Хронограф жизни и творчества и. с. баха

ЭЙЗЕНАХ — ОРДРУФ (1685-1703)

1685 21 марта в Эйзенахе появился Иоганн Себастьян Бах. Его папа — Иоганн Амвросий Бах (род. в 1645 г. в Эрфурте), придворный и городской музыкант, скрипач; мать — Элизабет, урожденная Леммерхирт (род. в 1644 г. в Эрфурте).

1693 Поступление в школу, где уже три года обучался его старший брат Иоганн Якоб.

1694 Смерть матери. 3 мая похороны. Осталось четверо детей, из которых Иоганн Себастьян самый младший.

В последних месяцах года Иоганн Амвросий женится во второй раз.

1695 В феврале смерть отца; практически сразу после этого переезд в Ордруф к брату Иоганну Христофу (1671-1721), органисту, ученику Иоганна Пахельбеля.

Поступление в гимназию, обучение музыке под управлением брата. Первое знакомство с произведениями Фробергера, Керля, Пахельбеля и др. самые ранние дошедшие до нас юношеские произведения, приписываемые Баху: фуга е-moll для клавира (XV, 5) и 8 хоральных обработок для органа*.

* Изданы у Петерса, том IX, №№ 19-21 и в сборнике “Commer, Musica sacra”, том I, №№ 1-3. Последние три без сомнений баховские.

ЛЮНЕБУРГ — ВЕЙМАР I (1700-1703)

Хронограф жизни и творчества и. с. баха

1700 Семья Иоганна Христофа разрослась, и он неимеетвозможности больше содержать Иоганна Себастьяна.

15 марта переезд в Люнебург, поступление в Люнебургскую гимназию при Михаэлевском зачисление и монастырь стипендиатом в церковный хор. В один момент с Иоганном Себастьяном принят в гимназию и зачислен в хор его школьный товарищ Георг Эрдман. Потом, во время мутации голоса, Иоганн Себастьян — скрипач в школьном оркестре.

Встречи с органистами: Георгом Яковом Лёве (1629-1703) из Эйзенаха, учеником Генриха Шютца (в 1652 г.), органистом в Люнебурге (с 1682 года), и Георгом Бёмом (1661- 1733), органистом церкви св. Иоанна, втором баховской семьи. Георг Бём оказал сильное влияние на органное творчество Баха.

Три органные партиты*.

* Изданы у Петерса, том V, часть 2, №№ 1-3. Быть может, что первые две партиты и 1, 2, 4 и 10-я вариации третьей (g-moll) появились еще до 1700 года. Третья партита закончена позднее, должно быть, по окончании 1703 года

1701-1703 Поездки в Целле, где при дворе 1703 герцога Вильгельма Брауншвейгского исполнялась французская музыка. Быть может, и сам Бах выступал в этих концертах как скрипач.

Поездки в Гамбург, где Бах слушал известного органиста церкви св. Катерины И. А. Рейнкена (1623-1722) и посещал германский театр оперы и балета (основан в 1678 г.)

Партита е-moll для органа (IX, 26).

Педальное упражнение для органа (IX, II).

Сюита g-moll для клавира (Петерc, № 1959).

фуга и Концерт c-moll для клавира [?].

Две хоральные обработки (VI, 15).

1702* * Швейцер показывает 1703 год, Терри и Нойман — 1702 год.

Окончание Люнебургской гимназии. Возвращение в Тюрингию. Бах ведет переговоры с магистратом Арнштадта о месте органиста Новой церкви.

1703 В апреле переезд в Веймар. Бах — скрипач в капелле герцога Иоганна Эрнста, брата царствующего герцога, и княжеский саксонский придворный органист (из протокола арнштадтской консистории). Бах занял эту должность временно, ожидая, пока будет достроен орган в Новой церкви в Арнштадте.

АРНШТАДТ — МЮЛЬХАУЗЕН (1703 -1708)

1703* * У Швейцера ошибочно указан 1704 год.

3 июля Бах в Арнштадте: опробование нового органа.

9 августа Бах утвержден органистом Новой церкви и начальником маленького школьного хора, в котором учавствовали и горожане-любители, любители музыки. фуга и Прелюдия c-moll для органа (IV, 5).

Фуга c-moll для педального чембало либо органа * (IV, 9).

* Терри предполагает, что фуга написана Филиппом Эммануилом Бахом. Шмидер и Келлер вычисляют предположение Терри несостоятельным и уверены в авторстве И. С. Баха.

1704 Прощание с братом Иоганном Якобом, гобоистом, отправлявшимся с армией шведского короля Карла XII в Польшу. В 1709 году Иоганн Якоб учавствовал в бою под Полтавой. Каприччио B-dur “на отъезд любимого брата” (Иоганна Якоба) для клавира.

Кантата № 15.

Каприччио E-dur в честь старшего брата Иоганна Христофа Баха [?].

1703-1707 Соната D-dur для педального чембало.

Для органа:

Пастораль F-dur (I, 8).

10 хоральных обработок.

Фуга B-dur для клавира (переработка фуги Иоганна Христофа Эрзелиуса).

1705 5 августа выговор Баху в консистории за столкновение на улице с учеником Гейерсбахом, дирижером школьного хора. Бах не пользовался авторитетом у участников хора, которым он руководил.

В октябре путешествие в Любек, где Бах слушал Дитриха Букстехуде (1637-1707), органиста церкви св. Марии, а быть может, и обучался у него. 2 декабря, на протяжении нахождения Баха в Любеке, исполнялась Траурная музыка по случаю смерти короля Леопольда I.

1705-1706 Для органа:

Фантазия G-dur (IX, 4).

фуга и Прелюдия a-moll (III, 9).

Фантазия G-dur (IV, 11).

Фуга G-dur для органа либо педального чембало. (IX, 2).

1706 В феврале возвращение в Арнштадт. Просроченный отпуск: вместо 30 дней — четыре месяца. Недовольство консистории, выговор, упреки Баху: плохое состояние хора, неумение наладить дисциплину, необычные вариации к хоралу, смущающие общину, непонятная гармонизация мелодии, музицирование в церкви с чужой девушкой (по-видимому, Марией Барбарой Бах, двоюродной сестрой, родом из Арнштадта, будущей женой И. С. Баха).

1707 Приглашение от свободного имперского города Мюльхаузена выступить органистом в церкви св. Власия. 24 апреля пробное выступление в церкви св.

Власия.

15 июня утверждение в должности органиста церкви св. Власия.

29 июня Бах сдает магистрату в Арнштадте ключи от церковного органа. Переезд в Мюльхаузен. Токката C-dur для органа (III, 7).

Более поздняя редакция данной токкаты в E-dur.

В августе поездка в Эрфурт на похороны Тобиаса Леммерхирта, старшего брата матери Баха. Кантаты № 131, 223 (утеряна).

17 октября обручение с Марией Барбарой Бах (1684-1720) в Дорнхейме, неподалеку от Арнштадта; венчает пастор Лоренц Штаубер, приятель семьи Бахов. Выполнение свадебного Quodlibet.

Свадебное Quodlibet (шуточная хоровая песнь).

1708 4 февраля выполнение кантаты № 71 на текст Георга Христиана Эйлмара, приятеля Баха (единственной напечатанной при жизни Баха), на церковных торжествах по случаю перевыборов участников магистрата.

21 февраля магистрат поручает Баху управление реконструкцией органа. Баховский проект создания органного регистра, имитирующего колокольный звон. Кантаты № 71, 196.

Прелюдия G-dur для органа либо педального чембало (VIII, 11) [до 1704?].

Kyrie eleison.

Sanctus d-moll.

Sanctus G-dur.

5 июня поездка в Арнштадт; выполнение кантаты № 196 на свадьбе пастора Иоганна Лоренца Штаубера и Регины Ведерман, тетки жены Баха.

Борьба ортодоксов (во главе — пастор Эйлмар) с пиетистами, изгонявшими из церкви фигуральную музыку — кантаты и мотеты.

25 июня — победа пиетистов в церкви св. Власия вынуждает Баха просить магистрат об освобождении его от обязанностей органиста. Возвращение в Арнштадт.

Партита A-dur для клавира [?].

партита и Прелюдия F-dur для клавира [?].

Соната g-moll для клавира и скрипки на данный момент?]*. Трио d-moll для 2 клавира и скрипок [?]*

* Эти произведения Шмидер объединяет под неспециализированным заглавием Юношеские произведения и предположительно ставит годы: 1707-1710. Кое-какие из них, быть может, по большому счету не принадлежат Баху либо являются переработкой произведений вторых композиторов — к примеру, Г. Келлер предполагает, что партиту A-dur написал Г. Ф. Телеман.

Кантата № 189*

* Швейцер относит эту кантату к позднему веймарскому периоду, Шпитта — к позднему лейпцигскому; подлинность ее строго не доказана; А. Дюрр вычисляет практически доказанным, что она написана не И. С. Бахом.

ВЕЙМАР II (1708-1717)

1708 Июль — переезд в Веймар. Бах — придворный камерный музыкант и органист в капелле герцога Вильгельма Эрнста.

Веймарские приятели Баха: Иоганн Маттиас Геснер (1691-1761), филолог, конректор веймарской гимназии, потом (1730-1734) ректор школы Фомы.

Соломон Франк (1659-1725), поэт, придворный проповедник, создатель текстов многих баховских кантат, написанных с 1715 по 1717 год.

Иоганн Готтфрид Вальтер (1684- 1748), создатель известного Музыкального словаря (1732), муниципальный органист, дальний родственник Баха по материнской линии.

Фуга c-moll для органа на тему Легренци. [Возможно, написана еще в Люнебурге.]

Фуга h-mоll для клавира на тему Альбинони.

1709 Поездка в Мюльхаузен совместно с Вальтером: опробование обновленного органа церкви св. Власия, реконструкция которого начата по замыслу и под управлением Баха. Выполнение хоральной обработки Господь — моя твердыня (VI, 22).

Прелюдия C-dur для органа либо клавира (VIII, 7).

Быть может, написана одним из учеников Баха.

Хоральная обработка (VI, 22).

Фуга C-dur для клавира либо педального чембало. У Петерса издана в собрании органных произведений (VIII, 10).

Для органа*:

фуга и Прелюдия C-dur (IV, 1)

фуга и Прелюдия D-dur (IV, 3)

фуга и Прелюдия e-moll (III, 10)

фуга и Прелюдия g-moll (III, 5)

фуга и Прелюдия G-dur (IV, 1)

фуга и Токката d-moll (IV, 4).

Прелюдия a-moll (IV, 13)

Фантазия C-dur (VIII, 9)

Фуга g-moll (IV, 7)

* Быть может, что эти произведения написаны в Арнштадте, а кое-какие из них еще раньше — в Люнебурге.

Для органа:

фуга и Токката C-dur (III, 8).

Фуга h-moll на тему Корелли (IV, 8).

Канцона d-moll (IV, 10).

Alla breve D-dur (VIII, 6).

Для клавира:

Увертюра (сюита) F-dur (XVIII, 4). [Переработка оркестрового произведения другого композитора?]

фуга и Прелюдия A-dur (XV, 4) [?].

Фуга A-dur (XIX, 4).

Фуга A-dur на тему Альбинони (XIX, 5).

Фуга h-moll на тему Альбинони (XVII. 2) [?].

Прелюдия h-moll [?]. Время от времени ее соединяют с фугой h-moll.

Фуга а-moll (XV, 6).

Ария с вариациями в итальянской манере a-moll (XVIII, 2).

Токката G-dur (XVIII, 3)*.

* Токката G-dur дошла до нас в пяти копиях; в одной из них она именуется Концертом либо токкатой. Г. Келлер предполагает, что она появилась позднее остальных шести токкат.

Восемь фуг и маленьких прелюдий для органа (VIII, 5)*.

* Точно не известны ни подлинность, ни время происхождения этих произведений. Раньше их относили к юношеским произведениям Баха. Шпитта и Швейцер полагали, что они написаны уже в Лейпциге для двух старших сыновей.

Г. Келлер уверен в том, что их создатель – ученик Баха Иоганн Людвиг Кребс.

1710 22 ноября рождение старшего сына Баха Вильгельма Фридемана (погиб в 1784 г.). Для педального чембало либо органа: Фантазия с имитацией (фугеттой) h-moll (IX, 1). [В Арнштадте?].

фуга и Фантазия a-moll (IX, 6). [Вряд ли написана Бахом, быть может, Иоганном Людвигом Кребсом.]

Для клавира:

Токката D-dur. [В издании Петерса — фантазия с фугой D-dur (XIV, 3).]

Токката d-moll (XIII, 4).

Токката e-moll (XIII, 1).

Токката g-moll (XIV, 1).

Фуга e-moll*.

Фуга a-moll*.

* У Петерса отсутствует. В издании Баховского общества том XLII, стр. 276 и 208. Подлинность их строго не доказана.

1711 Кантаты № 150, 106 (Actus tragicus)*.

* Точно не установлено время происхождения кантаты № 150 (между 1708 и 1712 гг.). Шеринг сомневается в ее подлинности. Точно не известно и время происхождения кантаты № 106 (Пирро, Терри, Дюрр – 1707 г., Вольфрум — 1712 г.).

1712 Первая кантата (№ 142) в новом мадригальном стиле с ариями da caро. Создатель текста — Эрдманн Ноймейстер (1671-1756), дружески расположенный к Баху, с 1704 года вейсенфельский проповедник, с 1706 года суперинтендант в Зорау, с 1715 года основной пастор церкви св. Иакова в Гамбурге.

Кантата № 142*.

* Шрейер (1910), Вустман (1913), Дюрр (1951) предполагают, что кантата № 142 написана не Бахом. Шеринг вычисляет ее автором Кунау (Баховский ежегодник, 1912).

Страсти по Луке.

Большая часть исследователей уверен в том, что Страсти по Луке не принадлежат Баху.

1713 В июле — августе обмен таинственными канонами между Бахом и Вальтером. Бах ответил 2 августа.

Приглашение из Галле занять место органиста в церкви св. Марии, освободившееся со смертью известного органиста Ф. В. Цахау (Zachow), учителя Генделя. В осеннюю пору поездка в Галле, пробное выступление на органе и выполнение кантаты IV, 63, написанной, по всей видимости, перед поездкой в Галле.

Бах дал согласие занять место покойного Цахау, но в последний момент отказался.

Таинственный канон, посвященный Иоганну Вальтеру.

Кантата № 63 [в 1723 г.?].

1713-1714 Переписка между церковным начальством и Бахом в Галле в связи с его согласием, а после этого отказом занять место органиста.

Кантата № 18. Кантата № 160 [?]

1714 2 марта Бах приобретает титул концертмейстера герцогской капеллы и обязуется каждый месяц придумывать новую кантату для придворной церкви.

8 марта рождение второго сына, Карла Филиппа Эммануила (погиб в 1788 г.).

17 июня выполнение кантаты № 21, первой кантаты на текст С. Франка, любимого либреттиста Баха в Веймаре. На тексты Франка написано около 25 кантат, в основном в 1714-1716 годы.

Быть может, в этом же году первое посещение Лейпцига 1, где Бах выполнял кантату № 61, и поездка в Кассель – выступление перед кронпринцем Фридрихом, будущим королем Швеции.

1 Первое посещение Лейпцига Шпитта относит к 1714 году, Терри к 1717 году, Рихтер — к 1722 году (Баховский ежегодник, 1905).

Кантаты № 61,21, 199, 182.

1715 Смерть молодого принца Иоганна Эрнста, племянника царствующего герцога, сына герцога Иоганна Эрнста, у которого Бах в 1703 году являлся скрипачом в капелле. Иоганн Эрнст — гениальный композитор, ученик Вальтера, по всей видимости, и Баха; Бах был дружески расположен к молодому принцу, ценил его как композитора и переработал два его инструментальных концерта для органа и два — для клавира.

11 мая рождение третьего сына Баха, Иоганна Готтфрида Бернгарда (ум. в 1739 г.).

Кантаты №№ 31 (сохранилась в более поздней редакции), 132, 152, 158 [в Лейпциге?], 161, 162, 163, 185.

1712-1716 фуга и Фантазия для органа c-moll (III, 6).

1716 23 февраля в Вейсенфельсе выполнение Охотничьей кантаты по случаю дня рождения герцога Христиана Саксенвейсейфельского.

22 апреля Бах дал письменное согласие на опробование обновленного органа церкви св. Марии в Галле. В первых числах Мая испытание и осмотр органа совместно с Кунау и органистом Ролле.

Поездка в Эрфурт — опробование органа церкви св. Августина. Светская кантата № 208 (Охотничья).

Инструментальный отрывок F-dur для скрипки, гобоя и чембало на тему из Охотничьей кантаты.

Кантаты № 59, 80а, 155*.

Шеринг и Дюрр считают, что кантата № 59 сочинена в первой половине 20-ых годов восемнадцатого века для университетского церковного торжества. Кантата № 80а не сохранилась, поскольку полностью вошла в реформационную кантату № 80, написанную в первой половине 30-ых годов восемнадцатого века.

Поездка в Мейнинген, где двоюродный брат И. С. Баха Иоганн Людвиг Бах был капельмейстером. Бах высоко ценил его произведения, многие из них переписывал и выполнял.

Слава Баха как органиста. Отзыв Иоганна Маттесона (1681-1764) о известном органисте из Веймара, господине Иоганне Себастьяне Бахе.

1 декабря смерть веймарского придворного капельмейстера С. Дрезе. Он болел уже пара лет, и Бах практически замещал его. Но по окончании смерти С. Дрезе придворным капельмейстером назначается его сын, а не Бах.

Отношения с герцогом портятся, и Бах принимает предложение ангальт-кётенского князя Леопольда.

Для органа:

фуга и Прелюдия f-moll (II, 5).

фуга и Прелюдия A-dur (II, 3)*.

Прелюдия (фантазия) и фуга c-moll (III, 6).

Прелюдия (токката) и фуга F-dur (III, 2).

* Сохранилась в двух редакциях. У Петерса — ранняя, появившаяся, должно быть, в Арнштадте. В издании Баховского общества (том XV, стр.

120) приведена веймарская переработка.

1717 5 августа назначение Баха придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда. Бax получает отпуска у веймарского герцога.

13 сентября поездка в Дрезден. Выступление в придворном концерте на клавесине, в церкви на органе. Состязание со известным органистом и французским клавесинистом Луи Маршаном (1669-1732) в салоне графа Флемминга, премьера, любителя музыки.

Не позднее октября возвращение в Веймар. 31 октября — 2 ноября торжества по случаю 200-летия реформации. Бах продолжает настойчиво получать отпуска у веймарского герцога.

6 ноября за строптивое упрямство Бах посажен под арест. 2 декабря последовало немилостивое освобождение из-под ареста. Быть может, за эти 30 дней начерно была написана Органная книжечка, начисто переписанная в Котеце. Для клавира:

фуга и Прелюдия B-dur на тему B-A-C-H (XV, 13) [?].

фуга и Прелюдия a-moll (XIV, 2). [Кётен? Потом, по окончании 1730 года, в переработанном виде вошла в тронной концерт для флейты, скрипки и чембало.]

Для органа либо педального чембало:

Пассакалия c-moll. [В Кетене?]

Органная книжечка — 45 хоральных обработок (из 164 задуманных Бахом).

Произведения, написанные, по всей видимости, в Веймаре, более правильная датировка которых не установлена:

Для органа:

29 хоральных обработок из собрания Кирнбергера. Кое-какие из них – около 10 — написаны, должно быть, не Бахом, быть может, И. Г. Вальтером, И. Л. Кребсом, Бернгардом Бахом и др.

6 обработки — и концертов переложения инструментальных концертов принца Иоганна Эрнста, Вивальди и других композиторов.

Для клавира с оркестром:

16 обработки — концертов и концертов переложения Вивальди, Телемана, Б.Марчелло, принца Иоганна других композиторов и Эрнста.

КЁТЕН (1717-1723)

1717 В первых числах Декабря переезд в Кётен.

16 декабря поездка в Лейпциг, опробование нового, выстроенного Иоганном Шейбе, органа в университетской церкви св. Павла. Похвальный отзыв Баха.

Дружба с Шейбе.

Выполнение кантаты № 173а в сутки рождения князя Леопольда.

Светская кантата – серенада № 173а, потом (не раньше 1726 года) переделанная в церковную кантату № 173.

1718 В мае поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Светская кантата-серенада № 134а, потом (в 1731 г.) переделанная в церковную кантату № 134.

1719 1 января выполнение при дворе князя Леопольда новогодней поздравительной кантаты № 134а.

В октябре дрезденские приятели Баха пробуют устроить состязание в органной игре между Генделем и Бахом, но бесполезно. (Из письма графа Флемминга от 6 ноября.)

В осеннюю пору поездка в Галле для встречи с Генделем, но последний уехал в Англию в тот сутки, в то время, когда Бах прибыл в Галле.

В одной из поездок (в Мейнинген? в Карлсбад?) Бах познакомился с маркграфом Бранденбургским Христианом Людвигом. Восхищенный игрой Баха, Христиан Людвиг просил его сочинить что-нибудь для маркграфской капеллы. Через два года Бах отправил 6 концертов (Бранденбургских).

1720 Клавирная книжечка для Вильгельма Фридемана. Начата 22 января 1720 года — надпись на обложке нотной тетради рукой И. С. Баха.

27 мая поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. В первых числах Июля, в то время, когда Бах еще был в Карлсбаде, погибла его супруга Мария Барбара; 7 июля похороны.

В сентябре поездка в Гамбург, где освободилось место органиста церкви св. Иакова. Бах выставил собственную кандидатуру.

Двухчасовая импровизация Баха в церкви св. Катерины перед 97-летним Рейнкеном (1623-1722). Должно быть, тогда же была выполнена фуга и прелюдия g-moll, и эта импровизация, как и кантата (.№ 47?), сочиненная для поездки в Гамбург, была зачтена Баху в качестве пробного опробования па занятие должности органиста в церкви св.

Иакова; соревнования и пробные опробования были назначены на 28 ноября, но к этому времени Бах должен был уже возвратиться в Кётен.

19 декабря сказан был итог выборов: место органиста взял Иоганн Иоахим Хейтман, о котором ничего не известно, не считая уплаты в церковную кассу обещанных 4000 марок (по-видимому, за его избрание). Ноймейстер, проповедник церкви св. Иакова, протестовал, но бесполезно. Кантата № 47. [Около 1730 г.?]

Клавирная книжечка, законченная в первой половине 20-ых годов восемнадцатого века, содержит:

Объяснение нотных ключей, выполнения орнаментики. Три хоральные обработки. Двух- и трехголосные инвенции. [Окончательная редакция в рукописе от 1723 г.] Аллеманда, жига и куранта из сюиты A-dur. [Телемана?]

Две аллеманды.

Три менуэта.

Одиннадцать прелюдий, вошедших потом в Прекрасно темперированный клавир.

Девять мелких другие пьесы и прелюдий.

Прелюдия (фантазия) и фуга g-moll для органа (II, 4).

Для клавира:

фугетта и Прелюдия d-moll (III, 6) I?].

фугетта и Прелюдия e-moll (III, 7).

фугетта и Прелюдия G-dur (XVII, 7).

фуга и Прелюдия а-mоll (III, 8) [?].

фуга и Хроматическая фантазия d-moll. [Окончательная редакция в копии от 6 декабря 1730 г.]

Токката fis-moll.

Токката e-moll.

Фантазия c-moll (XV, 1).

Прелюдия (фантазия) и фуга а-moll (X, 4). Фуга потом переработана для органа (II, 8).

Фуга d-moll [?].

Фуга C-dur [?].

Двенадцать мелких прелюдий. [Из них шесть — из Клавирной книжечки для Вильгельма Фридемана, пять дошли до нас в копии ученика Баха И. П. Кельнера, двенадцатая — трио из Клавирной книжечки для Вильгельма Фридемана.]

Шесть мелких прелюдий в тональностях С, с, D, d, E, е.

Соната d-moll – переработка для клавира скрипичной сонаты a-moll.

Adagio G-dur — переработка для клавира I части скрипичной сонаты G-dur.

Соната a-moll.

Соната C-dur.

Последние две сонаты — переработка для клавира двух сонат для двух скрипок, виолы да гамба и генерал-баса из Музыкального сада Рейнкена.

Для струнных соло и с чембало:

Три сонаты и три партиты для скрипки соло. Фуга из первой сонаты переделана кроме этого для лютни, а позднее в Лейпциге и для органа. Прелюдия из третьей партиты использована в симфониях кантат № 29 и 120a.

Шесть сюит для виолончели соло. Пятая сюита переделана и для лютни.

Шесть сонат для облигатного чембало и скрипки. Третья и четвертая части шестой сонаты по окончании 1730 года поменяны. Первая редакция третьей части переработана около 1730 года в сопрановую арию кантаты № 120.

Сюита A-dur для облигатного чембало и скрипки1.

Четыре сонаты (G-dur, F-dur, e-moll, c-moll) для скрипки и цифрованного баса (чембало)*.

* Подлинность второй и фуги и четвёртой сонаты строго не доказана. Басовый голос в первой и второй сонате тот же самый. Вторая соната имеется в переложении для флейты, скрипки и чембало — быть может, это работа одного из учеников Баха.

Фуга g-moll для скрипки и чембало [?].

Три сонаты для облигатного чембало и виолы да гамба. Первая соната дошла до нас и в переложении для двух флейт и чембало.

Для флейты соло и с чембало:

Соната a-moll для флейты.

Три сонаты для облигатного чембало и флейты.

Три сонаты для флейты. II цифрованного баса (чембало).

Концерты:

Концерт a-moll для скрипки с оркестром.

Концерт E-dur для скрипки с оркестром.

В 1730-1733 гг. переработаны в концерты для клавира с оркестром.

Концерт d-moll для двух скрипок с оркестром. Во второй половине 30-ых годов восемнадцатого века переработан в концерт для двух чембало с оркестром.

1721 3 декабря господин Иоганн Себастьян Бах, местный великокняжеский капельмейстер, вдовец, обручен по княжескому приказанию с женщиной Анной Магдаленой, младшей дочерью Иоганна Каспара Вюльксна, саксонско-вейсенфельского придворного трубача (из документов придворной церкви). Анна Магдалена появилась в 1701 году, в 1718 была певицей при ангальт-цербском дворе, с 1720 года — при кётенском. Погибла в первой половине 60-ых годов XVIII века в нищете.

По традиции по окончании обручения исполнялся свадебный Quodlibet, от которого сохранился лишь стихотворный текст, быть может, самого Баха.

21 марта послание с посвящением маркграфу Бранденбургскому Христиану Людвигу 6 концертов.

Увертюры (сюиты) для оркестра C-dur и h-moll.

Шесть Бранденбургских концертов.

Кантата № 141 [по всей возможности, написана не Бахом].

1720-22 Британские сюиты для клавира.

Первая Нотная книжечка Анны Магдалены (1722), содержащая:

1. Фантазию C-dur для органа.

2. Хоральную обработку C-dur.

3. Менуэт G-dur.

4. Арию с вариациями c-moll.

5. Пять первых из шести французских сюит в начальной редакции.

Окончательная редакция всех шести французских сюит дошла до нас в рукописи ученика Баха Генриха Николая Гербера с пометками и исправлениями, сделанными рукой Паха. Рукопись датируется предположительно 1725 годом.

1722 В ноябре поездка в Лейпциг в связи с приглашением учавствовать в соревнованиях на пост кантора церкви св. Фомы. Прекрасно темперированный клавир, том. I.

Сюита a-moll для клавира [в Веймаре?].

Сюита Es-dur для клавира.

Сюита e-moll для лютни*.

* Точно не известно, для какого именно инструмента первоначально написана эта сюита: для лютни, для клавира либо для лютневого клавира (как обозначено в копии И. Л. Кребса). Все три сюиты изданы у Петерса, том VII, № 3-5.

1722-1723 Партита с-moll для лютни [?].

Страсти по Иоанну*.

* Текст Брокеса (1712), очень сильно переработанный Бахом, использован лишь для арий. На актуальный в то время текст Брокеса писали музыку Кайзер в 1712 г., Телеман и Гендель в 1716, Маттесон в 1718 г.

1723 7 февраля в Лейпциге Бах выполнил кантату № 22 как пробное опробование на пост кантора церкви св. Фомы.

26 марта выполнение в церкви св. Фомы Страстей по Иоанну.

13 апреля освобождение Баха от обязанностей придворного капельмейстера в Кётене. Кантаты №№ 22, 23.

Трио d-moll для органа (IV, 14) [1725?].

фуга и Прелюдия a-moll для органа (II, 8). [Прелюдия написана около 1709 г., первая редакция фуги в Кётене, окончательная — в Лейпциге.]

Светская свадебная кантата № 202. [По всей возможности, написана в Кётене.]

ЛЕЙПЦИГ (1723-1750)

1723 5 мая утверждение Баха в должности кантора церкви св. Фомы.

30 мая выполнение кантаты № 75 в церкви св. Николая.

31 мая праздничная церемония введения Баха в школу Фомы.

Возможные даты первых выполнений в Лейпциге кантат, мотета и Магнификат:

6 июня — кантата .№ 76.

20 июня — кантата № 24.

11 июля – кантата X 186. 18 июля — мотет на смерть г-жи Кеез.

22 августа — кантата № 164.

30 августа — кантата № 119.

2 ноября — кантата № 194 на освящение органа в Штормтале, предместье Лейпцига.

8 декабре на рождественские праздничные дни — кантаты и Магнификат №№ 63, 40, 64.

9 августа, в сутки рождения герцога Фридриха II Саксен-готского, была выполнена прекрасная музыка Баха на текст латинской оды, — информирует лейпцигский хронист Фогель (музыка не сохранилась). Кантаты №№ 70, 75, 76, 24, 186, 164, 119, 194, 63, 40, 64.

[Кантаты №№ 70, 164, 186 появились, должно быть, раньше, около 1716 г., и переработаны в Лейпциге; кантата № 63 появилась еще раньше, быть может, около 1713 г.]

Мотет Иисус — моя радость на смерть г-жи Кеез.

Магнификат Es-dur.

[Более поздняя переработка D-dur.]

Sanctus C-dur [?].

28 сентября Баху отказано в получении платы за университетское богослужение, надеявшейся его предшественнику и отмененной 3 апреля 1723 года. Начало более чем двухлетней тяжбы с университетским руководством за должность университетского директора музыки. Кантаты №№ 164, 168. [Обе кантаты написаны, по-видимому, около 1716 г. и переработаны в 1723- 1724 гг.]

1724 26 февраля рождение сына Готфрида Генриха (слабоумного; Филипп Эммануил обнаружил у него задатки музыкального гения, но не развившиеся; ум. в 1763 г.).

Весной поездка в Геру, основной город княжества Рейсе, на освящение органа. Кантаты №№ 4, 12, 16, 65, 69, 81, 83, 154, 165, 179, 190*.

* Кое-какие из этих кантат написаны раньше, в 1724 светло синий. переработаны. Кантата № 4 появилась, быть может, еще в 1708г., № 12 — в 1714, № 16 — ок. 1715г., № 165 — в 1715 г., № 69 сохранилась в двух вариантах, второй вариант — № 69а, один из них появился в 1724 г., второй — в 1730 г.

Вступительный хор кантаты № 12 – прообраз Crucifixus из мессы h-moll. Музыкальный образ Crucifixus — плач-пассакалия в басу — появился у Баха в 1704 г. в Lamento из Capriccio B-dur. Подобная же пассакалия содержится в кантатах № 150 (до 1712 г.) и в № 75 (1723).

1724-1725 Поездка в Дрезден. Кантаты №№ 172, 153, 184, 8, 72*.

* Правильная датировка этих кантат малоизвестна. У Шпитты: 1723-1727. Кантата № 172 появилась, по всей вероят

Иоганн Себастьян Бах Жизнь и Творчество II


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: