Христианская составляющая в культуре раннего средневековья

В культуре раннего Средневековья христианское вероучение представлено двумя видами текстов: произведениями и Священным Писанием отцов церкви.

В состав Св. Писания входят два конфессионально разных, но генетически связанных между собой комплекса книг – Ветхий и Новый Завет .

«Завет» — это альянс, в этом случае альянс Всевышнего с некой избранной частью человечества, но суть отношения и этого союза его участников в Ветхом и Новом Завете понимаются по-различному. Ветхий завет, являющийся богооткровенным и для иудеев, и для христиан, провозглашает таковой альянс между евреями и Богом, каковые будут считаться единственным избранным народом, почитающим единого и единственного Всевышнего. Христиане кроме этого признают авторитет Ветхого Завета, но для них серьёзнее Новый Завет, в котором провозглашается альянс Всевышнего не с одним конкретным народом, а со всеми, кто почитает Иисуса из Назарета сыном Божьим и Спасителем человечества (Христом).

В состав книг Ветхого Завета, почитаемого христианами и иудеями, входят две главные части: «Пророки» и «Закон». «Закон» — это Тора, Моисеево Пятикнижие, ядро иудейского вероучения; «Пророками» именуются записанные и сохранившиеся речи «вдохновленных Всевышним» людей, веривших, что через них Всевышний возвещает миру собственную волю. Основной мотив пророческих текстов – мысль пришествия Мессии, посланца и сына Всевышнего, спасителя и искупителя человечества.Христианская составляющая в культуре раннего средневековья

Не считая Торы и пророческих текстов в состав Ветхого Завета входят Книга Царств, Книга Судей, Экклезиаст, Псалмы Давида, Книга Иова, Песнь Песней и ряд других Книг. Данный корпус текстов был составлен иерусалимскими священниками ко II в. до н.э. и переведен на латынь св. Иеронимом в V в. н.э.

Новый Завет не столь широк и не столь стар. Его ядро – 4 евангелия, в которых рассказывается история судьбы Иисуса Христа от рождения до воскресения и распятия. Авторами этих книг считаются апостолы (другими словами прямые ученики Христа): Матфей, Лука, Иоанн и Марк.

Не считая евангелий в новозаветный корпус включаются Деяния апостолов, Послания апостолов (среди которых выделяются 14 посланий Павла) и Апокалипсис Иоанна Богослова.

Не считая Св. Писания христианская составляющая раннесредневековой культуры представлена патристикой – произведениями самые авторитетных деятелей, идеологов, мыслителей раннего христианства, которых именуют «отцами церкви». У Восточной и Западной церкви были собственные признанные и почитаемые основоположники. Самым выдающимся из отцов Западной (римской) церкви считается Аврелий Августин.

Он появился в римской провинции Африка, в семье язычника и христианки.

Он продолжительно искал собственный путь и лишь в 40 лет принял крещение. Незадолго до крещения он написал «Исповедь», ставшую выдающимся монументом христианской мысли и очень способным литературным текстом.

«Исповедь» Аврелия Августина. Жанровые и композиционные изюминки.

Самый близкий к «Исповеди» жанр – автобиография. Их сходство, во-первых, в применяемом материале (событиях судьбы автора), во-вторых, в сохранении хронологической последовательности (в описании перемещения времени по возрастам). Но отличие значительнее: создатель собственного биографии пытается зафиксировать личную историю, дабы снова ее пережить; создатель «Исповеди» обращается не к себе, а к Всевышнему, и его жизненная история серьёзна ему лишь в контексте этих взаимоотношений.

Эти различия проявляются, а также, и в композиции «Исповеди». Сохраняя хронологическую последовательность, Августин оставляет из собственных воспоминаний строго определенные эпизоды. Принцип их отбора впрямую обусловлен главной концепцией «Исповеди».

Что это за принцип и какой идее он подчинен? Потом говорится о восприятии Августином младенчества (он не испытывает к младенцам ни умиления, ни симпатий; для него – младенец – это мелкий хищник, озабоченный лишь едой).

В детских воспоминаниях он выделяет конфликт с преподавателями и эпизод с налетом на грушевый сад соседа. (Последний ответствен как пример самоанализа: Августин выбирает вероятные мотивы этого поступка и останавливается на самом глубинном – жажде нарушить запрет). молодость представлена в «Исповеди» рядом эпизодов, а также – историей дружбы с рано погибшим сверстником.

За эту дружбу Августин сурово осуждает себя: он неимеетвозможности забыть обиду себе того, что был предан смертному так, как должно быть преданным лишь Всевышнему. Наконец, о собственных зрелых годах (в особенности – об успешной карьере ритора в Риме) он говорит с непритворным отвращением, граничащим с кошмаром.

Осмысляя в 40-летнем возрасте незадолго до крещения пройденный им жизненный путь, Августин вычисляет его методом нравственного умирания, что привел его к искомой истине – христианской вере. В этом парадоксе – сущность концепции Августина: человек сотворен из праха и исходя из этого порочен от рождения, по природе. В каждом возрасте по-своему.

Демонстрации данной идеи подчинен отбор эпизодов в «Исповеди». Безнравственность человека так глубока, что он неимеетвозможности собственными силами ее преодолеть, он может только понять ее и ужаснуться. Спасти его может лишь Всевышний – и не по причине того, что человек этого заслуживает, а по необъяснимой милости, как говорит Августин, «по благодати».

Развитая Августином в «Исповеди» концепция благодати — незаслуженной милости Всевышнего к порочному существу – предполагает две радикально разных шкалы оценок людских поступков: земным и божественным разумом . Исходя из этого обрисованный в «Исповеди» путь нравственного умирания выясняется по сути методом спасения. С данной иррациональной двойственностью, противоречащей логике, нам неоднократно нужно будет сталкиваться при анализе монументов средневековой литературы.

Лекция 3.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: