Художественная проза декабристов

самые популярными жанрами декабристской художественной прозы в начале XIX в. были повести, путешествия и очерки. В жанре путешествия большим монументом прозы декабристов были «Письма русского офицера» Ф.Н. Глинки.

В собственном повествовании он ориентировался на «Письма русского путешественника» Карамзина. Его путешествие было по собственному типу «смешанным» – познавательным и художественным.

Громадное место в нем уделено фактическим сведениям.

Первая часть книги (в «Письмах…» всего 8 частей) обрисовывает боевые действия 1805–1807 гг., говорит о Польше, Австрии, Венгрии – государствах, в которых побывал офицер. Вторая и третья части обрисовывают поездки Глинки по России, по Смоленской, Тверской, Столичной, Киевской губерниям и охватывают период 1807–1811 гг. Последние же части говорят о событиях 1812–1815 гг.

Цель, которую ставил перед собой создатель, состояла не только в описании замеченного, но и в воспитании патриотизма, в ознакомлении с народными русскими обычаями, в рассказах о русских талантах. «Я старался разглядывать людей в их разных состояниях: гостил в палатах и жил в хижинах. Но в том месте в этот самый момент основной целию моею было наблюдение нравов, обычаев, наносных пороков и коренных добродетелей», – признавался создатель.Художественная проза декабристов В отличие от сентиментальных путешествий начала XIX в. в путешествии Глинки очень скупо рассказывается о самом авторе, что выступает участником событий, а не несложным наблюдателем.

Продолжают традицию декабристского путешествия «Записки о Голландии 1815 года» Н. Бестужева, «О Новой Почва» Н.А. Чижова (1823), «Отрывки о Кавказе» А.И. Якубовича (1825), «Поездка в Ревель» А. Бестужева (1821), «Путешествия по Германии и Франции» В.К.

Кюхельбекера (1820–1821; опубл.

1824–1825) и др.

Жанр путешествия связан с очерковой литературой. Но очерк развивался в прозе декабристов и как независимый жанр. К романтическим очеркам относятся «Листок из ежедневника гвардейского офицера» А. Бестужева, «Толбухинский маяк», «Об наслаждениях на море», «Гибралтар» Н. Бестужева и др.

Самым популярным прозаическим жанром была повесть, которая обращалась или к историческому материалу, или к материалу современному. «Зачинщиком русской повести» (Белинский) был А.А. Бестужев-Марлинский. Он испробовал различные формы романтической повести – светскую («Фрегат «Надежда»», «Опробование»), фантастическую («Латник», «Ужасное гаданье»), кавказскую, «восточную» («Аммалат-Бек», «Мулла Нур»), историческую («Гедеон», «Ольга и Роман», «Изменник», «Наезды», «Замок Венден», «Замок Эйзен», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир»)[60].

Драматургия декабристов

Драматургические жанры были менее популярны в декабристской литературе, нежели жанры лирические и прозаические, и влияние декабристов-драматургов на развитие русского театра не столь громадно. Исключение воображает П.А. Катенин, жизнь которого была связана с театром – он был и режиссером, и театральным критиком, и автором пьес.

Но, по большей части, Катенин-драматург известен как переводчик зарубежных, значительно чаще французских, пьес (Расина, Корнеля и др.).

Одно из броских драматических произведений Катенина, в котором выразились гражданские устремления автора, – стихотворный «Отрывок из Корнелиева «Цинны»» («Рассказ Цинны»; 1818). Отрывок представляет собой вольное переложение монолога Цинны из первого действия катастрофы Корнеля с одноименным заглавием. Декабрист вольно подошел к трактовке сюжета пьесы французского классициста.

Так, римский император Август, против которого направлен заговор Цинны, для Корнеля был добродетельным храбрецом, а Цинна – лицемером и злодеем. Под пером Катенина история преображается: Цинна действует как храбрец, а дело заговора против монархии рассмотрено как желательное и законное. В «Отрывке» угадываются события заговора против Александра I, в то время, когда предполагалось убить царя на протяжении богослужения в Архангельском соборе.

Уникальной пьесой Катенина есть катастрофа «Андромаха» (1809–1818). Она продолжает традицию классицизма. Катастрофа складывается из пяти актов, в ней строго выдержаны три единства, она написана александрийским стихом.

Драматург показал себя в данной пьесе новатором, пробовавшим постичь своеобразие древнего мира и отказавшимся от условности изображения.

Историческим источником, из которого Катенин черпал познание древней эры, были произведения Гомера. Древние действующие лица пьесы не осовременены Катениным, в них нет простой для драматургии этого времени тактичности, а, наоборот, они неотёсанны и подчас безжалостны. К сожалению, 1810-е гг. она поставлена не была, а в то время, когда в 1827 г. показалась на сцене, то воспринималась уже как архаичная и прошла незамеченной современниками.

Вторым уникальным произведением Катенина, романтическим по собственному характеру, была пьеса «Пир Иоанна Безземельного» (1821), представлявшая собой исторический пролог к авантюрной пьесе А.А. Шаховского «Иваной, либо Возвращение Ричарда Львиное Сердце» (по роману В. Скотта «Айвенго»).

К ранним драматическим опытам писателей-декабристов относится катастрофа Ф.Н. Глинки «Вельзен, либо Высвобожденная Голландия» (1808).

Пьеса Глинки представляет собой аллюзионную политическую катастрофу, в которой центральными являются тираноборческие мотивы: борьба Вельзена с незаконно захватившим престол Флораном (в его образе угадываются черты Наполеона), увенчанная в конце пьесы победой. «Вельзен, либо Высвобожденная Голландия» создавалась в предромантическую эру, на протяжении общего повышения Оссианом, и оссиановс-кий колорит лежит на всем оформлении пьесы: воздействие происходит то в готическом замке, то на берегу бушующего моря, то при блеске молний и зареве пожара, под заунывный шум ветра и пр. броская зрелищность (декорации изменялись в каждом акте), мрачный колорит пьесы являлись чертами нового предромантического стиля.

Драматические произведения составляют неотъемлемую часть литературного наследия В. Кюхельбекера. Это исторические катастрофы «Аргивяне» (1823) и «Прокофий Ляпунов» (1834), комедия «Шекспировы духи» (1823), мистерия «Ижорский» (1829–1841), драматическая сказка «Иван, купецкий сын» (1832–1842) и др.

Катастрофа «Аргивяне» написана на сюжет древней истории. В ней нарисовано столкновение двух братьев, один из которых республиканец Тимолеон, а второй – жестокий правитель Тимофан, коварным методом захвативший власть в Коринфе. Тимолеон поднимается в оппозиционеров к брату и содействует, не смотря на то, что и косвенно, убийству тирана.

Тираноборческая мысль катастрофы проста для писателей-декабристов. Тема братоубийства, отцеубийства при Александре I сама по себе купила политическую остроту, поскольку всем было известно участие Александра в убийстве собственного отца Павла I. Древний сюжет давал современникам возможность трактовать его применительно к недавней русской истории. Создавая образ Тимофана, Кюхельбекер применяет черты императора Александра, в частности умение прятаться за либеральными обещаниями. Аллюзионно звучат и кое-какие диалоги в трагедии:

Тимофан

Соотечественники! почто вопли и сей шум?

Вкусите сладкий отдых по окончании боев.

Аристон

Мы на тебя восстали, обольститель!

Ты вольность нам сулил, а рабство дал!

Вторая историческая катастрофа Кюхельбекера «Прокофий Ляпунов» создавалась драматургом в заключении в Свеаборгской крепости. Катастрофа была написана под влиянием «Бориса Годунова» А.С. Истории и «Пушкина государства Российского» Н.М.

Карамзина; помимо этого, драматург воспользовался сведениями из книги Н.Г. Устрялова «Сказания современников о Дмитрии Самозванце»[61], взятой в качестве подарка от Пушкина.

Кюхельбекер обратился к одному из ужасных моментов Смутного времени – смерти организатора первого рязанского народного ополчения Прокофия Ляпунова. Из всей исторической деятельности Ляпунова Кюхельбекер избрал последний период его жизни – лето 1611 г., воздействие катастрофы длится не более одного месяца. Не смотря на то, что пьеса написана уже в 1830-е гг., темперамент Ляпунова представлен в духе романтических декабристских убеждений.

Храбрец знает о собственной обреченности, но сознательно идет на смерть во имя великой цели – освобождения России от иноземного порабощения. Вид настоящего, исторического Ляпунова во многом соответствовал образу романтического храбреца. Это был одаренный, прямой, искренний, страстный и вместе с тем самонадеянный человек, владевший свойством располагать к себе людей, но и сам легко поддававшийся обману.

Как раз таким он и запечатлен в драме Кюхельбекера.

Романтический темперамент изображения заметен и в образах Марины Мнишек, Ольги, Заруцкого и др. Среди эпизодических лиц катастрофы особенное место занимает юродивый Ванька, что сопоставим как с юродивым из катастрофы Пушкина «Борис Годунов», так и с шекспировскими могильщиками из «Гамлета». Ванька выступает в роли «судьи» в отношении к событиям трагедии и основным героям, он философски рассуждает о противоречивости и сложности мира, и этот храбрец замыкает ужасный финал событий.

По собственной форме «Прокофий Ляпунов» – романтическая драма, выстроенная на сложном сюжете (в трагедии плетутся трехступенчатые интриги, ведущие храбреца к смерти), включающая множество сцен, обилие эпизодических и внесценических персонажей и написанная белым пятистопным ямбом.

Не обращая внимания на то, что пьеса была заметной драматической успехом Кюхельбекера, современникам она известна не была и заметила свет только в 1934 г., через сто лет по окончании ее создания.

В 1830—1840-е гг. Кюхельбекер трудился над мистерией «Ижорский», которая была задумана как трехчастное произведение. Первые две части вышли в свет в 1835 г. анонимно.

Громадную роль в публикации сыграл А. С. Пушкин.

Мистерия говорит о падениях, духовном возрождении и грехах «богатого русского аристократа» Льва Петровича Ижорского, русского Чайлд-Гарольда. Пьеса Кюхельбекера полна литературными ассоциациями и различными реминисценциями, в ней угадываются разнообразные литературные источники, произведения Байрона, Гете, Шекспира, Пушкина, Грибоедова и др. Как это характерно мистерии, пьеса включает множество замыслов – сатирический, бытовой, фантастический, философский, моралистический, фольклорный, литературно-полемический и др.

В конце судьбы Кюхельбекер снова обратился к древней истории и трудился над драмой «Архилох», которая осталась незавершенной. План катастрофы, как свидетельствует дневниковая запись поэта, пребывает в сочетании автобиографических мотивов с вечными для литературы (нелегкая судьба поэта).

Декабристская критика

Декабристы-романтики были острыми и храбрыми критиками, проводившими в статьях собственные гражданские идеи. Критические разборы они печатали в альманахах «Полярная звезда» А. Бестужева и К. Рылеева и «Мнемозина»

В. Одоевского и В. Кюхельбекера, в «Литературной газете» Дельвига и Пушкина, где публиковал разборы «и свои Размышления» Катенин. Основная тема критических выступлений декабристов – защита высоких жанров и национального своеобразия литературы.

Самой нашумевшей была статья Кюхельбекера «О направлении отечественной поэзии, в особенности лирической, в последнее десятилетие» (1823), где юный критик подверг уничтожающему анализу состояние современной романтической поэзии психотерапевтического течения. С особой силой он обрушился на авторов элегий, обвинив их в том, что они поют только унылые песни. В их произведениях, запальчиво утверждал Кюхельбекер, нет ни высоких мыслей, ни гражданского одушевления, ни народности.

В собственной критике Кюхельбекер был во многом прав: подражатели Жуковского вправду на все лады перепевали его темы и мотивы. Их заемные ноты не были обеспечены глубиной авторской личности и отличались незначительностью содержания. Прав был Кюхельбекер и в том, что национальное своеобразие еще не отыскало хороших форм для собственного выражения. Как народный элемент он отметил только пара стихов Жуковского в «Светлане».

В целом же поэты воспроизводили иноземные источники.

Эти удачно подмеченные недочёты современной поэзии сочетались в статье Кюхельбекера с ошибочными мыслями.

Создатель возложил вину не только на подражателей Жуковского, но и на самый жанр элегии, посчитав, что в нем нельзя выразить большое гражданское и возвышенное содержание. Он кинул клич о возвращении к оде – жанру, предназначенному для демонстрации высоких чувств и мыслей. В данной связи он быстро отозвался о поэтической стилистике романтической поэзии, имея в виду Жуковского и Батюшкова.

Но возвратиться к устаревшему, ушедшему в историю, жанру оды было уже запрещено.

Что же касается поэтической стилистики Жуковского и Батюшкова, то она отвечала духу времени – психологически совершенно верно и полно высказывать внутренний мир личности. Кюхельбекер, правильно подметив особенности современной поэзии, был не в состоянии предложить новые идеи, каковые помогли бы преодолеть осуждаемые им недочёты. Он кликал назад, а не вперед.

Это сходу осознал Пушкин, что пара раз обращался к статье Кюхельбекера (в письмах, в романе «Евгений Онегин»), отвергая правила ветхой оды и выступая в защиту поэтического новаторства «школы гармонической точности». Решить задачу художественного воплощения исторического и современного характера, как и национального своеобразия литературы, декабристам-романтикам было не суждено и не по плечу. Тут надобен был гений Пушкина.

Гражданское, либо социальное, течение русского романтизма, во-первых, обнажило находившиеся перед русской литературой насущные неприятности и, во-вторых, в меру талантливости принадлежащих к нему авторов помогало самосознанию личности, выдвинув на первый замысел ее публичные интересы. Декабристы-романтики заострили неприятности народности, поэтических традиций, судьбы высоких жанров и стилей. Усваивая уроки «школы гармонической точности» и полемизируя с ней, они довольно часто вопреки собственным убеждениям, содействовали смешению жанров и стилей, преодолению жанрового мышления, очень сильно тяготевшего над их литературно-эстетическими вкусами.

Главные понятия

Романтизм; гражданское, либо социальное, течение русского романтизма; диффузия жанров; декабристская ода; стиль декабристской лирики; декламационный стих; ораторская интонация; элегия; жанр думы; романтическая поэма декабристов.

задания и Вопросы

1. Ранние и поздние декабристские общества. Их программы в области литературы.

2. Поведайте о поэзии Ф.Н. Глинки. Главные сборники его произведений. Образ поэта.

Стиль ранней поэзии Ф. Глинки.

3. Раннее творчество П.А. Катенина. Драматургия. Уникальные и переводные произведения. Поэзия П.А. Катенина.

Баллады Катенина: их отличие от баллад Жуковского. Полемика с Жуковским и Гнедичем по поводу жанра баллады. Участие Грибоедова в полемике.

4. Неприятности народности в творчестве декабристов. Сравните исторические взоры декабристов с историческими взорами Н.М. Карамзина.

5. Коротко поведайте о поэзии В.Ф. Раевского, поэтических опытах В.К. поэзии и Кюхельбекера А.И.

Одоевского.

6. Лирика К.Ф. Рылеева и ее жанры. Жанр сатиры в лирике Рылеева. Как преобразует Рылеев жанр гражданской оды?

Что является жанром«политической элегии»? Назовите образцы этих жанров и проанализируйте их.

7. Жанр думы и его главные показатели. Структура дум, их стиль и композиция. Рылеевский «антиисторизм»: особенности и причины.

8. Оценка рылеевских дум А.С. Пушкиным.

9. Поэма Рылеева «Войнаровский» и планы вторых поэм. В чем заключаются изюминке романтической поэмы декабристов, в частности поэмы Рылеева «Войнаровский»?

10. Декабристская критика. Главные положения статьи В.К. Кюхельбекера «О направлении отечественной поэзии, в особенности лирической, в последнее десятилетие».

Спор о судьбе «элегической школы» Жуковского.

11. Значение творчества декабристов для становления совокупности романтизма в русской литературе.

Литература

Архипова АВ. Литературное дело декабристов. Л., 1987.*+

Базанов В.Г. Поэты-декабристы. М.; Л., 1950.

Королева Н.В. театр и Декабристы. Л., 1975.

Литературно-критические работы декабристов. М., 1978.*

Литературное наследие декабристов. Л., 1975.*

Маслов В.И. Литературная деятельность К.Ф. Рылеева. Киев, 1912; Он же. Литературная деятельность К.Ф.

поправки: и Рылеева Дополнения. Киев, 1916.*

Тынянов ЮН. его современники и Пушкин. М., 1969.*+

Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М., 1955.

Глава 5

И.А. Крылов 1769–1844

Рядом с романтизмом продолжила жить и развиваться просветительская струя в русской литературе, представленная баснями Крылова. Автора интересовали не столько индивидуальные переживания человека, сколько тот социально-публичный организм, что приводил к этим. Человек рассматривался им в качестве социального, а не частного индивида.

В этом автор оставался верным заветам Просвещения.

На исходе первого десятилетия XIX в. Крылов отважился на тяжёлый и неожиданный ход: он покинул драматический род и прозу, в котором преуспевал, и полностью отдался жанру басни. Узкая, ограниченная, «низкая» жанровая форма стала отныне призванием Крылова, положившим в нее огромное философско-поэтическое и конкретное социально-историческое национальное содержание. В этом древнем жанре Крылов совершил такие художественные открытия, каковые навечно обессмертили его имя.

Сознание русского человека освещалось Крыловым не с высоты «теорий» ученых мудрецов, а нравственным опытом народа, т. е. опытом каждого, без званий и различия сословий, потому что любой человек – часть прошедшей, настоящей и будущей истории. Просматривая басни Крылова, люди с охотой обучались осознавать самих себя. Крылов вошел в их дома и сердца.

Из писателя, известного литературным кругам, он сходу, внезапно сделался «своим» всей России.

Большим событием для русской литературы стал выход первой книги басен Крылова в 1809 г. С этого времени Крылов с различными промежутками формирует собственные басни, додавая к ним написанные в промежутках между изданиями. Искусно прикрывшись маской простодушного фабулиста, он выразил собственный познание злободневных социально-исторических событий и всего национально-политического строя. Крылов не был революционером, но не мирился с отрицательными сторонами тогдашней действительности и осудил их с позиций духовно-нравственных сокровищ, почерпнутых народом в его историческом опыте.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: