Героические характеры тараса бульбы

Билет № 1

1. Происхождение древнерусской литературы. Главные жанры древнерусской литературы. Жанр слова в древнерусской литературе (на примере «золотого слова» Святослава).

Старая русская литература — это начальный этап развития русской литературы. Она появилась в XI в. и завершила собственное развитие в конце XVIIв. Ее происхождение связано с созданием древнерусского страны — Киевской Руси.

Серьёзной обстоятельством происхождения литературы явилось принятие христианства в Киевской Руси 988 г., что разрешило познакомиться с богатой византийской культурой. Создание письменности кроме этого явилось одним из условий, нужным для происхождения древнерусской литературы. Огромное влияние на древнерусскую литературу оказал фольклор.

Через него в литературу пробралась народная точка зрения на изображаемые события.

Для древнерусской литературы свойственны следующие черты:

— анонимность

-рукописный темперамент распространения

-историзм

-литературный этикет

— патриотизм, поучительный темперамент.

Жанром именуют исторически сложившийся тип литературного произведения, пример, на базе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.Героические характеры тараса бульбы Совокупность жанров литературы Старой Руси значительно отличалась от современной. Древнерусская литература заимствовала у византийской литературы совокупность жанров, переработав их.

Житие _______________________________________________________

Слово _______________________________________________________

Поучение ____________________________________________________

Повесть ______________________________________________________

Погодная запись, летописный рассказ, летописное сказание________________________________

Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый популярный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие писали о святых.

Житие создавали люди, каковые общались с человеком либо имели возможность точно поведать о его жизни.

Житие создавалось неизменно по окончании смерти человека. Житие святого принимали как пример праведной судьбе, которой нужно подражать. Житие строилось по определенным правилам:

Благочестивое происхождение храбреца жития, родители которого в обязательном порядке должны были быть праведниками. Святого родители довольно часто вымаливали у Всевышнего.

Святой рождался святым, а не становился им.

Святой отличался аскетическим образом судьбы, убивал время в молитве и уединении.

Необходимым атрибутом жития было описание чудес, каковые происходили при жизни святого и по окончании его смерти.

Святой не опасался смерти.

Заканчивалось житие прославлением святого.

Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором летописцы воображали модель поведения для любого человека: и для князя, и для простолюдина. Самым броским примером жанра есть включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

В собственном поучении Владимир Мономах даёт рекомендации о том, как направляться жить: помогать Всевышнему, помогать нуждающимся, отправляясь на войну, направляться молиться – Всевышний в обязательном порядке окажет помощь. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый старый жанр древнерусской литературы. В Старой Руси летопись игралась очень ключевую роль, т.к. не только информировала о событиях прошлого, но и была документом, сказала о том, как нужно поступать в определенных обстановках.

Старейшей летописью есть «Повесть временных лет.

Хронограф– это тексты, которые содержат описание времени 15-16 столетий.

Патерик– описание судьбы святых отцов.

Апокриф – произведения религиозно-легендарного характера.

Слово –жанр древнерусского красноречия, к примеру «Слово о полку Игореве». См. билет о Слове о полку Игореве.

Смелые характеры Тараса Бульбы

Гоголь грезил о сильном смелом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за собственный освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. В «Тарасе Бульбе» поэтически запечатлены лучшие черты смелого казачества.

Превосходен и уникален образ главного храбреца повести — Тараса. Жёсткий и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную опасностей и невзгод.

Это солдат, он не был создан для домашнего очага. Кроме того итерьер его хаты говорит нам о том, что Тарас – умелый солдат, побывал в различных битвах, завоевал множество трофеев.

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки

остались лишь в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на

Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении негромкого треньканья

бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, тяжёлого

времени, в то время, когда начались разыгрываться битвы и схватки на Украйне за унию.

Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки

для птиц, ружья и невода, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка

на путы и коня с серебряными бляхами. Окна в светлице были мелкие, с

круглыми тусклыми стеклами, какие конкретно видятся сейчас лишь в древних

церквах, через каковые в противном случае не было возможности смотреть, как немного подняв надвижное

стекло. Около дверей и окон были красные отводы. На полках по углам находились

кувшины, фляжки и бутыли зеленого и светло синий стекла, резные серебряные кубки,

позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской,

зашедшие в светлицу Бульбы всякими дорогами, через четвёртые руки и третьи,

что было очень обыкновенно в те удалые времена.

Его «нежба» — чистое поле да хороший конь. Увидевшись по окончании продолжительной разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же торопится с ними в Сечь, к казакам. Вся жизнь Тараса неразрывно связана с судьбой Сечи.

Служению товариществу, отчизне он отдавал себя всецело. Не просто так в собственном монологе он высказывает собственные жизненные правила.

— Хочется мне вам сообщить, панове, что такое имеется отечественное товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была почва отечественная: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, собственные князья, а не католические недоверки. Все забрали бусурманы, все пропало.

Лишь остались мы, сирые, да, как вдова по окончании крепкого мужа, сирая, так же как и мы, почва отечественная! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!

Вот на чем стоит отечественное товарищество! Нет уз святее товарищества! Папа обожает собственный дитя, мать обожает собственный дитя, дитя обожает отца и мать.

Но это не то, братцы: обожает и зверь собственный дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один лишь человек. Бывали и в других почвах товарищи, но таких, как в Русской почва, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и в том месте люди! кроме этого божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, дабы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так обожать, как русская душа, — обожать не то дабы умом либо чем вторым, а всем, чем дал всевышний, что ни имеется в тебе, а… — сообщил Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сообщил: — Нет, так обожать никто неимеетвозможности!

Знаю, подло завелось сейчас на земле отечественной; думают лишь, дабы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают линия знает какие конкретно бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; собственный с своим не желает сказать; собственный собственного реализовывает, как реализовывают бездушную тварь на торговом рынке.

Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, что желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни имеется, хоть целый извалялся он в саже и в поклонничестве, имеется и у того, братцы, крупица русского эмоции. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши звучно подлую судьбу собственную, готовый муками искупить позорное дело.

Пускай же знают они все, что такое значит в Русской почва товарищество! Уж в случае если на то пошло, дабы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!..

Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Тарас ценит в первую очередь преданность и мужество совершенствам Сечи, он неумолим к изменникам н трусам. Образ Тараса воплощает в себе размах и удаль народной судьбе, всю духовную и нравственную силу народа. В нем нет ничего эгоистического, небольшого, корыстного.

Его душа проникнута только одним рвением — к независимости и свободе собственного народа.

На Тараса похож его старший сын Остап. Его темперамент вырисовывается уже на протяжении обучения в бурсе: Остап не желал обучаться, пара раз удирал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал книжки, но ему брали новые. И в один раз Тарас сообщил Остапу, что в случае если тот не будет обучаться, то его пошлют в монастырь на двадцать лет.

Лишь эта угроза вынудила Остапа продолжить учение.

В то время, когда Остап с приятелями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. Ярко проявляется темперамент Остапа в битве

Остапу, казалось, был на роду написан битвенный трудное знанье и путь вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого именно случая, с хладнокровием, практически неестественным для двадцатидвухлетнего, он мгновенно имел возможность вымерять всю опасность и все положение дела, тут же имел возможность отыскать средство, как уклониться от нее, но уклониться для того, чтобы позже верней преодолеть ее.

Уже испытанной уверенностью стали сейчас означаться его перемещения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже купили широкую силу льва. — О! да данный будет со временем хороший полковник! — сказал ветхий Тарас. — Ей-ей, будет хороший полковник, к тому же таковой, что и батька за пояс заткнет! Громадное значение для раскрытия образа Остапа имеет сцена казни.

Остап выносил пытки и терзания, как великан. Ни крика, ни стону не было слышно кроме того тогда, в то время, когда стали перебивать ему на ногах и руках кости, в то время, когда страшный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, в то время, когда панянки отворотили глаза собственные, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его.

Тарас стоял в толпе, потупив голову и одновременно с этим гордо немного подняв очи, и одобрительно лишь сказал: Добре, сынку, добре! Но в то время, когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как словно бы начала подаваться его сила. И повел он очами около себя: боже, все неизвестные, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из родных находился при его смерти!

Он не желал бы слышать сокрушения и рыданий не сильный матери либо безумных криков жены, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; желал бы он сейчас заметить жёсткого мужа, что бы разумным словом освежил его и утешил при смерти. И упал он силою и вскрикнул в душевной немощи: — Батько! где ты! Слышишь ли ты? — Слышу! — раздалось среди общей тишины, и целый миллион народа в одно время содрогнулся.

Младший сын Тараса, человек влюбчивый, страстный, мечтательный. Еще в бурсе Андрий отличался среди товарищей собственной сметливостью, ловкостью, силой, и за это часто его выбирали предводителем. В сражении он кроме этого ведет себя не как Тарас и Остап.

Андрий целый погрузился в очаровательную музыку мечей и пуль. Он не знал, что такое значит обдумывать, либо рассчитывать, либо измерять заблаговременно собственные и чужие силы. упоенье и Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те 60 секунд, в то время, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает мчится, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он мчится, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и причиняет всем удары, и не слышит нанесенных.

Неоднократно дивился папа кроме этого и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним лишь запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы ни при каких обстоятельствах не отважился хладнокровный и разумный, и одним свирепым натиском своим создавал такии чудеса, которым не могли не изумиться ветхие в битвах. Дивился ветхий Тарас и сказал: — И это хороший — неприятель бы не забрал его! — вояка! не Остап, а хороший, хороший кроме этого вояка!

Но Андрий не только кипел «жаждою подвига, но вместе с нею душа его была дешева вторым эмоциям». Он пылко и безумно влюбляется в прекрасную полячку и перешел на сторону неприятелей. Рвение к личному счастью подавило в нем все другие рвения и сделало его изменником отчизны.

Для Гоголя принципиально важно не создать образ подлого предателя, а дать другой взор на войну, смысл жизни. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. И печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака».

Не обращая внимания на различия, Остап и Андрий владели цельным характером, лишь у Остапа это проявилось в преданности отчизне и делу, а у Андрия в любви к красивой панночке.

В повести Гоголя «Трас Бульба» создаются смелые характеры Тараса, Остапа и Андрия. Средствами создания характера становятся

1. Поведение храбреца в сражении

2. Отношение храбреца к казачеству и Родине

3. Совокупность жизненных сокровищ храбреца и т.д.

Билет № 2

2.1. Совершенный храбрец древнерусской литературы. Образ святого в «Житии Сергия Радонежского».

Краткое содержание:

Один из самых почитаемых в Киевской Руси святых — Сергий Радонежский, что прославился только мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года.

В житии говорится, что предзнаменования прекрасной судьбы младенца случались ещё перед тем, как он появился.

В то время, когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты работы вскрикивал в её чреве. С самого начала судьбы ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по пятницам дням — и постным средам.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали обучаться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких удач. в один раз в поле мальчик заметил старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, дабы он обучился просматривать.

Старец благословил отрока, и тот порадовал своих родителей, вольно прочтя перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Старой Руси).

Около 1328 года родители мальчика переехали в мелкий город Радонеж, неподалеку от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив своих родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они совместно поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа.

Но Стефану стало не легко жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из столичных монастырей.

А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Неспешно к Сергию стали приходить другие иноки, хотевшие послужить Всевышнему собственными трудами. Сергий оставил у себя двенадцать человек — в подражание двенадцати апостолам Христа. Они жили в мелких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу.

Преподобный Сергий делал солидную часть трудной работы, подавая пример братии. в один раз у него кончился хлеб, и Сергий нанялся прирубить сени к келье одного из монахов.

За три дня работы тот дал преподобному краюху хлеба, заплесневевшую так, что, в то время, когда Сергий приступил к еде, из его рта отправилась пыль.

Преподобный Сергий, бывший духовником Дмитрия Донского, сыграл большую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с столичным, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность столичному великому князю.

Житие Сергия составлено практически сразу после его смерти, в первой половине 90-ых годов XIV века, монахом Епифанием, лично знавшим святого.

Темперамент святого проявляется в моментах, каковые в житии отмечены желтым цветом.

Текст Жития прилагается раздельно.

2.2. Содержание конфликта между Калашниковым и Кирибеевичем в «Песне про торговца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова (чтение отрывка наизусть).

«Песня про торговца Калашникова» представляет собой историческую поэму. «Песня…» обрисовывает ужасное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. В «Песне про торговца Калашникова» поставлена неприятность чести и долга. Поэт обращается к истории, к временам Ивана Грозного, и формирует такую правдоподобную обстановку, которая требует от главного храбреца свершения подвига во имя чести и долга.

Главные элементы сюжета, раскрывающего сущность конфликта: предыстория конфликта — признание и царский пир Кирибеевича в любви к Алене Дмитриевне; завязка конфликта поэмы — домогательства Кирибеевича Алены Дмитриевны; главные этапы в развитии конфликта — объяснение Калашникова с женой, сообщение братьям о собственном ответе отомстить обидчику; кульминация конфликта — кулачный бой; развязка казнь Калашникова.

Носитель чести в «Песне…» — столичный торговец Калашников. Его правила выражены в его речи перед боем:

А кличут меня Степан Калашников,

А я появился от честного отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью чёрной,

Не таился от свету небесного.

Выходя на поединок, Калашников делает просьбу жены о заступничестве. Степан Парамонович выступает защитником рода, семьи — при собственной смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, это и не ужас сплетен.

Калашников наделён эмоцией собственного преимущества.

А ведь он имел возможность, осознав, что Кирибеевич — опричник, повести себя в противном случае. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по зданиям — и семья смирялась с фактом собственного бесчестья.

Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, слуга Ивана Грозного. От опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного правителя”, доносить на изменников и т.д.

Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного согласиться любви к Алёне Дмитриевне.

К тому же Кирибеевич лукавит перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его помощью. Выходя на бой, он кланяется лишь царю — не поминая ни Всевышнего, ни народа. Для него бой — потеха в царскую угоду.

Всевышний наказывает опричника, Кирибеевич погибает.

Принципиально важно, что Калашников не раскрыл царю обстоятельств поединка, а заявил, что убил Кирибеевича без особенного предлога, предпочёл плаху обнародованию домашней беды. Калашников в поединке отстаивал неприкосновенность семьи и честное имя. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, не обращая внимания на погребение и позорную казнь в “безымянной могиле”, Калашников покинул по себе хорошую память:

Пройдёт стар человек — перекрестится,

Пройдёт женщина — пригорюнится.

А пройдут гусляры — споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём, делается национальным героем.

Билет № 3

3.1.сюжет Слова и Историческая «основа о полку Игореве» (чтение отрывка наизусть).

Историческая база «Слова о полку Игореве» .

В базе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит настоящее событие русской истории: в 1185 году, через год по окончании успешного объединенного похода русских князей против половцев, в новый поход на кочевников отправился князь маленького Новгород-Северского княжества Игорь Святославич с сыном, братом племянником и Всеволодом Святославом. Поход окончился разгромом Игоревой рати — князья попали в плен, дружина и ковуи были частью перебиты, частью пленены; скорбную весть о поражении принесли на Русь чудесным образом спасшиеся солдаты.

Окрыленные победой, половцы нанесли ответный удар: их отряды вторглись в беспомощные сейчас русские княжества. Но уже через месяц Игорю удалось бежать из плена посредством сочувствовавшего ему (либо подкупленного им) половчанина Лавра (Овлура). Таковы события 1185 года.

Сюжет «Слова о полку Игореве»

В развернутом зачине “Слова…” создатель излагает собственную точку зрения на обрисовываемые им события. Он собирается поведать о походе Игоря все как было, без прикрас, “по былинам собственного времени”, а не по замышлению Бояна. Создатель намечает хронологические границы повествования “Слова” “от ветхого Владимира до нынешнего Игоря Новгород-Северского.

Начинается поход с сурового предзнаменования (солнечного затмения 1 мая 1185 года). Игорь посмотрел на яркое солнце и заметил, что от него все солдаты тьмою покрыты. Но князь не внемлет предостережению Неба, говорит своим солдатам: “дружина и Братия!

Лучше всем убитыми быть, чем плененными…”, он не желает бесславно ждать половцев, сидя дома.

Намерение Игоря одобряет и его брат, “Буй Тур” (мужественный) Всеволод. Встретившись с братом, Игорь “вступил в золотое стремя”, т.е. выступил в поход. В пути следования все предсказывает князьям поражение: природа даёт предупреждение о вероятном поражении. Игорево войско ночует в степи, а наутро рассеивает передовые отряды половцев, захватывая полон и богатую добычу.

Себе Игорь берет лишь боевые символы неприятелей.

Еще одна ночевка в степи. А в это же время неприятели планируют огромными силами напасть на полки Игоря. С восходом солнца началось великое побоище.

Храбро бьются русичи. Обрисовываемая битва продолжалась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И отправился плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора.

Игорь-князь попал в плен, будучи раненым в руку.

Создатель говорит о том, что поражение Игоря выяснилось весьма тяжелым для всей Русской почвы, т.к. оно стёрло с лица земли плоды прошлого победоносного похода на половцев Святослава Киевского. В ночь смерти полка Игоря Святослав в Киеве видит смутный и тяжелый сон, словно бы одевают его в тёмные погребальные одежды, черпают вино светло синий, черпают безлюдными колчанами жемчуг и сыплют ему на грудь, и всю ночь “вороны граяли”. Утром бояре растолковали князю его сон, сказав о поражении Игоря.

И снова возвращается создатель к рассуждениям о международном положении и междоусобицах Руси. Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Всеволода и Игоря, нарушивших феодальное послушание, что стало причиной новому нападению половцев на русские почвы. Создатель страстно призывает князей выступить за почву русскую.

Создатель показывает и скорбь жены князя, Ярославны.

Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее “всевышний путь кажет” Игорю из плена в почву Русскую. Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа оказывает помощь ему, показывая дорогу к себе и мешая его преследователям — Гзаку и Кончаку. Игорь благополучно возвращается на Русь.

Его встречают с почестями.

В конце “Слова” классическая здравица князьям-дружине и участникам похода.

3.2. Понятие о национальном характере в литературе. Н.С.Лесков «Левша»

Левша (главный герой одноименного сказа Лескова) снаружи ничем особым не выделяется: ”на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”, Физические недостатки Левши придают дополнительное комическое значение его образу, в один момент подчеркивая особенную искусность его: плохое владение и косоглазие правой рукой не мешают храбрецу подковать не различимую глазом металлическую блоху. Косоглазие Левши есть кроме этого необычным знаком, печатью изгойства, отверженности.

Он есть одновременно с этим, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников. Но Лесков не идеализирует храбреца, показывая, что при прекрасном мастерстве он в науках не силен “и вместо четырех правил сложения из математики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.

Левша – искусный мастеровой, олицетворяет талантливость русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать: у русских умельцев нет элементарных технических знаний, каковые имеется у любого британского мастера. Лесков не дает имени собственному храбрецу, подчеркивая тем самым значение и собирательный смысл его характера (”В том месте, где стоит “Левша”, нужно просматривать русский народ”, – сказал Лесков).

Левша, будучи в Англии, отвергает удачные предложения британцев и возвращается в Россию. Он благороден и неподкупен, но он “забит”, ощущает собственную незначительность рядом с вельможами и чиновниками. Левша привык к побоям и постоянным угрозам.

Нелегкая судьба Левши — человека, наделенного талантом, но не имеющего кроме того собственного имени, — противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Санкт-Петербург британца, заботливо принимаемого в британском консульстве. Безразличие, равнодушие к людской личности, выяснившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными особенностями русской публичной судьбе.

Невнимание власти к судьбе национальных талантов, необразованность и дремучесть самого русского народа составляют, по Лескову, обстоятельство отсталости России. В то время, когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не необходимый. Кинутый на пол в “простонародной” поликлинике, он олицетворяет собой негуманность, неблагодарность и недальновидность царской власти – обстоятельство неустроенности России.

Левша прошел через множество опробований, но кроме того в смертный час он не забывает о том, что обязан сказать армейский секрет британцев, незнание которого отрицательно отражается на боеготовности русской армии.

Образ Левши имеет неоднозначный суть: одновременно и хороший и иронический, негативный. С одной стороны, Левша — искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний. Левша отвергает удачные предложения британцев и возвращается в Россию; но неподкупность и бескорыстие Левши, думающего только о благе Отчизны, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности.

Левша воплощает в себе и преимущества, и пороки несложного русского человека.

Билет № 4

4.1. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» (чтение отрывка наизусть).

“Слово о полку Игореве” — превосходный монумент древнерусской культуры. В нем в поэтической форме создал образы князей, несложных ратников и русских дам, детально останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.

Ласковая и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает собственный горе в классическом плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал.

Она честно скорбит о смерти дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что неимеетвозможности она оказать помощь, не смотря на то, что душа ее готова лететь птицей, уменьшить любимому страдания.

Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны четко слышны традиции и верования язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к ветру и солнцу, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для его воинов и Игоря.

О ветер, ветрило!

Для чего, господин, веешь ты навстречу?

Для чего мчишь хиновские стрелочки

на собственных легких крыльицах

на солдат моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

через почву Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Дабы не слала я к нему слез на море рано.

В «Слове» заложены те традиции, каковые позже разовьются в отечественной хорошей литературе: неординарная самоотверженность русской дамы, ее полное подчинение заинтересованностям мужа — солдата, защитника отчизны, и бесконечная вера в правоту его дела.

Яркое и трижды яркое солнце!

Всем ты тепло и замечательно:

Для чего, владыко, простерло ты тёплые собственные лучи

на солдат моего лады?

В поле безводном жаждою луки скрутило,

горем им колчаны заткнуло?

Ярославна — равноценный образ наряду с другими храбрецами “Слова о полку Игореве”.

Образ Ярославны продолжил собственную жизнь в литературе. Так, по мотивам образов главных героев «Слова» было создано стих Игоря Северянина «ярославна и Игорь» _______________________________________________________________________________

Дополнительная информация для неспециализированного развития, учить необязательно.

Супруга Игоря, дочь Ярослава Владимировича Осмомысла именуется в тексте по отчеству. С конца XVIII в. считается, что имя Ярославны — Ефросинья. У Игоря Святославича было пятеро сыновей и дочь.

Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из броских поэтических достижений безымянного создателя Слова. Им, по сути, раскрывается череда бессчётных образов русских дам в искусстве и отечественной литературе.

В Ярославне воплотился внесословный идеал дамы Старой Руси. В отличие от княгини Ольги, умной и преданной памяти мужа мстительницы (таковой она предстает перед читателем на страницах Повести временных лет), Ярославна — носительница лирического, женственного начала. Она воплощает в себе мир, любовь, домашние узы.

В Слове торжествует народное начало, восходящее к фольклору.

Так, создатель обратился к особенному жанру — плачу (плач русских жен, плач Ярославны).

Плач русской княгини — очень серьёзный элемент поэтического строя монумента. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, стенающая на высокой стенке Путивля (город, которым обладал ее сын Владимир, географически расположен ближе с половецкой степи), заклинает силы природы.

В троекратном обращении к ветру (О ветре, ветрило!), Днепру (О Днепре, Словутицю!) и солнцу (Яркое и тресветлое слънце!) звучит и упрек (Чему, господине, мое радость по ковылию развея?), и призыв о помощи (Взълелей, господине, мою ладу къ мне). Природные стихии, как будто бы бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему раскаяние и горечь поражения, в его рвении возвратиться на Русь.

Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче княгини, жалобы которой уподобляются крику кукушки, символизирующей тоскующую даму. Печальный голос Ярославны летит над почвой, он слышен на Дунае: Полечу, — рече, — зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукав въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле.

Билет № 5

5.1 Образы русских князей в «Слове о полку Игореве» (чтение отрывка наизусть).

«Слово» дает богатейший материал по истории Руси XI -XII вв. В яркой образной форме создатель характеризует правителей многих земель и городов, князей и своих современников, живших много лет назад. В Слове упомянуто более четырех княгинь и десятков князей.

Само собой разумеется, позицию лидера в собственности фигуре Игоря Святославича.

Литературное произведение обессмертило имя этого князя. Настоящие военные деяния и заслуги Игоря значительно скромнее.

Игорь Святославич — историческое лицо. Новгород-северский князь появился в 1151 г. Дедушка Игоря — знаменитый Олег Святославич (в Слове назван Гориславичем), что был соперником Владимира Мономаха. Новгород-северский князь принимал участие в междоусобицах.

Он был женат на дочери могущественного Ярослава Владимировича Галицкого.

По окончании смерти старшего брата (1180) Игорь стал держателем Новгород-Северской почвы. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, Игорь в 1181 г. в альянсе с ханами Кончаком и Кобяком принимал участие в борьбе князей. Но в то время, когда в 1184 г. киевский князь организовал громадной поход в степи, новгород-северский князь не присоединился к полкам Святослава, а отправился на половцев весной следующего года в окружении собственных ближайших родственников.

Опрометчивый поход завершлся невиданным дотоле пленением и поражением русских всех князей, последовавших за Игорем. Знатные пленники — Всеволод (братИгоря), Владимир (сын Игоря), Святослав (племянник Игоря) достались различным ханам. Сам Игорь был в руках собственного недавнего союзника Кончака.

Простые дружинники фактически все погибли в безводных степях. Поражение существенно ослабило южные пределы Руси.

Игорь Святославич – сын эры: храбрый, мужественный, любящий отчизну, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о собственной чести больше, чем о чести отчизны. Для личной славы Игорь готов был положить тысячи судеб русичей, и наряду с этим вычислял себя защитником почвы Русской. В его незрелом политическом сознании национальные интересы отождествлялись с личными и родовыми.

Таков был его патриотизм.

Возможно осуждать, можно понять

Черты характера

— храбрость,

— безрассудство

— отвага

-самоуверенность

-тщеславие

-патриотизм

Всеволод

В начале создания образа Всеволода звучит нежная обращение и предводителю похода: «один братъ, один светъ яркий ты, Игорю…». Тут звучат и нежность, и родственная гордость, и познание неспециализированных заинтересованностей. Черта Всеволода автором всецело сходится с описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался мужественной доблестью и добротой.

Известное место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным солдатам. В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в виде храброго солдата, в первом ряду сражающегося. Пускает он во неприятелей стрелы, гремит по вражеским шлемам клинком, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, как будто бы везде лежат вражеские головы.

Он не подмечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о собственной милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается супруга Всеволода – это знак мира. Создатель положил в образ Всеволода – князя- солдата — не только привычное понятие о доблести и силе, но и образ-знак братской любви.

Сам Всеволод напоминает народного богатыря. Подобно Илье Муромцу, Всеволод сражается с солдатами. Подобно тому, как в былинах богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на князей переносятся характеристики и подвиги их дружины.

Образ Святослава – в «Золотом слове» (наблюдай Золотое слово Святослава).

— мудрость

— внутренняя сила

— патриотизм

Билет № 5

2. Храбрецы сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»).

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина явились необычным итогом творчества сатирика, самобытны и не похожи ни на какие конкретно другие. В них сплетается воедино фантастическое и настоящее, комическое и ужасное, обширно употребляется гротеск, преувеличение, ирония, страно проявляется мастерство Эзопова языка, фольклорные традиции.

В сказках мы встречаем обычных для Щедрина храбрецов. Тут и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”), тут и народ, могучий, трудолюбивый, гениальный, но вместе с тем покорный своим угнетателям (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Храбрецы этих сказок изображены как маски-знаки, объединенные в собирательные образы социальных типов.

Под видом птиц и животных им изображаются представители разных публичных групп.

В сказке “Дикий помещик”, применяя все оттенки комического, Щедрин изображает нелепую фигуру “дикого помещика”, что за счет народного труда превратился в паразита. Помещик, живущий за счет крестьян, ненавидит их, ненавидит, неимеетвозможности “выносить холопьего духу”. Всевышний делает желание помещика, мужики исчезают из имения.

Используя преувеличение, Щедрин показывает, как человек, помещик, преобразовывается в дикое животное, питающееся мухоморами.

Предстоящее одичание помещика получает фантастический темперамент. Сперва он “оброс волосами—ногти у него сделались, как металлические… ходил все больше на четвереньках… Потерял кроме того свойство произносить членораздельные звуки.

Но хвоста еще не купил”.

В один момент с помещиком страдает и уездный город (закончился подвоз продуктов из имения), и государство (некому платить подати). Создатель не сомневается в том, что народ — создатель главных материальных и духовных сокровищ.

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрин, применяя прием фантастики, переносит двух генералов на необитаемый остров. С иронией сатирик пишет: “Помогали генералы в какой-то регистратуре; в том месте появились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не осознавали.

Кроме того слов никаких не знали…” Два ни к чему не приспособленных генерала чуть не погибли с голоду, по причине того, что не могли добыть себе пищу, поскольку о еде имели такое представление, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”. Как внезапно одному из них приходит идея: поискать на острове мужика, что бы кормил их и все для них делал. Щедрин изображает мужика молодцом: все может, все знает, кроме того суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку.

Но одновременно с этим и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого громадного мужика вить себе веревку, дабы не убежал. И он покорно выполняет приказание. А за то, что возвращает генералов на Громадную Подьяческую, приобретает признательность: “рюмку водки да пятак серебра: радуйся, мужичина!”

Изображая народ, Щедрин сочувствует ему и в один момент осуждает его за безропотность и долготерпение.

Пара иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Применяя гоголевскую традицию изображения “мелкого человека” (“Шинель”), Щедрин рисует образ до смерти перепуганного обывателя. Обыватель-пискарь вычисляет главным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”.

Щедрин при помощи аллегории, изображает жалкого трусливого человечка.

Сатира Щедрина беспощадно обличает все пороки как в человеке, так и в обществе. Сказки Салтыкова-Щедрина энциклопедичны, в них отразилось все русское общество. Применяя все оттенки комического, Щедрин разит неприятелей оружием сатиры.

Гневное злое осмеяние — одна из главных задач сказок Щедрина, а их сокровище содержится в актуальности до сих пор.

Билет № 6

6. 1. «Повесть временных лет» как первый общерусский свод.

Одним из старейших жанров письменности в Киевской Руси была летопись. Значение летописей определяется тем, что в них входят сказания, легенды и повести и исторические факты. В русских летописях события описываются по годичному принципу (лето в древнерусском языке свидетельствует «год»). Вехами истории в большинстве случаев являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над неприятелями, строительство соборов и т.д.

По плану летописцев, их повествование должно длиться, пока существует мир.

Кое-какие ученые (к примеру, И.Н. Данилевский) считают, что летописи составлялись не для людей, а для Ужасного суда, на котором Всевышний будет решать судьбы людей в конце мира: в летописи перечислялись грехи и народа и заслуги правителей. Летописцами жалимонахи, описание событий велось при монастырях, при дворах князей.

Летописи делятся на общерусские и местные. В общерусских летописных сводах даны известия о событиях, происходивших в самых различных княжествах. Составители местных летописей интересуются случаями, связанными лишь со своим городом либо княжеством.

Практически все русские летописи являются сводами— соединение нескольких более ранних вариантов.

В 1110-1113 гг. была закончена первая версия «Повести временных лет» — летописного свода, вобравшего бессчётные сведения по истории Руси, предания и легенды: о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство супруга, об Олеге, погибшем из-за собственного коня, о Белогородском киселе и т.д. Эта летопись — не только исторический, но и литературный монумент. Наименование летописи обыкновенно переводится как «Повесть прошлых лет».

Возможный создатель данной летописи — монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Дополнительная информация:

В XII в. текст «Повести временных лет» переработал монах Сильвестр. Так появились вторая и третья редакции «Повести временных лет», дошедшая до нас в составе Лаврентьевской (XIV в.) и Ипатьевской летописей (XV в.).

Потом направляться коротко проанализировать следующие сюжеты:

Княгиня Ольга

Вещий Олег

Белогородский кисель

О Ярославе Умном

Билет № 7

7. 1. Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение Владимира Мономаха».

«Поучение» Владимира Мономаха – до тех пор пока единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданного не духовным лицом, а госдеятелем. “Поучение” Владимира Мономаха обращено к его детям. Создатель “выступает как умудренный громадным жизненным опытом, добропорядочный, гуманно настроенный человек, неизменно помышляющий о благе собственного страны, призывающий к защите не сильный от сильных и власть имущих. Одновременно с этим — это князь энергичный, предприимчивый, наделенный армейскими доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в страшных воинских походах”.

«Поучение» было написано Мономахом, по всей видимости, в 1117 г. За плечами старого князя была продолжительная и тяжёлая судьба, битв военных и десятки походов, скитания по различным уделам и, наконец, – слава и почёт великокняжеского «стола». Князь имел возможность очень многое поведать своим потомкам и многому научить их. Князь призывает выполнять христианские заповеди – быть «кротким», слушать «ветшайших» и покоряться им, не обижать вдов и сирот.

Главная идея «Поучения»: князь обязан безоговорочно подчиняться «ветшайшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей либо бояр; князь обязан избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не надеяться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, во все вникать самому.

Мономах выступает перед нами как высокообразованный, книжный человек, заботящийся о благе собственного народа.

Дополнительная информация:

Владимир Мономах был выдающейся фигурой Старой Руси, известнейшим госдеятелем, человеком “литературного таланта и большого ума. Он снискал преданную любовь к себе и громадное уважение у собственных современников и в потомстве”.

По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в юные годы был послушным сыном, в юности — храбрым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В зрелых летах он был хорошим правителем, сострадательным покровителем бедных, известным победителем неприятелей отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый удачный мир (этим Русь обязана Мономаху).

В то время, когда князь Святополк погиб, киевляне захотели видеть правителем своим лишь Владимира Мономаха. Потом он еще раз усмирил половцев, каковые поселились на берегах Днепра, старался улучшать законы, окружил каменными стенками древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы выяснить особенности характера и нравственные устои Мономаха, необходимо прочесть его духовное завещание, наставление сыновьям…”

Билет № 8

Повесть временных лет.Летопись. Пересказ. Нестор — летописец.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: