился объединением Китая под властью могу-щественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан — Первый император, предполагал, что его семейство будет править «в течении десяти тысяч поколений».

Памятуя о неприятном опыте междоусобиц, начальники империи приняли меры для ослабления центробежных сил: в первоначальный же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из ко-торого было приказано отлить колокола и медные статуи; из разных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново поделена на 36 областей, не совпадавших в границах с княжествами и прежними царствами. Области дели-лись на уезды, уезды — на волости, складывавшиеся из нескольких сёл. Твёрдая административная структура пронизывала империю сверху донизу.

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эру были осуществлены бессчётные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В данный же период начинается строительство Великой китайской стенки.

При ее возведении применяли лишь камень.

Толщина стенки у основания достигала восьми метров, наверху — как минимум несколько метров; высота стенки большей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая длина — 2450км. Совсем строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было завершено в XV в. н. э. в правление семейства Мин. С того времени и до отечественного времени сохранность стенки поддерживается регулярными ремонтными работами.

Грандиозным было и строительство столицы с большим императорской гробницей и дворцовым комплексом. Ее раскопки не начаты, но около нее археологи уже нашли тысячи керамических наездников, поставленных последовательностями и, по всей видимости, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохранителей (ни один наездник не похож лицом на вторых).

Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на платформах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали собственной роскошью и многоцветностью отделки. Для их строительства применяли породы полезного дерева. О конструкции и размерах домов муниципальный дозорных и знати башен возможно делать выводы по глиняным моделям, найденным в погребениях.

Видятся многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с крытыми угловыми башенками и воротами.

Широкие четырехскатные крыши домов в большинстве случаев были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые финиши стали легко приподниматься по углам кверху, что придало им изящество и лёгкость, делая похожими на крылья летящей птицы.

Император совершил пара успешных войн — на севере оттеснил гуннов за Великую стенке, на юге присоединил новые территории. Было проложено пара стратегических дорог, связавших столицу с окраинами.

Разумеется, что ценой всех этих достижений стало крайнее истощение людских ресурсов. Недовольство было общим. Роптавшие ссылались на древние традиции, с которыми император не считался.

Два раза на него совершались покушения. В 213 г. до н. э. император повелел сжечь древние тексты, а 460 известный оппозиционеров, по большей части конфуцианцев, казнить.

Империя Цинь просуществовала лишь 14 лет, а после этого пала в следствии восстания. Один из отрядов повстанцев управлял небольшой государственный служащий Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская семейство была свергнута.

В междоусобной борьбе между начальниками повстанцев в конечном счете одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он стал основателем новой семействе Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

Ханьский период был собственного рода кульминационным моментом культурных достижений Старого Китая.

Было положено начало официальной совокупности образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее особый этимологический словарь.

На базе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н. э. ханьские астрологи в первый раз отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной металлической пластины со вольно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно говорила о юге.

Ученый Чжан Хэн первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, обрисовал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была создана теория безграничной Вселенной и Земли во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, в первый раз в истории изобрели отрицательные числа.

хорошим примером практики и соединения теории есть история китайской медицины. Лекари использовали много препаратов из минералов и трав. Лекарства часто включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их использование весьма строго дозировалось.

Чжан Чжуецзын создал способы пульсовой лечения и диагностики эпидемиологических болезней.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: