Философские головоломки с. кржижановского

Сигизмунд Кржижановский, поляк по происхождению, появился 11 февраля (30 января) 1887 года в окрестностях Киева в семье уроженцев Польши Фабианы Станиславовны и Доминика Александровича Кржижановских. По окончании выхода на пенсию главы семейства семья поселилась на окраине Киева.

Юношество писателя прошло в Четвёртой гимназии Киева — той же, где обучался, к примеру, Александр Вертинский. По окончании окончания гимназии в 1907 Кржижановский поступает на юридический факультет Киевскогоуниверситета Шевченко, параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете. В годы учёбы в университете печатаются его путёвые очерки и стихи о путешествии по Италии, Австрии, Франции, Германии.

По окончании окончания университета в 1913 Кржижановский является помощником присяжного поверенного, но в 1918 бросает юридическую практику и в течение трёх последующих лет читает лекции по психологии творчества, теории и истории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном университете им. Н. Лысенко и Иудейской студии Киева.

Предстоящее развитие литературное творчество Кржижановского взяло в конце 1910-х — середине 1920-х, в то время, когда в изданиях «Зори», «семь дней мастерства, театра и литературы» печатаются два его произведения (рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва», 1925).Философские головоломки с. кржижановского

Приехав в 1922 в Москву, преподает в студии Камерного театра и в будущем трудится в нём. В Камерном театре в декабре 1923 состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского — «Человек, что был Четвергом» (подзаголовок: «по схеме Честертона», драматическая переработка его одноимённого романа).

В середине 20-х годов автор участвует в деятельности Национальной академии художественных наук.

Скоро став известным в столичных театральных кругах, Кржижановский систематично проводил публичные чтения собственных новелл, очерков по психологии и драматургии сцены. Но, не обращая внимания на известность, ему редко получалось напечатать собственные произведения, что вынуждало его получать себе на судьбу разной внелитературной работой: в 1925-31 он являлся контрольным редактором в издательстве «Энциклопедия», писал сценарии рекламных роликов, выступал как автор и киносценарист либретто опер.

В частности, ему в собственности сценарий фильмов «Праздник Святого Йоргена»[1] (1929, режиссёр Яков Протазанов, в титрах не указан) и Новый семь дней1] (1933, в титрах кроме этого не указан). Он создал инсценировку «Евгения Онегина» на музыку Сергея Прокофьева (1936). Нужно подчернуть, что во второй половине 30-ых годов XX века Кржижановским кроме этого написано либретто оперы Кабалевского «Кола Брюньон», а на протяжении войны — либретто оперы «Суворов» на музыку Сергея Василенко (премьера в 1942).

Работа над оперой по роману Пушкина стала причиной продолжительному «пушкинскому» периоду в творчестве Кржижановского, результатом которого стали пара теоретических работ по теории литературы (к примеру, «Мастерство эпиграфа (Пушкин)», наброски «Словаря эпиграфов»). В середине 30-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос «шекспировский» период творчества, на протяжении которого написано множество статей и очерков о творчестве британского драматурга. Во время 20-х — 40-х годов публиковал бессчётные статьи по истории и театра и теории литературы в газете «Советское мастерство», изданиях «критик », «Интернациональная литература» (для которого, например, было написано пара статей о Бернарде Шоу) и других.

Главная литературная деятельность протекала в 1920—1930-е годы, в то время, когда Кржижановским написана бо?льшая часть собственных прозаических произведений. Среди них — 5 книг и 6 повестей новелл. Помимо этого, в 1925 году написаны уже упоминавшаяся повесть в очерках «Штемпель: ряд» и Москва очерков.

Не обращая внимания на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому фактически не получалось напечатать какое количество-нибудь большой количество собственной прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была только издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский бесполезно пробовал опубликовать сборники повестей и новелл (к примеру, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, но скоро была однако отклонена издательством) и пара раз, кроме этого бесполезно, предпринимал попытки поставить собственные пьесы.

Отчаявшись заметить изданными собственные произведения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял собственные новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что разрешало ему глубже подчеркивать их переклички и внутренние связи. Так, все книги новелл писателя являются логически завершенные произведения, подчиненные определённой внутренней идее.

В 1939 Кржижановского принимают в Альянс писателей, что, но, не поменяло неспециализированной обстановке с трудностью издания произведений.

С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав только два десятка очерков о Москве армейского времени и получая на судьбу переводами польской прозы и стихов.

Погиб автор в Москве 28 декабря 1950 года, где находится его могила — неизвестно.

Широкая публикация текстов Кржижановского началась лишь с 1989 года. В 2001—2012 гг. в издательстве «Симпозиум» вышло первое русскоязычное Собрание сочинений в шести томах, охватившее фактически всё художественное творчество писателя, большая часть его теоретических работ о театре, философские работы и драматургия, и часть переписки. Ранее издания разных собраний произведений Кржижановского предпринимались в других государствах.

Супруга — актриса Анна Гавриловна Бовшек.

Черта творчества и главные произведения[править | править исходный текст]

С. Д. Кржижановский — в основном создатель прозаических произведений малой и средней формы, и статей и очерков по истории Москвы, истории и театра и теории драматургии, психологии сцены. Помимо этого, он написал пара киносценариев и либретто нескольких опер.

По богатству и мастерству культурного фона интеллектуальная проза Кржижановского пребывала на уровне современной ему европейской и всемирный литературы. Критики и исследователи[кто?] сравнивают его с Ф. Кафкой, Х. Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе.

Характерные для Кржижановского жанры: философская фантасмагория, притча, гротеск, сатира.

Художественный способ Кржижановского — создание метатекста (коллажа из разных текстов), строящегося на цитатах, аллюзиях, на реинтерпретации (переосмыслении) в новом контексте образов, идей, устойчивых мифологем всемирный культуры.

Прекрасно зная древнюю и средневековую философию, философию Канта, других философов и Лейбница Нового времени, Кржижановский художественно обыгрывает их идеи.

Громадное влияние на творчество Кржижановского оказали Шекспир, Э. Т. А. Гофман, Э. А. По, Свифт, и в собственных произведениях он кроме этого обыгрывает и их образы и сюжетные линии.

Кржижановский высоко ценил произведения Андрея Белого и Александра Грина.

образы и Важнейшие темы: память, игра, город, книга, слово.

Не входя ни в одну художественную группу, Кржижановский думал, что его способ ближе всего к имажинизму (по крайней мере, к имажинистскому лозунгу образа и развития образности).

Теоретические работы Кржижановского по истории, теории и театра и философии литературы и психологии творчества органически связаны с его художественным творчеством. И в том месте, и в том месте автор всегда рефлексирует на темы философии и мировой культуры.

В художественных текстах и теоретических работах эссеистического типа Кржижановский применяет идеи и образы всемирный культуры для осмысления современной ему действительности, а также советской.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: