Ii. ряд (осуществленных или избегнутых) пожираний

Вероятны 4 комбинации: негативная цепь дает хороший финиш (съедение неоднократно избегается, но в итоге осуществляется); хорошая цепь дает негативный финиш (съедение неоднократно повторяется, но в итоге все выходят). Хорошая цепь дает хороший финиш (съедены все до одного персонажа). Негативная цепь дает негативный финиш (несколько попыток не приводит ни к чему).

Формульные

3. «Колобок». старая женщина печет колобок, он удирает. ||: Встречает зайчика (resp. волка, медведя, лисицу и др.), хвастает, что его не съедят. :|| Лиса его съедает (Андр. *296, AT 2025).

Эпические

4. «Глиняный паренек». Бездетные старики лепят из глины паренька. ||: Он съедает клубок с веретенцем, после этого бабушку с копылком, дедушку с топорком, Катьку с ведром, баб с граблями и др. :|| Козел бодает паренька, глина рассыпается, все выходят (Андр. 333 *В, AT 2028).

Кумулятивная сказка 251

5. «Пых». Дедушка да баба, уходя, запрещают детям ходить в погреб — в том месте Пых. ||: Пых съедает Ваню (позже Маню, ( бабку, деда) :|| Пых лопается (Карн. 34).

6. «Волк-дурень». Волк голоден. ||: Встречает и желает съесть козла (после этого барана, свинью, кобылу). Каждое животное по-своему расправляется с ним :|| Волк удовлетворяется падалью (Андр.

122, AT 122).

Великорусский материал крайне скуден и не дает полного представления об данной сказке, подверженной громадным колебаниям.Ii. ряд (осуществленных или избегнутых) пожираний Отдельные звенья цепи смогут фигурировать как отдельные сказки либо входить в состав вторых сказок. Не считая приведенных элементов, в некоторых случаях имеется советчик, что по окончании каждой неудачи рекомендует волку взяться за второе животное.

Советчиком возможно лиса, которая рекомендациями портит волка, либо же им возможно всевышний; в таких случаях волк страдает по собственной глупости. Время от времени действию предшествует предсказание: волк в данный сутки будет радостен, поскольку на нем игралось солнце и пр. В таких случаях первым звеном цепи помогает кусок сала, которое волк не берет, поскольку он думает отыскать что-нибудь получше, веря в предсказание лисы.

Время от времени в качестве последнего звена фигурирует человек (портной), что избивает волка. В таких случаях время от времени направляться новая сказка, в частности «человек на дереве».

7. «Пение волка». Живут баба и мужик. Ц: Каждый день волк поет им хвалебную песнь.

Ему отдают подряд всех овец (после этого кошку, собаку, жеребенка, быка, парничка, бабку, деда) :|| Мужик выходит сам, волк съедает и его (Андр. *162).

Ко мне же возможно отнести один случай, складывающийся из нескольких цепей. Это «Животные в яме». В полной форме эта сказка складывается из четырех цепей.

Она отнесена к разряду «поеданий» (одна из цепей), так как из остальных цепей две В других комбинациях не видятся, а одна не смотря на то, что и видится в других комбинациях, но носит только вводный темперамент.

8. «Животные в яме».

1. Комплект. Свинья уходит из дому. ^Присоединяется волк (после этого заяц, белка, лиса и др.) :||

2. Падение в яму. Животные падают в яму (все сходу либо последовательно) .

3. Поедают друг друга. ||: «Кто уже, того съедим». Съедается заяц (после этого белка, свинья, волк) :|| Лиса остается одна.

4. Лиса выбирается. Лиса видит гнездо дрозда. ||: Требует его

252 Кумулятивная сказка

накормить (после этого напоить, насмешить, извлечь) :|| Дрозд оказывает помощь лисе выбраться (Андр. 20 A, AT 20 А). Сказка эта довольно часто видится в соединении с другими сказками.

Последняя часть (4) может фигурировать как независимая сказка (Андр. 56 *С). В указателях под № 21 приведен тип: животные съедают собственные внутренности.

Это не тип, а подробность, которая видится в пределах разных типов, в том числе и в данном. Под № 20 С приведено: Животные бегут от смерти мира либо от войны. Это снова но тип, а одна из вероятных мотивировок комплекта зверей.

Имеется и другие мотивировки: животные уходят всевышнему молиться; уходят, поскольку их желают зарезать, встречают друг друга.

III. Последовательность мен либо обменов

Мена может совершаться или по восходящей линии (за нехорошее получено лучшее) либо, напротив, по нисходящей; она может совершаться в конечном итоге, либо о ней грезят.

Эпические

9. «Мена». Мужик награждается (аа работу либо услугу) слитком золота. ||: По дороге к себе он меняет золото на коня (после этого коня на корову, корову на овцу и т. д. впредь до иглы) :|| Иглу он теряет, приходит к себе ни с чем.

В диалоге, что храбрец ведет с встречными, он иногда говорит о всех прошлых менах. Сказка время от времени усложняется утверждением храбреца, что супруга встретит его миролюбиво. Он побеждает пари и делается богатым.

10. «За курочку уточку, за уточку гусочку». Лиса (либо баба) просится ночевать, дает на хранение лычко. ||: Утром за пропавшее (якобы) лычко требует ремешок (после этого за ремешок курочку, за курочку уточку, дальше гуся, индюшку, барашка, овечку, коровушку, быка, лошадку) jjjУезжает на лошадке (Андр. 170, AT 170).

В большинстве случаев направляться сказка «Животные в санях» (Андр. 158, AT 158). Сказка эта рассказывается как о лисе, так и о бабе.

Лиса более уместна.

Она за ночь съедает спорный объект, чем мотивируется ее требование, в то время как притязания бабы необоснованны.

11. «Воздушные замки». Мужик прицеливается в зайца. ||: Грезит реализовать шкуру (потом приобрести свинку, на поросят купить дом; женитьба, дети) :|| Спугивает зайца (Андр. 1430 *А, AT 1430).

Этот случай—русский формулировка типа. Исходный пункт (заяц, птица, горшок с молоком, медом, ри-

Кумулятивная сказка 253

сом, корзина с яйцами и пр.) может изменяться, равно как и ситуация (на охоте, дома, по дороге на рынок). Абстрактная формулировка вероятна, но она возможно дана лишь по особом изучении этого типа.

12. «Ненасытная баба» (либо «Золотая рыбка»). Мужик ловит золотую рыбку (либо рубит в лесу чудесное дерево), которая требует отпустить ее и обещает делать все его жажды. ||: Его супруга хочет иметь хлеб (после этого избу, стать женой бурмистра, барина, полковника, генерала, царя, стать всевышним либо морской царицей) :|| Снова в избе (либо превращение в животных) (Андр. 555, AT 555).

Сказка эта — необыкновенный пример ассимиляции чудесной сказки с кумулятивной. С одной стороны, это обычная чудесная сказка: пощада животного, приобретение чудесного ассистента, выполнение тяжёлых задач при помощи него — обычные элементы чудесной сказки; иначе, в нарастании и смене однообразных элементов — всякий смысл сказки, и с данной точки зрения она может принимать во внимание кумулятивной.

IV. Напрашиваются в избу либо изгоняются из нее (либо не пускают в нее)

Формульные

13. «Терем мухи». Муха сооружает (находит) терем. ||: Напрашивается вошь (resp. комар, мышка, ящерка, заяц, лиса, медведь) :|| Медведь садится на терем, раздавливает его (Андр. *282).

Эпические

14. «Занятая избушка». Коза (лиса) занимает избушку зайчика. Зайчик жалуется собаке. ||: Собака (после этого кабан, волк, бык, медведь, лев) не смогут выгнать козу illВыгоняет пчела (петух, еж) (Андр.

212, AT 2015).

Сказка эта значительно чаще видится как продолжение сказки «Коза лупленая», но вероятна и как целая сказка, и и в соединении с другими сказками.

15. «Зимовье зверей».

1. Комплект. ||: Старики желают резать петуха (после этого гусака, барана, свинью, быка) :|| Животные удирают.

.2. Постройка избы. Бык предлагает строить избу. ||: Отказываются петух (после этого гусак, баран, свинья) :|| Бык сооружает избу сам.

Кумулятивная сказка

3. Зимовье. Настает зима, животные мерзнут. ||: Напрашиваются к быку свинья (после этого баран, гусак, петух) :||

4. Непрошеный гость. Волк желает занять избу. ,|[: Животные его пугают — свинья хрюкает, баран бодает и пр. :|| Волк удирает (Андр. 130, AT 130).

О «комплекте» см. выше. Часть 4 не содержит кумуляции. Она видится и в других соединениях (см. Андр. 210 А), AT 210).

В некоторых вариантах (особенно западноевропейских) фигурирует только первая либо четвертая часть. В таких случаях вместо второй и третьей частей имеется другой мотив: животные занимают чужую избу.

Во всех приведенных случаях действующие лица — животные. О людях подобные сказки говорят редко. Нам встретился лишь один случай.

От приведенных он отличается наличием сложной психологии в людских взаимоотношениях.

16. «Наказанная дочь».

1. Истоплена баня для младшей дочери. Она ушла по ягоды и не есть. ||: Кличет мать (после этого папа, братья, сестры, невестка) :’|| Они моются сами.

2. Ночью она есть. ||: Просится к отцу (после этого к матери, братьям, сестрам), они ее не пускают :|| Она мёрзнет (Карн. 109).

V. Напрашиваются в сани (телегу, лодку)

Эпические

17. «Подвези меня». Едет в санях лиса (мужик). ^Напрашивается заяц (после этого лиса, волк, медведь) :|| Сани ломаются.

17а. Едет в санях лиса (мужик). ||: Волк требует положить лапу (после этого другую, третью, четвертую, хвостик) :|| Сани ломаются (Андр. 158, AT 158 — первая добрая половина).

На Западе эта сказка в большинстве случаев прибавляется к сказке «Смерть петушка» (AT 2021).

Хадис о негативном и позитивном мышлении


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: