Хронология истории первобытного общества.

Первобытнообщинный строй являлся самым долгим по времени этапом истории , растянувшись более чем на миллион лет. Выяснить его нижнюю грань какое количество-нибудь совершенно верно на сегодня легко нереально, поскольку во снова обнаруживаемых костных остатках отечественных далёких предков большая часть экспертов видит то предчеловека, то человека, и иногда преобладающее вывод изменяется.

Так, сейчас одни учёные уверены в том, что старейший человек появился 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на различных континентах. В Азии и Африке первые государства и цивилизованные общества сложились на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., а в Америке – в I тыс. н. э.

Не несложнее обстоит дело с периодизацией первобытной истории, правильнее говоря, её периодизациями, поскольку параллельно существуют пара периодизаций (особых и общеисторическая) первобытной истории, частично отражающих темперамент дисциплин, каковые участвуют в их разработке.

Изспециальных периодизаций самый ответственна археологическая, основанная на различиях в технике и материале изготовления орудий труда.Хронология истории первобытного общества. Эта периодизация взяла научную разработку в 19 – начале 20 в. и основывалась на закреплённом в мифологической традиции древних и их научных трудах делении старейшей истории на три века – каменный, медный (бронзовый) и металлический.

Каменный век начинается с палеолита (древнекаменного века), в котором на данный момент большая часть учёных выделяет эры раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

После этого направляться переходная эра мезолита (среднекаменного века), что время от времени именуют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), либо «преднеолитом» (протонеолитом), время от времени же не выделяют по большому счету.

Последняя эра каменного века – неолит (новокаменный век). В конце его появляются первые орудия из меди, что даёт основание сказать об особенной стадии энеолита, либо халколита.

Археологическая периодизация открывает много возможностей для полной и относительной хронологии первобытной истории. Для полной датировки употребляются разные способы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др.

В собственной совокупности они на данный момент разрешают с громадными либо меньшими допусками датировать стадии и эпохи каменного века. А начиная с бронзового века появляется кроме этого календарная (подлинная) датировка на базе монументов древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами.

Для большей части ойкумены (освоенной человечеством части мира) актуальными являются следующие пределы:

– нижний палеолит закончился примерно 100 тыс. лет назад;

– средний палеолит – 45-40 тыс. лет назад;

– верхний палеолит – 12-10 тыс. лет назад;

– мезолит – не ранее 8 тыс. лет назад;

– неолит – не ранее 5 тыс. лет назад;

– бронзовый век продолжался до начала 1 тыс. до н. э., в то время, когда начался век железа.

Относительная датировка достигается путём сопоставления самих культурных слоёв либо археологических типов между собой или путём их сопоставления с трансформациями в природной среде. Особенно громадное значение имеет синхронизация археологических эр с геологическими периодами истории Почвы. Времени существования человека примерно соответствует четвертичный период.

Он делится на две эры: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в большой части – мезолиту. Неолит – уже время голоцена.

Археологическая периодизация целиком и полностью основана на технологическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом. Она разрешает делать выводы лишь о развитии орудий труда и, тем самым, в какой-то мере косвенно и о развитии публичных взаимоотношений.

Но археологическая периодизация неимеетвозможности претендовать на универсальность, потому что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества смогут пользоваться либо не пользоваться металлами, а в отдельных случаях и камнем.

Палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основана на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эр существования старейшего, старого и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика фактически людей, выделяемых как семейство гоминид либо подсемейство гоминид, их видов и родов, и их наименований, также весьма разнится у различных исследователей.

Особенный нюанс периодизации первобытной истории пребывает в подразделении её на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. Первые изучаются, в основном археологически, вторые – посредством классических исторических источников, в первую очередь – письменных. Большое значение кроме этого имеет этнографическое изучение застрявших в первобытности племён, существовавших сравнительно не так давно и сейчас существующих.

Ни одна из указанных периодизаций, но, не в состоянии заменить общеисторической периодизации старейшего прошлого человечества, разработка которой ведётся уже более столетия в основном по этнологическим и археологическим данным.

Первая важная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнологом Льюисом Генри Морганом. Применяв установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эры дикости, варварстваицивилизации и основываясь в основном на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к судьбе»), он выделил в каждой из названных эр низшую, среднюю и высшую ступени.

Низшая ступень дикости начинается с членораздельной речи и появления человека, средняя – с применения огня и возникновения рыболовства, верховная – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней освоением скотоводства и земледелия, к высшей – внедрением железа. С изобретением письма начинается эра цивилизации.

Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом, что обобщил периодизацию Моргана, выяснив эру дикости как время присваивающего, а эру варварства – как время создающего хозяйства. Начальный, соответствующий низшей ступени дикости этап первобытной истории он назвал периодом «людской стада». Уникальность последнего этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, была продемонстрирована им в особенной главе («цивилизация и Варварство») его работы «Происхождение семьи, государства и частной собственности».

Во время СССР теоретическому наследию Ф. Энгельса («Роль труда в превращенииобезьяны в человека») придавали главенствующее значение, что продолжительное время исключало всякие поползновения на корректировку его взоров на историю первобытности либо, тем более, критику. На воспринятом практически теоретическом фундаменте строились умопостроения историков, специализировавшихся на изучении данной истории. Но кроме того самый продуманные из них не выдержали проверки временем.

В частности, стало известно, что использование в качестве критерия периодизации первобытной истории лишь уровня развития производительных сил ведёт к теоретическим неувязкам. Так, кроме того создатели некоторых цивилизаций ещё не знали производственного применения металлов, в это же время как часть позднепервобытных племён уже освоила плавку железа.

Исходя из этого учёные обратились к критерию, на котором основано членение всего исторического процесса: различиям в методе производства и, например, в формах производственных взаимоотношений. Вследствие этого была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что стало причиной выделению следующих этапов:

–праобщины (первобытного людской стада);

–первобытной родовой (раннепервобытной) общины;

– первобытной соседской (позднепервобытной) общины.

Первобытная история как таковая начинается с эры праобщины (первобытного людской стада, антропосоциогенеза). Эта эра раскрывается происхождением старейших людей-архантропов, применявших примитивнейшие орудия в собственной деятельности и образовывавших первые, ешё аморфные производственные коллективы. Главное содержание эры – преодоление в ходе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных мартышек и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Эра первобытной общины раскрывается происхождением первых упорядоченных форм социальной организации – родовой общины и рода. Как раз тут приобретают полное выражение главные черты первобытнообщинного строя – более либо менее последовательный коллективизм в потреблении и производстве, уравнительное распределение и общая собственность.

В следствии прогрессирующего развития всех отраслей хозяйственной деятельности и роста избыточного продукта неспециализированная собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает преобразовываться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, публичных классов и государственности.

Нижняя граница эры в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – в основном на время металлов. Верхняя граница – появление классовых государств и обществ – самый продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, самый отставшими в собственном развитии не перейдена и сейчас.

Тяжело указать безотносительный возраст этих эр, причём не только из-за расхождений во взорах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эрами. Так как уже начиная со времени раннепервобытной общины человечество развивалось очень неравномерно, что стало причиной отмеченному выше сосуществованию самых различных по собственной стадиальной принадлежности обществ.

Первобытная социальная организация (рус.) История мировых цивилизаций


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: