Фантастика и реальность в творчестве е. замятина

итературный дебют Замятина, рассказ Один (1908 г., издание Образование),

был практически не увиден критикой. Евгений Иванович потом был низкого мнения о собственном первом произведениии. Потом последовали Уездное (написано в Лахте под Петербургом), сатирическая повесть На куличках (создана в Николаеве) и последовательность рассказов.

О Замятине шумно заговорила критика, его имя ставили рядом с Неприятным, Пришвиным, Буниным, Куприным.

Повесть На куличках привела к гневу цензуры, заметившей в ней лишь оскорбление и унижение русского офицерства. Ответом Петербургского суда тираж номера издания Заветы был арестован, а Замятин выслан на Север. В действительности в повести не чувствуется жажды обидеть военное сословие.

Не считая отрицательных персонажей имеется красивые и сильные в страстях поручик Андрей Иванович Половец, приехавший из Тамбова в тихоокеанскую часть куда макар телят не гонял, капитан Шмит и его супруга Маруся. Отнюдь не примитивны капитан Нечеса, поручики Тихмень и Молочко. Повесть На куличках полна сострадания и любви автора к соотечественникам и протеста против публичных условий, унижающих человеческое преимущество.

По северным впечатлениям были написаны повесть Север, рассказы Африка

и Ела. Произведения свидетельствовали о закреплении в творчестве Замятина лирико-романтического начала, идеи сопротивления человеческого в человеке, торжества силы духа.Фантастика и реальность в творчестве е. замятина

Новый период творчества Замятина связан с работой в Англии в 1916-17 г.г.

и революцией в Российской Федерации. События 1917 г. добавили в произведения писателя мрачных красок. С 1918 по 1922 год Замятин создал целую серию рассказов, сказок, повестей: Север (1918), Землемер (1918), Ловец человеков (1918), Дракон (1918), Сподручница безнравственных (1918), Иваны (1918), Огненное А (1918), Мамай (1920), Детская (1920), Пещера (1920) и другие.

Как раз в связи с рассказом Пещера критик-эмигрант Д. Святополк-Мирский напишет: Это…история нищеты и деградации людей, одержимых единственной идеей — топлива и добычи пищи. Это кристаллизированный кошмар, легко напоминающий По, с той только маленькой отличием, что кошмар Замятина предельно правдив.

К этому же периоду относится создание книги о Г. Уэллсе Герберт Уэллс

(1922), в которой Замятин разглядывал научную фантастику как наилучший способ отражения действительности.

Очень нужно сообщить о романе Мы. Написанный в 1920 г. он был

нов не только в содержательном, но и в формальном отношении. До появления Мы в литературе не было романа-антиутопии.

Как вспоминал в 1932 г. Замятин, на Кавказе ему поведали басню о петухе, у которого была плохая привычка петь на час раньше вторых: хозяин петуха попадал вследствие этого в такие неудобные положения, что в итоге отрубил петуху голову. Роман Мы, — заключает автор, — был персидским петухом: данный вопрос и в таковой форме поднимать было еще через чур рано, и исходя из этого по окончании напечатания романа (в переводах на различные языки) советская критика весьма кроме того рубила мне голову. Изображенное в романе тоталитарное Единое Государство перевоплотило каждого в металлического шестиколесного храбреца великой поэмы.

Любовь, этика, счастье организованы и математизированы, иногда всем нумерам (жителям этой страны) делают Великую операцию по удалению фантазии. Одна из линий романа — любовь нумера Д-503 к девушке 1-330, осветившая ослепительным светом его жизнь, но скоро погашенная самим же нумером, предавшим собственную возлюбленную и холодно созерцавшим позже ее казнь. Характерная для послеоктябрьского творчества Замятина обстановка: луч света, надежды пробивается через ужасные облака и гибнет в бессилии остановить их перемещение.

В 1927 г. в издательстве Круг вышел сборник произведений писателя

Нечестивые рассказы, куда были включены его новейшие произведения.

В 1929 г. — в издательстве Федерация четырехтомное собрание сочинений, прерванное на четвертом томе. Но наибольшими, наметившими начало нового, яркого, похожего на раннее творчество, этапа, были драматургические произведения писателя: Общество Почетных Звонарей, Блоха, Атилла. Историческую катастрофу Атилла Замятин писал около трех лет.

тема крушения патриотизма и Идея государственности возвращали Замятина к времени революции, содействовали и пересмотру, и упрочнению прошлых убеждений. Следствием публикации романа Мы и последовавшего давления на Замятина стало ответ писателя временно покинуть СССР. С 1932 г., оставаясь советским гражданином, Замятин жил в Париже.

Тут он пишет последовательность статей, очерков, воспоминаний о деятелях русской культуры: Станиславском, Мейерхольде, А. Толстом, Лавреневе и других. Главным же произведением парижского этапа был роман Бич Божий, создававшийся на том же материале, что и Атилла. Состояние Европы, потрясенной войнами и революциями, предчувствующей будущие невиданные трагедии, передано в романе уже с первых страниц.

Роман был опубликован уже по окончании смерти автора в 1938 г. в Париже.

Неспешно отношение к Замятину на родине улучшалось, в 1934 г. он был

принят в Альянс писателей СССР. Но возвратиться к себе писателю не было суждено, он погиб в Париже в 1937 г.

Произведения Замятина, творившего в революционную эру, так или иначе

связаны с стали и нею броским художественным документом собственного времени, прочно вошли в историю отечественной и всемирный литературы, легли в базу фундамента национальной культуры. Один из превосходных живописцев XX века, в собственном творчестве Замятин стремился к той настоящей правде, которая неизменно неправдоподобна (эти слова из Бесов Достоевского он часто повторял). Не обращая внимания на деление творчества писателя на различные этапы, возможно сказать о цельной и стройной художественной совокупности Замятина.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Творчество писателей «потерянного поколения»

    В 1820-е гг. в литературу вступает новая несколько, представление о которой ассоциируется с образом «потерянного поколения». Это юные люди, побывавшие на…

  • Творчество второй половины 80-х годов

    К середине 80-х годов в творчестве Чехова намечается некий перелом. Радостный и весёлый хохот все чаще и чаще уступает дорогу важным, драматическим…

  • Творчество в 1830‑1850‑е годы

    В 1832 г. автор знакомится с Н. В. Гоголем. Это событие во многом содействовало формированию его прозаического дара. В 1834 г. в свет вышел рассказ…

  • Литературное творчество декабристов

    Наровне с психотерапевтическим течением русского романтизма появилось гражданское, либо социальное, течение. Его ядро составили писатели-декабристы….

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: