Е годы (1830–1837). болдинские осени 1830 и 1833 годов 11 страница

История

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря собственная социальная действительно, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю характерна и человечность.

В случае если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет.

В том месте, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое съеживается и исчезает.

Пушкин изображает пара эпизодов, где сперва Гринев пробует вызволить Машу Миронову, собственную невесту, из пугачевского плена и из рук Швабрина, позже Маша Миронова пытается оправдать Гринева в глазах императрицы, правительства и суда. В тех сценах, где храбрецы находятся в сфере действия социальных и моральных законов собственного лагеря, они не встречают понимания своим несложным людским эмоциям. Но когда социальные и моральные законы кроме того враждебного храбрецам лагеря отступают на второй план, пушкинские храбрецы смогут рассчитывать на сочувствие и доброжелательство.

Если бы временно Пугачев-человек, с его жалостной душой, сочувствующий обиженной сироте, не побеждал над Пугачевым – лидером бунта, то Маша и Гринев Миронова обязательно бы погибли. Но если бы в Екатерине II при свидании с Машей Мироновой не победило человеческое чувство вместо социальной пользы, то и Гринев не был бы спасен, избавлен от суда, а соединение влюбленных было бы отложено либо не произошло вовсе.Е годы (1830–1837). болдинские осени 1830 и 1833 годов 11 страница

Значит, счастье храбрецов зависит от того, как люди способны оставаться людьми, как они человечны. Это особенно относится к тем, кто владеет властью, от кого зависят судьбы подчиненных.

Человеческое, говорит Пушкин, выше социального. Недаром его храбрецы благодаря собственной глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил. Пушкин находит ясную формулу для обозначения, с одной стороны, социальных законов, а с другой – человечности.

В современном ему обществе между гуманностью и социальными законами существует разрыв, несоответствие: то, что соответствует социальным заинтересованностям того либо другого сословия, страдает недостаточной человечностью либо убивает ее. В то время, когда Екатерина II задаёт вопросы Машу Миронову: «Вы сирота: возможно, вы жалуетесь на обиду и несправедливость?», то героиня отвечает: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия».

Милость, за которой приехала Маша Миронова, – это человечность, а правосудие – правила и социальные уложения, принятые и действующие в обществе.

По мысли Пушкина, оба лагеря – и дворянский, и крестьянский – не хватает человечны, но, дабы человечность взяла верх, не требуется переходить из одного лагеря в второй. Нужно встать над социальными условиями, предрассудками и интересами, подняться над ними и не забывать, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, чинов и титулов.

Для Пушкина достаточно и того, что храбрецы в собственной среды, в собственного сословия, следуя собственной нравственной и культурной традиции, сохранят честь, преимущество и будут верны общечеловеческим сокровищам. капитан и Гринев Миронов остались преданы кодексу дворянской чести и присяге, Савельич – устоям крестьянской морали. Человечность может стать достоянием всех всех сословий и людей.

Пушкин, но, не утопист, он не изображает дело так, словно бы случаи, обрисованные им, стали нормой. Наоборот, они не стали действительностью, но их торжество, пускай в отдаленном будущем, вероятно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая ответственную в его творчестве справедливости и тему милости, в то время, когда человечность станет законом людской бытия.

В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских храбрецов – когда громадные события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической судьбе только не надолго. Но скорбь не смывает пушкинской уверенности на протяжении истории, в победе человечности.

В «Капитанской дочке» Пушкин отыскал убедительное художественное ответ поднявшихся перед ним противоречий действительности и всего бытия.

Мера человечности стала наровне с историзмом, совершенством и красотой формы неотъемлемым и узнаваемым показателем пушкинского универсального (его именуют кроме этого онтологическим, имея в виду общечеловеческое, бытийное уровень качества творчества, определяющее эстетическое своеобразие зрелых произведений Пушкина и его самого как живописца) реализма[218], вобравшего в себя и строгую логику классицизма, и свободную игру воображения, привнесенную в литературу романтизмом.

Пушкин выступил завершителем целой эры литературного развития России и зачинателем новой эры мастерства слова. Его главными художественными устремлениями были синтез главных художественных направлений – классицизма, просветительства, романтизма и сентиментализма и утверждение на этом фундаменте универсального, либо онтологического, реализма, названного им «истиннымромантизмом», разрушение жанрового мышления и переход к мышлению стилями, которое обеспечило в будущем господство разветвленной совокупности личных стилей, и создание единого национального литературного языка, сотворение идеальных жанровых форм от лирического стихотворения до романа, ставших жанровыми примерами для русских писателей XIX в., и обновление русской критической мысли в духе достижений европейской философии и эстетики.

Главные понятия

Классицизм, предромантизм, эпикурейство, гедонизм, право естественное, романтизм, универсальный (онтологический) реализм, байроническая («восточная») поэма, антологическая лирика, элегия, послание, мадригал, поэма, повесть, стихотворная повесть, роман, роман в стихах, онегинская строфа, народная драма, народная катастрофа, «подлинный романтизм», поэтизм, прозаизм.

задания и Вопросы

1. творчества и Какие периодизации жизни Вы понимаете? Изложите их.

2. В чем особенности лирики раннего Пушкина?

3. Поэма «Людмила и Руслан» как новаторское произведение.

4. Элегия «Погасло дневное светило…» как пример романтической элегии нового типа.

5. влияние поэзии и Пушкинский байронизм Андре Шенье.

6. Как происходила и в чем выразилась изменение жанра «исторической элегии»?

7. Преобразование в лирике южного периода классических типов лирического «я».

8. поэтика и Какова проблематика «южных» поэм?

9. Какова структура романтического конфликта и его эволюция в южных поэмах – от «монологического» конфликта к «диалогическому»?

10. В чем заключался кризис 1823 г. и каковы были его последствия?

11. Какие конкретно поправки вносит Пушкин в прошлое романтическое восприятие действительности и как нужно осознавать слова «преодоление романтизма» в его творчестве?

12. Поясните, что, на Ваш взор, прячется за понятием «подлинный романтизм», употребленным Пушкиным.

13. Какова историческая концепция Пушкина в трагедии «Борис Годунов»?

14. Что осознавал Пушкин под «действительно романтической катастрофой»?

15. Каковы взоры Пушкина на реформу отечественной катастрофе?

16. Неприятность «народного мнения» и мифологизация русской истории в сюжете катастрофы.

17. Как подошел Пушкин к воспроизведению исторической судьбе государства и народа? Два типа культуры в «Борисе Годунове». В чем суть последней ремарки?

18. Жанр исторической поэмы в творчестве Пушкина.

19. Какова публично-политическая позиция Пушкина и в каких произведениях она выражена?

20. Назовите темы поэтических манифестаций и деклараций Пушкина в 1826–1829 гг. Поясните их смысл и содержание.

21. В чем обстоятельство нового обращения Пушкина к романтическим концепциям творчества?

22. Как растолковать, что во второй половине двадцатых годов девятнцадцатого века возрастает количество философских и символических стихотворений?

23. Обстоятельства усиления неоромантических настроений в лирике 1830-х годов.

24. Ужасные мотивы в лирике 1830-х годов.

25. Обстоятельства оживления «высокого» жанра и «архаического» стиля оды в стихотворениях 1830-х годов.

26. Осветите вопрос о религиозности позднего Пушкина.

27. Каменноостровский цикл. Его примерный состав. гипотезы и Факты.

28. «Я монумент себе воздвиг нерукотворный…» как поэтическое завещание поэта.

29. Проблематика пушкинских поэм 1830-х годов.

30. «Бронзовый наездник» как «петербургская повесть». Историко-философский его отражение и конфликт в композиции и жанре.

31. Тема поэтического воодушевления в лирике и вопрос о «пользе» поэзии в «Домике в Коломне».

32. Неприятность «милости» в творчестве Пушкина и ее особенный поворот в поэме «Анджело».

33. Какова жанровая природа романа «Евгений Онегин»?

34. В чем отличие жанра романа в прозе от жанра романа в стихах? Из-за чего Пушкин настаивал на отличии между ними? Содержится ли это различие лишь в характере письма – в прозаической либо стихотворной форме, либо Пушкин видел различие в чем-то еще?

35. пародия и Ирония в романе «Евгений Онегин». Какова их роль?

36. Перечислите композиционные приемы в романе «Евгений Онегин». К примеру, симметричность, пересечение различных точек зрения, роль внесюжетных компонентов, связь и противоречие смысловой завершённости и событийной незавершённости и др.

37. Функция «Отрывков из Путешествия Онегина».

38. Поведайте о проблеме Х главы романа «Евгений Онегин».

39. Неприятность реализма романа «Евгений Онегин». своеобразие и Характер пушкинского реализма. Каковы взоры пушкинистов на пути и эту проблему ее решения?

40. Переход к прозе. Каковы его идейно-последствия и тематические предпосылки?

41. «Повести Белкина» как прозаический цикл. Неприятность рассказчиков и автора. Каковы точки зрения критиков?

42. жизнеутверждающее начало и Ирония в «Повестях Белкина». Каковы методы их манифестации?

43. Пародирование тем и мотивов доромантических и романтических повестей. Какова его функция?

44. Диалектика случайного и нужного как проявление законов судьбы. Приведите примеры.

45. Жанр традиции и фантастической повести «готической» новеллы («дама пик»). Функция фантастического компонента.

46. Сравните романы «Капитанская» дочка «и Дубровский».

47. Тип прозаического романа в понимании Пушкина.

48. справедливости «и» Проблема «милости». В каких произведениях Пушкина поднимается эта неприятность и каков ее исторический и идейно-художественный суть?

49. Эволюция пушкинского историзма от «Бориса Годунова» до «Капитанской дочки». Проследите ее.

50. Поэтический и проблема синтеза и прозаический язык стилей.

Литература

Абрамович С.Л. Пушкин во второй половине 30-ых годов XIX века. Предыстория последней дуэли. Л., 1989.

Алексеев М.П. Стих Пушкина «Я монумент себе воздвиг нерукотворный…». Л., 1967.

А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1, 2. М., 1974.

А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. Под. ред. В.И. Коровина. М., 2000.* +

Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. Факсимильное издание. М., 1985.*

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1813–1826). М.; Л., 1950.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1826–1830). М., 1967.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.*

Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. М., 1964.*

Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994.*

Вацуро В.Э. литературное движение и Пушкин его времени. – «Новое литературное обозрение». 2003. № 59.*+

Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб., 2000.*

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.*

Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. Wien, 1992.

Гуковский Г.А. проблемы и Пушкин реалистического стиля. М., 1957.*

Жирмунский В.М. Пушкин и Байрон. Л., 1978.*

Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975.

Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1998.

Коровин В. Лелеющая душу человечность. М., 1982.

Лежнев А. Проза Пушкина. Опыт стилевого изучения. М., 1937.

Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. статьи и Исследования. М., 1996.*

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., 1983.*

Маймин Е.А. Пушкин. творчество и Жизнь. М., 1981.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.*+

Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эра романтизма. М., 2001.*+

Набоков Владимир. Комментарий к роману «Евгений Онегин». СПб., 1998.

Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. Пушкин.

Российская Федерация. Мы. М., 2001.

Непомнящий В. судьба и Поэзия. заметки и Статьи о Пушкине. М., 1983.*

Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.

Произведения А.С. Пушкина в школе. Ч. 1. М., 2002.*

Произведения А.С. Пушкина в школе. Ч. 2. М., 2003.*

Пушкин в прижизненной критике. 1820–1827. СПб., 1996.

Пушкин в прижизненной критике. 1828–1830. СПб., 2001.

Пушкин в прижизненной критике. 1831–1833. СПб., 2003.

Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

Сидяков Л.С. Художественная проза А.С. Пушкина. Рига, 1973.*

Стихотворения Пушкина 1820—1830-х годов. Л., 1974.*

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1974.

Сурат И., Бочаров С. Пушкин. творчества и Краткий очерк жизни. М., 2002.*

Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1, 2. М., 1990.*

УстюжанинД.Л. «Мелкие катастрофы» А.С. Пушкина. М., 1974.

Фомичев СА. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986.

Фридлендер Г.М. Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы во всемирной литературе: К характеристике повествовательной структуры и Байрона и поэм образного строя Пушкина. – В кн.: Пушкин. Изучения и материалы.

Т. VII.

мировая литература и Пушкин. Л., 1974.*

Чудаков А. Слово – Вещь – Мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992.*+

Чумаков Юрий. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

Шмид Вольф. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996.

Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

Глава 8

Творческий путь Андрея Смолякова


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: