Германские войны: укрепление границы

Война Домициана против хаттов в 83–84 гг. стала последней важной попыткой римского наступления в Германии. Перенос военной активности с Рейна на начало и Дунай Дакийских войн 85–89 гг., 100–102 гг. и 105–106 гг. ознаменовали смену внешнеполитического курса Рима в отношении германцев от агрессии к сдерживанию. Экспансия уступила место разметке границы и возведению совокупности оборонительных сооружений Германского лимеса.

Лимес

Термин «лимес» в латинском языке изначально употреблялся в словаре землемеров. Этим словом изначально обозначался незапаханный надел земли, разделявший сопредельные частные владения либо почвы соседних общин (межа). Кроме этого лимесом именовалась дорога, проходившая по такому участку, которую размечали установленными по её обочинам столбами.

В эру ранней империи данный термин приобрёл расширенное значение и начал использоваться для обозначения пограничных территорий, отделявших римские владения от земель дикарей. В соответствии с представлениям римлян, пределы их державы совпадали с границами цивилизованного мира. Сама природа, как писал ритор IV в. Пакат Дрепаний в панегирике, адрессованном императору Макисимиану, позаботилась об их сохранении,

«оградив их пространствами, покрытыми льдом, горами и лесами, недосягаемыми из-за вечного зноя либо нескончаемой стужи либо недоступными из-за разделяющих их морей».

Для наблюдения за необжитым пространством пограничной полосы римские полководцы делали в лесах просеки, прокладывали через болота гати и строили дороги, каковые кроме этого именовались лимесами. Эти дороги предназначались для патрулей, несущих пограничную работу. По этим же дорогам на протяжении больших походовримские войска проникали на вражескую территорию и возвращались обратно.

При завоевании Германии строительство армейских дорог в её болотах и лесах было простой практикой. В то время, когда император Домициан в 83 г. вести войну против хаттов, по словам Секста Юлия Фронтина, в лесах на сопредельной территории он приказал проложить просеки (limitibus passum) длиной 120 миль, разрешившие римлянам попадать в самое сердце вражеских владений.

Германские войны: укрепление границы

Легионеры строят упрочнения. Рельеф Колонны Траяна в Риме, нач. II в.

В том месте, где для разметки линии границы империи не было возведённых природой естественных барьеров, римляне размечали пространство неестественными пределами-лимесами, а после этого строили заграждения и наблюдательные башни для их защиты. Для времени происхождения данной концепции чрезвычайную важность имеют слова Элия Спартиана, написавшего биографию императора Адриана:

«в весьма многих местах, где варвары отделены от римских владений не реками, а обычными границами (non fluminibus sed limitibus dividuntur), он отмежёвывал дикарей от римлян столбами, глубоко врытыми в почву наподобие деревенских изгородей и связанными между собой».

Начало строительства лимеса

Одним из самые известных примеров римских пограничных упрочнений есть Германский лимес, являвшийся защитой стратегически ответственного участка Десятинных (Декуматских) полей на стыке границ Верхней Германии, Белгики и Реции. Имея форму широкого клина с остриём, направленным в глубину римских владений, Десятинные поля создавали большую опастность глубокому тылу провинций при их захвата германцами.

Первые систематические попытки обеспечить их оборону были предприняты в правление императора Клавдия (41–54 гг.), в то время, когда в верхнем течении Дуная была возведена линия из крепостей Унтеркирхберг, Ристиссен, Эмеркинген, Менген-Эннетах и Ирцигхофен, закрепившая за Римом владение правым берегом реки.

Следующие шаги в этом направлении были осуществлены в правление Веспасиана (69–79 гг.). Наместник Верхней Германии Гней Пинарий Клемент в 74 г. совершил через Роттвайль последовательность дорог, соединивших столицу Реции Августу Винделиков одним финишем с лагерем XI Клавдия легиона в Виндониссе, вторым – с лагерем VIII Августа легиона в Аргенторате. Для обеспечения безопасности путей сообщения были выстроены упрочнения в Оффенбурге, Вальдмёссингене, Зюльце, Гайслингене, Бурладингене, Гомадингене, Донштеттене, Уршпринге, Гюнцбурге.

В правление Тита (79–81 гг.) эта линия коммуникаций была продолжена в восточном направлении с основанием Нассенфайса, Кёшинга и Айнинга. Домициан (81–96 гг.) покинул Гюнцбург и перенёс границу Реции с правого берега Дуная в глубину территории современного Баден-Вюртемберга, выстроив Айнинг, Кошинг, Пфюнц, Вайссенбург, Гнотцинхайм, Муннинген и Хайденхайм.

Из этого дорога уходила к Каннштадту и потом на север по левому берегу Неккара до Хайдельберга, где виделась с дорогой, проложенной к югу от Могонциака. Для её защиты по окончании 90 г. были выстроены упрочнения в Беннингене, Валхайме, Бёкингене и Вимпфене.

Десятинные поля между верховьями Дуная и Рейна, пограничные укрепления и римские дороги, выстроенные тут между 74 и 100 гг.

Ещё одним районом армейского строительства стало широкое предполье на правом берегу Рейна, наоборот Могонциака. Наместник Верхней Германии Гней Пинарий Клемент в 72–74 гг., расширяя данный плацдарм, возвёл серию упрочнений по берегам Майны и Нидды: Майнц-Кастель, Висбаден, Хофхайм, Франкфурт-Хеддернхайм, Франкфурт-Домхюгель, Хёгст, Окарбен и Фридберг. Они стали базой для передовых постов в Арнсбурге, Бюцбахе, Каперсбурге, Заальбурге, Цугмантеле, Мариенфельсе, возведённых приблизительно по окончании 90 г. Большинство этих построек представляла собой дерево-земляные упрочнения площадью 2–4 га, предназначенные для размещения отрядов вспомогательных войск и вексилляций легионеров.

В Ханау были распознаны остатки незаконченной постройки громадного лагеря площадью 14 га, предназначавшегося для одного из Верхнегерманских легионов, самый возможно, I Вспомогательного. Его постройка так и не была закончена ввиду вспыхнувшего в 85–86 гг. кризиса на нижнем переброски и Дунай легиона на дакийскую границу.

Фронт этих упрочнений, обращённый в северо-восточном направлении, свидетельствовал о угрожавшей опасности со стороны хаттов, чья военная мощь была на большом растоянии ещё не сломлена войной 83–84 гг. По-видимому, опасения римского руководства были небезосновательны, потому, что лагерь в Хофхайме около 90 г. пригодилось перестраивать по окончании стёршего с лица земли его пожара. Сам пожар, быть может, был связан с участием хаттов в восстании Антония Сатурнина и повторным умиротворении Германии.

В последующие годы фортификационные работы в этом регионе длились. В 90–92 гг. на восточном фасе выступа были выстроены упрочнения в Эхцеле, Оберфлорштадте Хельденбергене, Миттельбухене и Салисберге, благодаря которым была оккупирована плодородная и серьёзная в стратегическом отношении равнина р. Веттер, и южные предгорья Тавна.

Лимес Веттерау.

укрепления и Дороги на Майне, Нидде, Веттере и Неккаре между 90 и 161 гг.
Оформление оборонительной совокупности

Марк Ульпий Траян в течении 92–98 гг. являлся наместником Верхней Германии и в данной должности возглавлял работы по постройке упрочнений. В осеннюю пору 97 г. он был провозглашён наследником старого императора Нервы, а после этого, по окончании его смерти в начале 98 г., стал независимым правителем. Траян не спешил с отъездом в Рим, а практически полтора года оставалсяна границе.

Проводимые им мероприятия по большей части продолжали забранный ранее курс.

Около 97–98 гг. были выстроены Маркобель, Рюкинген и Гросскротценбург, разрешившие отодвинуть восточную границу «лимеса Веттерау» потом в строну соперника. В Гросскротценбурге был выстроен мост через Майн, дорога на юг в течении последующих 50 км прошла по берегу реки. Около 100 г. на протяжении данной естественной границы были выстроены лагеря и наблюдательные башни Штокштадт, Ниденберг, Обернбург и Вёрт.

Следующий участок пути протяжённостью приблизительно 80 км проходил через покрытую густым лесом местность в юго-восточных предгорьях Оденвальда.

Между 100–110 гг. на протяжении дороги с промежутком около 800 м одна от второй были воздвигнуты наблюдательные башни, а после этого дерево-земляные упрочнения Секмауэрн, Лютцельбах, Фильбрунн, Ойльбах, Вюрцберг, Хессельбах, Шлоссау, Обершайденталь и Неккарбуркен. В конечной точке собственного маршрута дорога достигала Вимпфена на среднем Неккаре, где виделась с автострадой, ранее проложенной на протяжении берега реки с юга на север.

Как и на протяжении линии речной границы по Майну, на участке между Вимпфеном и Кёнгеном в течении приблизительно 90 км для обеспечения безопасности дорог коммуникаций возводились наблюдательные башни и строились лагеря. Но тут ни при каких обстоятельствах не было ни вала, ни палисада, окружавшего сухопутную границу, «лимес» в собственном смысле слова.

Так, в следствии целенаправленной политики, осуществлявшейся в течении практически двух десятилетий, в регионе было проложено более 250 км дорог, для их защиты выстроено около 60 упрочнений и возведено порядка 900 наблюдательных башен. Разветвлённая сеть сообщений соединяла наибольшие армейские лагеря Верхней Германии и Реции, разрешая осуществлять крупномасштабное наблюдение и скоро перебрасывать резервы на участок, которому угрожала яркая опасность. как следует новым элементом являлся целостный темперамент новой совокупности обороны, которая не исчерпывалась прикрытием отдельных участков, а учитывала изюминке соседних районов.

Большой размах работ поражал воображение современников, но те, кто ожидал, что за ними последует продолжение экспансии в Германию, были разочарованы. Траян, не понаслышке привычный с условиями региона, был скорее ориентирован на вооружённое сдерживание соперника и в отношениях с германцами стремился к поддержанию status quo. Готовя большое наступление против Дакии, он перевёл на Дунай часть армий из состава гарнизонов Верхней Германии.

Не все в Риме были согласны с этим ответом. Голос оппозиции отчётливо слышится в написанной около 98 г. «Германии» Корнелия Тацита, где германцы были представлены давешними и страшными неприятелями Рима, над которыми «было больше отпраздновано успехов, нежели одержано побед».

Этапы строительства Германского лимеса
Завершающая стадия строительства

Работы по постройке упрочнений длились в правление Адриана (117–138 гг.). Император, сам неутомимый путешественник, зимний период 121 г. лично следил за ними на протяжении инспекционной поездки по Реции и Верхней Германии. Сухопутная граница на всём собственном протяжении от Хеддесдорфа на севере до Вимпфена на берегу Неккара была обнесена палисадом из глубоко врытых в почву брёвен. Остатки этого огромного сооружения длиной более 200 км являются дубовые сваи диаметром около 30 см и высотой около трех метров.

Адриан инспектирует Германский лимес зимний период 121 г.

Палисад отсутствовал в том месте, где граница проходила по берегам рек. На 30-км участке между Кёнгеном на Неккаре и Донштеттеном в предгорьях Швабских Альп перед палисадом были выкопаны два параллельных друг другу рва глубиной 1,6 и шириной 3,2 м, а сзади них был насыпан земляной вал. По остаткам керамики в основании вала его возведение возможно датировать периодом между 125 и 130 гг.

Палисад на границах Реции был возведён на три десятилетия позднее, на протяжении масштабной реставрации новой линии границы.

Адриан деятельно ремонтировал сторожевые башни, возведённые его предшественниками, и приказывал строить новые. Многие башни в его правление возводились на каменном цоколе либо кроме того всецело строились из камня. Ветхие дерево-земляные упрочнения обычно расширялись и получали башни и стены из камня.

Обычным упрочнением этого времени есть лагерь в Заальбурге.

Современная реконструкция Заальбурга.

Дерево-земляное упрочнение площадью 0,7 га было выстроено на этом месте около 90 г. Оно предназначалось для гарнизона из 160 человек, солдат Английского нумера. Около 135 г. на месте ветхого упрочнения была выстроена крепостьплощадью 3,2 га, в которой разместилась II Ретийская когорта из 500 человек. По окончании 258 г. крепость была уничтожена алеманнами.

В 1897–1907 гг. Заальбург был полностью восстановлен в начальном виде и открыт для доступа публики

Антонин Пий (138–161 гг.) продолжал продуманную и осмотрительную политику собственного предшественника. При нём длился ремонт ветхих и строительство новых, всецело каменных, упрочнений. Между 159 и 165 гг. по каким-то нам малоизвестным обстоятельствам граница Верхней Германии была перенесена с линии Оденвальд – Неккар на 30 км в восточном направлении.

С целью этого была выстроена новая линия упрочнений между Мильтенбергом и Лёрхом и потом на восток, на протяжении границы Реции. На всей протяженности новая граница была обведена дубовым палисадом, а между наблюдательными башнями и линией кольев был выкопан ров шириной 6 м и глубиной 3 м и насыпан 4-метровый вал. Такой же вал был воздвигнут сзади палисада, опоясывающего Верхнюю Германию.

Тут его остатки до сих пор возможно видеть южнее Оденвальда и в районе Заальбурга.

Упрочнения лимеса купили законченный вид, в то время, когда император Коммод (180–192 гг.) вместо древесного палисада около Реции возвёл каменную стенке высотой 3–4 м и толщиной 1 м, протянувшуюся на 175 км от Лёрха до Гингейма на Дунае.

Сторожевая башня в предгорьях Оденвальда, начало II в. Башни размешались на протяжении периметра границы с промежутком приблизительно 800 м, в пределах прямой видимости одна от второй. В большинстве случаев они имели двух- либо трёхэтажную структуру, цокольный этаж довольно часто делался из камня, второй и третий – из дерева. Гарнизон башни складывался из 5–8 солдат, каковые вели наблюдение за перемещением соперника и при угрозы подавали сигнал тревоги
Назначение лимеса

В эру собственного расцвета Германский лимес воображал собой сложную совокупность глубоко эшелонированной обороны приграничных территорий, включавшую разветвлённые дороги коммуникации, военные и фортификационные укрепления гарнизоны. Сторожевые башни служили для наблюдения за передвижениями соперника. При опасности их гарнизон, складывавшийся из 5–8 солдат, должен был передать сигнал тревоги и дождаться помощи ближайшего отряда.

На некоем отдалении от границы на расстоянии 10–15 км друг от друга пребывали лагеря вспомогательных войск, в которых в качестве гарнизонов размещались кавалерийские алы и пехотные когорты численностью от 500 до 1000 солдат, и более небольшие отряды в 150–200 солдат. Легионы размещались в громадных крепостях на Рейне и привлекались только для ведения больших наступательных операций на территории соперника. Все упрочнения соединялись множеством дорог сообщений, разрешавших обмениваться информацией и при необходимости концентрировать большие силы на направлении, которому угрожала яркая опасность.

Повозка пересекает линию пограничных упрочнений лимеса

Линия палисада, вал и ров сзади него, как представляется сейчас, не были предназначены для сдерживания прямого нападения соперника. Палисад имел возможность быть препятствием разве лишь для банды разбойников, но не для армии, в распоряжении которой имелись лестницы либо осадные орудия. Вместо этого, согласно точки зрения современных исследователей, линейный барьер на границе служил целям канализации миграционных потоков и разных видов коммуникации в приграничной полосе.

Варвары имели возможность ступить на территорию Римской империи только в определённые дни и лишь в указанных им пунктах пропуска, предварительно сдав оружие и уплатив таможенную пошлину. Тех, кто пробовал прорваться через барьер, отлавливали армейские патрули. Лимес обозначал линию границы в том месте, где для неё не существовало естественных барьеров.

Являясь, так, визуальным знаком, отделявшим римский мир от дикарей, лимес в один момент снабжал поддержание экономических и культурных связей между соседями.

Продолжение:

Литература:

  1. Ле Боэк Я. Римская армия эры Ранней Империи. / Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 2001. 399 с.
  2. Baatz D. Der Romische Limes. Archaologische Ausfluge zwischen Rhein und Donau. Berlin, 2000, 324 S.
  3. Fabricius Е. Limes // Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1926, Bd. XIII, Hlbd. 25
  4. Fabricius E., Leonhard F., Hettner F., von Sarwey O. Der obergermanisch-raetische Limes des Roemerreiches. Hrsg. v.d. Reichs-Limeskommission mind. 15 Bande. O. Petters, Heidelberg-Berlin-Leipzig, 1894–1937.
  5. Isaac B. The Meaning of the Terms Limes and Limitanei. // Journal of Roman Studies 1988, vol. 78, p. 125–147.
  6. Whittaker C.R. Frontiers of the Roman Empire: A Social and Economic Study. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 341 p.

Алексей Козленко
/
Германские войны: первые столкновения
Показавшись на исторической арене, германцы сходу зарекомендовали себя агрессивным народом, соседство с которым причиняло большие проблемы римлянам

  • до ХХ века
  • Германия
  • Древний Рим

Алексей Козленко
/
Ожесточённые игры Вечного города
Состязания гладиаторов были серьёзными элементом публичной судьбе римского страны в течении нескольких столетий

  • снаряжение и униформа
  • античность
  • Древний Рим

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Германские войны: за рейном безоблачное небо

    в течении ста двадцати лет, прошедших с войны Домициана против хаттов в 83–84 гг., Рим не получал нехороших новостей из-за Рейна. Строительство…

  • Германские войны: эпоха флавиев

    восстание и Гражданская война батавов в 69–70 гг. уничтожили шаткий баланс сил, сложившийся на Рейне во время правления семейства Юлиев-Клавдиев. В…

  • Германские войны: кризис iii века

    Середина – вторая добрая половина III века ознаменовалась важным военно-политическим кризисом Римской империи. В условиях резкой активизации её…

  • Германские войны: покорение варваров

    С прекращением Гражданских войн Римская империя превратилась в могущественнейшее страну. Установленный Октавианом Августом режим личной власти…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.