Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы

    Фредерик Симмс не только создал первый армейский мотоцикл в истории, вместе с тем ввел в обиход термины petrol (бензин) и motor car (транспортное средство)
    Одним из самых распространенных способов превращения мотоцикла в военную машину была установка станкового пулемета. Брони для таких мотоциклов не предусматривалось, поскольку они употреблялись по большей части для стрельбы по воздушным целям
    Vespa 150 T. A.P.

Необычный мотороллер французских армии смотрелся достаточно комично, да и в битвах продемонстрировал себя не блестящим образом. С притороченными боеприпасами для пушки он был через чур тяжелым и неудобным
SDKFZ 2 Kettenkrad Kettenkrad не был бронированным мотоциклом, но неприхотливость и отличная проходимость сделали его одной из лучших армейских автомобилей Второй мировой войны. Действительно, попытка его полноценно бронировать окончилась неудачей из-за чрезмерного веса взятой модификации. Обычные Kattenkrad употреблялись для прокладки кабеля и буксировки орудий, а по окончании войны — для почтовых и медицинских потребностей

Значительно чаще уникальные идеи посещают людей случайно. Так, изобретатель велосипедной шины не имел никакого отношения к велосипедостроению, а первооткрыватель «Кока-колы» — к пищевой индустрии. А вот мысль бронировать мотоцикл пришла в голову человеку, что, по сути, основал автомобильную индустрию Англии и посвятил ей всю жизнь.Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы

Его кликали Фредерик Ричард Симмс.

Перечислять заслуги Симмса возможно продолжительно: он стал инициатором первой в Англии автогонки Лондон — Брайтон, основал Королевский общество и автомобильный клуб английских производителей машин и т. д. и т. п. И вдобавок Симмс весьма дружил с Готлибом Даймлером, у которого купил все нужные патенты для собственного автомобиля.

Но, возвращусь к мотоциклам. Конечно, новой для того времени техникой интересовалась армия. Для военных потребностей Симмс во второй половине 90-ых годов XIX века создал что-то наподобие моторизованной коляски с пулеметом и бронещитом.

Необычная машина стала называться Motor Scout.

Она была четырехколесной — но являлась как раз квадрициклом, а не автомобилем: между колесами размешалась самая настоящая мотоциклетная рама с велосиденьем. Симмс забрал за базу квадрицикл Beeston, оснастил его 1,5-сильным двигателем «Де Дион Бутон» и установил на передок хороший пулемет «Максим» с бронещитком. Motor Scout стал первой в мире военной машиной, приводимой в перемещение бензиновым двигателем. Но, при жажде водитель-стрелок имел возможность воспользоваться и педальной тягой

Бронецикл Симмса был показан на выставке в Ричмонде в апреле 1898 года. Кроме пулемета и стрелка он имел возможность нести на себе около 450 кг амуниции и горючее на 120 миль пробега.

Страно то, что спустя четыре года, в 1902-м, Симмс создал и первый в мире бронеавтомобиль Motor War Car. Оборудованный мотором «Даймлер» броневик был вооружен двумя пулеметами «Максим» и мог разгоняться аж до 14 км/ч. Армейские разработки Симмса не взяли продолжения по весьма несложной причине: закончилась англо-бурская война и по большому счету все южноафриканские конфликты, в которых была задействована британская армия.

Изобретательский гений Симмса возвратился в мирное русло.

Но, в том же самом году — легко на несколько месяцев позднее — бронецикл был создан и в Соединенных Штатах. Изобретателем шушпанцера выступил майор Ройаль Пэйдж Дэвидсон. В отличие от Симмса, Дэвидсон — фактически его ровесник — был армейским инженером и прежде всего разрабатывал технические устройства для военных потребностей.

К примеру, в первой половине 90-ых годов XIX века он создал первую в мире бригаду, передвигавшуюся на велосипедах. Когда Дэвидсону в руки попал автомобиль, он тут же начал планировать его применение в военных целях и во второй половине 90-ых годов XIX века сконструировал трицикл Davidson-Duryea. Чарльз Дюрейя был одним из наибольших американских производителей того времени (собственный первый автомобиль он выстроил еще в первой половине 90-ых годов XIX века), и как раз его машину майор Дэвидсон применял как базу бронецикла.

конструктор и Промышленник дружили, тесно сотрудничали и создавали собственный шушпанцер совместно.

Экипаж трицикла составляли три человека — шофер, механик и стрелок (не смотря на то, что оставалось место и для еще одного пассажира). Машина была снабжена пулеметом «Кольт» калибра .30 и щитком безопасности. Уже год спустя Дэвидсон отказался от трехколесной компоновки и его броневичок стал практически полноценным автомобилем.

Потом он кроме этого конструировал автомобили, полностью закованные в броню, но это уже совсем вторая история.

В общем, начало было положено. Возможно заявить, что бронировать мотоциклы человек начал раньше, чем машины. И само собой разумеется, такое поле для опытов не имело возможности зарасти бурьяном.

Зрелые конструкции

Особенно в создании мотошушпанцеров отличилась бельгийская компания FN из города Херсталь. В 1935 году FN создала особые бронециклы для бельгийской армии — модель FN M86. Гражданский аналог этого мотоцикла — FN M85 — имел самый замечательный в линейке 500-кубовый двигатель, а для армии его форсировали до 600 кубиков.

После этого раму усилили и обвесили броней, так что самого мотоцикла стало вовсе не видно.

Водителя защищал передний бронированный щит, в котором была проделана щель для обзора (но, ее возможно было закрыть и ехать вслепую — для водителей с уникальным мышлением). Коляска пассажира-стрелка имела полную защиту (не считая крыши) и оснащалась пулеметом компании «Браунинг» (в начальной версии; в различных модификациях употреблялись и другие пулеметы).

Бельгийские армейские, изучив разработку FN, отказались принимать на вооружение незнамо что. скорость и Манёвренность тяжеленного мотоцикла были, прямо скажем, не на высоте. Но терять деньги, затраченные на разработку, компания не желала и во второй половине 30-ых годов двадцатого века умудрилась реализовать умелую партию из двух M86 бразильской полиции заодно с патентами и чертежами.

Бразилия бронецикл расхвалила, и на FN посыпались заказы. В итоге машина под маркой Armoured Moto FN M86 показалась потом в Аргентине, Боливии, Венесуэле, Румынии, Китае а также Йемене. Партии, действительно, были мелкие — всего было произведено около сотни бронециклов.

Жалко то, что ни одного FN M86 до отечественного времени не сохранилось.

Вторым уникальным проектом был частично шведский, частично датский Landsverk 210, созданный компанией AB Landsverk из города Ландскрона. Шведские фабрики создавали строительные автомобили, катки, мобильные и портовые краны, сельскохозяйственную технику, трактора и, конечно, трудились на армию. На протяжении Второй мировой «Ландсверк» делал 95% танков, состоявших на вооружении у шведской армии.

По окончании войны, к слову, предприятие было конфисковано страной в принудительном порядке и реализовано.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века по заказу датского военного ведомства компания создала особый бронецикл Landsverk 210. За базу автомобили был принят американский Harley Davidson VSC/LC. По сути, был создан полноценный трехколесный танк — весьма замечательный и талантливый выдержать чуть ли не прямое попадание из гранатомета.

В отличие от FN, шофер Landsverk был защищен не только спереди, вместе с тем сверху, позади и по бокам. Колеса кроме этого прикрывались особыми кожухами.

Коляска для стрелка была чем-то наподобие поворотной башенки с массивным пулеметом, причем вести пламя возможно было кроме того по воздушным целям.

Недочёты мотоцикла выявились сразу после первых опробований датчанами. Landsverk 210 был чудовищно неуклюж, на скорости его заносило, адекватно поворачивать было нереально. Уже в следующем, 1933 году злосчастный шушпанцер разрезали на металл; сохранилось только пара фотографий.

Мотороллер-убийца

Самую феерическую из всех мотоциклетных конструкций для армейских целей я не могу не вынести в отдельный раздел.

В первой половине пятидесятых годов французской армии пригодилось экстремально легкое транспортное средство с большой убойной силой. Обстоятельства были несложны: постоянная необходимость вести боевые действия во Французской Африке, бурлящей от народного недовольства. Технику необходимо было перебрасывать в том направлении на самолетах, что стоило очень недешево.

Армия поручила создание шушпанцера фабрикам A.C.M.A. («Ателье по конструированию автомобилей и мотоциклов»).

За базу конструкторы A.C.M.A. приняли мотороллер.

Лучшие в Европе мотороллеры в то время строила итальянская компания Vespa (но, она и сейчас считается одним из ведущих производителей этого вида техники). Французы приобрели у Vespa право на применение базисной модели мотороллера для собственной разработки и сконструировали что-то непостижимое.

Мотороллер Vespa 150 T.A.P. не имел брони. Но имел гранатомет, за что и взял в народе прозвище «Базука Веспа». Но, это был не гранатомет как такой, а американское 75-мм противотанковое орудие M20.

Пушка была выбрана благодаря хорошим чертям «безоткатности». Первая партия мотороллеров показалась во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Количество двигателя — 125 см³ (к 1959 году была создана модификация на 150 см3 — Vespa 150 T.A.P.

59).

Всего было произведено около 800 мотороллеров, не смотря на то, что правильное число известно лишь минобороны Франции. По крайней мере 600 из них учавствовали в военных действиях — главным «полем деятельности» стал Алжир, куда была закинута главная партия «Весп». Необычные автомобили кроме этого употреблялись в Индокитае.

Цена одного мотороллера не превышала $500, что казалось военному управлению очень удачным.

Трудились «Веспы» двойками. На пяти парашютах прямо из самолета спускалась команда из двух человек, двух «Весп» и соответствующего оборудования. Практически за полчаса воины собирали мотороллеры: один — с пушкой, второй — с снарядами. Действительно, местные части, куда поступали «Веспы», время от времени попросту разбирали их, извлекая и устанавливая М20 на штатив.

Все-таки конструкция была весьма ненадежной, по большей части из-за массы.

Помимо этого, мотороллеры систематично вязли в африканском распутье. Воины поговаривали, что шофер чаще несет на себе мотороллер, чем мотороллер — водителя.

До наших дней дошло множество скутеров Vespa 150 T.A.P. Они сохраняются и в музеях , и в частных коллекциях. Чисто теоретически обладатель аналогичного девайса может сесть на него и отправиться громить соседские дома, в случае если кто-то ему не угодит.

Увидим, по американским законам оружие, выпущенное до определенного года (в различных штатах по-различному), перестает принимать во внимание оружием и делается антиквариатом. И возможно приобрести кроме того летный пулемет, причем совсем легально. Под такую категорию попадает и Vespa

Пара слов о вторых проектах

Единичные случаи бронирования мотоциклов виделись везде. К примеру, на известный германский полугусеничный SdKfz 2 Kettenkrad (его производила компания NSU с 1940 по 1945 год) приблизительно в середине войны, в первой половине 40-ых годов XX века, постарались поставить корпус от броневика.

Полугусеничный движение снабжал мотоциклу хорошую проходимость — он и разрабатывался в качестве легкого тягача. Было произведено два экземпляра бронированных SdKfz 2, незначительно отличавшихся друг от друга. Но в серию эта модификация не отправилась.

Во Франции в Первую мировую пробовали навесить броню на трицикл. Невразумительное чудовище весило 2 т и было не может перебраться кроме того через лежачего полицейского (если бы в то время они существовали). Единственный экземпляр был разобран на металл по окончании первого же опробования.

Во второй половине 30-ых годов XX века французский инженер Леэтр создал мотоцикл, что очевидно назвал Tractorcycle. Шушпанцер был полностью гусеничным и владел высокой проходимостью, и был легко бронирован. 400-килограммовый трактороцикл оснащался двигателем количеством 500 см³ и развивал скорость до тридцати километров/ч.

Леэтр пара раз предлагал собственный чудо армии, о нем писали в научно-популярных изданиях, но все опробования были насмарку.

Поворачивал необычный шушпанцер методом изгибания резино-металлической гусеницы, и это без шуток портило его устойчивость. Последнюю модификацию 1939 года разработчик снабдил боковыми колесиками, но наступила война, и руководству было не до рассмотрения необыкновенных прожектов.

На деле конструкций было большое количество больше — я разглядел лишь самые известные. Вряд ли бронированные мотоциклы отыщут себе использование в будущем: они ни при каких обстоятельствах не были самой популярной ветвью развития бронетехники. Но в истории они останутся — это уж совершенно верно.

А у меня но показалась мечта съездить во Францию, отыскать у какого-нибудь коллекционера «Веспу» с базукой и прокатиться на ней. Ощутить себя сильным.

И легким.

Бронецикл Гроховского

    Бронецикл Гроховского воображал собой полноценный тяжелый броневик с полугусеничным ходом. Шофер, он же стрелок, наблюдал на окружающий мир через узкие амбразуры в полукруглой башенке и мог стрелять из носового пулемета. Задний привод на гусеницы разрешал бронециклу преодолевать распутье

В СССР бронемотоцикл разрабатывало особенное конструкторско-производственное бюро ВВС РККА под управлением Павла Игнатьевича Гроховского. Прежде всего Гроховский известен как разработчик и популяризатор парашютной и десантной техники — от хлопчатобумажных парашютов до устройств крепления мотоциклов и танков под фюзеляжами самолетов.

Бюро Гроховского разрабатывало кроме этого разные наземные средства самых необыкновенных конструкций. К примеру, танк-аэросани либо танки, оборудованные пушками с реактивными боеприпасами. А уж количество диковинных «прибамбасов» к самолетам, созданных Гроховским, не поддается исчислению.

Многие изобретения Гроховский испытывал сам, а его команда взяла прозвище «цирк Гроховского» за необычность опробований. Так, в первой половине 30-х годов Гроховский внес предложение уникальную конструкцию бронецикла. Действительно, проект был отвергнут еще на стадии разработки.

Во второй половине 30-ых годов XX века Гроховского сняли с должности начальника бюро, а спустя пять лет послали в лагерь, где он и погиб. Бронецикл был благополучно забыт.

Бронецикл Кареева и Баринова

В первой половине 40-ых годов XX века была предложена еще одна конструкция бронемотоцикла. Разработка инженеров Кареева и Баринова называлась «Бронированный мотоцикл с подвижной батареей», но тут дело не пошло дальше чертежей и рисунков начального уровня. Оригинальность конструкции заключалась в том, что на бронированном корпусе мотоцикла размешались легкие ракетные комплексы РС-82 и РС-132.

По сути, мотоцикл становился «Катюшей». Как инженеры планировали обеспечить устойчивость собственного транспортного средства, история умалчивает

Такие различные бронециклы

    Бронированный Harley-Davidson времен Первой Мировой — изображение со древней открытки
    Проект милицейских бронециклов для Нью-Йорка обширно разрекламировали в прессе. Была изготовлена умелая партия, но до массового производства дело так и не дошло

В первой половине 30-ых годов двадцатого века в одной из нью-йоркских газет показалась заметка о том, что все милицейский подразделения города планируется снабдить бронированными мотоциклами Harley-Davidson. По сути, брался простой «Харлей» с коляской, на котором укреплялись бронещиты с врезками из пуленепробиваемого стекла.

В действительности практически в каждом европейском либо американском военизированном конфликте первой половины XX столетия употреблялись бронециклы, полученные из обычных мотоциклов методом пулемёта и установки щита. Значительно чаще употреблялась база Harley-Davidson, поскольку для бронирования доходили лишь тяжелые мотоциклы.

Китайцы на протяжении войны с Японией в полной мере удачно бронировали германские мотоциклы BMW, действительно, в маленьких количествах. Снаружи такие броневики очень сильно напоминали классических китайских торжественных драконов.

Сейчас бронированные трициклы употребляются в Таиланде — к примеру, для разгона демонстраций. Спереди таковой трицикл защищен щитом, шофер делает кроме этого роль стрелка. Второй солдат может сидеть сзади, спиной к водителю.

Уникальные бронециклы употребляются и в Непале — ввиду участившихся нападений на официальных собирателей пожертвований. Монах-собиратель сидит в пуленепробиваемой стеклянной коляске, а шофер защищен щитком и вооружен винтовкой на штативе.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№86, декабрь 2009).

Lit Motors представила ,самобалансирующий мотоцикл(БАЛАНС КОТОРОГОДЕРЖИТСЯ С ПОМОЩЬЮ ГИРОСКОПА)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Огнестрельная катана: стволы

    Огнестрельное оружие показалось в Японии как минимум на сотню лет раньше, чем в Европе: в XIII либо кроме того XII веке. Сказалась близость к Китаю —…

  • Загадочные миры а. платонова

    Бродский о Платонове, сравнивая его с Набоковым: «в случае если Набоков – искусный канатоходец, то Платонов – покоритель Эвереста». Андрей Платонов…

  • 10 Историй любви знаменитостей, закончившихся страшной трагедией

    Жизнь знаменитостей думается нам пределом мечтаний, а их истории любви –поразительно прекрасной сказкой. Но, кроме того у прекрасных и известных не все…

  • Волчата фюрера

    «Завтрашние офицеры!», «Молодёжь помогает фюреру!», «Все десятилетние – в Гитлерюгенд!», «Лишь ты!» – плакаты с подобными лозунгами являлись призывом для…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: