Идейные и социальные корни позитивизма

Развитие исторической науки во второй половине XIX в. шло весьма сложным путём. С одной стороны, в особенности в первые десятилетия этого периода оказывалвлияние романтизм.

Иначе, под влиянием развития капитализма, в связи с огромными удачами естественных наук и техники, снова возродилась, действительно, в преображённой форме, рационалистическая концепция XVIII в. Определённую роль сыграло и марксистское учение, под влиянием которого историки всё больше внимания стали уделять экономике. Т. е. наровне с военно-дипломатической историей в духе Ранке, наровне с построениями истории культуры появляются первые попытки синтеза экономразвития человечества.

Решающая роль в развитии историографии второй половины XIX в. принадлежала позитивистскому мировоззрению. В некоторых собственных чертах это направление являлось продолжением рационализма XVIII в. От последнего позитивизм усвоил глубочайший оптимизм, веру в бесконечный прогресс общества, убеждение в определяющей роли научных и технических знаний для всего исторического развития.

Но позитивизм появился в эру огромных удач естественных наук, в особенности наук о живой природе, в то время, как рационализм XVIII в. основывался, в основном, на достижениях механики и математики. Влияние наук о живой природе.Идейные и социальные корни позитивизма в первую очередь учения Дарвина, разрешило заменить представление о механическом развитии общества идеей его органического развития (верного, где всё – по порядку), причём естественнонаучные законы были очень некритически перенесены на общество.

Огюст Конт (1798-1857) – «Курс хорошей философии» (1830-1842, 6 тт.) – погиб до трудов Дарвина, следовательно концепцию основывал лишь на физических законах: в людской обществе действуют физические законы, заставляющие человечество подниматься по трём ступеням развития.

1 – «теологического мышления» (всё разъясняется действием сверхъестественных сил) – господствует абсолютная монархия и теократия.

2 – «метафизического либо абстрактного мышления» (всё разъясняется отвлечёнными идеями, причинами) – господствует конституционное государство.

3 – идеальнейшая ступень – «хорошего, научного мышления» — изучение закономерностей, подчинение природы посредством правильных наук; господствует промышленный тип и научная политика общества.

Естественные науки перешли уже в 3-ю стадию, а публичные науки находятся ещё на 2-й либо 1-й ступени. Нужно поднять их, установить законы исторического развития.

Конт отвергал ведущую роль известных деятелей – героев и гениев. На первый замысел он выдвигал влияние природной среды и коллективную психологию.

Последователи Конта – Герберт Спенсер, Ипполит Тэн и др. – уже учитывали не только физические, но и биологические законы развития. В следствии работы философов-позитивистов появилась целая дисциплина – социология: забрать эти истории, применить способы естественных наук (законы!) – окажутся неспециализированные законы всего публичного развития. На данной методологической базе выросла позитивистская историография:

* мир истории уподоблялся миру природы. Думали, что познание прошлого людской общества, возможно таким же правильным, как познание любых явлений природы.

* поддерживалаобъективное познание исторического процесса. Субъективизм историка, порождающий неточности рассматривался как хороший осуждения, его нужно было устранить.

* историография была проникнута оптимизмом, верой в бесконечный прогресс науки, техники, людской разума.

Хорошим примером приложения правил позитивизма к историографии есть известный труд Генри Томаса Бокля (1821-1862) «История цивилизации в Англии» (1859 и сл.) – желал написать историю цивилизации всего человечества, но успел всего 2 тома, каковые являются введением к формированию цивилизации в Европе. Мост между обществом и природой Бокль видел в статистике, которая оптимальнее , согласно его точке зрения, оказывает помощь раскрыть законы истории общества, следовательно, историкам нужно заниматься не биографиями выдающихся людей, а изучением природной среды, распределением достатков, прироста населения, в особенности, распространённости и уровня знаний. – т. е. законы публичного развития = законы интеллекта.

Труд Бокля был переведён на все европейские языки и оказывал влияние на историческую идея до конца XIX в.

Предстоящее развитие позитивистских баз познания прошлого мы находим у германского историка Карла направляться (1856-1915) и его школы. Лампрехт, стремясь избежать односторонности Бокля, поставил проблему истории, как проблему всей исторической жизни, как общий синтез социального, экономического, политического и интеллектуального развития (он этому синтезу дал наименование «универсальная история»).

Т. к. жизнь общества – яркое продолжение судьбы природы, то к истории возможно применить те же исследовательские приёмы, каковые существуют в естествознании – установление, сбор и классификацию фактов, установление причинно-следственных связей между ними и выведение неизменных законов развития. Не смотря на то, что, будучи последователем Конта и Бокля, Лампрехт на первый замысел выдвигал духовную жизнь общества, но большое внимание уделял и явлениям материального развития, а единственной силой в истории вычислял массу.

Ученик Лампрехта Курт Брейзиг кроме этого разглядывал исторический процесс как закономерный, пробегающий в собственном развитии разные ступени, либо «культурные круги». Он отвергал романтическое представление о самобытности каждой нации и об отсутствии всемирно-исторического развития и возвратился к учению просветителей о единстве людской рода. Брейзиг подчёркивал опасность партийной, религиозной либо националистической предвзятости.

Особенно страшен для объективной истории узкий национализм, т. к. историк, стремящийся дать картину развития собственного народа, подвергается давлению публичного мнения, которое опасается, дабы «беспристрастие историка в национальных делах не принесло вреда». Исходя из этого Брейзиг признавал, что в Англии, Франции, Германии историки, под влиянием тех либо иных мотивов, искажали историческую истину, но объективное существование данной истины и её достижимость не вызывали у него никаких сомнений.

В собственной работе историки-позитивисты исходили из следующих положений:

1. исторические явления реально существуют и в полной мере дешёвы адекватному познанию.

2. существуют причинно-следственные связи, соединяющие эти явления в исторический последовательность либо последовательности.

3. последовательности причинно связанных явлений образуют исторический процесс, дающий картину закономерного развития либо эволюции. С этим связано унаследованное от просветителей XVIII в. учение о прогрессе.

4. главной движущей силой истории есть масса, а не отдельные личности.

5. у истории лишь одна цель – «научное познание прошлого» – «история для истории».

Во второй половине XIX в. историческая наука всё более специализировалась, распадаясь на отдельные отрасли не только по эпохам и странам, но и по отдельным проблемам. Вспомогательные исторические дисциплины (дипломатика, нумизматика, палеография), смежные дисциплины (археология, истор. география, филология, этнография) совершенствовались, содействуя предстоящему улучшению техники исторического изучения.

Развивалось архивное дело, особая библиография, всё более широко применялись технические и научные успехи (фотография, химический анализ и т. д.) – это разрешило историкам решить последовательность значительных вопросов либо уточнить прошлые ответы, в особенности победила точность воспроизведения письменных и вещественных монументов прошлого. Везде создавались кафедры истории в университетах, при Академиях Наук были организованы особые университеты истории, увеличилось количество исторических изданий, показались учёные общества, изучавшие локальную историю.

Между историками отдельных государств устанавливалось общение, т. к. входили в обычай конференции и исторические съезды. Всё это разрешило исторической науке к концу XIX в. подняться на такую высоту, на которой она ни при каких обстоятельствах прежде не стояла.

1ВведениеБиология наука о живой природе


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: