Древняя русь. средневековая культура ix — xvii веков

История отечественной культуры

Категории История отечественной культуры | Под редакцией сообщества: История

Культура – неотъемлемая часть деятельности людской общества на всех этапах его развития. Соответственно историявзаимодействует с историей культуры. Бессчётные изучения посвящены определению понятия «культура». В буквальном смысле в переводе с латинского языка это слово свидетельствует «возделывание», «обработка» чего-либо.

Привычными сочетаниями являются «культура поведения», «культура агрономическая», «культура художественная» и т.п.

В широком смысле слово культура – это все то, что создано человеком за всю историю, в отличие от сотворенного природой. Соответственно человечество в ходе собственного развития создало культуру материальную и культуру духовную.

Для анализа неприятности исследователи, в большинстве случаев, разделяют эти сферы людской деятельности и под культурой подразумевают результаты духовного творчества людей. Увидим, что эти результаты кроме этого материализованы: архитектура, книги, диски, ноты, компьютеры и т.д.

Содержание

  1. Старая Русь. Средневековая культура IX — XVII столетий.
  2. Культура России нового времени XVIII – первая добрая половина XIX столетий
  3. Культура России XIX века
  4. Культура России ХХ века
  5. Неприятности отечественной культуры в конце ХХ – начале ХХI вв.
  6. Просвещение
  7. Русская культура в эмиграции
  8. Рекомендуемая литература

pДревняя русь. средневековая культура ix - xvii вековСодержание понятия культура есть достаточно сложным. В общем массиве духовного производства отражаются несоответствия социальной судьбе человечества. Разумеется и неизбежно происхождение реакционных идеологий и их «оформление» в книгах, интернете, публикациях разнообразные, часто проповедуется вражда и агрессия между народами, жестокость, нацизм, расизм, одурманивающие людей.

Неоднозначны оценки роли так называемой « массовой культуры». С одной стороны, это наработанная народом культура: песни, пляски, сказания (в наши дни «бардовская» песня») и пр. Иначе, это популярная качественная культура – творение специалистов: песни И. Дунаевского, Т. Хренникова, А. Богословского, Б. Мокроусова и многих вторых композиторов, каковые пели как со сцены, так и в жизни.

Это фильмы Г. Александрова, Л. Гайдая, С. Бондарчука, М. Хуциева, имевшие широкую аудиторию зрителей. В один момент имеется негативные тенденции в массовой культуре – отупляющие людей и снискавшие наименование «попса», от слова популярный. Примитивная музыка, фактически отсутствие песенного текста, эстрада, содержащая минимум мыслей и «развлекающая» зрителя.

С течением времени в условиях рыночной экономики обстановка лишь усложняется.

Часто Сейчас со сцены и в литературе пропагандируются злобные националистические «концепции», несущие громадные беды человечеству. Многие развлекательные шоу вычислены на примитивное восприятие.

Позиции самых низкопробных разновидностей «попсы» либо «масскультуры» существенно усиливаются в условиях рыночной экономики. Легче реализовать развлечения развлекательные. Современной литературой, посвященной анализу культурного процесса, согласится неизбежное сосуществование элитарной, «высокой», хорошей культуры и массовой, развлекательной.

Но «высокая» культура требует пропаганды и защиты ее результатов.

Так, тип культуры не однозначен. Вершиной ее являются хорошие творения, имеющие непреходящую сокровище, сеющие в сознании людей «разумное, хорошее, вечное», но массовая культура – это необходимость и очевидность, потому, что популярные песни, музыка нужны людям. Тем более непростые задачи по утверждению хороших совершенств в деле воспитания новых поколений ложатся на семью, школу, религию, высшие учебные заведения и СМИ.

Так, культура – это совокупность исторически накопленных духовных сокровищ, служащих человечеству и защищающих его будущее. Она кроме этого включает в себя понятие доступности для народа этих сокровищ, и участие гениальных людей из всего общества в развитии всех сфер культуры. На практике эти установки далеко не всегда реализуются.

На протяжении разного рода дискуссий о понятии «культура», определяющим есть категория сокровищ культуры.

Для различных слоев общества она неоднозначна. Однако нельзя не дать согласие с тем, что развитие человечества и более того его сохранение предполагает бережное отношение к гуманистическим традициям, передачу потомкам хорошего культурного наследия.

Само понятие « прогресс», т.е. перемещение вперед, изменение к лучшему, обозначает как развитие экономики общества, так и накопление хороших явлений в его духовной судьбы, каковые противостоят негативу: неприязни, угнетению сильными не сильный, усилению низменных жажд в сознании людей. Функционирование культуры (ее сферы, структура) помогают человеку «от крещения до могилы». Это совокупность образования, просвещения: детские сады, школы, высшие учебные заведения: бакалавриат, магистратура.

В следствии их деятельности формируется интеллигенция, культуры специалистов и кадры экономики, начинается искусство и художественная литература: театр, кино, СМИ. религия и Наука — ответственные составные части культуры.

Результаты их деятельности проявляются в самосознании народа в таких сферах как уровень образования, нравственность, художественное образование и эстетическое воспитание, культура труда, формы и уровень людской общения и т.п.

Великий русский историк В.О. Ключевский (1871-1911) верил в прогресс человечества и отмечал преемственность в развитии культурного процесса. «Сменялись поколения и народы, перемещались сцены исторической судьбе, изменялись порядок общежития, — писал он, — но нить людской развития не прерывалась… неспешно накапливался узнаваемый культурный запас». Все это «…дошло до нас и было включено в состав отечественного существования, а через нас придет к тем, кто придет нам на смену»[1].

Историк рисует совершенную картину развития исторического процесса, как бы игнорируя потрясения, которыми изобилует мировая история. Однако культурные сокровища обычно переживают эти потрясения и несут новым поколениям свет и веру. Процесс накопления результатов развития духовной культуры крайне важен для существования человечества, отклонения и спады в его развитии имеют негативные последствия.

Новации во всех сферах культуры обусловлены развитием людской общества в целом. Культура есть серьёзной составной частью цивилизации, которая со своей стороны включает материальные, экономические, социальные и духовные черты определенной стадии развития человечества, «civilis» (лат.), переводится как «муниципальный, национальный, гражданский». Речь заходит об образе и уровне судьбы того либо иного общества, страны.

В науке приняты понятия глобальная мировая и локальные (местные) цивилизации, любая из которых имеет собственные особенности социально-экономического и культурного развития. Совокупность локальных цивилизаций определяет уровень глобальной, т.е. всемирный цивилизации.

Попытки выяснить цивилизацию лишь как культурно-религиозную общность, отрицая роль социальных условий и экономики, несостоятельны. Взаимовлияние экономики, состояния духовной и материальных условий судьбы общества, каждой цивилизации прослеживаются на протяжении развития всемирный истории.

направляться отыскать в памяти определение культуры как следствие всего содеянного людьми.

Это сотрудничество свойственно и формированию русском отечественной культуры. П.Н. Милюков, создатель труда «Очерки по истории русской культуры» (3 т. 4 книги), в первый раз опубликованного в конце XIX века, подчеркивал: «Научный синтез в социологии снимает противоположение духовного и материального начала… Все подчинено законам: в области процессов духа господствует такой же детерминизм, как и в области процессов материальных»[2].

Российская Федерация – страна контрастов, прошедшая сложный исторический путь. Ее расположение, по определению философа Н.А.Бердяева, обусловило то, что «Российская Федерация – христианский Восток, что всегда подвергался сильному влиянию Запада»[3]. Однако великая русская культура сохраняла «душу живу» и по мере собственного развития заняла хорошее место во всемирной цивилизации.

Русские историки осознавали необходимость модернизации России. «Мой тезис: европеизация России не есть продукт заимствования, — отмечал П.Н.Милюков, — а неизбежный итог внутренней эволюции»[4].

Старая Русь. Средневековая культура IX — XVII столетий.

История культуры изучает поступательный процесс развития всех составляющих культуры: литература, наука, мастерство, просвещение и др., и ее сообщение с историческим процессом в целом, формы и закономерности ее влияния на судьбу общества.

Древнерусская культура развивалась в тяжёлых условиях. В девятом веке появилось древнерусское государство – Киевская Русь, содействовавшее образованию древнерусской народности на многоэтнической базе. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство.

В формировании русского этноса учавствовали по большей части славянские племена наровне с угро-финскими, тюркскими и др.

Судьбу страны радикально поменяло принятие православного христианства в 988 г. Большое влияние на развитие древнерусской православной культуры оказала Византия. Языческие традиции существовали , но неспешно они все более органично взаимодействовали с христианством. Благодаря византийским просветителям Мефодию и Кириллу, Русь взяла письменность.

Главными административными и культурными центрами были города Новгород и Киев. Из школы при Киево-Печерском монастыре вышли многие культурные деятели. В Новгороде была организована школа для церковных лиц и детей старост.

В начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал летопись «Повесть временных лет», отвечавшую на вопрос: «откуда имеется отправилась русская почва». Великим монументом древнерусской литературы стало известное «Слово о полку Игореве» (XII в.). Изобразительное мастерство было представлено по большей части иконами.

Большие утраты понесла русская культура во время монголо-татарского нашествия (1243-1480 гг.). Однако неуклонно растет уровень иконописи, поддерживавшей православную веру. Высшим достижением являются работы Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Литература и религиозно-публичная идея направлены на освобождение Руси от ожесточённых завоевателей, угнетавших Русское государство. А.С. Пушкин по этому поводу писал в «Заметках по русской истории XVIII в.»: «России было выяснено высокое назначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи собственного востока.

Образующееся просвещения было спасено растерзанной и издыхающей Россией…. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным монументом в пустыне отечественной старой словесности»[5].

Выдающийся мыслитель и церковный деятель Сергей Радонежский (1321-1391) выступил фаворитом данной борьбы за освобождение Отчизны. Он во многом содействовал объединению всех сил, талантливых противостоять нашествию. Сергей Радонежский призывал лично каждого из русских князей выступить против монголо-татар.

Главные надежды он возложил на столичного князя Дмитрия Донского. «Чувство нравственной бодрости, духовной крепости преподобный Сергий вдохнул в русское общество», — отмечал историк В.О.Ключевский, выступая на праздничном собрании Столичной Духовной академии, посвященном памяти С.Радонежского, подчеркивая его огромную роль «для государства и русского народа». Куликовская битва (1380) явилась серьёзным событием в борьбе за освобождение Руси.

Народ, по словам Ключевского, «на долгое время запомнил борьбу за собственный «нравственное восстановление», укрепилось чувство долга, ответственности потомков перед великими предками»[6]. Духовные сокровища, полученные в древности, «прорастали» в будущее человечества. История культуры как светской, так и духовной органически связана с концепцией гуманизма, т.е. служения процессу возвышения человека.

Гуманизм – это качественная черта культуры, мерило ее ценности.

Среди множества народных поговорок, собранных В.И.Далем, возможно выделить такие: «Худо тому, кто хороша не делает никому», «Хорошего держись, а от дистрофичного удались» и др.[7].

По окончании освобождения от монголо-татарского гнета в 1480 г. В XVI-XVII веке формируется общерусская культура. Появляется книгопечатание. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа».

Всего в шестанадцатом веке в Москве вышло 20 книг, по большей части богословского содержания.

Православное христианство делается духовной опорой Русского страны. Формируется мысль о Москве как о третьем Риме. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный делает выводы и наказывает как за дела, так и за мысли.

Целям идеологического обоснования самодержавия и крепостничества помогали исторические произведения и в первую очередь летописи. Их написание пребывало под национальным досмотром. Предшествующие тексты могли быть переписаны в угоду новому владыке.

Уже в прежние времена исторические источники «претерпевали» давление власти.

Во времена правления Ивана IV Сурового (1530-1584) созданию исторических произведений уделялось большое внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства князя Ивана Васильевича», но самым большим творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному биографии князей, божественному происхождению царской власти, вечному альянсу церкви и великокняжеской власти. Историческая литература сыграла наровне с социально-экономическими факторами собственную роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического страны.

В развитии русской культуры этого периода громадную роль сыграла Византия. Православное христианство исповедовало единство национальной и духовной власти. Особенное значение имел перевод Библии на старославянский язык.

У Византии Российская Федерация переняла собственный герб – двуглавого орла, наблюдающего на Запад и на Восток.

Определенное влияние имела культура Западной Европы и контакты Старой Руси с Востоком. Этому содействовало расположение либо, как писал В.О.Ключевский, «месторазвитие» России, что и выяснило самостоятельность, самобытность русской культуры, ее определенную открытость для лучших линия иного духовного мира.

Одвременно с этим в Российской Федерации улучшается по отношению к подавляющему практически всем населения – крестьянству – крепостное право, оформленное Судебником (1497) и Соборным уложением (1649). Крепостное право означало прикрепление крестьян к почва и полную зависимость от помещика-феодала.

Крепостничество по-своему оказало влияние на темперамент русской культуры. Лучшие умы России создавали величайшие гуманистические произведения, наполненные состраданием к народу собственной страны. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В Российской Федерации монголо-татарское нашествие и крепостное право задержало эпоху ренесанса относительно с процессом гуманизации культуры в Западной Европе. В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами царёвыми». Однако публицистика XVI в. Обращалась к «мирским» темам.

Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), создатель «Повести о Февронии и Петре» опирался на народные предания, прославлял право человека на любовь, сочувствовал несчастьям собственных храбрецов. «Правду выше веры» ставит в собственных произведениях Иван Пересветов, самый радикальный публицист XVI века. Необычным вкладом в культуру была известная Переписка Грозного и Ивана с боярином А.М.Курбским, сбежавшим от вероятных преследований в Польшу. Эта переписка была посвящена политической и личной полемике.

Курбский обвинял Сурового в «злых нравах». Царю также было что припомнить князю-эмигранту.

Практически все публицисты вычисляли естественным крепостное право. Исключением являлись высказывания Ермолая-Еразма о пахарях, каковые кормят всех людей как несложных, так и царей. Пересветов писал о вредоносности для военной мощи страны «порабощения людей», каковые «лишены чести»[8].

Так русская культура и литература проявляла новые черты в отличие от нравов Средневековья. Эти показатели Восстановления взяли собственный предстоящее развитие в XVII и XVIII столетиях и во многом выяснили историческую роль культуры.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века. Во всех сферах судьбы общества происходят заметные трансформации. Развитие товарного производства, начало формирования общероссийского рынка обусловили происхождение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных публичных взаимоотношений, что разрешает вычислять XVII век началом нового периода русской истории.

Несоответствия в национальном строе обострили социальные процессы в стране. XVII век начался со Смуты – первой гражданской войны в Российской Федерации, после этого последовала крестьянская война – восстание И. Болотникова (1606-1607), объединившее холопов, крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков в борьбе против крепостничества. Территориально восстание охватило около 70 городов Нижнего и Среднего Поволжья.

На протяжении восстания были осаждена Москва, а позднее захвачена Тула. По окончании четырех месяцев осады Тулы, партизаны сдались. Волна муниципальных восстаний прокатилась по стране в середине XVII в.

Новые процессы появились в церкви – династии Романовых и опоре государства, взошедших на престол в 1613 г. Появилась «ересь» (различия в вере, отступничество), превратившаяся в большое православное течение, несогласное с официальной церковью старообрядчество либо староверие, идеологом которого был протопоп Аввакум. Потрясения разного порядка выяснили наименование современниками XVII века как «бунташного». Но последующие столетия русской истории не были более спокойными.

Социальные взрывы лишь начинались.

Культурный процесс в семнадцатом веке делается более светским. Началось ослабление классического средневекового религиозного мировоззрения. Появилось представление о самоценности жизни с ее горестями и радостями. Такие взоры стали проявляться в литературе, мастерстве, в публичной мысли.

Со своей стороны, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия.

Эта борьба характерна для XVII века.

В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к настоящему миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и монументом литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и размещённое в 1861 г. Оставаясь очень религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди.

Образный язык, обличение несправедливости, а также церковной, уважение к человеку, описание собственных личных страданий «во имя веры» не могли никого покинуть равнодушным. В апреле 1682 г. по окончании заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не утратило значения и в наши дни.

В Российской Федерации постоянно почитали мучеников веры. Наровне с защитой собственного понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за трансформацию святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу собственную положить»[9].

Как автор Аввакум владел превосходным бесплатно слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

В семнадцатом веке в литературе появляется сатирическая литература. Она часто базировалась на устном народном творчестве. Известность взяли «Повести о Повести и» Шемякином «суде о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда.

Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку.

Объектом сатиры временами становилась кроме того церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как мы знаем, православие вычисляло хохот безнравственным.

Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект.

православие и Вера в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах».

В XVII столетии русская культура достигла громадных удач в развитии архитектуры, иконописи а также показался первый коммунистический жанр – написание портретов.

образование и Православное христианство централизованного Русского страны содействовали формированию культурного процесса. В семнадцатом веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном стране, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются настоящие показатели развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.

Завершение эволюции средневековой русском культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Кроме того в духовенстве появились разногласия, наложившие печать на предстоящее развитие культуры. Начинает формироваться совокупность образования: национальные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка.

Светское начало улучшается в архитектуре, в живописи. Так создаются предпосылки для новых удач культурного процесса.

История русской культуры второй половины XIX века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: