Художник для маршалов и рядовых

Среди живописцев, которых сделала известными Первая мировая, выделяются юные авторы, наглые и передовые – такие как британцы Пол Нэш и Кристофер Невинсон, немец Отто Дикс. Но были и художники, пришедшие на войну уже зрелыми сложившимися мастерами со своим стилем. Их броским представителем есть узнаваемый английский портретист Вильям Орпен – при жизни он считался звездой салонной живописи, но остался в памяти потомков летописцем Первой мировой.

Вильям Орпен появился во второй половине 70-ых годов XIX века в пригороде Дублина, его детские годы состоялись в богатой (папа был авторитетным юристом) и дружной семье. другие близкие и Родители родственники мальчика увлекались мастерством, у Вильяма в самом раннем возрасте проявились таланты живописца. Орпен получал образование художественных школах Лондона и Дублина, во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века начал выставлять собственные картины.

Орпен скоро стал преуспевающим художником. Он не увлекался популярным в начале ХХ века модернизмом и создавал приятные глазу академичные «салонные» картины – но, безукоризненные по мастерству выполнения. Громадным спросом среди высшего общества и богемы пользовались его портреты.

Незадолго до Первой Мировой Орпен внес большой вклад в развитие мастерства Ирландии, трудясь учителем в одной из собственных альма-опытен – Дублинской муниципальный школе живописи.

Художник для маршалов и рядовых
Майор Вильям Орпен – официальный армейский живописец
Источник: iwm.org.uk

В начале Первой Мировой Вильям Орпен не показал громадного патриотического порыва и только в 1916 году некое время являлся писарем в Лондоне. Однако, он увлекся идеей стать официальным армейским живописцем и искал протекции в самых высоких кругах впредь до командующего Английскими экспедиционными силами во Франции генерал-фельдмаршала Дугласа Хейга. влиятельные знакомства и Обширные связи Орпена не могли не сыграть собственную роль, и в январе 1917 года он взял желаемую должность.

Наряду с этим Орпен де-факто не подчинялся Министерству пропаганды, что очевидно нарушало сложившийся порядок.

Положение Вильяма Орпена заметно отличалось от положения вторых официальных военных живописцев (к примеру, его младших сотрудников Пола Нэша и Кристофера Невинсона). В случае если другие авторы оказались на фронте турами (приблизительно месячной длительности) и, в большинстве случаев, командировались в определенные места, то Орпен всегда находился при штабе генерал-фельдмаршала Хейга, играя роль собственного рода придворного художника командующего. Это давало живописцу возможность не только вращаться в высших кругах руководства союзных армий на Западном фронте, но и практически вольно посещать разные части и видеться с широким кругом людей.

Орпен совершил на Западном фронте практически целый 1917 год. Он деятельно трудился в роли портретиста, изображая в основном «сильных мира этого» – Хейга, Фоша, английских генералов. При всей собственной «парадности» эти портреты демонстрируют высокое мастерство живописца и удачно передают натуры портретируемых.

Громадный интерес в серии портретов, созданных Орпеном, воображают образы летчиков – командующего Королевским летным корпусом генерала Хью Тренчарда, асов-истребителей Реджинальда Хойджа, Артура Рис-Дэвиса и других.

1/6

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Портрет командующего Английскими экспедиционными силами во Франции генерал-фельдмаршала Дугласа Хейга

Портрет французского маршала Фердинанда Фоша

Портрет командующего 2-й английской армией генерала Герберта Пламера

Портрет главного контролера Женского запасного корпуса во Франции Хелен Гвинн-Воган

Портрет летчика флайт-сержанта Вильяма Беннетта

Портрет канадского аса (28 побед) лейтенанта Реджинальда Хойджа

Согласно точки зрения многих ценителей английского мастерства, самым увлекательным и художественно полезным портретом, созданным Вильямом Орпеном в 1917, есть его автопортрет называющиеся «К старту готов!» Живописец изобразил себя в непринужденном виде, применяя уникальную композицию – отражение в зеркале. Автопортрет удачно передает пара противоречивый статус его создателя на войне – не настоящего фронтовика, а собственного рода «туриста». В коллекции Английского военного музея, где хранится эта картина, она характеризуется так:

«Это превосходно искренний автопортрет, он передает художественную воздух цвета, света, текстуры, модели и чувственности и социальную атмосферу алкоголя, которая окружала Орпена на протяжении его нахождения во Франции».

Автопортрет «К старту готов!» показывает живописца во в полной мере комфортном и удобном гостиничном номере

Велик соблазн представить Орпена «тыловой крысой», которая обитала в штабах, не подвергала собственную жизнь опасности и ничего не знала о судьбах несложных солдат, но это было бы несправедливо. В 1917 и 1918 годах он деятельно путешествовал по линии фронта, посетив много мест на Сомме и Ипре, где вела битвы английская армия. Он рисовал несложных солдат и боевых офицеров, фиксировал на бумаге фронтовые пейзажи.

картины и Рисунки Орпена лишены мрачного и гнетущего колорита, характерного для многих живописцев Первой мировой, но они демонстрируют внимание автора к подробностям и уважение к фронтовикам. Официальное издание Имперского военного музея «Живопись Первой Мировой» пишет:

«Орпен испытывал глубокое сочувствие к боевым воинам, его изображения контуженных и травмированных бойцов являются одними из самых милых картинок Первой Мировой».

1/7

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

«Человек с сигаретой»

«Взорванный»

«Мертвые немцы в окопе»

«Тьепеваль»

«Несут раненого «томми»

«Пуалю» и «томи»

«Зоннебеке». Картина в нехарактерном для Орпена стиле, заставляющая отыскать в памяти ужасные фронтовые пейзажи Пола Нэша

Занимательной чертой творчества Орпена времён войны есть то, что важную роль в нём игрались изображения местных обитателей. Более того, с этим была связана трагикомическая интрига. В последних месяцах 1917 Орпен начал отношения с юный француженкой Ивонн Абик и написал её портрет, что зачем-то назвал «Шпионка».

Военная цензура не оценила юмора, живописца действительно обвинили в связи с вероятным вражеским агентом, и началось служебное расследование. Будучи артистической натурой, Орпен подлил в пламя масла – придумал фантастическую историю о шпионских похождениях Ивонн и сказал её следствию. Дело имело возможность принять важный оборот, но широкие связи и влиятельные привычные Орпена сыграли собственную роль – ни он сам, ни его любовница не пострадали.

По окончании скандала портрет Ивонн Абик было нужно переименовать из «Шпионки» в «Беженку»

Другие работы, запечатлевшие местных обитателей, были значительно более важными. Орпен рисовал снаружи невинные отношения британских солдат и француженок, интересные сценки из тылового быта. Нашлось в его творчестве место и для бедствий войны.

Большое количество шума в 1918 году наделала его картина «Безумная дама из Дуэ», запечатлевшая француженку, изнасилованную отступавшими германскими воинами.

Большую художественную сокровище имеет полотно «Урожай 1918 года» – необычный эпилог войны, пара прямолинейный в собственном символизме, но оставляющий яркое впечатление.

1/5

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

«Урожай 1918 года»

«До тех пор пока!»

«Ева и Адам в Перонне»

«Бомбежка. Ночь»

«Безумная дама из Дуэ»

1918 год стал зенитом славы Вильяма Орпена. В мае в Лондоне открылась его авторская выставка, имевшая громадный успех. После этого выставки прошли в других английских городах, а также в США.

Король Георг V сделал живописца рыцарем-командором Ордена Англии, а тот в ответ передал собственные картины в дар создаваемому Имперскому армейскому музею.

В 1919 году Орпен взял респектабельный и финансовый заказ на создание картин, посвященных мирной конференции в Версале. Живописец написал высокопоставленных портретов военных и серию политиков, а итогом его труда стали два громадных полотна: «Мирная конференция на набережной Орсэ» и «Подписание мира в Зеркальном зале». Это очень консервативные групповые портреты, увлекательные, в основном, как исторические документы.

Но критики отмечают интересные художественные ответы, благодаря которым премьер и президенты-министры выглядят небольшими и малыми на фоне грандиозных дворцовых интерьеров.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

«Мирная конференция на набережной Орсэ»

«Подписание мира в Зеркальном зале»

Нежданно драматичной была будущее третьей картины цикла, взявшей наименование «Малоизвестному английскому воину во Франции». Изначально Орпен трудился над картиной как над очередным групповым портретом, посвященным церемонии переноса тела Малоизвестного воина из Франции в Англию. Позже он радикально поменял концепцию картины, закрасил все портреты и создал достаточно экстравагантное символистское полотно. У гроба Малоизвестного воина были изображены две стоящие полуобнаженные фигуры (скопированные с портрета контуженного фронтовика «Взорванный»), кроме этого, на холсте имелась ужасная надпись:

«По окончании дискуссий и всех переговоров, мира и перемирия, единственным ощутимым результатом есть данный Смерть и оборванный безработный солдат».

В новом виде картина высказывала разочарование автора итогами войны и его желание выделить страдания и бедствия несложных фронтовиков, но выбранные для этого художественные образы были через чур сложными и непонятными публике. Работа, выставленная в первой половине 20-ых годов двадцатого века, подверглась ожесточённой критике и взяла быстро негативные отзывы.

Затем полотно «Малоизвестному английскому воину во Франции» хранилось в мастерской Орпена, и только во второй половине 20-ых годов двадцатого века Имперский армейский музей дал согласие принять его. Создатель закрасил спорные подробности, сконцентрировав всё внимание зрителя на гробе Малоизвестного воина, покрытом английским флагом – так картина приняла собственный окончательный вид.

«Малоизвестному английскому воину во Франции»

За исключением вышеописанной скандальной истории, по окончании окончания Первой Мировой Вильям Орпен вёл привычную для него жизнь популярного художника и богатого высшего света. Он так же, как и прежде специализировался на портретах влиятельных клиентов и достиг в этом больших удач. В первой половине 30-ых годов двадцатого века жизнь Орпена скоропостижно прервалась из-за серьёзной болезни.

В последующие десятилетия его репутация стала очень противоречивой – как салонный портретист он был практически забыт из-за старомодного академизма и консервативности собственных работ, но остался в памяти потомков летописцем Первой Мировой, запечатлевшим её участников от маршала до рядового.

Картины, приведенные в данной статье, принадлежат коллекции Имперского военного музея (iwm.org.uk)

Источники:

  1. https://artuk.org/ (официальный электронный каталог «Мастерство Англии»)
  2. http://www.gac.culture.gov.uk/ (сайт коллекции мастерства правительства Англии)
  3. http://www.iwm.org.uk (сайт Имперского военного музея)
  4. http://www.tate.org.uk (сайт галереи Тейт)
  5. «Art from the First World War» – London, IWM, 2014

Франция, встречай воина света


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Красный маршал

    Семён Михайлович Будённый появился в первой половине 80-ых годов XIX века в станице Платовской области Войска Донского. Его родители были не казаками, а…

  • Фото дня: арлингтонское национальное кладбище

    15 июня 1864 года на протяжении Гражданской войны в Соединенных Штатах генерал-квартирмейстер армии США Монтгомери Каннингем Мейс официально одобрил…

  • «Окопное искусство» первой мировой

    Первая мировая, имевшая на многих участках фронта позиционный темперамент, заставляла много тысяч людей сидеть изо дня в сутки в блиндажах и траншеях и в…

  • «Мы создаём новый мир»

    Известное изречение «В то время, когда говорят пушки – музы молчат» правдиво далеко не всегда. В 1917 юный английский живописец Пол Нэш попал на Западный…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: