Гроза проливов: десантный корабль

    Небольшой десантный корабль «Зубр» проекта 12322 имеет полное водоизмещение 535 т, длину 56,2 м и ширину 22,3 м. Большая скорость «Зубра» — 63 узла, крейсерская — 55 узлов. Запас горючего — 56 т. Экипаж — 31 человек.
    Оружие «Зубра» составляют две шестиствольные 30 миллиметровые автоматические артиллерийские установки АК6−30 с радиолокационной совокупностью управления огнем МР-123 «Вымпел-М» и боекомплектом по 2000 выстрелов на установку, и две выдвижные 22-зарядные пусковые установки А-22 «Пламя» для ведения огня по береговым целям 140-миллиметровыми неуправляемыми реактивными боеприпасами (боекомплект — 66 снарядов на установку), для корректировки стрельбы которыми употребляется лазерное дальномерно-визирное устройство. ПВО снабжают четыре переносных зенитно-ракетных комплекса «Стрела-3», хранящихся в особой боеукладке на корабле.

Неспециализированный запас зенитных ракет на борту «Зубра» образовывает 32 штуки.
Большинство русских «Зубров» поставлена на прикол. Задача мгновенного захвата проливов перед русским флотом на данный момент не следует.

    Центральный танковый трюм оборудован носовой аппарелью. В бортовых отсеках размещены главные подъемно-нагнетающие установки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, защиты и системы жизнеобеспечения от средств массового поражения.

Гроза проливов: десантный корабль

При новой общеевропейской войны, в случае если СССР не планировал проводить ее снова на собственной территории, стране как воздушное пространство необходимы были балтийские проливы на севере и Босфор на юге. Недаром столько русских воинов полегло за овладение ими в прошлых войнах. Быстрый захват проливов и был главной задачей советских Два раза Краснознаменного Балтийского и Краснознаменного Черноморского флотов.

Бессчётные учения в 60-е годы продемонстрировали, что внезапность таковой десантной операции могла быть обеспечена лишь методом высокой скорости перехода морем передовых частей десанта. Особенный интерес руководства ВМФ СССР позвали только что показавшиеся суда на воздушной подушке. Показалась мысль создания на их базе быстроходных десантных судов «первого броска».

Тем более, что использование воздушной подушки сулило и большое расширение «амфибийности» судов. Так, в случае если для простых десантных судов с рампой доступно лишь 17% побережья Мирового океана, то для судов на воздушной подушке — уже 78%.

Танки над водой

В первой половине 60-ых годов двадцатого века в ленинградском ЦКБ «Бриллиант» была начата разработка десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 под шифром «Джейран» (основной конструктор — Л.В. Озимов). Требовалось обеспечить переброску двух танков Т-55 со скоростью 50 узлов на расстояние 300 миль — приблизительно соответствующее пути в том направлении и обратно из болгарских портов Бургас и Варна к Босфору либо из портов Росток (ГДР) и Свиноусьце (Западная Польша) до Копенгагена.

Головной «Джейран» вышел на опробования в первой половине 70-ых годов XX века и, имея полное водоизмещение 350 т, стал самым большим в мире кораблем на воздушной подушке, превзойдя практически в два раза выстроенные чуть ранее в Англии ламаншские паромы на воздушной подушке типа SR.N4. За первым НПО «Бриллиант» с 1974-го по 1984 год выстроило для советского флота 18 серийных «Джейранов» по модифицированному проекту 12321.

Но и таких судов советскому флоту уже было не хватает. Тем более, что и главноком ВМФ СССР С.Г. Горшков, и глава МинОбороны СССР Д.Ф.

Устинов являлись тёплыми приверженцами скоростных судов с динамическими правилами поддержания, на воздушной подушке, подводных крыльях, и экранопланов. Исходя из этого во второй половине 70-ых годов двадцатого века «Бриллианту» выдается тактико-техническое задание на новый, еще более большой десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322, взявший обозначение «Зубр».

При сохранении той же дальности плавания требовалось повысить скорость хода до 60 узлов, а самое основное — обеспечить переброску уже трех танков и роты морской пехоты с размещением в кубриках (всего 140 человек). Вместо танков имела возможность приниматься штатная военная техника роты — десять БТР либо БМП, а при переоборудования всего трюма под перевозку людей неспециализированная десантовместимость должна была достигнуть 500−550 человек. Еще одним требованием ВМФ стало значительное усиление оружия, а также радиоэлектронного, и возможность оборудования судов для постановки мин.

Головной «Зубр», взявший обозначение МДК-95, был заложен на «Бриллианте» в первой половине 80-ых годов XX века и поступил на вооружение во второй половине 80-ых годов двадцатого века. За этим началось серийное строительство судов этого типа как в «Бриллианте», так и НПО «Море» в Феодосии.

Изнутри

«Зубр» перенял у «Джейранов» репутацию самого большого в мире судна на воздушной подушке. Нынешние ламаншские паромы SR.N4 MkIII при практически таких же размерах по водоизмещению уступают на треть. Корпус с целью понижения веса полностью выполнен из алюминиево-магниевого сплава.

Главной несущей силовой конструкцией «Зубра» есть прямоугольный понтон, снабжающий непотопляемость и прочность.

Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в жилых помещениях и помещениях десанта экипажа предусмотрены совокупности вентиляции, отопления и кондиционирования, тепло-звукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. Кое-какие ответственные узлы защищены алюминиевой броней.

Энергетическая установка включает две подъемно-нагнетающие газовые турбины НО-10 мощностью по 12 тыс. л.с., трудящиеся на четыре вентилятора с целью создания воздушной подушки, и три маршевые газовые турбины МТ-70 той же мощности, установленные в ряд в кормовой части корабля и вращающие четырехлопастные тянущие воздушные винты в кольцевых обтекателях.

Воздушная подушка «удерживается» эластичной «юбкой», поделённой на секции. Именно поэтому, и высокой производительности вентиляторов, прострелы либо кроме того важные повреждения «юбки» фактически не скажутся на амфибийных качествах корабля. А ведь «Зубр» есть полноценно «вездеходным» кораблем, имея возможность ходить не только по водной поверхности, но и по ровной суше, песку, льду и преодолевать препятствия высотой до 1,6 м!

На острова

Всего «Бриллиант» выстроил до 1998 года для ВМФ десять судов этого типа, а на Черном море успели до распада СССР сдать еще три единицы, каковые во второй половине 90-ых годов двадцатого века были переданы Украине. Украине достались кроме этого два недостроенных «Зубра» в Феодосии, один из которых, пребывавший в высокой степени готовности, был введен в состав ее ВМС в первой половине 90-ых годов двадцатого века называющиеся «Донецк», а второй, «Иван Богун», достроить из-за разрыва и отсутствия средств экономических связей с русскими подрядчиками так и не смогли.

Будущее русских «Зубров» сложилась безрадостно. Грандиозные замыслы по взятию черноморских и балтийских проливов с утратой Украины, Польши и Восточной Германии ушли в прошлое. В данной ситуации суда проекта 12322 были не необходимы с позиций собственного главного назначения и через чур дороги в эксплуатации благодаря наличия прожорливых газотурбинных двигателей, имеющих к тому же ограниченный ресурс.

Исходя из этого предстоящее строительство серии само собой закончилось, а суда в основном поставлены на прикол.

Однако, как раз «Зубры» стали первыми отечественными боевыми судами на воздушной подушке, поставляемыми на экспорт. Греция, обладающая огромным числом островов в Эгейском море и отягощенная спорами с Турцией, показала интерес к этим большим и скоростным десантным судам с целью иметь возможность стремительной переброски армий и техники между островами. По договору, осуждённому 24 января 2000 года, греки заказали по два корабля в РФ и на Украине.

Россия реализовала МДК-104 из состава Балтфлота, и выстроила на «Бриллианте» один новый корабль, а Украина сбыла отремонтированную «Горловку» (бывший МДК-93) и доделала для Греции злополучный «Иван Богун». Россия взяла за два собственных «Зубра» $101 млн. Грекам «Зубры» понравились, и в ноябре 2002 года они достигли соглашения с «Бриллиантом» на сумму в $110 млн о постройке еще одного корабля этого типа с опционом на поставку в будущем еще одной единицы.

Известно кроме этого, что переговоры с «Рособоронэкспортом» о вероятном постройке «Зубров» на данный момент ведет и Китай.

Повоевать не дали

Непременно, десантные суда проекта 12322 являются выдающееся достижение отечественной науки и техники. Одновременно с этим нельзя не подчернуть, что сама концепция быстроходного «десантно-штурмового корабля» на воздушной подушке до сих пор не отыскала собственной практической проверки в военных действиях. В военных конфликтах последних десятилетий приняло участие только маленькое количество малых катеров на воздушной подушке британской постройки.

Так, в Южном Вьетнаме в конце 60-х годов американцы использовали для патрулирования на реках три катера типа SR.N5, Иран в первой половине 70-ых годов XX века применял катера типов SR.N6 и BH.7 для захвата трех спорных с ОАЭ островов в Персидском заливе, а в годы Ирано-Иракской войны использовал катера ВН.7 для постановки мин. Во всех этих случаях противодействие со стороны соперника было минимальным либо отсутствовало вовсе.

Существуют важные опасения по поводу низкой боевой живучести судов на воздушной подушке, выполненных из алюминия и набитых огнеопасным горючим, — особенно в условиях насыщенности современных армий противотанковыми управляемыми ракетами. Помимо этого, большой есть и цена эксплуатации аналогичных судов — при их низкой экономичности и довольно маленьком радиусе действия.

Одновременно с этим полезными их особенностями являются высокая амфибийность и «проходимость», и малая уязвимость для морских и наземных мин. Все это стало причиной тому, что на данный момент на Западе десантные средства на воздушной подушке имеют развитие лишь в одном качестве — как десантные плашкоуты для доставки техники и грузов с десантных судов на необорудованное побережье на довольно малые расстояния. Так, в составе ВМС США находится 91 катер LCAC, воображающие собой собственного рода открытую грузовую платформу.

Исходя из этого вопрос о настоящей боевой эффективности «Зубров» и о возможностях предстоящего развития судов аналогичного типа по сей день остается открытым.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№10, август 2003).

Мода 20 х двадцатого века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: