Философско-сатирический роман

М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

I. публикации романа и История создания. «Глуповский» цикл начала 1860-х гг. начала 1860-х гг. (очерки «Писатели-обыватели», «Клевета», «Отечественные глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Отечественный губернский сутки»). Город Глупов как топонимическое обобщение.

II. Тысячелетняя история России как объект сатирического осмысления в «Истории одного города».

1. Жанрово-композиционное своеобразие книги:

а) Проанализируйте изюминке построения «Истории одного города». Обратите внимание на нарративную (повествовательную) специфику произведения. Объясните, для чего автор вводит два повествовательных издателя – летописца-и плана архивариуса (приведите примеры).

Звучит ли в книге голос автора?

б) Какое жанровое определение «Истории одного города» представляется вам самые точным: роман, хроника, сатира? (предложите собственные варианты).

2. Пародирование в тексте летописной легенды о призвании исторических концепций и варягов о происхождении русской государственности (С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, М.П.

Погодина).

Приведите соответствующие фрагменты.Философско-сатирический роман

3. История России как настоящая база щедринского гротеска:

а) Из-за чего Салтыков утверждал, что писал «не историческую», а «совсем обычную» сатиру? (см.: «Письмо в редакцию»)

б) «Гротескный» хронотоп как метод сатирического изображения современности:

– деформация времени в романе: принцип «исторических проекций и совмещений» (С.А. Макашин) в применении имён и реалий (приведите примеры);

– деформация пространства в романе: локальная размытость границ города Глупова (подтвердите текстом).

III. Гротескная трактовка в «Истории одного города» неприятности «власть и народ» («Жизнь, находящаяся под игом сумасшествия»).

1. Изучение в книге механизмов власти, художественная реализация идеи «сумасшествия». «Не потерплю!» и «Разорю!» как лейтмотивные формулы власти:

а) Косвенное выражение идеи «сумасшествия» в образах мэров, предающихся «телесным упражнениям» (Микаладзе … – продолжите перечень). Чем превосходно правление каждого из них?

б) Реализация метафоры «безрассудный» в образах таких мэров, как Органчик … (продолжите последовательность). Бородавкин как предвестие Безрадостен-Бурчеева (аргументируйте). «Идиот» Безрадостен-Бурчеев – предельное воплощение идеи «сумасшествия» власти (подтвердите текстом).

2. Изучение в книге механизмов подчинения: «народ исторический» в романе Салтыкова:

а) Коллективный портрет глуповцев. Каков социальный состав глуповского населения. Назовите характерные черты их поведения и психологии (начальстволюбие… – продолжите).

Докажите, что поведение глуповцев продемонстрировано как проявление народного «сумасшествия».

Что такое «бунт на коленях»? (приведите примеры).

б) Как изменяется тональность повествования в главах «Голодный Соломенный» город «и город»? (процитируйте соответствующие фрагменты). Честны ли были упреки Салтыкову в «глумлении над народом»? (см. статью А.С. Суворина и ответ на нее Салтыкова).

3. Логика развития конфликта «власть и народ». Кольцевой принцип композиции: от мечтаний головотяпов о «сильной руке» (приведите примеры) – до «бреда» Безрадостен-Бурчеева. Применим ли к идейной концепции романа тезис о том, что каждый народ хорош собственных властителей?

IV. Художественное воплощение в романе философско-исторических взоров Салтыкова-Щедрина.

1. Представление писателя о народе как «воплотителе идеи демократизма» («Письмо в редакцию»). Периоды глуповского его причины и благоденствия (глава «Эра увольнения от войн»). Из-за чего Глупов назван «злосчастной муниципией»? (глава «Подтверждение покаяния.

Заключение»). Каков, с вашей точки зрения, авторский идеал национального устройства?

2. Эволюционная концепция исторического процесса. петрашевцев и Движения декабристов как настоящий материал для художественных обобщений («мартиролог глуповского либерализма»). Антиутопический пафос книги: разоблачение тоталитарной базы «коммунистического нивеляторства» (главы «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния.

Заключение»).

3. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический суть финала, его предвосхищение на различных стадиях развития конфликта. Отыщите в тексте фрагменты, в которых выражена идея о циклическом развитии истории.

Какое значение в романе имеет образ реки?

Литература

Необходимая

1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8.

Рекомендуем кроме этого обратиться к комментариям Б.М. Эйхенбаума в издании: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города.

М.: Детская литература, 1970.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию «Вестника Европы» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969.

Т.8.

3. «Историческая сатира?» (Статья А.С. Суворина и ответ на нее М.Е. Салтыкова-Щедрина) // Русская словесность. 1995. № 4.

4. Николаев Д. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Дополнительная

1. Елизарова Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826–1976. Калинин, 1977.

2. Строганов М.В. О финале «Истории». К проблеме «декабристы и Щедрин» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е.

Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985.

3. Головина Т.Н. «История одного города»: продолжение направляться // Щедринский сборник. Вып. 2. Тверь, 2003.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: