Гимн грядущей победе

Через два дня по окончании нападения Германии на СССР на первых полосах газет «Известия» и «Красная Звезда» показалась публикация стихотворения, которое начиналось со строчков «Поднимайся, страна огромная». Слова этого произведения легли в базу песни «Священная война», музыку к которой создал композитор, написавший после этого и гимн СССР.

Автора стихотворения по фамилии Лебедев мы знаем как Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Появился он летом 1898 года в Москве, был пятым сыном в семье. Как указано в одной из биографических статей, Кумаченком его прозвала мать, что и легло в базу его литературного псевдонима.

Он начал писать стихи и прозу в тяжёлые годы молодости, в то время, когда семья осталась без кормильца.

Не обращая внимания на это, Лебедев смог обучаться, приобретать стипендию, в итоге добиться хорошего образования. Публиковался Лебедев-Кумач с 1916 года. Его работы были пользуются спросом: Лебедев написал большое количество стихов и массовых песен, каковые довольно часто создавались, что именуется, «сходу в номер».

Ещё в годы гражданской войны он стал автором красноармейских песен, позднее создавал тексты песен к кинокомедиям «Радостные парни» (1934), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1937), и других.

Возможно с уверенностью заявить, что он остро ощущал настроения собственной эры,возможно, потому и был родным своим читателям. С началом советско-финской войны Лебедев отправился в армию, на Балтфлот, где виделся с армейскими моряками, писал стихи для военной песни балтийцев. В годы ВОВ Лебедев-Кумач служил в Военно-морском Флоте и писалпесни, каковые сопровождали бойцов Красной армии в походах.

Гимн грядущей победе
Василий Иванович Лебедев-Кумач (http://lingvik.livejournal.com)

В первоначальный же сутки нападения на СССР Лебедев-Кумач начал готовить текст «Священной войны», опубликованный уже 24 июня. Как показывал С. И. Аксёненко, «Людям, незнакомым с тем, как пишутся стихи, такая быстрота думается странной». Лебедев-Кумач многократно переписывал и дорабатывал текст, но отдельные образы, по-видимому, показались у него ещё до войны.

Указывается, что образ «тёмных крыльев над Отчизной» показался на страницах его ежедневника по окончании просмотра кинохроники, фиксирующей налёты авиации на Варшаву и города Испании. «Я не был ни при каких обстоятельствах армейским экспертом, но у меня однако выяснилось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить неприятеля, как любое оружие!» – так потом писал создатель о собственном произведении. Значение этого оружия осознавал и соперник – Лебедев-Кумач был заявлен неприятелем Рейха.

Подобно боям не на жизнь а насмерть на полях сражений, на интеллектуальном фронте в начале новой эры истории нашей страны проходили не меньше безжалостные схватки чуть ли не за любой знак победы и всего советского периода. Так, было поставлено под сомнение авторство «Священной войны». Существует вывод, в соответствии с которому главные строчки принадлежат не Лебедеву-Кумачу, а поэту более раннего времени и эры второй войны – Первой мировой.

Речь заходит об Александре Боде, учитель русского, литературы, латинского и греческого языков. Так о нём говорит в письме Борису Александрову его дочь З. А. Боде:

Он был умный, грамотный человек, окончивший филологический факультет МГУ, знаток истории, глубочайший патриот … 1916 год. … По параллельным реке Волге длинным улицам и прямым Рыбинска практически весь день маршируют прибывающие на дальнейшее отправление и обучение воины … Рассказы беженцев-латышей полны кошмара. С фронта привозят бойцов, отравленных газами. … В эти тяжёлые, напряжённые дни была написана отцом песня «Священная война». Её слова и музыка (мотив был второй) появились совместно. Величавые, образные выражения слились воедино с простой, чисто русской мелодией…

Этим небесспорным доказательством заинтересовались многие журналисты. По их версии, песня была написана А. Боде, но текст пара отличался: «Поднимайся, страна огромная, поднимайся на смертный бой, с германской силой чёрной, с тевтонскою ордой!»

Тексты были сопоставлены и проанализированы экспертами, обнаружилось множество несоответствий в обозначенной версии. Об данной проблеме достаточно обстоятельно писал Сергей Иванович Аксёненко:

«В случае если Боде написал песню в 1916 году, то призывать страну, сражающуюся уже два года, к пробуждению, как минимум необычно. Ещё один момент. Лебедев-Кумач, русский по национальности, не показывает национальности захватчиков.

Он именует их легко нацистами. Неужто немец Боде будет выпячивать то, что неприятели его Отчизны были его соплеменниками – германцами? … слово «тевтонской» показалось вследствие того что создатели фальшивки осознавали, что использовать слово «фашистской» в 1916 году было нереально…»

Александр Васильевич Александров (http://the-music-journal.ru)

Догадка авторства Боде всецело опровергнута, судом доказано, что песню написал как раз Лебедев-Кумач, о чём имеется соответствующее заключение. на данный момент не нужно сомневаться в том, что именно благодаря Лебедеву-Кумачу советские люди познакомились с этими превосходными строчками, а также руководитель и композитор ансамбля военной песни Александр Васильевич Александров. Он заметил стих в газете, в этот самый момент же принялся за работу.

Генерал А. В. Александров происходил, как это случается с талантами мирового уровня, из несложной крестьянской семьи села Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (на данный момент это Захаровский район Рязанской области). Обучался музыке в Санкт-Петербурге, был певчим в хоре Казанского собора, обучался в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, а позже и в Столичной национальной консерватории им. П. И. Чайковского.

Среди преподавателей – привычные всем, кто не через чур довольно часто прогуливал в школе музыку, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и А. К. Глазунов. После этого Александров начал преподавать в Столичной консерватории, как раз по его инициативе в том месте показался класс армейских дирижеров. Он придумывал армейские песни, это занимало огромную часть его времени и внимания.

К началу войны композитор уже был знаком с Лебедевым-Кумачом, «Гимн коммунистической партии» 1938 года был написан ими совместно.

Музыка этого гимна – база Гимна СССР и нынешнего Гимна России. И вот, 24 июня 1941 года пришло время создать гимн советскому народу, дабы «так же… разить неприятеля, как любое оружие», дабы победить.

Мемориальная доска «Священная война» на фасаде Белорусского вокзала (http://wikipedia.org)

А. В. Александров начал работу срочно, уже следующая репетиция была посвящена новой песне «Священная война». Ноты кроме того опоздали напечатать, композитор записал их на грифельной доске, музыканты ансамбля — в тетради. Откладывать выступление не стали, оно произошло уже 26 июня на Белорусском вокзале столицы, в честь чего на данный момент в том месте установлена мемориальная доска.

Полного состава коллектива Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР в Москве уже не было, главная часть сразу же выехала на фронт, а несколько, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно для обслуживания воинских частей, больниц, выступлений на радио. Эта несколько пять раз выполнила песню перед призывниками. Об этом красочно поведал сын композитора Борис Александров, начальник того же ансамбля с 1946 по 1987 годы:

«Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамьях, рундуках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого собственная дума… Сперва нас никто не увидел. Но вот – первые такты песни… Понимаете, об успехе возможно делать выводы не только по аплодисментам.

Целый вокзал как будто бы замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели практически впитывали в себя звуки. И внезапно поднимается один, второй, третий… Все!

А позже тишина.

Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Потребовали: «Ещё!» Выполнили ещё раз, позже третий, четвёртый…»

В годы войны артисты ансамбля неустанно выступали, дав около 1400 концертов. И. В. Сталин, осознавая, какое сильное действие оказывают эти выступления, как они поднимают боевой дух, издал особое распоряжение: никого из артистов ансамбля не отпускать в армию. В 1941–1945 гг. «Священную войну» два раза записывали на грампластинку, первый раз – уже 28 июня.

С 15 октября первого года войны каждое утро по окончании боя кремлёвских курантов с выполнения данной песни начинался радиоэфир.

Всемирно известная, эта песня прошла фронтовыми дорогами и осталась гимном РККА, сопровождавшим её до самой победы.

Грампластинка «Священная война» (http://wikipedia.org)

22 мая 2007 года Ансамблем пляски и песни Русском армии им. А. В. Александрова песня была выполнена в главном офисе НАТО в Брюсселе. Это выступление произошло по инициативе России.

Ансамбль, как говорят, считается главным агитационным оружием Кремля.

Однако, «Священная война», а позже «Катюша», «Калинка» и «Желают ли русские войны?», выполненные в Брюсселе, сопровождались бурными аплодисментами. Леонид Малев, начальник ансамбля, высоко ценил данный необычный опыт: «Ни один коллектив из России, ни один артист ещё ни при каких обстоятельствах не выступали в главном офисе НАТО». Так, песня, рождённая первыми известиями о войне, сейчас не разрешает об данной войне забыть, но воздействует уже в другом качестве.

Литература к статье

  • Аксёненко С. И. Кто и для чего желал оболгать песню «Священная война»
  • Герасименко Ольга. «Священная война» в стенках НАТО. // Газета «Труд» за 23 мая 2007 г.
  • Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 г.
  • Лебедев-Кумач В. И. «Сердце, тебе не хочется спокойствия!», М.: 2012
  • Опровержение // Свободная газета, 05.07.2000

ГИМН ПОБЕДЕ: МЫ ВЕРИЛИ, МЫ ЗНАЛИ — ПОБЕДИМ!


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: