М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
I. публикации романа и История создания. «Глуповский» цикл начала 1860-х гг. начала 1860-х гг. (очерки «Писатели-обыватели», «Клевета», «Отечественные глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Отечественный губернский сутки»). Город Глупов как топонимическое обобщение.
II. Тысячелетняя история России как объект сатирического осмысления в «Истории одного города».
1. Жанрово-композиционное своеобразие книги:
а) Проанализируйте изюминке построения «Истории одного города». Обратите внимание на нарративную (повествовательную) специфику произведения. Объясните, для чего автор вводит два повествовательных издателя – летописца-и плана архивариуса (приведите примеры).
Звучит ли в книге голос автора?
б) Какое жанровое определение «Истории одного города» представляется вам самые точным: роман, хроника, сатира? (предложите собственные варианты).
2. Пародирование в тексте летописной легенды о призвании исторических концепций и варягов о происхождении русской государственности (С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, М.П.
Погодина).
Приведите соответствующие фрагменты.
3. История России как настоящая база щедринского гротеска:
а) Из-за чего Салтыков утверждал, что писал «не историческую», а «совсем обычную» сатиру? (см.: «Письмо в редакцию»)
б) «Гротескный» хронотоп как метод сатирического изображения современности:
– деформация времени в романе: принцип «исторических проекций и совмещений» (С.А. Макашин) в применении имён и реалий (приведите примеры);
– деформация пространства в романе: локальная размытость границ города Глупова (подтвердите текстом).
III. Гротескная трактовка в «Истории одного города» неприятности «власть и народ» («Жизнь, находящаяся под игом сумасшествия»).
1. Изучение в книге механизмов власти, художественная реализация идеи «сумасшествия». «Не потерплю!» и «Разорю!» как лейтмотивные формулы власти:
а) Косвенное выражение идеи «сумасшествия» в образах мэров, предающихся «телесным упражнениям» (Микаладзе … – продолжите перечень). Чем превосходно правление каждого из них?
б) Реализация метафоры «безрассудный» в образах таких мэров, как Органчик … (продолжите последовательность). Бородавкин как предвестие Безрадостен-Бурчеева (аргументируйте). «Идиот» Безрадостен-Бурчеев – предельное воплощение идеи «сумасшествия» власти (подтвердите текстом).
2. Изучение в книге механизмов подчинения: «народ исторический» в романе Салтыкова:
а) Коллективный портрет глуповцев. Каков социальный состав глуповского населения. Назовите характерные черты их поведения и психологии (начальстволюбие… – продолжите).
Докажите, что поведение глуповцев продемонстрировано как проявление народного «сумасшествия».
Что такое «бунт на коленях»? (приведите примеры).
б) Как изменяется тональность повествования в главах «Голодный Соломенный» город «и город»? (процитируйте соответствующие фрагменты). Честны ли были упреки Салтыкову в «глумлении над народом»? (см. статью А.С. Суворина и ответ на нее Салтыкова).
3. Логика развития конфликта «власть и народ». Кольцевой принцип композиции: от мечтаний головотяпов о «сильной руке» (приведите примеры) – до «бреда» Безрадостен-Бурчеева. Применим ли к идейной концепции романа тезис о том, что каждый народ хорош собственных властителей?
IV. Художественное воплощение в романе философско-исторических взоров Салтыкова-Щедрина.
1. Представление писателя о народе как «воплотителе идеи демократизма» («Письмо в редакцию»). Периоды глуповского его причины и благоденствия (глава «Эра увольнения от войн»). Из-за чего Глупов назван «злосчастной муниципией»? (глава «Подтверждение покаяния.
Заключение»). Каков, с вашей точки зрения, авторский идеал национального устройства?
2. Эволюционная концепция исторического процесса. петрашевцев и Движения декабристов как настоящий материал для художественных обобщений («мартиролог глуповского либерализма»). Антиутопический пафос книги: разоблачение тоталитарной базы «коммунистического нивеляторства» (главы «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния.
Заключение»).
3. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический суть финала, его предвосхищение на различных стадиях развития конфликта. Отыщите в тексте фрагменты, в которых выражена идея о циклическом развитии истории.
Какое значение в романе имеет образ реки?
Литература
Необходимая
1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8.
Рекомендуем кроме этого обратиться к комментариям Б.М. Эйхенбаума в издании: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города.
М.: Детская литература, 1970.
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию «Вестника Европы» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969.
Т.8.
3. «Историческая сатира?» (Статья А.С. Суворина и ответ на нее М.Е. Салтыкова-Щедрина) // Русская словесность. 1995. № 4.
4. Николаев Д. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.
Дополнительная
1. Елизарова Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826–1976. Калинин, 1977.
2. Строганов М.В. О финале «Истории». К проблеме «декабристы и Щедрин» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985.
3. Головина Т.Н. «История одного города»: продолжение направляться // Щедринский сборник. Вып. 2. Тверь, 2003.
Удивительные статьи:
- Диапазон скоростей полета
- Тема 8. малые жанры фольклора. детский фольклор
- Для культуры средневековья характерно преобладание ( индивидуального ручного труда, сословной самоидентификации!!!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Боевой путь танкиста: виктор романов и его ис-2
Одно лишь хорошее оружие само по себе не принесет победу. Ее «рецепт» в обязательном порядке включает в себя еще и храбрых умелых солдат, каковые этим…
-
Романы о русской интеллигенции. поэтика тургеневского романа
В 1856 г. публикацией романа «Рудин» Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него жанре. За «Рудиным» последовали «Дворянское…
-
Восприятие и интерпретация романа на современном этапе изучения
В читательском восприятии романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875—1880) Сейчас проявились кое-какие значительные изюминки,…
-
Роман «обломов» как центральная часть романной трилогии
По свидетельству самого Гончарова, замысел «Обломова» «готовься » еще в 1847 г., т. е. практически сразу после публикации «Обычной истории». Такова уж…