О Сути времени

 Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, Живи в раю!»
 Я скажу: «Не надо рая,
 Дайте родину мою».
С. А. Есенин

Часто задаваемые вопросы

Кто такой Кургинян?

Кургинян Сергей Ервандович – политолог, руководитель международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр», режиссёр российского государственного театра «На досках», популярный гость и герой телепередач «Главное», «Судите сами», «Поединок», «Что делать?», «Экспертное мнение» и других. Широкую известность С.Е. Кургиняну принесла роль защитника русской истории в передаче «Суд времени», выполненная с большим мастерством и с величайшим успехом (что подтвердили рейтинги передачи и зрительские голосования).

читать дальше о Кургиняне С.Е.

Что конкретно я получу от своего участия в клубе «Суть времени»?

Прежде всего - политическую грамотность, а точнее - увеличение количества и качества политического кругозора. Насколько это нужно Вам сейчас - решайте сами. Мы считаем, что в наше время учиться понимать, что к чему, - необходимо буквально каждому.

Если Вы разделяете идеи клуба, то Вы получите среду виртуального и реального общения со своими единомышленниками. Для многих из нас это - глоток кислорода.

Наконец, для тех, кому невыносимо осознавать ситуацию и при этом бездействовать - клуб предоставляет возможность для деятельности.

Мы настаиваем на том, что «Суть времени» не является сервисом. Иными словами, клуб ориентирован не на потребление, а на деятельное участие.

«Суть времени» - это по существу интеллектуальные разговоры. И вы надеетесь, что эти разговоры действительно помогут стране? Как реально можно повлиять на судьбу России, не захватив в свои руки власть?

Антишоу «Суть времени» - это не пособие по захвату власти для желающих. Это - современная политграмота для всех. Независимо от того, разделяете Вы взгляды Кургиняна или нет, он в этих передачах даёт знания и кругозор с тем, чтобы люди сами могли принимать решения в ходе своей свободной политической деятельности.

Само собой, чем больше политически грамотных людей в стране — тем больше шансов, что судьба России решится в её пользу. С помощью передач СВ мы сами формируем мировоззрение, адекватное текущей ситуации, и помогаем другим его формировать. Мы считаем, что так тоже можно реально повлиять на судьбу России.

— Мы посоветовались и решили назвать эту передачу «Суть времени» не потому, что есть забавное созвучие между названиями «Суд времени» и «Суть времени», а потому, что действительно хотим обсуждать:

  • суть времени,
  • суть своей эпохи, в которой мы живём,
  • её проблемы, её болевые точки,
  • перспективы,
  • а также генезис, происхождение той ситуации, в которой мы все оказались.

Это и есть главное.

Кургинян С.Е. (СВ-1)
Почему Вы не создаёте свою политическую партию? Разве можно надеяться на перемены к лучшему, не участвуя в политической борьбе?

К сожалению, наше общество сейчас настолько аморфно и разобщено, что создать полноценную политическую партию с опорой на широкие слои населения невозможно. В условиях тотального регресса политическая жизнь в стране превращается в фарс и симуляцию.

Мы считаем, что политической партии должно предшествовать появление в обществе социальных структур, противостоящих регрессу. «Суть времени» - это одна из попыток создания так называемых «катакомб» - территории, свободной от регресса. На базе нашего клуба мы будем развиваться, а не деградировать, сохранять и отстаивать свои ценности, транслируя их в общество.

Наша задача — изменить к лучшему качество и количество политической энергии масс. Когда это будет сделано — станет возможной подлинная политическая жизнь в стране. И, возможно, мы в ней тоже будем участвовать.

Российское государство разрушается из-за коррупции! А у вас про это ничего не сказано.

Мы считаем борьбу с коррупцией необходимым делом государственного масштаба. В любом современном сильном государстве ведётся борьба с коррупцией. Но для эффективной борьбы мы должны понять, в чём специфика российской коррупционной проблемы.

По нашему мнению, борьба с коррупцией без постановки правильного политического и даже исторического диагноза текущей ситуации в стране - это борьба со следствием при игнорировании причин происходящего.

У страны и общества - тяжёлое системное заболевание, и коррупция является лишь одним из серьёзных симптомов этого заболевания. К примеру, температура может являться симптомом разных недугов. Помимо борьбы с температурой, необходима борьба с болезнью как причиной. Для этого надо поставить диагноз - правильно описать болезнь.

Коррупция есть во всех странах мира. ... Дело не в том, что есть коррупция. Что есть на самом деле? На самом деле есть невозможность вывести страну из первоначального накопления капитала. Эта невозможность обусловлена природой созданного криминального класса. Его специально создали как криминальный, убив все, что могло быть основой капиталистически здорового класса, имеющего легальную базу накопления. Уничтожив накопления населения и так далее, его создали как класс-фаг, как класс-пожиратель, криминальный класс.

Повторял много раз, что людей порядочных может быть много, а класс действует, как криминальное целое. Этот криминальный класс не хочет выходить из первоначальной стадии накопления капитала. Он попросту грабит и вывозит, грабит и вывозит. И по отношению к этому процессу коррупция... – я вас умоляю! Коррупция есть в США, Германии, где угодно. Постоянно идут антикоррупционные процессы. Коррупция – это мелочь по сравнению с тем, что происходит. Происходит эскалация первоначального накопления капитала и невозможность из него выйти. А результатом эскалации первоначального накопления капитала является создание «пиратского королевства», т.е. стопроцентно преступного государства.

Вот реальный диагноз.

(С.Е. Кургинян, СВ-15)

Итак, российская коррупция - это дитя системного регресса и затянувшегося периода первоначального накопления капитала. Переломить регресс? Выйти из фазы первоначального накопления? Вот задачи для истинного борца с коррупцией. А пока что так называемые «борцы» - зачастую лишь циничные имитаторы или те, кто наживает себе политический капитал на мутной волне народного недовольства.

Противостояние США и Китая - это миф. Между этими странами тесные торговые и производственные связи. Как возможны между ними противостояние или конфликт?

До недавнего времени конфликт интересов Китая и США был почти не заметен на фоне экономического сотрудничества, начавшегося в 1970-х годах. Но с тех пор Китай провёл мощную индустриализацию, проводит активную инвестиционную политику в сырьевые регионы мира, а в настоящий момент стремительно вооружается.

Является ли Китай столь зависимым от США, как и раньше? В свою очередь, нужен ли США столь серьезный мировой игрок, как КНР? По объективным причинам экономическое сотрудничество, в текущем формате, заканчивается и ничего не остается кроме конфронтации.

Согласно недавним прогнозам МВФ, китайский ВВП в 2016 году составит 18,2 триллиона долларов, в то время как у США он будет составлять всего 18,06 триллиона. Иными словами, две страны к тому времени поменяются местами, и КНР окажется на самой верхней ступеньке мировой экономической лестницы, став номером 1 в мире не в 2040 году, как прогнозировалось прежде, а на целых 24 года раньше.

А не подставили ли США Стросс-Кана из-за экономических прогнозов МВФ?

Тот, кто считает, что отношения США и КНР исчерпываются экономическим сотрудничеством - тот верит, что США отдадут Китаю мировое господство без боя. Но такого никогда не будет. Как свидетельствует история, англосаксонский мир не отдаёт господство без борьбы.

Именно Большой Запад и формирует Большой Юг для удара по Большому Дальнему Востоку – потому что самым опасным врагом Большого Запада, который остановился в своем развитии, является регион, который продолжает развитие. Это и Китай, и Индия, и – на перспективу – коалиция каких-нибудь стран Большого Дальнего Востока. Там продолжается развитие. Самая кошмарная мысль для американцев – это объединение Японии с Китаем в процессе индустриального и постиндустриального роста.

Мы обсуждаем одно Сколково, которое «то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». Китайцы создали 1200 государственных суперцентров! И заманивают туда наших ученых. И те идут, ибо тут они нищие, а китайцы уже и платят больше. Значит, этот регион стремительно развивается, и он бросит вызов мощи Соединенных Штатов и совокупного Запада. А чтобы он не бросил вызов, его надо остановить. И остановить его прямой ядерной войной никто не может, и не будет. Никто никогда не осмелится вести прямую ядерную войну против Китая, хотя и она обсуждается. И, между прочим, обсуждалась – в частности, группой B-2 («Би-2») под руководством Вульфовица, [которая] говорила, что последний срок, когда ее [войну] можно вести, это 2017 год.

Мы входим в этап неравномерности развития империализма, который хорошо описали Гильфердинг и Ленин. Суть заключается в том, что Китай – это сейчас «Германия 1914 года», Соединенные Штаты – это «Великобритания 1914 года», а мир катится после обрушения СССР не во Вторую мировую войну, которая была войной идеологий, а в Первую мировую. Третья – аналог Первой, потому что это просто война за остановку развития «новой Германии», теперь называемой Китаем и Большим Дальнем Востоком в целом.

Поскольку все боятся этой войны, а Дальний Восток вооружается стремительно, то, скорее всего, будет принято единственное возможное решение – использовать теорию хаоса, т.е. бросить на этот Большой Дальний Восток всю мощь Большого Юга. Создав этот Большой Юг как управляемого тигра, который может порвать чужое горло. Вот для чего его формируют.

Кургинян С.Е. (СВ-3)

О законе неравномерности капиталистического развития

Почему то, что сейчас происходит в странах Ближнего Востока и Северной Африки, нельзя назвать подлинной классовой революцией? Народы этих стран сбрасывают иго своей капиталистической элиты с тем, чтобы устроить свою жизнь по новому, более справедливому порядку. Разве не так?

Анализ происходящих там событий можно и должно проводить только на основе фактов, причём во всей их целостности, не выкидывая те, что не укладываются в заранее готовую интерпретацию.

Такая попытка предпринимается коллективом авторов «Экспериментального Творческого Центра» в книге «Политическое цунами». Мы рекомендуем Вам ознакомиться с этой книгой с тем, чтобы самим составить мнение о том, насколько массив фактов, составляющих «арабскую весну», согласуется с основными признаками классовой революции.

Наша позиция по этому вопросу отражена здесь.

Кургинян остро критикует власть и американскую внешнюю политику, при этом его приглашают на телепередачи, и не запрещают его деятельность. Это неспроста. Наверняка, Кургинян - это очередной проект. Например, Путина, или ещё чей-то. Что Вы на это скажете?

С нашей стороны было бы странно доказывать, что Кургинян не является ничьим проектом, даже если бы это было и так.

Если антишоу «Суть времени», как и одноимённый виртуальный клуб, - это некий спец-проект (не важно, чей), одним из важнейших вопросов тогда таков: каковы его истинные цели?

Действительно, спец-проекты отличаются от обычных проектов тем, что истинные цели их деятельности не соответствуют декларируемым, и даже часто противоположны последним.

«Суть времени» ясно декларирует свои цели и подробно освещает свою деятельность. Любой интересующийся человек может проанализировать, насколько деятельность нашей организации соответствует её открытым целям. Мы предлагаем Вам самим составить своё мнение, в том числе на основе различных источников.

Повторяем, что основной «маркёр» спец-проекта — это несоответствие декларируемых целей фактической деятельности.

Такое чувство, что Кургинян не знает основ марксизма. То, что мы наблюдаем в мире и в России — это приближающийся крах капитализма. Пройдёт бурный переходный период, и ему на смену придёт другая формация, с соответствующим способом производства. Это неизбежно, так устроена история. Можно пытаться её затормозить, но нельзя её остановить. Неужели Кургинян этого не знает?

Как показало прошлое, человечество открывает законы природы и общества с тем, чтобы, познавая, преодолевать их.

Человек веками мечтал подняться в небо, а затем открыл законы гравитации, ставящие преграды на пути этой мечты. Но человек преодолел эти законы, используя их в своих целях. Он всё-таки поднялся в небо. Историческая воля человека преодолевает объективную заданность.

Подобная воля есть подлинный двигатель истории. Да, история — это объективный общественный процесс, имеющий свои законы. Но: во-первых, поскольку это процесс общественный, то он обусловлен человеческими факторами: воли, целеполагания, и пр. А во-вторых, если законы исторического развития открыты (в чём несомненная заслуга Маркса), то для человека становится возможным их ПРЕОДОЛЕТЬ, или начать использовать в свою пользу.

Именно это мы сейчас наблюдаем в мире. По мере развития человечества, и согласно историческим законам, приблизилось крушение капитализма, а вместе с ним - конец господства мировой капиталистической элиты. Именно в целях сохранения господства не так давно началась Игра против Истории и Развития, в ходе которой пытаются ОТМЕНИТЬ Историю, превратив большинство регионов мира в огромные «зоны неразвития». Тогда продолжения Истории не наступит, её законы будут отменены, и текущее господство сохранится.

Попытки элит сопротивляться историческим изменениям в прошлом предпринимались неоднократно. Но новизна происходящего сейчас в том, что на этот раз давление на Историю оказывается не просто с позиции Силы, но и с позиции Знания, добытого в частности и Марксом. Враг Истории не слеп и беспомощен, на этот раз он зряч и понимает, что делать.

Почему в настоящее время недопустимо сидеть сложа руки и надеяться на открытые Марксом «объективные исторические законы»? Потому что эти законы уже сейчас вовсю использует (преодолевая их) враг Истории и Развития. А это значит, что в игру вступает фактор Воли: и нашей, и нашего врага.

Есть ли у нас Историческая Воля? Сумеем ли и мы применить открытые человечеством знания и наш гуманистический потенциал для спасения Истории и продолжения Развития?

За период с 1991 по 2008 год в России сформировался некий ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ. Этот (скажем так, существенно безыдеальный и даже антиидеальный) ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ устраивает как власть, так и подавляющее большинство населения. Этот ПОРЯДОК – уникален. И – не случаен. Его создание является плодом многолетних дерзновенных усилий всего господствующего капиталистического класса планеты.

Поясню. Страх этого господствующего класса перед коммунистической революцией был огромен. Но, к чести класса, страх не парализовал, а мобилизовал класс, причем в неслыханной степени. Мобилизация была всесторонней – в том числе интеллектуальной. В поисках лекарства от коммунистической революции капиталистический класс не высмеивал и не сжигал на кострах, а штудировал Маркса. И понял, что Маркс прав. Что история неминуемо отменит господство класса капиталистов так же, как отменяла господство других классов. А на смену господству класса капиталистов придет или господство других классов, или нечто совсем новое.

Поняв этот исторический рок (а понять его класс мог только осмыслив Маркса), класс не спасовал, не подчинился року, а стал искать способ сохранения своего классового господства. Способ, как ни странно, был подсказан самим Марксом (а в еще большей степени Гегелем). Если история отменяет господство класса, то класс, желающий сохранить господство, может сделать только одно – ОТМЕНИТЬ ИСТОРИЮ.

Ни египетские жрецы, ни Платон, ни контрреформаторы Средневековья не могли осуществить проект под названием «отмена истории». Они могли мечтать об этом и мечтали, но не более того. А вот капиталистический класс, вооружившись Марксом и принципиально новыми возможностями, предоставленными ему историческим развитием, уже мог и выдвинуть, и осуществить такой неслыханно амбициозный проект.

Гуманитарные технологии – не мелочь. Это оружие пострашнее ядерного или химического. Если человека можно, как Буратино, обстругать под некоторый (в принципе неважно даже, какой) ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ, то этот ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ будет поддержан всем сообществом обструганных буратино. Гуманитарные технологи, отвечая на заказ господствующего класса капиталистов, сказали классу:

«Обстругать можно. В XIX веке было еще нельзя, в первой половине ХХ-го было еще нельзя. А теперь – можно, но... Но это будет фундаментально деисториософизированный человек. Человек, из которого вытравлено все историческое. Этот человек будет бороться за место в ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ и не посягать на порядок как таковой. Но он не сможет развиваться. Вытравливая из него все историческое, мы вытравим из него имеющийся в нем «развиватель» – орган развития, механизм развития, мускул развития. Человек будет находиться в гомеостазе с ПОРЯДКОМ ВЕЩЕЙ.

Вы можете нам задать параметры ПОРЯДКА ВЕЩЕЙ. Мы выстругаем Буратино под заданные параметры. Но это будет Буратино. Он будет счастлив. Но он не сможет ни развиваться, ни развивать (и даже поддерживать) ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ. Симбиоз Буратино и Буратинии будет основан на контристорическом проседании. Мы сможем управлять скоростью этого проседания. Но превратить проседание в развитие мы уже не сможем.

Вы заказчики – решайте, нужно это или нет. Это будет называться... ну, неважно, например, потребительское общество. Главное тут не общество, а человек. Если можно выстругать потребителя под потребительское общество как ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ – история прекращается. И по вашему заказу мы ее прекратим, если вам это нужно. Но вы должны понимать последствия».

Класс, к которому пришли «буратинизаторы», задумался. И согласился на частичную «буратинизацию» нужных ему стран первого мира, где было надо любой ценой погасить «огонь истории». В этих странах он согласился, повторяю, лишь на частичную «буратинизацию». Но ему очень хотелось понять, что такое «буратинизация» полная, тотальная. Для этого нужно было провести эксперимент в отдельно взятой стране. Причем именно той, где пылал ненавистный классу «огонь истории», угрожающий классовому господству. То есть в СССР.

Сюда-то класс и направил «буратинизаторов». И сказал им: «Тут обстругивайте Буратино полностью. И так, чтобы эти буратино навсегда возлюбили Буратинию и гнили с нею вместе, опускаясь сколь угодно низко и с любой скоростью».

«Буратинизаторы» отработали. Ошалев от масштаба задания и предоставленных средств, они сначала чуть-чуть поныли: «Ах, ох, трудно быть богом! Надо же, хищные вещи века! Не может быть! Факультет ненужных вещей!» Но, поныв, они засучили рукава. И обстругали так, что дальше некуда. ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ опирается на Буратино, Буратино поддерживает ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ.

«Буратинизаторы»... Они же регрессоры... Социокультурный шок, карнавализация, архаизация, культ карго... Много стружек – и Буратино. Довольный предоставленными возможностями и тогда, когда они велики, и тогда, когда они так себе, и тогда, когда они «скуднее скудного». Ибо и тогда ведь – дешевый алкоголь, наркотики, отсутствие принуждения к труду, криминальная вольница, приобщение к низкой, но праздничности.

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ... Никто из наших оппозиционеров (ни Зюганов, ни Лимонов, ни скинхеды, ни белые монархисты – НИКТО) не посягает всерьез на этот, устраивающий столь многих, ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

Кургинян С.Е. («Исав и Иаков: судьба развития в России и мире.»)
Если Кургиняну так близок советский Красный проект, то почему он называет КПРФ и Зюганова — частью политической системы Ельцинизма? Почему он критикует российскую коммунистическую партию?

По мнению Сергея Ервандовича, функция КПРФ в нашей политической системе — собирать и «сливать» потенциал левого электората страны. Отказ от коалиционной политической борьбы, а самое главное — отказ КПРФ от идеологической борьбы — основные признаки того, что победа, как таковая, этой партии вовсе и не нужна. По всей видимости, КПРФ охотнее обсуждает проблему ЖКХ или национализацию отраслей, чем историческую правду или осмысление перестроечных процессов в стране.

Подчеркнём, что сказанное касается исключительно стратегии КПРФ и поведения её «верхушки». И мы, и Сергей Ервандович хорошо знаем, сколько честных, самоотверженных людей есть в активе компартии, особенно в местных её отделениях.

Мы на «Суде времени» сделали для КПРФ больше, чем все её сторонники, вместе взятые. Почему КПРФ этого не замечает? Не важно, что она не упоминает мою фамилию. Я не люблю Евгения Евтушенко как поэта, но мне очень нравятся строки: «Невинно растоптанным быть - не достоинство, / Уж лучше за дело растоптанным быть!» Я обсуждаю Зюганова как часть политической системы ельцинизма - ельцинизма, я подчёркиваю, - уже давно. И у зюгановцев есть все основания меня не любить за это. Не обо мне речь, а о «Суде времени». Почему они очень кисло относятся к «Суду времени»? Отвечаю, почему. Потому что «Суд времени» показывает, как велик неосоветский электорат. А им это не выгодно. Им предстоит мухлевать - соглашаться на долю электората, который они получат. Чем яснее, сколько на самом деле электората, тем труднее мухлевать...

Если в просоветском лагере находится под 90 %, почему они [КПРФ] получают 8? Либо они плохо работают, либо соглашаются на искажённые результаты. А они ведь соглашаются. Они не ведут борьбу за подлинные результаты.

Кургинян С.Е. (СВ-17)
Как вы можете восхвалять советское прошлое? У меня были репрессированы родственники, моя семья пострадала от советского режима. Разве можем мы такое забыть и простить?

Мы искренне соболезнуем всем, чьи семьи пострадали от политических репрессий в годы советской власти, а также в другие периоды нашей истории. Среди нас тоже есть люди, потерявшие тогда своих предков, в том числе и Сергей Ервандович Кургинян.

Поскольку действительно много пострадавших — постольку мы считаем очень важным вникнуть в реальную историю, в то, что тогда происходило на самом деле. Вот почему, в частности, для нас первостепенным является восстановление исторической правды о нашем прошлом. Из уважения к нашим предкам, мы считаем недопустимым огульное охаивание прошлого, откровенную ложь о том, что тогда происходило, равно как и замалчивание.

Мы ни в коем случае не призываем забыть те жертвы, в том числе личные, которые были положены в основу наших исторических достижений. Вопрос же о прощении каждый решает сам. Как известно, маршал К. К. Рокоссовский, пострадавший несправедливо, внёс огромный вклад в победу в Великой Отечественной Войне, поставив интересы Родины выше личных счётов. В свою очередь, Кургинян С.Е. выступил защитником русской и советской истории в передаче «Суд времени» и блестяще справился со своей ролью. Какое решение примете лично Вы в суровый для Родины час — решать Вам, и мы не вправе осуждать Ваш выбор.

` Мы должны не проклинать, и не прославлять, а понимать. Нам пора понимать.

Сергей Кургинян о Сталине

Зачем вы всё это начали? Всё равно ничего нельзя изменить, и Россию ждёт неминучая гибель.

Люди по-разному реагируют на объективную опасность. Состояние безнадёжности и капитуляции — это лишь один из типов реакции. Ещё один из вариантов — это желание «спрятать голову в песок», отрицая опасность до последнего.

Наш клуб объединяет людей, чья реакция — это мобилизация перед лицом страшной угрозы, намерение выяснить суть угрозы как можно более ясно, и действовать как можно более эффективно.

Почему мы не капитулируем в страхе, а организовываемся и действуем? Потому что видим в этом свой долг. Гибель страны гарантировано наступит в случае, если ничего не делать. Как только мы начинаем бороться, у нас появляется шанс. Мы понимаем, что этот шанс невелик. Но он нам дорог, поскольку альтернатива ему — неизбежная катастрофа.

Почему вы называете класс эффективных собственников России - «класс-фаг, пожирающий страну»? Я лично знаю порядочных и патриотичных предпринимателей!

Мы понимаем, что среди правящего класса есть достойные люди. Но, к сожалению, пока что весь класс в целом ведёт себя как могильщик своей страны.

По-видимому, разрозненная деятельность порядочных предпринимателей не оказывает существенного влияния на общее направление процессов в обществе. Мы имеем в виду процесс нарастающей криминализации (экономики, политики, общественной жизни).

Возможно, будь деятельность патриотически настроенных представителей правящего класса более активной и согласованной, гибельные для страны тенденции удалось бы переломить.

Пока что признаков перемен в поведении правящего класса не наблюдается.

Я знаю много приличных, порядочных людей, в том числе в высшей страте. Но вся страта как целое работает так, как будто бы она является целиком криминальной.

Это свойство, которое я могу объяснить на таком геофизическом примере, он мне близок. Вот есть руда. И в ней вкрапленности каких-нибудь сульфидов. Гранит вообще не проводит ток, а сульфиды очень хорошо его проводят. Но если это вкрапленности, то весь кусок ведёт себя, как гранит. А если есть хоть одна прожилка, то весь кусок ведёт себя по проводимости, как руда. Так вот, сейчас мы имеем дело с какими-то вкрапленностями... Я совершенно не собираюсь мазать одной краской всех людей, но целое – это преступный класс паразитов, класс- фаг.

Кургинян С.Е. (СВ-13)
Если Кургинян говорит правду, и за ним никто не стоит, то почему его до сих пор не убили?

По видимому, деятельность Сергея Ервандовича не затрагивает ничьих конкретных интересов, поэтому у него нет явных врагов, готовых на крайние меры. Заказные убийства в основном связаны со специфической деятельностью (бизнес, криминал, спецслужбы), далёкой от деятельности большинства публицистов, политологов и блоггеров.

Я против расчленения России, но я не коммунист и вообще не сторонник левых взглядов. Могут ли такие как мы, сотрудничать с вашим движением?

Безусловно да. Мы считаем, что объединение и совместная деятельность по противодействию расчленению России сейчас абсолютно необходимы. Мы приглашаем граждан всех взглядов и убеждений, заинтересованных в сохранении территориальной целостности России, объединяться и действовать. Предлагаем Вам зарегистрироваться и после этого ознакомиться с направлением деятельности «Территориальная целостность». Будем очень рады сотрудничеству и помощи.

В этом движении есть место для людей с очень разными представлениями. Нет в нем места только для людей, которые хотят нарушить территориальную целостность России. И здесь мы должны задаться вопросом – кто её хочет нарушить? Призывает ли к этому в действительности? Призывают ли к этому только те, кого мы называем «либероидами»? Или к этому призывают и другие группы? Какая часть призывающих к этому людей сбита с толку, а какая часть людей сознательно работает во зло? В какой мере нарушение территориальной целостности России является нашей реальной ближайшей политической перспективой? Сколь сильна эта угроза? Это вызов? Это оформившаяся угроза? Политические силы, стоящие за этим, карикатурны или достаточно сильны? На это работают объективные процессы? Какие именно?

Итак, в пределах данного направления нам придётся собирать информацию по поводу того, что угрожает нам, нашей территориальной целостности. Осмысливать эту информацию. Строить модели, прогнозы. И вырабатывать некоторые средства, которые позволяют бороться с тем, что представляет собой эта угроза. При этом никаких демаркационных линий между людьми, которые считают, что Россия должна быть «белой», «красной», «трёхцветной» или какой угодно другой, здесь нет. Мы даже не говорим о том, что речь идёт о целостности государства. Мы говорим: «Страна. Целостность России. Территориальная целостность».

Кургинян С.Е. (СВ-11)
Мне нравится Ваше начинание, и я в общем-то хотел бы вам помочь. Но у меня и так много жизненных обязательств, работа, семья, и свободного времени очень мало. Что в такой ситуации я могу сделать?

Мы уважаем Вашу готовность действовать в условиях плотной занятости. Мы понимаем, насколько ценным ресурсом сейчас является время - время, которое Вы затрачиваете на знакомство с клубом «Суть времени». Мы ценим и принимаем любые формы поддержки, кроме финансовой. Никаких пожертвований наша организация не собирает и не принимает.

Есть несколько уровней поддержки нашей деятельности:

  1. Быть потребителем материалов клуба «Суть времени» - смотреть или слушать передачи цикла, знакомиться с результатами исследований, с публикациями. Всё это уже очень ценно само по себе.
  2. Быть активным потребителем - знакомить других людей с нашими материалами в любой их форме, а также с проектами «Суть времени».
  3. Стать активистом нашего клуба - принять участие в одном из проектов клуба, приняв на себя ту роль, с которой Вы объективно можете справиться.
  4. Реализовать в рамках деятельности клуба свой проект, собрав, если потребуется, команду для его реализации среди единомышленников.

Мы хотим подчеркнуть, что относимся с уважением и благодарностью к любой из выбранных Вами ролей в рамках клуба «Суть времени».

Бывает, человек просто пользователь. Он пользуется тем, что предлагает ему наша система, наша интеллектуальная, разветвлённая система. Он входит на разные её отсеки, он читает, он думает. Разве это плохо? Прекрасно. Сколько времени он на это тратит? Да сколько хочет, столько и тратит. Хочет – тратит полтора часа, чтобы выслушать передачу, хочет – тратит полтора часа в неделю, а хочет – тратит полтора часа в год, выслушав одну передачу из 12-ти, из 48-ми. Это его проблема, он пользователь. Если он всё время это смотрит, если ему это всё время нужно и он тратит своё время в количестве час с чем-то (а потом ещё и думая об этом) каждую неделю, то он – постоянный пользователь. И тогда, я уверяю, он поймёт больше, гораздо больше (и особенно если он будет активно думать в ходе прослушивания), чем он понимал год назад. Он, оглянувшись назад, увидит себя другим. Но он постоянный пользователь.

Теперь представим себе, что он ещё и активист, что он не только каждую неделю всё это слушает, но взял анкеты и начал их разносить. Это же другая категория, другой статус. Представим себе, что он особо активный пользователь.

А есть ведь люди, для которых всё, что мы даём – вот эти смыслы – они же являются ещё средой коммуникаций. Это кому-то хорошо – у кого-то нет этого коммуникационного дефицита, а для кого-то дефицит общения с людьми, которые думают так же, как ты, у которых такие же ценности, как у тебя – это страшная проблема. Чтобы плавать в этом бассейне, в него надо налить воду. И это вода смыслов. Возникают коммуникационные группы. Значит, эти люди ещё и коммуникаторы.

А есть креативные пользователи. Вот Влад Щербаченко из Ростова-на Дону создал ролик «Соцопрос по программе десоветизации». И вот я считаю, что это креативный пользователь. Это человек, который внёс свою креативную лепту.

А есть эксперты, которые могут нам помочь.

Кургинян С.Е. (СВ)
Я бы очень хотел принять участие в деятельности клуба «Суть времени», но у меня, в общем-то, нет своих идей или проектов. Куда мне приложить свои силы?

На сайте движения регулярно обновляется раздел "Требуются!" Там Вы можете выбрать себе работу, которая подходит Вам по специальности или по Вашим способностям. Разумеется, сначала нужно зарегистрироваться.

Я посмотрел передачи антишоу «Суть времени» и в целом согласен с Кургиняном. Но виртуального общения мне хватает: и на форумах, и в социальных сетях. Чего бы я действительно хотел - так это живого общения с людьми, которые разделяют мои ценности и взгляды. Возможно ли это в рамках «Сути времени»?

Это не только возможно, мы считаем это обязательным. Организовать встречи и знакомства Вы можете через Вашу региональную ветку форума. Для этого нужно зарегистрироваться, указав свой регион.

Некоторые ваши проекты я считаю очень нужными и важными. Хотел бы оказать по ним финансовую помощь. Как это можно сделать?

Финансовую помощь клуб «Суть времени» не принимает ни в какой форме. С нашей точки зрения, наиболее ценным является личное участие в деятельности клуба. Подробнее о том, как мы работаем.

На сайте рекомендуют некоторые книги Кургиняна С.Е. и его коллег: «Политическое Цунами», «Исав и Иаков: судьба развития в России и мире», «Качели», «Постперестройка», «Актуальный архив» и другие. Вопрос: где их можно приобрести?

Смотрите раздел «Книги» на сайте «ЭТЦ». Большинство книг, на сайте, доступны в электронном виде и их можно скачать.

Как Вы относитесь к религии? В советское время церковь подвергалась гонениям, а религиозные люди приравнивались к маргиналам. Разделяя советские ценности, одобряете ли Вы религиозную политику СССР?

Мы относимся с глубоким уважением ко всем мировым религиям, и среди нас есть верующие люди. По мнению Сергея Ервандовича, политика СССР по отношению к религиям во многом была ошибочной. Мировые религии имеют огромные исторические заслуги перед человечеством, и являются нашими союзниками в борьбе с постмодернистским отрицанием всех и всяческих ценностей.

Что же касается Сергея Ервандовича Кургиняна, то он - не религиозный человек, но, по его словам, имеет определённые метафизические представления о мире. Что говорит Кургинян о метафизике - смотрите в передаче «Суть времени - 6».

Меня спрашивали тут о религиях. Я должен ответить, что мы с уважением относимся ко всем конфессиям. Никогда снова в стране не будет конфликта между атеистами и представителями конфессий. И в XXI веке есть гораздо большая база для сближения позиций, чем в XX-м. Другое дело, что внутри конфессий могут быть и сепаратисты, и регрессоры, архаизаторы, которых, конечно, мы не примем. Но мы будем вести себя предельно умно, вежливо и тактично по отношению ко всем конфессиям. И никогда не будем охаивать конфессии как целое. Будем внимательнейшим образом смотреть за процессами внутри них. И это будет происходить с позиций беспредельной вежливости. Мы не будем вторгаться в чужой монастырь со своим уставом. Мы будем в этом вопросе более деликатны, чем в любом другом.

Кургинян С.Е. (СВ-18)
То, что сейчас происходит с русским народом, - чудовищно: русское население вымирает, русских притесняют и унижают в их собственной стране. По сути, русские до сих пор не создали своего национального государства, но и настоящего братства народов в России сейчас нет. Какую позицию занимаете Вы в отношении русского вопроса?

Действительно, русские до сих пор не создали национального государства. Дело в том, что русские веками были имперским народом-держателем. Они активно строили вокруг себя, как ядра, империю в различных исторических её ипостасях: будь то православная царская империя, или коммунистическая советская.

Возможно ли для такого большого народа, как русский, перестроиться и кардинально поменять свой многовековой исторический курс на имперское строительство? Возможно ли строительство империи/национального государства без связующей идеи и сопутствующей идеологии? Эти, и подобные им вопросы мы готовы обсуждать с различных точек зрения.

Но мы категорически отказываемся обсуждать малейшую возможность дальнейшего расчленения России, дальнейшего уменьшения её территорий. Для нас этот вопрос не является дискуссионным. Более того: все те, кто рассматривает такую возможность даже как гипотетическую, - либо глубоко ошибаются, либо провокаторы и губители России. Это касается любых вариантов расчленения нашей Родины: будь то «отделение Кавказа», «независимость Казакии» или «вступление Европейской России» в «цивилизованный мир». Мы называем людей, разделяющих такие убеждения, - «уменьшительные националисты», или «деструктивные националисты».

Много раз говорил об этом, могу повторить ещё раз. Национализм национализму рознь. Это сложнейший теоретический вопрос. Мы здесь для того и разрабатываем теоретические вопросы, чтобы потом построить отношения. Что мы строим – национальное государство или империю? Россия веками была империей. В империи есть народ-держатель, это русский народ. Русский народ держит империю, он держал её как в советском, так и досоветском варианте. Фраза из гимна: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь…», тост Сталина: «За русский народ!» – это часть имперской традиции. Нет империи без народа-держателя. Русский народ является народом-держателем империи. Вот тогда он народ, имперский народ.

Переход всего этого в национализм, даже правильный – то есть переход из альтернативного развития, в котором жила Российская империя, а потом Советский Союз в модерн, который кончается, – приведёт к правильному, французскому национализму. С ним можно вести диалог. Коль скоро там нет вопроса о расчленении страны ещё раз, то с ним можно вести разговор.

Но дальше есть очень деструктивные варианты: «уменьшительный национализм» – система племенных рефлексов, которые разваливают всё до предела. Сейчас ещё может возникнуть такой новый феномен, как трайбализация: сибирский синдром, южно-русский синдром, северно-русский синдром. Враги будут всё это всячески активизировать. Мы создали для того, чтобы со всем этим разбираться, целое направление «Территориальная целостность». Если националист хочет сохранения территориальной целостности, а тем более увеличения державы, возвращения её в нормальные исторические размеры, то у нас с ним есть очень серьёзная почва для диалога в этом вопросе.

Кургинян С.Е.СВ-18
Кургинян в Манифесте говорит: «Вся власть когнитариату!» Что такое когнитариат?

Мы используем термин когнитариат для обозначения класса работников умственного труда, развившегося и оформившегося в результате развития индустриального общества. Историческим предшественником когнитариата является интеллигенция, превратившаяся из прослойки в полноценный класс, идентичный с пролетариатом по своей роли и месту в производственном процессе.

Чем интеллигенция XIX века отличалась от пролетариата XIX века?

Уровнем образования?
Численностью?
Сословным происхождением?
Характером труда - индивидуальным, а не коллективным?

Мы предлагаем рассмотреть их принципиальное отличие с точки зрения роли и места в общественном производстве.

Пролетариат являлся необходимым участником производства, и играл в производстве ведущую роль. Интеллигенция, при всей её важности, играла в производстве вспомогательную роль.

Что происходит на протяжении всей истории индустриального общества? Наука оказывает всё большее влияние на общественное производство. Соответственно этому возрастают и роль, и количество работников умственного труда. До тех пор, пока в XX веке количественные изменения не переходят в качественные.

В XX веке в обществе одновременно меняется очень многое:

  • Автоматизация производства достигает очень высокого уровня;
  • Доля инженерно-технического персонала на предприятиях существенно повышается;
  • Среднее образование становится обязательным, а высшее - очень распространённым;
  • Меняется структура общественных потребностей: наряду с едой, жильём и одеждой к списку основных благ присоединяются образование, медицинская помощь, информационные услуги и безопасность;
  • Почти все сферы производств становятся в той или иной мере наукоёмкими.

В конце концов, с середины XX века с очевидностью проступает следующее: наука становится непосредственной производительной силой.

Но что всё это значит для узкой прослойки работников умственного труда? Напомним, что в России эту прослойку принято было называть интеллигенцией, и иногда уточнять - научной, творческой, инженерной и т. п.

А это значит, что из узкой прослойки, играющей вспомогательную роль в производстве, интеллигенция превращается в класс, занимающий ту же позицию, что и пролетариат.

Люди с высшим образованием, играющие ведущую роль в производстве общественных благ - такие же необходимые и многочисленные участники производства, как и пролетарии. Так же отчуждённые от средств производства и от продукта своего труда, как и пролетарии. Так же эксплуатируемые, как и пролетарии.

Теперь интеллигенция и пролетариат стали в каком-то смысле равны. В каком? В смысле своей роли в производстве, конечно же. РОЛЬ у них абсолютно идентична. Образование различно, мировоззрение различно. А роль - та же.

Отсюда и название для превратившейся прослойки - когнитариат. По аналогии с пролетариатом.

Итак, благодаря развитию науки, в обществе появилась многочисленная группа людей, которая: а) играет ту же роль в общественном производстве, что и пролетариат б) в отличие от пролетариата, имеет иное историческое происхождение.

Таким образом, имеются предпосылки для того, чтобы работники умственного и физического труда слились в один эксплуатируемый класс, с едиными классовыми интересами. Но имеются также и препятствия к такому единению.

Сергей Ервандович Кургинян утверждает: когнитариат как полноценный класс в системе производства, существовал в СССР с 60-х годов. Но при этом советский когнитариат обладал мировоззрением прослойки, так и не осознав себя в новом качестве.

Ведь что такое класс? Это слой людей в обществе, который может стать локомотивом Истории: совершать общественные изменения исторических масштабов. Для этого необходимы определённые подвижки в коллективном классовом сознании: осознание своих интересов, пробуждение классовых амбиций. Таких изменений в коллективном сознании советской интеллигенции не произошло.

Вместо того, чтобы сыграть историческую классовую роль, советская интеллигенция сыграла антиисторическую роль. Она с готовностью обслужила Перестройку-1 и последующее построение в стране криминального капитализма.

В настоящее время когнитариата в России нет. Он разгромлен в результате тех процессов, которые он сам приветствовал и обслужил. Есть лишь обломки ранее полноценного класса. Но есть и осознание совершённой ошибки.

Посмотрите в хронике на лица молодежи 60-х годов, собиравшейся на концерты и дискуссии в Дубне или новосибирском Академгородке. Это чистые, воодушевленные лица. Если бы тогда политические лидеры оперлись на этот контингент, сделали бы этот контингент своим Семеновским и Преображенским полком – мы жили бы уже в стране с возможностями, стократно превышающими СССР 1980 года. Свобода не стала бы синонимом деструкции. Застой не заразил бы своими миазмами все слои советского общества.

Почему же этого не произошло? Потому что правящий класс, так называемая номенклатура, предпочел организовать регресс и развал СССР, но сохранить свои иерархические возможности. Номенклатура не захотела делиться властью с интеллигенцией. А без готовности делиться властью с этой социальной силой, превращающейся на постиндустриальном этапе из прослойки в господствующий класс (когнитариат, меритократию), развитие не могло осуществляться столь интенсивно, сколь это нужно было в условиях глобальной историософской и геополитической конкуренции. Интересы номенклатуры – шкурные, корыстные, враждебные всему историческому – совпали с интересами наших врагов и конкурентов.

Что же касается интеллигенции, то у нее не хватило политического самосознания для того, чтобы понять собственные интересы с достаточной глубиной и масштабностью. Той глубиной и масштабностью, при которой интересы класса приобретают характер веления Истории. Без этой глубины и масштабности класс не может возглавить процесс перехода страны на новый этап развития. А будучи неспособным это сделать, он становится пешкой в чужой игре. Так и произошло.

Кургинян С.Е. («Исав и Иаков: судьба развития в России и мире», т.1, 2008г.)

Подробнее о когнитариате - в выпуске «Суть времени - 31».

 
|

 

манифест АКСИО, десталинизация/десоветизация

Видео Кургинян С.Е. в программе «Познер» (25.05.2009). Большой отрывок программы «Познер» с участием Сергея Кургиняна.

Вопрос Почему вы называете класс эффективных собственников России - «класс-фаг, пожирающий страну»? Я лично знаю порядочных и патриотичных предпринимателей!

Мы понимаем, что среди правящего класса есть достойные люди. Но, к сожалению, пока что весь класс в целом ведёт себя как могильщик своей страны. По-видимому, разрозненная деятельность порядочных предпринимателей не оказывает существенного влияния на общее направление процессов в обществе...

© Движение «Суть времени», 2011-2016

© Дизайн — Мария Дружинина, 2011

 

Контакты пресс-службы — тел: +7-967-048-37-23, e-mail: eotpress@gmail.com

Веб-мастер, поддержка сайта: webmaster@osutivremeni.ru