Гигантская мортира маллета

    Мортира Маллета в Лондоне, на Грин-Террас

Материал подготовлен Олегом Скворцовским.

Потому, что такое орудие получалось через чур уж громадным, он решил сделать собственную огромную мортиру секционной, дабы ее возможно было доставлять на место и собирать по частям. Так решалась такая ответственная неприятность как трудоемкость доставки тяжелых орудий на поле боя, чему кроме этого в довершение всех иных трудностей сильно мешало еще и распутье. Но идеи Маллета через чур уж во многом расходились с существовавшей в то время практикой и привели к недоверию у военных.

Первый проект Маллета был датирован октябрем 1854 года. В соответствии с ним он желал обойтись без «подушек» из древесных клиньев либо брусков, каковые в большинстве случаев подкладывали под дульную часть мортиры при наведении ее на цель и дабы придать ее стволу заданный угол возвышения, и обойтись упором конкретно на платформу лафета. Ее же он предлагал сделать из трех последовательностей обтесанных бревен, уложенных друг на друга крест-накрест, дабы закрепить на ней ствол под наклоном в 45°.

В декабре 1854 года собственной проект он представил капитану Боксеру, потом прославившемуся созданием собственного патрона к винтовке, и вторым специалистам Вулвичского арсенала. Но уже в январе Маллет понял важность применения таких мортир не только на суше, но и на море, и счел нужным повысить функциональность собственного творения в целом.Гигантская мортира маллета С целью этого он поменял проект и сделал само орудие, скажем так — «более идеальным», дабы его размещение не потребовало бревен и разрешало в основном изменять углы его наведения на цель.

Комитет по техническому перевооружению артиллерии разглядел его новое предложение в январе 1855 года. Но эксперты были не готовы к таким революционным новациям и все внимание сосредоточили на том, что предлагаемые ответы не проверены на практике и через чур уж необыкновенны. Маллету все эти придирки скоро надоели, и он 24 марта 1855 года написал письмо премьеру Англии лорду Палмерстону.

На Палмерстона возможности нового оружия произвели чувство, и он пригласил Маллета на личную встречу. Однако, кроме того обращение в «верха» не имело возможности побороть упрямство государственныхы служащих, заседавших в Комитете, и они всячески тормозили реализацию проекта. Но и лорд Палмерстон не привык уступать.

Исходя из этого 1 мая 1855 года он заявил генералу (позднее генерал-фельдмаршалу) Хью Далримплу Россу, генерал-лейтенанту артиллерии, что он так не сомневается в успехе проекта Маллета, что он берет на себя в качестве премьера королевства всю ответственность за его исполнение.

    Мортира Маллета. Форт Нельсон

Лишь тогда Комитет по артиллерии организовал тендер на исполнение проекта. 7 мая 1855 года компания «Темза Айрон уокс» из Блэкуэлла, где строились известные «блэкуэлловские фрегаты» объявила, что может сделать две мортиры конструкции Маллета всего за 10 недель с момента получения заказа при стоимости 4900 фунтов за каждую. При превышении веса в 35 т должен был взиматься штраф в размере 140 фунтов за тонну.

Предложение срочно приняли, а на следующий сутки был оформлен и сам заказ.

В это же время сотрудники компании обсудили все особенности исполнения заказа и нашли, что изготовление отливок, эластична и сварка широких и тяжелых колец, из которых состоял ствол мортиры, задача через чур уж сложная и может задержать исполнение заказа. Исходя из этого они внесли предложение сперва отлить квадратные страницы из железа, а уже позже вырезать из них эти кольца, не прибегая, так, к гибке и сварке, заявив наряду с этим, что согласятся на исполнение проекта, лишь в случае если это их условие будет выполнено.

Маллет дал согласие на это весьма нехотя, но сделать ничего было нельзя. Работа по изготовлению подробностей для мортиры началась 11 июня 1855 года, и уже 14 дней хватило, дабы доказать порочность предложенного способа. Компании было нужно от него отказаться, в следствии чего она обанкротилась.

Начались судебные тяжбы, заключение контрактов с правопреемниками банкрота, подсчеты издержек, поскольку часть работ была уже сделана.

В следствии завершать работу над мортирами было нужно сходу трем компаниям: «Мейр и Ко», «Хорсфолл и Ко» из Ливерпуля и, частично, «Фосетт, Престон и Ко». Последняя создавала токарные работы, сверлила и обрабатывала громадные отливки, каковые ей поставляла «Хорсфолл и Ко». Неудивительно, что задержки следовали друг за другом.

Лишь в марте 1857 года работа над мортирами была закончена, а сданы правительству они были спустя месяц в мае — через 96 недель по окончании выдачи договора и более чем через год по окончании завершения Крымской войны. Другими словами в то время, когда мортиры эти были уже никому не необходимы. Но, не обращая внимания на это, к ним было произведено еще и 50 снарядов по цене 16 фунтов за тонну, каковые были произведены компанией «Худ».

    Мортира Маллета и боеприпасы к ней

Боеприпасы были трех типов: легкие, средние и тяжелые, весом соответственно от 2362 до 2940 фунтов. Заряд пороха в боеприпасе весил 480 фунтов. Метательный заряд складывался из мешков с порохом по 10 фунтов в каждом и не имел возможности согласно расчетам быть больше 80 фунтов.

Внутренняя полость бомбы была легко эксцентрической, дабы при вылете из ствола боеприпас бы не кувыркался в воздухе, а летел самой тяжелой частью вперед.

Взрыватель был совокупности «Твайс», другими словами приводил к взрыву бомбы от удара о цель, но имел возможность воспламеняться и простым фитиль .

    Устройство механического взрывателя «Твайс» А — свинцовое кольцо, В — пружина, С — предохранительная трубка, D — свинцовые шарики, Е — стеклянная ампула с ударным составом (дополнительный заряд и гремучая ртуть пироксилина).

Боеприпас вставлялся в ствол так, дабы взрыватель наблюдал вперед. При выстреле, кольцо (A) силой инерции сгибало либо срезало верхнюю часть предохранительной трубки (C); а предохранительная пружина (B) выбрасывала ее из боеприпаса вместе с крышкой, обнажая наряду с этим стеклянную ампулу с пироксилиновой шашкой и гремучей ртутью (E) для действия окружающих ее свинцовых шариков (D).

При ударе о препятствие шарики разбивали ампулу, что инициировало взрыв сперва пироксилиновой шашки и самой ампулы, а после этого и главного заряда. Действительно, время от времени боеприпасы с таким взрывателем имели возможность взрываться в воздухе!

Технологически мортира складывалась из следующих подробностей:

1. Основания из чугуна толщиной 30 дюймов и весом 7,5 т. Эта подробность имела цапфы, фланец для крепления продольных стержней и желоб — упор для клиновидной опоры, которая помогала установить угол возвышения ствола. В нем же было просверлено отверстие диаметром 37 дюймов внизу и расширяющееся кверху до 48 дюймов, и 13 дюймов глубиной.

2. Камора мортиры была откована из сварочного железа длиной около 70 дюймов и весом в 7 т. Большой внешний диаметр ее составлял 36 дюймов — и уменьшался тремя уступами до 24 дюймов. Ее усиливали два слоя обручей из сварочного железа и один тяжелый обруч у самого финиша. Корпус — имел форму конуса под чугунное основание.

Камора для порохового заряда была кроме этого конусная, имела глубину 48,5 дюйма, диаметр от 14 дюймов у основания и до 19 дюймов «на выходе».

Передняя часть каморы имела чашеобразную форму для плотного прилегания шарообразного боеприпаса.

3. Дульную часть орудия в 80 дюймов длиной составляли три громадных кольца из сварочного железа. Со своей стороны эти три кольца планировали из 21, 19 и 11 более узких колец, расположенных так, дабы получалось разъемное соединение. Самый громадный обруч имел диаметр 67 дюймов, и длину 19 футов; самый мелкий — 40 дюймов в диаметре.

Самое толстое место у ствола имело толщину 16 дюймов, а узкое — 9 дюймов.

    Мортира Маллета со стариной картины

4. Шесть стягиваюших ствол стержней из сварочного железа практически квадратного сечения соединяли верхнее чугунное основание и ствольное кольцо, связывая их в одно целое. Площадь сечения каждого стержня составляла 21 кв. дюйм. На основании они закреплялись при шпонок и помощи клиньев.

Стержни эти входили в квадратные гнезда на кольце ствола, и удерживались на нем пружинными кольцевыми замками.

В сборке мортира весила 42 т и была устроена так, что ее самая тяжелая часть имела вес не более 12 т. Это допускало возможность ее транспортировки и сборке в нужном месте при помощи крана. Ствол мортиры размещался на платформе, накрытой металлической плитой, воображавшей опору для двух «подушек» — тяжелых клиньев из бука, разрешающих поменять угол выстрела от 40° до 50°.

Потому, что мир с Россией к этому времени был уже подписан, а кроме того гравий для «подушки», нужной для опробований, потребовал денег, которых как неизменно не хватало, министр обороны посчитал, что направляться испытать лишь только одну мортиру. 19 октября были начаты стрельбы в районе Пламстедских болот. По окончании семи выстрелов одно из внешних колец дало трещину, и стрельбу решили приостановить.

Мортиру починили за 56 фунтов, благо она легко разбиралась, и 18 декабря 1857 года опробования были продолжены. В этом случае по окончании шести выстрелов порвало центральный обруч нижнего кольца. Было решено еще раз совершить ремонт за 156 фунтов. Тем временем королевская лаборатория подготовила двадцать более легких снарядов весом по 2400 фунтов по цене 11 фунтов любой.

Стрельба ими была начата 21 июля 1858 года. Но в ряде подробностей показалось пара трещин.

Эти небольшие поломки устранили силами королевского орудийного завода, и стрельбу повторили в четвертый и последний раз 28 июля 1858 года. В данный сутки был произведен самый дальний выстрел на расстояние 2750 ярдов боеприпасом весом 2395 фунтов под углом 45° полным зарядом в 80 фунтов. Время полета боеприпаса до цели составило 23 секунды.

Но позже поломки отдельных подробностей последовали друг за другом. И не смотря на то, что затраты на ремонт должны были составить всего лишь 150 фунтов, от финансирования армейские отказались. Так, на целый проект было израсходовано 14 000 фунтов национальных денег, включая и цена 19 выстрелов, по цене в среднем около 675 фунтов за любой — через чур, как посчитали, громадная цена за бесперспективный проект.

Вот так и канула в лету самая громадная мортира на свете. Тогда затраты на вооружение не считались первостепенными. Армии тратили больше денег на овес, чем на патроны, и на перья к киверам, чем на изыскания новых смертоубийственных автомобилей, каковые армейским чуть ли не силой навязывали изобретатели.

В итоге обе мортиры попали в музеи и на выставочные площадки, где они и стоят на собственных цементных постаментах, удивляя людей своим видом и напоминая о таланте инженера Маллета, только мало (и к счастью!) опоздавшего к сражениям Крымской войны.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • 10 Гигантских животных: что реально, а что фейк?

    Благодаря интернету многие видели фотографии невозможно громадных животных, каковые кажутся мутантами. Само собой разумеется, как правило авторы желают…

  • Гигантский — микроскопический

    И вдумайтесь лишь, и сравните не сильный зачатки, первые проблески революционных попыток, во времена Некрасова, с одной стороны, и огромность гениальной…

  • Невская битва, 15 июля 1240

    Битва на Калке, 31 мая 1223г. Битва на Калке Калка.Пленение князя Мстислава Романовича на фоне кургана, сложенного из тел русских солдат. Живописец Павел…

  • Фото дня: первый генерал армии сша

    25 июля 1866 года Конгресс США создал особенное наивысшее воинское звание, названное «генерал» (General of the Army). Его срочно присвоили командующему…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: