Европейская культура эпохи северного возрождения. периодизация, география. значение культуры северного возрождения для мировой цивилизации

Восстановление воображало собой интернациональное явление, охватившее, кроме Италии, где оно выразило себя с громаднейшей силой, кроме этого Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сейчас показался особый термин «Северное Восстановление», что обрисовывает изюминке Ренессанса в других государствах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую чёрта, но и кое-какие особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции.

Очень ответственной изюминкой Северного Восстановления было то, что оно происходило во время Реформации, и то, что в культуре народов этих государств в силу исторических обстоятельств отсутствовало такое обилие монументов античности, как в Италии»’.

На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и частично Германии отмечается зарождение новых линия в традиционно, взявших собственное полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из основных изюминок, характерных для мастерства Восстановления в государствах этого региона, есть его сообщение с поздней готикой и сотрудничество местных традиций с мастерством ренессансной Италии.Европейская культура эпохи северного возрождения. периодизация, география. значение культуры северного возрождения для мировой цивилизации В развитии мастерства этих государств нет синхронности, как нет единства в эволюции различных его видов (архитектура, частично скульптура и декоративно-прикладное мастерство отставали в собственном развитии от живописи и миниатюры).

Истоки нового, реалистического в Франции и искусства своей основе Нидерландов направляться искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического мастерства.

В произведениях художников Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны рвение к созданию целостной картины мира, пристальное внимание и интерес к многообразию и красоте природного окружения человека, к личной чёрту полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространств глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического количества) придавала ветхим, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. 15 в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, мастерство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к настоящему миру как источнику художественных образов, к раскрытию личных черт личности, любование и пристальное наблюдение природы её красотой.

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой такое же замечательное религиозное перемещение, каким сейчас есть, например, фундаментализм в исламских государствах. Оба они поддерживаливозвращение к изначальным сокровищам веры (к ее фундаменту) и потребовали важных трансформаций (реформации) существующей религиозной практики.

Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших главные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства по большому счету, права Церкви на земельные достатки, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландах и Британская революция.

Реформация начала протестантизм(в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).

Германское Восстановление стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, что продолжался полвека и очень сильно поменял средневековую Германию. С творчеством трех живописцев — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера (1471—1528) иГольбейна Младшего (1497 либо 1498—1543) — связан «золотой век» германской живописи. Не владея цельностью итальянского Ренессанса, германское Восстановление развивалось в хронологически маленький период и не имело собственного логического продолжения.

Выдающимся представителем Восстановления в Германии, творчество которого определяло германское мастерство в течение долгого времени, был мастер и живописец картины Дюрер. Считается, что Дюрер был равняется одарен как художник, рисовальщик и гравёр; гравюра и рисунок занимают у него громадное, подчас кроме того позицию лидера. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 страниц, по многообразию и обширности возможно сопоставлено лишь с наследием Леонардо да Винчи.

Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от тростникового пера и серебряного штифта до итальянского карандаша, угля, акварели Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него наиболее значимым этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Дюрер сильно повлиял на развитие германского мастерства первой половины XVI века.

Величайший мастер картины в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Восстановления. Он — единственный мастер Северного Восстановления, что по многогранности и направленности собственных заинтересованностей, рвению овладеть законами мастерства, разработке идеальных пропорций людской правил и фигуры перспективного построения возможно сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета мастерства германского Восстановления довольно часто именуют «эрой Дюрера».

Современниками Дюрера были большие мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553).

Правильным, четким по чёрту портретам (рисунок и живопись) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, картинам характерны реализм, величие и ясность мастерства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, воображает второе направление германского Восстановления: эмоции для него господствуют над разумом, a субъективность — над объективным анализом.

Гений живописца воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, которое связано с идеологией народных низов и ересями, выполнено драматической силы, напряжения, динамизма.

Среди гениальных творцов германского Восстановления почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный живописец Фридриха Умного и приятель М. Лютера, благодаря деятельности которого особенное развитие взял пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной называющиеся Дунайской школы.

Ренессанс в АНГЛИИ. БРИТАНСКИЙ Ренессанс прославился не столько архитектурой и живописью, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века, достигнув собственной вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616).

Финиш XVI века — период невиданного оживления театральной судьбе в Англии, время превращения страны и экономического подъёма в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эрой». Вырос престиж театра; актеров, ранее ненавидимых бродячих комедиантов, окружали общим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож.

Во второй половине 70-ых годов XVI века в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже пара.

Труппа Шекспира, приобретшая во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века статус королевской, поменяла несколько сцену, пока наконец в 1598—1599 гг. для нее не было выстроено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эры.

Первые комедии Шекспира, в частности «Большое количество шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Но на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены экономическим упадком и народными волнениями. Падал Церкви и авторитет государства.

В катастрофах «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) продемонстрирован кризис общечеловеческих морали и ценностей.

Храбрецы Шекспира — мыслящие, ощущающие и страдающие личности, каковые переживают потерю жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен оказать помощь им получить себя.

Тяжело выделить определенные периоды в Северном Восстановлении, как это возможно сделать по отношению к итальянскому Ренессансу. Любая страна имела собственный путь культурного развития. Временные рамки Северного Восстановления – 14-16 века(условно).

50.Стили XVII в.
Расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особенной остротой ставят в XVII в. проблему стиля. Неотъемлемое уровень качества стиля — синтез в едином образном целом всех видов пластических искусств, в котором ведущую и образующую роль играется архитектура. Стиль — это художественная совокупность, отличающаяся единством идейно-приёмов и образных принципов художественного языка.
В XVII в. сложились две стилевые совокупности: барокко и классицизм, но кроме этого складывается третье, реалистическое направление в мастерстве.

Барокко

Мастерство барокко развивалось в феодально-абсолютистских странах, находящихся под сильным действием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное мастерство барокко не может быть осознано вне его связи с архитектурой.

Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы в большей мере, чем другие виды мастерства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии (градостроительство и храмовое зодчество осуществляется на богатых людей и деньги церкви, но одновременно с этим она обслуживает общество в целом). В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным эмоцией.

В той же Италии воздвигаются светские сооружения, воображающие ответственный этап в развитии всемирный архитектуры. Разрабатываются приемы муниципальный планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых раскрываются новые правила связи архитектуры с природным окружением.

Для барокко свойственны громадная патетический характер и эмоциональная приподнятость образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической ясности количеств. Из этого криволинейность замыслов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши — статуями.

Неспециализированное чувство богатства и бурного движения дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой бронзой и цветными мраморами. К этому направляться добавить красивые контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же возможно сообщить о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эры барокко, отличающихся только мастерским применением сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, скульптурными группами и статуями.
бросче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над действительностью, экстатическая ясность образов, бурная динамика форы).

В живописи вклад в мастерство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Собственного полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др. В их насыщенных сильным перемещением многофигурных композициях персонажи как словно бы бы увлекаются куда-то неизвестной силой.

В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, по большей части плафоны, алтарные картины с изображениями апофеозов святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические и аллегорические композиции, народный портрет (громадной стиль). В мастерстве барокко, в частности в монументальной пластике Бернини, нашли собственный отражение не только религиозные идеи, но и непримиримые противоречия и острый кризис в Италии XVII в.
Барочное мастерство Фландрии имеет собственную специфику. У Рубенса, Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, настоящего и иллюзорного выражается скорее снаружи, не переходя в ужасный диссонанс. У Рубенса во многих алтарных композициях, кроме этого как и в картинах на темы древней мифологии, прославляются реальное бытие и человек.
В Испании XVII в. барокко развивалось в необычных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с сильно выраженной поляризацией.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но Франция XVII в. — это историческая арена развития классицизма.

Классицизм
Стиль классицизма появляется параллельно со стилем барокко как стиль одной с ним эры, решающий с вторых позиций и другими изобразительными средствами задачи собственного времени — прославление могущества безотносительного монарха.
Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эру Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма.
Вместо драматических эффектов барочного зодчества он выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Не смотря на то, что XVII в. воображает первый этап классицизма, в то время, когда особенности этого стиля не достигли самый строгого и чистого выражения, публичные и дворцовые сооружения, муниципальные ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом праздничной парадности.

Их пространственное ответ отличается ясной логикой, фасада — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — строгостью и простотой. Строгая упорядоченность вносится кроме того в природу: мастерами классицизма была создана совокупность так именуемого регулярного парка. Мастера классицизма обширно обращается к древнему наследию, изучая неспециализированные правила древней архитектуры и, в первую очередь совокупность ордеров, перерабатывая формы и отдельные мотивы.

Дух классицизма не помогал выражению религиозно-мистических идей, и исходя из этого культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм покинул такие превосходные монументы художественного синтеза, как скульптура и декоративно-прикладное мастерство в архитектурном ансамбле.
В искусстве классицизма одной из главных тем была тема долга, победы публичного над личным, тема утверждения высших этических правил: героизма, доблести, моральной чистоты, каковые находят собственный художественное претворение в образах, выполненных величия и возвышенной красоты. несовершенству и Противоречиям действительности классицизм противопоставляет принцип суровой дисциплины и разумности, благодаря которым человек обязан преодолевать жизненные препятствия.

В соответствии с эстетике классицизма, разум есть главным критерием красивого. Живописец в собственном творчестве обязан исходить из идеальных образцов, которыми считались произведения Высокого Возрождения и античного искусства.

В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной ясности: так храбрецам французского живописца Пуссена характерны спокойное самообладание и волевая собранность, уравновешенность и ясность композиции Фигуры в его красивых работах отличаются классической законченностью и строгостью. В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль.

Признавая красоту настоящего бытия, красоту природы, живописцы классицизма отдавали предпочтение изображению природы, которая помогает не только активным фоном в сюжетных композициях, но довольно часто образовывает определяющую базу в общем строе картины. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет.
Классицизм стал стилем французской монархии в основном в архитектуре, в декоративно-прикладном мастерстве (монументально-декоративная живопись), а в парадном портрете репрезентативные качества барокко больше соответствовали требованиям абсолютизма. Росписями прославился Шарль Лебрен, придворным мастером парадного портрета был Риго.

Реализм

Наровне с барокко и классицизмом в живописи XVII в. складывается принципиально новая, внестилевая форма отражения действительности. Ее появление — одна из наиболее значимых вех в истории мирового мастерства. Сущность ее в том, что художественный образ появляется не в рамках стиля, а на базе яркого обращения живописца к явлениям настоящего мира, ко всему достатку натуры.

Речь заходит о яркой связи образов с настоящей действительностью Художественное обобщение тут достигается методом отбора самые типических образов, раскрытия и явлений действительности их значительных изюминок. Уже само разнообразие настоящего мира является причиной того, что и разные творческие направления, и отдельные мастера, воображающие эту новую художественную совокупность, отличаются необыкновенным разнообразием образного языка и идей. Среди блестящих живописцев, раскрывавших в собственных произведениях значительные стороны эры, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди бытоописателей крестьянства и бюргерства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж).
Новый внестилевой реалистический способ содействовал невиданному расширению возможностей изобразительного мастерства. Появились новые жанры: бытовой жанр, натюрморт; сложился в самых развитых формах пейзаж, решающие сдвиги случились в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет). Это внестилевое мастерство XVII в. в научной литературе обозначается часто термином «реализм».
При разной степени распространенности новая художественная совокупность развивалась практически во всех государствах Западной Европы. Так, в Италии это Караваджо и его последователи, во Фландрии в один момент с Рубенсом и его кругом — Брауэр; во Франции — Луи Ленен, в Испании — Веласкес.

самоё полное и последовательное выражение эти реалистические тенденции нашли в голландском мастерстве, где республиканско-буржуазный строй, засилья и отсутствие абсолютизма церковной идеологии дали особенно благоприятные условия для развития прогрессивных художественных направлений. Творчество великих голландских живописцев опережает социально-историческое развитие общества, выходят за его рамки и вступая с ним в конфликт.
Но нельзя не признать, что абсолютные завоевания реалистического (внестилевого) направления сопровождались утерей стилистической целостности, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый ансамбль. Живопись совсем дифференцируется от скульптуры и архитектуры, улучшается процесс станковизации, т. е. создания станковой живописи, не связанной с окружающими произведениями искусства. Намечаются показатели усилившегося расщепления пластических искусств.
Реализм потребовал широких обобщений, типического в настоящих образах. Вот из-за чего выдающиеся мастера обращаются к библейским и мифологическим сюжетам, разрешающим довести обобщения до отметки мифа при глубокой жизненной и правдивой трактовке образов (Караваджо, Рембрандт).
Определенная степень единства, отличающего мастерство XVII в. разных государств-членов Евросоюза, разъясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности Рим, остается Меккой живописцев и преобразовывается в интернациональный художественный центр.

Новое время

Эра, заложившая фундамент современной цивилизации. Буржуазные революции в Голландии XVI века и в Англии XVII века, перевоплотившие данные государства в передовые европейские державы, ознаменовали решительный разрыв со средневековьем и господствовавшими феодальными порядками.

Разрушение устоев классической цивилизации стало называться модернизации процесса, охватывающего все стороны судьбы общества и включающего в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление правового государства и гражданского общества, научную революцию, переворот в публичном сознании и утверждение атеизма и свободомыслия.

В европейской культуре XVII-XIX столетия являются единое целое. Развитие культуры этого времени направлено на становление промышленной цивилизации, в базе которой лежит буржуазный метод производства. На первый замысел выдвигается активная, творческая, преобразующая деятельность человека.

В отличие от средневековья человек не ограничен ни социальными границами собственного сословия, ни географическими рамками собственного места жительства v он начинает чувствовать себя частью более большой общности нации.

Данный процесс в значительной мере был обусловлен разрушением натурального хозяйства: деревенский уклад, исключающий торговлю, делается нерентабельным. Потому, что новая общность в центре самого себя содержит производство, то целый экономический уклад образует новую форму организации v нацию.

При всём том XVII, XVIII и XIX столетия отличаются и качественным своеобразием. XVII век v становления рационализма и век зарождения, XVIII век ознаменован наступлением эры Просвещения, а XIX век подводит результат культурному процессу двух предшествующих столетий и в один момент намечает возможности предстоящего развития.

XVII векявляется периодом становления капитализма в Западной Европе. Одной из наиболее значимых предпосылок появления нового характера мышления стали знакомство европейцев с малоизвестными до той поры частями света и последующее их освоение. Так, великие географические открытия, разрешившие европейским странам увеличить собственные территории, и соответствующее развитие мореплавания послужили обстоятельством появления надежных и вместительных судов и прекрасно вооруженных, маневренных судов, а вместе с этим и дифференциального и интегрального счислений, предназначавшихся первоначально для расчёта водоизмещения этих судов.

В целом в материальной культуре происходит бурный рост индустрии, развивающейся в соответствии с ускорившимися темпами научного прогресса. Данный процесс был бы неосуществим без интенсивного развития науки, которая всё более ориентируется на решение задач экономического и политического развития европейского общества.

Бурный подъём правильных и естественных наук в семнадцатом веке стал называться «научной революции». В эту эру были сделаны принципиально новые открытия в математике: так, Р. Декарт (1596-1650) заложил фундамент аналитической геометрии, П. Ферма (1601-1665) создал теорию чисел, Г. В. Лейбниц (1646-1716) написал труды по дифференциальному и интегральному исчислению. не меньше значимы открытия и в облас

10 САМЫХ СТРАННЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: