Египет в период раннего и древнего царства

Эра Старого царства (начало XXVIII — середина XXIII в. до х.э.) — это более чем пятисотлетний период египетской истории, время правления III, IV, V и VI манефоновских семейств, эра, генетически связанная с Ранним царством, но воображающая собой как следует новый этап развития Египта. Новые явления определялись прежде всего окончательным, прочным объединением страны, сплочением ее в одно политическое и экономическое целое.

Это делается особенно ясным, в случае если учесть, что значительных трансформаций в орудиях производства если сравнивать с Ранним царством не случилось; трансформации были, по-видимому, по большей части количественные. Лишь резкое повышение производства бронзовых орудий труда имело возможность привести, к примеру, к громадным трансформациям в строительном деле — началу невиданного строительства из мягкого известняка.

Как мы знаем, что блоки из этого камня выпиливались бронзовыми пилами, каковые изготовлялись из слитков, подвергавшихся для прочности особой проковке. Из гробниц Старого царства до нас дошло много разных бронзовых орудий и их мелких моделей, но так же, как и прежде активно использовались разнообразные каменные орудия, древесные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный древесный плуг.Египет в период раннего и древнего царства Бронзовое орудие было в эту пору громадной сокровищем.

Полное объединение Египта и более целенаправленная организация производства в пределах объединенной страны в огромной степени содействовали неспециализированному подъему всех отраслей египетского хозяйства.

Монументы Старого царства в первый раз разрешают осветить кое-какие серьёзные стороны производственных взаимоотношений египетского общества. Бессчётные документы показывают существование царского хозяйства и особенно хозяйств частных лиц — вельмож, занимавших большие должности при дворе, в административном аппарате, как в центре, так и на местах — в номах.

Бессчётные раскрашенные рельефы сплошь покрывают внутренние стенки заупокойных вельможеских гробниц и снабжены краткими пояснительными надписями. Они позволяют представить жизнь громадного хозяйства — собственного дома (пер джет) вельможи. Эти гробничные изображения были тесно связаны с египетским культом, отражавшим представления египтян о потустороннем мире как вечной копии земной настоящей судьбе, и являлись, в сущности, подробным наглядным описанием данной жизни, исходя из этого они и имеют самое прямое отношение к настоящему хозяйству вельможи.

Гробничные рельефы говорят нам о самом вельможе и о его ярком окружении. В большинстве случаев он продемонстрирован главой громадной семьи, в состав которой входят его дети и жена, родные сестры и братья, время от времени отец и мать, родственники, домочадцы. Тут же бессчётные индивидуальные слуги, музыканты, певицы и певцы, танцовщицы, кравчие, парикмахеры, опахалоносцы, телохранители.

Примечательно, что младшие члены семьи наровне с домашними слугами обслуживают хозяина усадьбы либо же участвуют в управлении его хозяйством.

Громадное вельможеское хозяйство складывалось из многочисленных владений и главной усадьбы (дворов и селений), находящихся в разных финишах страны, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Широкий штат разного рода служащих — писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых домоправителем, что осуществлял неспециализированное управление всей хозяйственной судьбой собственного дома, — организовывал и осуществлял контроль пастухов и труд земледельцев, птичников и рыболовов, садовников и огородников, пекарей и пивоваров, ювелиров и медников, гончаров и каменотесов, ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей, скульпторов и художников — всех тех, кто так ярко представлен на гробничных рельефах за собственной повседневной работой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи. Большое вельможеское хозяйство Старого царства снабжало собственного обладателя фактически всем ему нужным в повседневной судьбе.

Характерной формой организации труда в полеводстве во время Старого царства были рабочие отряды, трудившиеся при сборе и посеве урожая. Как возможно делать выводы по сценам сельскохозяйственных работ и надписям к ним, посевное зерно доставлялось земледельцам из житницы вельможеского хозяйства, тягловый скот (в большинстве случаев это две длиннорогие коровы) приводился из вельможеского стада, собранный урожай, свозимый на тока ослами, принадлежал вельможе и по окончании обработки на гумне поступал в его же закрома.

Рабочие отряды трудились и при перевозке тяжестей, погрузке судов (главное транспортное средство в Египте) и на многих вторых работах, причем они по мере необходимости имели возможность перебрасываться то на одну, то на другую работу.

Ремесленное производство вельможеского хозяйства было сконцентрировано в неспециализированных ремесленных мастерских — палате мастеров, в которой трудились ремесленники различных профессий. Тут трудились лишь мужчины. Дамы трудились в отдельных ткацких мастерских.

В хозяйстве существовало особое пищевое подразделение, занятое изготовлевием разных продуктов. Во всех ремесленных работах существовало Дробное разделение труда, над одним и тем же изделием на различных стадиях его изготовления довольно часто трудились пара человек. И в ремесленной мастерской все средства производства принадлежали обладателю всего хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможеские склады.

Так обстояло дело и в других отраслях хозяйства.

Следовательно, все виды тружеников, вовлеченных в вельможеское хозяйство, были лишены собственности на средства и орудия производства.

Если судить по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства приобретали довольствие из производств и вельможеских складов — с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво). Мы видим, как земледельцам выдают одежду — специальное масло — и короткий передник для умащения, поскольку, трудясь под безоблачным египетским небом при жарком солнце, практически обнаженный земледелец должен был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника кроме хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.

Но на тех же гробничных рельефах иногда изображается рынок для небольшого обмена, участниками которого были, по-видимому, кроме этого труженики вельможеского хозяйства. Тут шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыбацкие крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом цены было зерно либо полотно.

Наличие для того чтобы рынка возможно растолковать существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, и, возможно, и существованием в ремесленном производстве урочной совокупности. Норма выработки была, по всей видимости, близка к полной производительной возможности работника, но, сделав собственный урок, он, возможно, имел возможность изготовить дополнительные изделия, каковые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке.

В случае если это вправду было так, то работники вельможеского хозяйства имели возможность владеть определенной личной движимостью и распоряжаться ею по собственному усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эры Старого царства, от которых до нас дошли намного более скудные сведения, Наверное, были организованы по тому же принципу.

на данный момент отечественные представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и небольших хозяйствах данной эры у нас практически нет.

Учитывая без сомнений громадную роль вельможеских хозяйств в экономике эры Старого царства, нужно распознать их сообщение с царским (национальным) хозяйством. Как мы знаем, что в египетских монументах личный дом вельможи выступает как что-то внешнее по отношению к внутреннему, национальному (царскому) хозяйству. В состав собственного дома вельможи входили почвы и имущество, унаследованные от своих родителей.

Обладателями для того чтобы наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот из-за чего, например, младшие братья вельможи вынуждены были проходить службу в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа имел возможность располагать имуществом, взятым по завещанию от вторых лиц, и доставшимся ему за вознаграждение, т.е. приобретённым.

Складывается чувство, что унаследованным, завещанным, приобретённым землёй и имуществом вельможа был в праве распоряжаться по собственному усмотрению, как собственной полной собственностью, своим достоянием по истине (как раз из этого достояния вельможа, возможно, выделял средства и землю на обеспечение собственного заупокойного культа, предусматривавшего содержание громадного штата заупокойных жрецов при его гробнице). Наровне с достоянием по истине вельможа располагал достоянием по работе, которым он, по-видимому, всецело распоряжаться не имел возможности, поскольку оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, исходя из этого собственный достояние по истине и по должности вельможа четко разграничивал.

Вместе с тем монументы свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело в первую очередь от его должностного достояния,, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Старого царства. Нужно иметь в виду, что должности в Египте, в большинстве случаев, были потомственными, передавались от отца к сыну, но наряду с этим такая передача должности всегда утверждалась царем. Так, личное и должностное у себя дома вельможи тесно переплетается.

Не просто так само египетское понятие собственность (джет) есть более широким если сравнивать с вашим — оно может служить и для обозначения полной собственности (в вашем ее понимании), и для обозначения лишь владения, пользования (за работу).

Конечно, что бессчётный штат организаторов производства в царском, храмовых и вельможеских хозяйствах — разные госслужащие, писцы, контролёры и учётчики — отличался по собственному положению в обществе от лиц, конкретно трудившихся в этих хозяйствах. Многие из них занимали определенные национальные должности и сами имели в своем распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их.

К данной категории лиц направляться отнести кроме этого небольшой и средний персонал храмов, бессчётных жрецов, которые связаны с заупокойным культом (главные жреческие должности сосредоточивались в руках высшей придворной и местной провинциальной администрации). В эту же группу лиц, составлявших среднюю прослойку египетского общества, имели возможность входить скульпторы, архитекторы, художники, доктора, гениальные разбогатевшие ремесленники царских, храмовых и вельможеских хозяйств. От второй половины Старого царства до нас дошли бессчётные погребения, иногда очень богатые, принадлежавшие представителям как раз этих средних слоев населения.

Термин, обозначающий раба (бак, мн.ч. баку), известен еще со времен Раннего царства. Немногочисленные документы Старого царства говорят о том, что рабов возможно было брать и реализовывать (сохранился, к примеру, документ от VI династии, упоминающий куплю рабов), следовательно, в Египте времени Старого царства существовал рабский рынок. Среди рабов были чужеземцы, но в основном это были египтяне по происхождению.

Действительно, механизм порабощения соплеменников в условиях Старого царства тяжело на данный момент вернуть. Преобладание огромных, более либо менее замкнутых хозяйственных комплексов, в которых производилось все нужное, от орудий производства до продуктов потребления, тормозило, конечно, развитие товарно-финансовых взаимоотношений в стране, исходя из этого возможность появления в эту эру известного по паре более поздним переднеазиатским древним обществам долгового рабства практически исключается.

Быть может, что большая часть домашних рабов у египтян по происхождению являлись потомками тех обитателей Нильской равнины, которых во время войн и раздроблённости между номами, а после этого я между обоими ранними египетскими странами захватывали и порабощали соседи. Но, непременно, существовали и какие-то другие пути порабощения соплеменников.

Так, высокопоставленные чиновники второй половины Старого царства, выставляя напоказ собственную добродетель, хвастаются в собственных автобиографических надписях тем, что не поработили за всю собственную жизнь ни одного египтянина. Следовательно, сама возможность порабощения соплеменников — обитателей Нильской равнины — не была исключена имела место, но, разумеется, порабощать их считалось предосудительным, а быть может, и запрещалось царской властью. Недаром косвенные сведения о порабощении египтян восходят по большей части к концу Старого царства, в то время, когда чувствовался уже резкий упадок центральной власти.

без сомнений, что царские, храмовые и вельможеские хозяйства были преобладающими в экономической структуре Старого царства. Но были ли эти большие хозяйства единственной формой организации производства в стране, либо же за их пределами имел возможность существовать пускай незначительный, .но независимый общинно-личный сектор экономики? Ответить на данный вопрос исходя из египетских источников той эры тяжело, поскольку все они имеют отношение лишь к царскому и вельможескому хозяйствам.

Только на основании немногих косвенных разрешённых можно предполагать, что таковой сектор, возможно, существовал. Так, к примеру, один вельможа, живший в конце III династии, берёт почву у коллектива неких нисутиу (царских), каковые, следовательно, имели какие-то личные либо коллективные права на землю и имели возможность распоряжаться ею по собственному усмотрению.

Быть может, о существовании небольших личных хозяйств свидетельствуют надписи вельмож финиша Старого царства, каковые, они утвержают, что помогали каким-то, по-видимому небольшим, производителям посевным зерном и тягловым скотом во время пахоты. Трудно предположить, что такая помощь имела возможность осуществляться в рамках царского и вельможеского хозяйств, основанных, как мы видели, на совсем вторых правилах.

Наконец, не разорившиеся ли небольшие собственники, попадая в зависимость от обладателей больших вельможеских хозяйств, преобразовывались в рабов-баку? Не они ли являлись источником пополнения столь бессчётной категории заупокойных жрецов, снабжавших заупокойный культ вельмож?

Вероятно кроме этого, что среди участников обменного рынка, известного нам по гробничным изображениям, были не только труженики, вовлеченные в большие вельможеские хозяйства, но и небольшие личные производители. Но все это лишь предположения. Материал через чур незначителен и противоречив, дабы возможно было сделать какие-либо. жёсткие, однозначные выводы.

Во главе сложившегося египетского страны стоял царь, довольно часто именуемый в литературе фараоном — термин, пришедший из греческого языка, но восходящий к египетскому иносказательному наименованию царя эры Нового царства — nep-‘o, что означало Громадной дом (т.е. дворец); само же имя царя считалось священным, и произносить его всуе возбранялось.

Египетский царь владел неограниченной экономической, политической и главной жреческой властью. Все большие мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона — громадные ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, громадные религиозные и династийные праздничные дни. Царь почитался как всевышний и был, по египетским представлениям, во всем равен всевышним а также превосходил их могуществом.

Так, во время расцвета Старого царства усыпальницы царей — пирамиды — затмевали своим великолепием храмы всевышних, в то время еще весьма незначительные, так, что до наших дней от последних практически ничего не сохранилось. Долгая, со временем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе. пять имен, а также личное и тронное.

До конца египетской истории фараон выступал как царь Верхнего и Нижнего Египта, что фиксировалось в его титулатуре как воспоминание о некогда существовавших независимых царствах юга и Севера. Пережитком времен двух додинастических царств была и дублированная совокупность некоторых национальных ведомств страны.

Наиболее значимым ассистентом царя был главный сановник — чати (в литературе довольно часто именуемый визирем), осуществлявший от имени царя неспециализированное управление хозяйственной судьбой страны и основной судебной палатой. В различные времена чати имел возможность занимать и другие наибольшие должности, в частности должность главы столичного управления; известно, но, что ему в течение практически всей истории Египта не доверялось управление армейским ведомством, во главе которого стоял второй наибольший сановник — глава войска.

Некогда свободные номы, войдя в состав единого страны, превратились в его местные административно-хозяйственные округа, причем на протяжении наивысшего расцвета Старого царства, при IV династии, отмечается полное подчинение номов центральной власти: царь имел возможность по собственной воле перемещать номархов (правителей номов) из одного нома в второй, из верхнего Египта в Нижний и напротив, существовал твёрдый контроль центра над всеми действиями местной администрации. Во время III и IV семейств верховная столичная знать складывалась из узкого круга лиц, пребывавших в родном родстве с царем.

Наиболее значимые лица в стране — чаги, полководцы, начальники разных работ и ведомств, главные жрецы наиболее значимых египетских храмов — были родными либо более дальними родичами царского дома, правящей династии. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного, разветвленного и специального бюрократического аппарата.

Единственным родом постоянного египетского войска, начавшего складываться еще во время Раннего царства, была пехота. Солдаты были вооружены луками, короткими мечами и стрелами. Довольно часто на протяжении походов солдат перебрасывали к месту битвы из мест постоянного размещения на грузовых речных судах.

Границы Египта на юге и Севере были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались армейские гарнизоны.

Примечательно, что милицейский функции в Египте с старейших времен осуществлялись уроженцами рано покоренной египтянами Северной Нубии — маджаями.

Египет довольно часто образно именуют Страной пирамид. В близи от Каира и к югу от него разбросаны эти грандиозные погребальные сооружения царей Старого царства, немые свидетели невиданного могущества египетских правителей, призванные навеки прославить имена фараонов, погребенных в подземных камерах этих необычных надгробий.

Первая, еще ступенчатая, 60-метровая пирамида была воздвигнута недалеко от современного местечка Саккара к югу от Каира для фараона III династии, основателя Старого царства Джесераталантливым архитектором, доктором и чати, известным Имхетепом, потом обожествленным. Незыблемо стоит в пригороде Каира, Гизе, первое и единственное сохранившееся из семи чудес света старого мира — великая пирамида второго царя IV династии Хеопса (Хуфу) — 146-метровая, сложенная из 2 млн.

300 тыс. великолепно пригнанных огромных каменных глыб. Тут же высятся пирамиды его преемников — младшего сына по имени Хефрен (Хафра), которая всего на три метра ниже пирамиды отца, и существенно уступающая им 66-метровая пирамида еще одного фараона данной же династии, которого кликали Микерин (Менкаура). Любой царь Старого царства начинал строить себе усыпальницу сразу же по восшествии на престол, и возводилась она иногда на протяжении многих лет.

Геродот, путешествовавший по Египту в V в. до х.э., оставил нам броское, но не совсем правильное описание строительства пирамиды Хеопса, как оно сохранилось в памяти далеких потомков.

Хеопс, по рассказам Геродота, вверг страну в пучину бедствий, вынудив всех египтян трудиться на него. Одни перетаскивали к Нилу огромные глыбы камня из каменоломен в восточной пустыне, другие грузили их на суда и доставляли на левый берег Нила, третьи тащили их до подножия Ливийского плоскогорья к месту строительства. Сто тысяч людей трудились в том месте изо дня в сутки, сменяя друг друга каждые три месяца.

Десять лет строили лишь дорогу, по которой тащили камни, и погребальный склеп, двадцать лет возводилась над ними сама пирамида.

На самом же деле стройматериалом для сооружения пирамиды служил местный известняк, добываемый тут же, у ее подножия, а с другого берега привозили лишь отличный белый известняк для облицовки внутренних помещений пирамиды и ее внешних граней. Конкретно пирамиду возводило ограниченное количество рабочих отрядов, складывавшихся из постоянных, квалифицированных, намерено обученных работников.

Особые рабочие бригадами трудились и на соседних каменоломнях. без сомнений, но, что на постройке пирамид в громадном количестве употреблялся неквалифицированный труд запасных работников, но происходило это в основном на протяжении разливов Нила, в то время, когда сельскохозяйственные работы неосуществимы, и потому не наносило ущерба экономике.

Рядом с пирамидами IV династии возвышается высеченный в горе 20-метровый Громадный Сфинкс; его обезображенное временем лицо, как полагают, имеет портретное сходство с царем Хефреном, во времена которого, по-видимому, сфинкс и был изваян. А рядом, около пирамид, раскинулся громадной город мертвых — погребения знати времен расцвета Старого царства. Возводили себе пирамиды, правда менее грандиозные, и цари последующих, V и VI семейств.

Пирамиды V династии находятся в районе Абу-Сира и Саккары. Около последнего селения находятся и пирамиды царей VI династии. Саккарский некрополь знати — самый широкий и серьёзный в Старом царстве.

Время Старого царства оставило нам не столько надписи царей, сколько автобиографические надписи номархов и вельмож, повествующие о походах , торговых экспедициях, разработке нужных ископаемых за пределами Египта.

Основатель IV династии царь Снефру совершил громадной поход в Эфиопию, полонив 7 тыс. нубийцев и уведя 200 тыс. голов скота; по окончании похода в Ливию он привел в новые 1100 пленных стада и Египет ливийцев. На Синае с азиатскими племенами боролись цари V династии Сахура и Унис. Они же предпринимали походы и в Ливию.

В поминальном храме Сахура, к примеру, изображены суда, доставляющие в ливийцев пленных и Египет азиатов. От него же до нас дошли первые сведения о путешествии египтян в далекий таинственный Пунт, пребывавший, быть может, на территории современного Сомали. Тогда еще не был прорыт канал между Красным и восточным рукавом Нила морем, исходя из этого путешествие должно было начинаться в г. Коптос в Верхнем Египте, откуда по руслу высохшей реки Вади-Хаммамат египтяне пешком доходили до побережья, а после этого на судах отправлялись в Пунт, привозя оттуда благовония, мирру, ладан, золото.

походыорганизовывали и цари VI династии. Пиопи I, второй царь VI династии, вести войну с азиатскими племенами уже за пределами Синайского полуострова, причем египетские армии двигались и сушей и морем. Сын Пиопи I, Меренра, ходил в Эфиопию.

Организовывались кроме этого и хозяйственные экспедиции, главной целью которых была добыча нужных ископаемых и других видов сырья (особенно для того чтобы роскоши).

Бессчётные надписи, покинутые на месте их деятельности чиновниками, которых царь направлял в каменоломни и рудники, повествуют об организации этих мирных походов, о борьбе со степными скотоводами в пути, о победах над ними, о разработках ископаемых. Медь египтяне так же, как и прежде добывали в горах Синая, в том месте же добывалась и бирюза. Камень был везде, но редкие его породы доставляли время от времени издали.

Лазурит, к примеру, методом многоступенчатого обмена попадал в Египет с территории современного Афганистана. Бессчётные экспедиции снаряжались на восточный берег Средиземного моря за ливанским кедром. Из Нубии привозили тёмное дерево, слоновую кость, шкуры львов и леопардов, но о нубийском золоте, россыпи которого потом интенсивно зарабатывались египтянами, сведений еще нет.

Во время Старого царства египтяне добывали золото в пустыне к востоку от Нильской равнины, привозили его и по Красному морю из страны Пунт.

Внутреннее положение страны периода Старого царства, не обращая внимания на его неоспоримую мощь, было, но, небезмятежным. Почему-то глубоким мраком окутано время правления III династии — нам прекрасно известен лишь ее родоначальник Джесер. разбитые изваяния и Недостроенная пирамида сына Хеопса, Джедефра, быть может, говорят о междоусобной борьбе двух братьев, закончившейся победой Хефрена.

Скрыт от нас, по-видимому, драматический финиш могущественной IV династии и приход на ее место V династии в лице ее основателя Усеркафа.

Вступление на престол данной династии стало причиной важным идеологическим трансформациям, связанным с началом общегосударственного почитания главного бога и — солнечного бога Гелиопольского нома, из которого, быть может, и происходила V семейство. Сейчас в титулатуре царь не только отождествляется с всевышним Хором, классическим покровителем раннединастических египетских царей, но и выступает как сын всевышнего Ра.

Пятеро первых царей новой семействе возводят в честь всевышнего Ра солнечные храмы с огромным обелиском в обнесенного оградой двора. При V семейства происходят кроме этого громадные внутриполитические сдвиги, внешним выражением которых стало появление среди высших чиновниковов страны уроженцев знати, не связанной с царем родственными отношениями (что было так типично при предшествующей династии).

Наконец, вся вторая добрая половина Старого царства — это время незримой, но долгой и упорной борьбы усилившейся номовой администрации против чрезмерного засилья центральной власти, за собственную политическую и экономическую автономию. Прямых письменных свидетельств данной борьбы нет, да, быть может, и не было, но очень многое можно понять, в случае если посмотреть хотя бы на погребения верхнеегипетских номархов (глав администрацию номов) периода VI династии.

Наследственные некрополи номархов той поры найдены по всему Верхнему Египту. И мы видим, что гробницы номархов от поколения к поколению становятся все более шикарными, в особенности гробницы номархов богатейших областей, а гробницы царей — пирамиды — уже не идут ни в какое сравнение с величественными оружиями могущественных фараонов IV династии.

Неспешно номы подрывают могущество центральной власти, и царской администрации со временем все более и более приходится идти на уступки их правителям. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов страны в пользу номов, в ущерб центру. Подрывается Экономическое могущество мемфисских царей, ослабевает их политическое влияние.

Практически сразу после смерти царя VI династии Пиопи II, что царствовал в Египте практически 100 лет, власть Мемфиса над Египтом делается номинальной. VII-VIII династии еще поддерживают традиции Старого царства, но эра прежнего величия прошла безвозвратно. Около 2200 г. до х.э. страна распадается на множество свободных номов.

Эра Старого царства завершается.

Ритуалы пирамид и гробницы Древнего царства. Лекция Виктора Солкина


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: