Епархиальное управление по определениям поместного собора 1917-1918 гг

Собор 1917-1918 гг., на котором обсуждались наиболее значимые церковные дела, разглядел и вопрос о епархиальном управлении.

Доклад на эту тему от имени отдела епархиального управления сделал доктор наук А.И. Покровский. Проект организации епархиального управления, предложенный данным отделом, явился, по словам докладчика, посильной попыткой возвратить Церковь к идеалу епископально-общинного управления, к тому порядку, что для Церкви есть идеалом на все времена [1].

Важные споры разгорелись около положения проекта о том, что епископ руководит епархией при соборном содействии мирян и клира. Предлагались разные поправки: целью одних было резче выделить Богоучрежденную власть преемников апостолов (епископ Тамбовский Кирилл предлагал включить в Определение о епархиальном управлении слова о единоличном управлении епископа, осуществляемом только при помощи епархиальных органов управления и суда [2]; а епископ Тверской Серафим сказал кроме того о недопустимости привлечения мирян к управлению епархией); другие поправки преследовали противоположные цели — наделить клир и мирян более широкими правами в ответе епархиальных дел.

Доктор наук И.М. Громогласов внес предложение заменить формулу при соборном содействии мирян и клира словами в единении с мирянами и клиром [3].Епархиальное управление по определениям поместного собора 1917-1918 гг Поправка Громогласова была принята на пленуме, но Епископское заседание, защищая канонические основания церковного строя, отвергло эту поправку.

В окончательной редакции Определения о епархиальном управлении восстановлена формула проекта, предложенная отделом епархиального управления: Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, имеется предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии мирян и клира [4].

Разногласия обнаружились и относительно вопроса о замещении вдовствующих кафедр. Епископ Тверской Серафим высказался за то, дабы избрание нового епископа было делом самих архиереев. Его оппоненты предлагали дать это мирянам и клирикам.

Восторжествовал компромиссный вариант: Архиереи округа либо, при отсутствии округов, Священный Синод составляют перечни кандидатов, в каковые по окончании канонического одобрения включаются и кандидаты, указанные епархией [5].

Сами же выборы должны осуществляться архиереями округа либо епископами, назначенными Синодом, совместно с народом и клиром епархии. перемещение и Назначение архиереев по инициативе высшей церковной власти допускалось только крайне редко.

4 правило I Никейского Собора предусматривает избрание ставленника на вдовствующую кафедру епископами митрополичьего округа: Епископа поставляти самый прилично всем тоя области епископам. В древности народ принимал участие в избрании епископа лишь как свидетель его правой веры и добропорядочности [6].

Собор установил тридцатипятилетний возрастной ценз для кандидатов в архиереи. В соответствии с Определению, епископы должны избираться из монашествующих либо не обязанных браком лиц мирян и белого духовенства, причем для тех и других в обязательном порядке облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество [7].

Это условие совершенно верно соответствует требованию 12 правила Трулльского Собора, не смотря на то, что оно и расходится с многовековой практикой Русской Церкви поставлять во епископы только монахов мантии. Рукоположение во епископы рясофорных монахов не укоренилось в отечественной Церкви и по окончании Собора 1917-1918 гг.

В соответствии с Определением, высшим органом, при содействии которого архиерей руководит епархией, есть Епархиальное собрание, выбираемое из мирян и клириков на трехлетний срок. Епархиальные собрания образуют собственные постоянные исполнительные органы: Епархиальный суд и Епархиальный совет. Принимая это Определение, Собор руководствовался рвением привлечь клир и мирян к широкому участию в церковном управлении.

Но каноническая власть епархиального архиерея оставалась неприкосновенной. В ст. 23 Определения было предусмотрено: Без согласия архиерея ни одно ответ органов епархиального управления не может быть совершено в судьбу [8].

2 (15) апреля 1918 г. Собор вынес Определение о викарных епископах. Его принципиальная новизна заключалась в том, что к ведению викарных епископов предполагалось отнести не только круг дел, касающихся епархиального управления, как это имело место и в синодальный период, но и управление отдельными частями епархии.

Викарные епископы должны были руководить собственными частями епархии под неспециализированным управлением епархиального архиерея на правах независимых епископов [9] и иметь нахождение в городах, по которым титулуются. Издание данного Определения было продиктовано насущной потребностью в повышении числа епархий и мыслилось как первый ход в этом направлении [10]. Уже в 1920-е гг. в отечественной Церкви насчитывалось не меньше 200 архиереев.

На третьей сессии Собором было вынесено Определение о церковных округах. Ссылаясь на то, что Соборы 1666 г. и 1681-1682 гг. признали целесообразность образования митрополичьих округов, Собор 1917-1918 гг. постановил создать в Русском Церкви церковные округа, а установление числа их и распределение по ним епархий [11] было поручено высшим органам церковного управления. Не все перемены, предусмотренные Поместным Собором 1917-1918 гг. удалось провести в судьбу.

Но все положения Определения Собора были канонически идеальны.

1. Деяния Священного Собора Православной Русском Церкви. Кн. V. ^

2. В том месте же. ^

3. В том месте же. ^

4. Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Русском Церкви. Вып. 1. С 18. ^

5. В том месте же. С. 18-19. ^

6. 13 правило Лаодикийского Собора гласит: Да не будет разрешаемо сборищу народа избирати имеющего произвестися во священство. ^

7. Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Русском Церкви. Вып. 1. С. 19. ^

8. В том месте же. С. 20. ^

9. См. в том месте же. Вып. 3. С. 42. ^

10. Вопрос о разукрупнении епархий Русской Церкви ставился в истории несколько раз, например, на заседании епископов, прошедшем в Москве в 1856 г., под руководством митрополита Столичного Филарета. ^

11. Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Русском Церкви. Вып. 4. С. 14. ^

«Священный собор Православной Российской Церкви»


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: