Франция в бою

1940 год стал годом неожиданного для всех провала Франции. Не обращая внимания на пара месяцев состояния войны с Германией, двадцать лет подготовки восточной границы и явственную победу в Первой мировой, армия Франции, вместе с английскими, бельгийскими и голландскими армиями, была разгромленной за считанные семь дней. Франция, много лет несомненно сильнейшая держава континентальной Европы, 22 июня была вынуждена подписать унизительное перемирие с Германией в Компьене – в том же городе а также том же вагоне, в котором в 1918 году победоносные французы принимали германскую делегацию.

Британии было нужно дальше вести войну с Германией фактически в одиночку – до нападения на СССР. Конечно, английские историки, обращаясь к периоду 1940 года, волей-неволей держали в уме упорную многомесячную Битву за Британию в воздухе, эвакуацию английского контингента из Дюнкерка и сравнивали с катастрофическими поражениями французов на континенте. Мало кто из изучавших те события питал хорошие эмоции к проигравшим – да и для чего?

Им было весьма тяжело удержаться от выводов, что армия Франции была так себе – неправильные танки, неправильные самолёты, неверная тактика, и по большому счету – французы не умели, да и не желали сражаться. Плюс мешал языковой барьер – как ни страно, французы традиционно отличаются нелюбовью к изучению вторых языков. При отечественных любителей истории добавляется ещё один барьер – кроме того немногие взвешенные работы в большинстве случаев остаются непереведёнными.

Франция в бою
Германские пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ю-87 (Junkers Ju 87 B-2) из эскадры «Иммельман» (StG2 «Immelmann») в небе Франции

Как же в действительности сражались французские армии во Вторую мировую?

По окончании победы в Первой мировой французы поняли, что перед ними поднимается множество неприятностей. В первую очередь, нужно было как-то залечить раны, нанесённые войной – целый северо-восток страны воображал собой бережно перекопанное сотнями миллионов снарядов месиво. Сейчас из почвы добывают неразорвавшиеся боеприпасы той войны – порядка тысячи т в год.

Лишь в 2013 году и лишь из области около города Ипр было извлечено 130 т снарядов.

К тому же отступающие немцы уже освоили разработку «выжженной почвы» – методично уничтожая всё какое количество-нибудь полезное.

Нужно было не только восстанавливать хозяйство, но и поддерживать дорогостоящую оккупацию Рейнской области. Плюс хоть как-то поддерживать баланс в Марокко, Сирии и других местах – а это потребовало много денег и много армий «прямо на данный момент».

В области танкостроения Франция имела тысячи лёгких танков «Рено» FT-17, замечательно продемонстрировавших себя в битвах 1918 года; уже устаревшие и изношенные тяжёлые «Шнейдер» и «Сен-Шамон» и дюжина сверхтяжёлых крепостей FCM 2C, не успевших на войну. По сути, французы к началу 20-х годов смогли создать отличные образцы танков, во многом кроме того опередившие собственное время.

Исходя из этого по окончании технологического рывка всемирный послевоенного урезания и войны заказов предстоящее развитие техники забрало естественный тайм-аут. Артиллерия была обременена запасами и тысячами орудий снарядов, оставшимися с войны – что при отсутствии денег также не стимулировало перевооружения.

Германские воины позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта Char 2C. Рядом с танком лежат разобранные части двигателя

Генерал Этьен, создатель французских танковых сил, желал заполнить неприятный пробел между лёгкими FT-17 и огромными FCM 2C char de bataille – танком независимых механизированных соединений. Но пехотное руководство логично настаивало на разработке танка помощи пехоты. Требования к будущему танку B1 были сформулированы ещё в первой половине 20-ых годов двадцатого века, но лишь в 1924 были выстроены первые 5 прототипов, а серийное производство началось в декабре 1934 года – бюджет межвоенной Франции продолжительное время не разрешал роскоши.

Экипаж французского танка Char B1 №350 «Fleurie» перед собственной машиной. В центре сержант-шеф Жак Дюмай (Jacques Dumay), убит 15 июня 1940 у Монсюзена. У трубы адьютант Левассер (Levasseur), убит 12 июня 1940 у Мурмелона.
Источник: www.chars-francais.net

Казалось бы, B1 должен был за эти годы безнадёжно устареть по конструкции: к примеру, его гусеницы всецело охватывали корпус – как на британских «ромбах» Первой мировой. Иначе, английский танк «Черчилль» с подобной ходовой частью был создан куда позднее – уже во Вторую мировую, и хорошо вести войну.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века лобовая броня B1 была усилена до 60 мм, кроме 75-мм гаубицы в корпусе, танк приобрел новое 47-мм орудие SA35 в башне, более замечательный двигатель в 307 л. с. и широкие гусеницы. Выпуск новой модификации B1bis начался во второй половине 30-ых годов XX века. На текущий момент танк заслуженно считался лучшим в мире – фактически не имея соперников в классе.

Но развитие танковых армий не стояло на месте.

В авиации были собственные неприятности. На опыте Великой войны армия потребовала в первую очередь самолётов для корректировки и разведки артиллерии. Военных можно понять – утраты пехоты, наступающей на неподавленную оборону, были уж как-то через чур громадны, а бомбовая нагрузка многоцелевых самолётов ПМВ если сравнивать с совершенно верно наводимой тяжёлой артиллерией не впечатляла.

В отличие от Британии, Германии и Италии, французы не могли позволить себе «роскоши» бомбардировок городов – из-за опасений немедленного ответа по Парижу, лежавшему в считаных десятках километров от фронта. Исходя из этого независимые ВВС пробивали себе дорогу с трудом.

Авиатехники за обслуживанием французского истребителя американского производства Кертис «Хок» 75

Кроме того во второй половине 30-ых годов двадцатого века главными задачами ВВС были: «вести разведку, закрывать войска и объекты от налётов бомбардировщиков и сражаться за господство в воздухе над линией фронта». Наряду с этим приоритетной оставалась задача обслуживания артиллерии. Денег всё ещё хронически не хватало.

Исходя из этого тяжёлые четырёхмоторные «Фарманы» заказывались практически поштучно.

В первой половине 30-х годов были созданы пушечные монопланы «Девуатин» – одни из лучших истребителей в мире, но прогресс техники был неумолим. Перед Францией поднималась задача – или быстро наращивать выпуск существующих самолётов – с риском их устаревания, или сохранять надежду на запуск в серию радикально новых конструкций.

Но умелые автомобили из-за отсутствия моторов либо небольших повреждений месяцами не поднимались в атмосферу, а выпуск нужно было как-то распределить по множеству компаний и никого не обидеть. Не помогла и передача в госимущество фабрик, приведшая к увольнению части рабочих. Перспективным самолётам хронически не хватало моторов, оружия, другого оборудования и радиостанций.

Помимо этого, ещё никто в мире не знал, какая как раз концепция авиации окажется верной. А мир сотрясал один кризис за вторым. На технические и производственные неприятности накладывались организационные.

Весной 1940 года настало время новой проверки французских армий боем.

Были ли офицеры и французские солдаты трусами?

Германский воин рассматривает пробоину в башне среднего танка Pz.Kpfw. IV, взятую в битвах на протяжении французской кампании вермахта

16 мая 1940 года капитан Пьер Бийот на танке B1bis № 337 Eure встретил колонну германских танков на узкой извилистой улочке маленькой деревни Стонн. Бийот воспользовался тем, что его танк имел две пушки: он приказал водителю выбить головной танк из 75-мм орудия, а сам выстрелил по концевому. По окончании чего методично стёр с лица земли зажатую между подбитыми автомобилями колонну.

Выйдя из деревни, Бийот встретил ещё одну колонну – с тем же финалом. Вдобавок к заявленным 13 танкам (Pz.IV и 11 Pz.III) смог стереть с лица земли и 2 противотанковых орудия. За пара мин. боя танк Бийота взял не меньше 140 попаданий – и ни одной пробоины.

Скоро Бийот был ранен, попал в плен, но смог сбежать из лагеря в Померании в СССР.

Капитан Пьер Бийот. Источник: armoredwarfare.pl

В сражении у той же деревушки сержант Дюран, ветеран интербригад в Испании, огнём в упор из 25-мм противотанковой пушки практически изрешетил ещё одну колонну танков – подбив три Pz. IV и нормально отойдя вместе с орудием.

Французская 25-мм противотанковая пушка примера 1934 года совокупности Гочкиса (Canon de 25-mm antichar Modele 1934 Hotchkiss), кинутая на перекрестке в Ворму (Wormhout).

На следующий сутки всего два танка Mistral и Tunisie лейтенантов Помпье и Годе приблизительно за полчаса боя стёрли с лица земли более 50 грузовиков, тягачей и БТР, пара танков Pz.I и Pz.II и шесть 37-мм орудий.

Германский танк Pz.IV, стёртый с лица земли во Франции, 1940.
Источник: http://www.worldwarphotos.info

28 мая танк капитана Дирана стёр с лица земли две 37-мм пушки, но после этого вражеский боеприпас попал в ствол его 75-мм гаубицы. Танк, не обращая внимания на интенсивный пламя по нему, сражался , давя орудия гусеницами и обстреливая пехоту из пулемётов. Но скоро два попадания в башню заклинили её, вдобавок повредив устройства наблюдения.

Капитан с ассистентом были ранены, но военная машина билась , пока не взяла в левый борт крупнокалиберный боеприпас, возможно, от 88-мм зенитки.

Наряду с этим экипаж смог выйти к своим. За два часа боя танк взял около 90 попаданий, стёрши с лица земли приблизительно дюжину орудий и две бронемашины. Танк Жанна д’Арк оправдал собственное имя.

Подбитый танк Жанна дАрк.
Источник: http://www.chars-francais.net

Танк B1, созданный по требованиям самого начала 20-х годов, смог достойно сражаться и в 1940-м, а во многих случаях – кроме того позднее. А такими воинами имела возможность бы заслуженно гордиться армия любой страны мира. Увы, героизм отдельных расчётов и экипажей не имел возможности преодолеть комбинированных действий германской армии.

Танковым соединениям не хватало запасном техники – БТР для пехоты, разведывательных броневиков, автомобилей снабжения и многого другого, надеявшегося по теории верного применения.

Кроме того лучшие танки с отважными людьми в не могли победить в вражеские танки и одиночку, и противотанковые орудия, и зенитки, поддержанные автотранспортом. Танку помощи с теоретическим малым радиусом действия довольно часто просто не хватало своевременно топлива для продолжительных и стремительных маршей – тем более водители довольно часто не выключали моторы, опасаясь застывания жидкости в капризной гидросистеме. Судьбу танков довольно часто иллюстрируют строки взорван экипажем из-за нехватки горючего, кинут, неисправность двигателя, неисправность электрооборудования.

Французский танк Char B1bis №391 «Краон» (Craonne), кинутый в районе Шивр-Валя из-за неисправности ходовой части. Машина из состава 3-го взвода 3-й роты 46-го танкового батальона 4-й танковой дивизии
Источник: http://www.chars-francais.net/

Истребители добились много побед в воздухе, время от времени кроме того «всухую», но всё чаще собственные самолёты приходилось уничтожать либо бросать при отступлении, часть терпела аварии.

Спустя год с маленьким «эстафету» борьбы с вермахтом от французов примут войска СССР. С нападением Германии на СССР Пьер Бийот стал армейским атташе Свободной Франции в Москве, позднее – главой штаба де Голля, а в первой половине 40-ых годов XX века в составе 2-й бронетанковой дивизии генерала Леклерка освобождал Париж. В небе над СССР вместе с советскими пилотами будут сражаться французские лётчики.

Они не знали, какой будет их Отчизна. Они не знали кроме того, а будет ли по большому счету Франция по окончании войны. Во Франции они были приговорены к смертной казни и при попадания в плен должны были быть расстреляны.

Но они сражались.

До неспециализированной победы.

Лекция 2. Искусство 1930-х – первой половины 1950-х гг.: социалистический реализм [10.12] ч.3


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: