Iii. распределение часов курса по темам и видам работ

Программа дисциплины

«Источниковедение»
030401.65 «ИСТОРИЯ» (цикл ОПД)

Составитель(-ли): Дорожкин А.Г.

д.и.н., доктор наук

Магнитогорск, 2011

Рабочая программа дисциплины ОПД. Ф.3 «Источниковедение»составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания дипломированного эксперта по профессии 02.07.00. «История» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» национальных образовательных стандартов высшего профобразования.

Запланирована на студентов 1 курса (бакалавры; спец. «История»)

Семестр (ы) обучения: 1

Общее число часов: 92

Из них:

— лекции 18

— семинарские занятия 18

независимая работа 29

Итоговая форма отчётности: по окончании четвёртого семестра – зачёт, пятый семестр заканчивается экзаменом.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель курсаявляется теоретическое осмысление феномена исторического источника как объекта исторической и других гуманитарных наук, и рассмотрение неспециализированных проблем источниковедения и методов работы и выработки принципов с источниками

Iii. распределение часов курса по темам и видам работ

1.2. Задачи курсасоставляют неприятности статуса отечественного источниковедения в современной эпистемологической обстановке, источниковедческие параметры сравнительно-исторических изучений, междисциплинарные связи источниковедения.

1.3.Место курса в совокупности освоения опытной образовательной программы. Источниковедение рассматривается как интегрирующая дисциплина в совокупности гуманитарных наук; показываются разные методологические подходы к ответу важнейших неприятностей, и развитие методики изучения главных видов исторических источников. Изучение источниковедения предполагает, что студенческая аудитория уже знакома с отечественной историей, хотя бы на уровне фактографии.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса обусловлены усвоением студентами исторического факультета суммы знаний (комплект главных понятий, которые связаны с теоретико-методологическим и конкретно-прикладным качествами данной дисциплины, краткие сведения об главных терминах источниковедения, классификации и структура источниковедения исторических источников), нужной для независимой исследовательской работы, и главных приемов научной стадии и критики источников источниковедческого анализа. Студенты должны показать умение выбирать те виды источников, каковые ответственны для конкретно-исторического изучения; мочь ставить вопросы, обнаружить в источниках ответы, мочь разбирать источники в их исторической возможности – с старейших времен до новейшего времени.

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса:

— Теория источниковедения.

— Исторические источники XI – начала ХХ в.

— Исторические источники советского и постсоветского периода.

2.2. Темы и краткое содержание.

1. Введение. Предмет, задачи и структура Источниковедения. Место источниковедения в совокупности исторических дисциплин.

2. Понятие ‘‘исторический источник’’. Понятие ‘’Исторический источник’’ соотношение в нем объективного и субъективного. Механизм связи исторической действительности и источника, историка и источника.

Актуальная (выраженная) и потенциальная (структурная) информация.

Способы увеличения информационной отдачи источников.

3. методы источниковедения и Классификация источников. ее критерии и Необходимость классификации. Создание разных классификационных совокупностей в ходе развития источниковедения.

Эволюция источниковой базы. Особенности классификации письменных источников. Необходимость конкретно-исторического подхода к источнику; объективности и принципы историзма как база научного способа источниковедения.

4. отбор и Поиск исторических источников. Сеть архивных учреждений в Российской Федерации и состав архивных материалов. развитие и Возникновение эвристики.

Приемы поиска, вовлечения и отбора источников. Роль справочной литературы. История архивного дела в дореволюционной России и в СССР.

Архивное дело в современной России. Виды архивных учреждений, их роль в исторической науке. Понятие архивного фонда, описи, единицы хранения.

Порядок образования архивных складывания и фондов в них документов. Главные справочные издания.

5. Сущность источниковедческого анализа. Главные стадии работы исследователя с источниками (источниковедческий анализ). развитие и Возникновение исторической критики.

Понятие высшей и внутренней критики источника.

Структура исторической критики.

6. Определение подлинности источника. характер и Мотивы составления подделок. необходимость и Основные разновидности фальшивок их обнаружения.

Понятие материального и интеллектуального подлога.

проверки выявления подлинности и Приёмы подделок источников. специфика и Возможность применения фальшивок как исторических монументов.

7. Установление времени и его создания автора и места источника. Необходимость знания места и времени создания источника. Главные способы установления их: по внешним показателям и по содержанию, их соотношение.

Приемы установления атрибуции, псевдонимов и раскрытия криптограмм.

Роль количественных способов в ответе текстологических задач.

8. Обнаружение событий происхождения монументов прошлого. Подготовка источников к опубликованию. Приемы установления конкретно-побудительных мотивов и исторической обстановки создания исторических источников.

Необходимость верного прочтения текста.

Понятие видов, изводов, версий и редакций исторических текстов. Археологические задачи.

9. Главные неприятности применения способов палеографии, геральдики, дипломатии и сфрагистики в источниковедение. Понятие текстологического анализа. Теоретические неприятности палеографии, геральдики, дипломатии и сфрагистики и сообщение их с источниковедением.

Применение способов ВИД в источниковедении, их роль на разных этапах источниковедческого анализа.

10. определения интерпретации и Проблемы текста его научной ценности. Главные задачи герменевтики. Особенности истолкования разных видов письменных источников.

Определение полноты, научной значимости и репрезентативности источников. Синтетическая ее роль и критика в создании нужной совокупности фактов для исторического изучения.

11. Летописные источники. Понятие летописного свода и летописи. Происхождение летописания в Киевской Руси. содержания и Источники “Повести временных лет”, ее влияние и историческое значение на развитие летописания.

Летописи периодов раздробленности, упрочнения и создания страны.

Развитие методики источниковедческого анализа летописных источников.

12. Законы XI-XVIII вв. “Русская правда”, ее редакции, их происхождение и состав. Судные и уставные грамоты. содержание и Создание Судебников 1497 и 1550 г., Соборное уложение 1649 г. Главные виды законов XVIII в. Значение законодательных источников для изучения экономических, социальных, политических и юридических взаимоотношений.

Методика источниковедческого анализа законодательства.

13. Актовые и делопроизводственные материалы эры феодализма. Классификация актового материала и его научная значимость. Способы анализа актов.

Делопроизводственные материалы XVI-XVIII вв. и их главные виды.

Происхождение, особенности и состав писцовых книг, способы их изучения и значение для изучения социально-экономической истории.

14. Нарративные источники периода феодализма (публицистика и литературные произведения). Русские литературные монументы XI-XVII вв. Специфика их применения как исторического источника.

Значение русской публицистики для изучения истории отечественной публично-политической мысли.

Главные приемы источниковедческого анализа литературных монументов.

15. делопроизводственная документация и Законодательные акты XIX-начала XX вв. как источник. Главные виды законов и их неспециализированная черта. Публикации законодательных материалов.

Делопроизводственная документация, ее главные группы, значение для изучения социально-экономической истории и способы источниковедческого изучения.

16. Судебно-следственные материалы XIX-начала XX вв. как источник по истории публичного перемещения. Национальные карательные и судебные органы в дореформенной о пореформенной порядок и переход ведения делопроизводства в них. Главные виды судебно-следственных материалов в первой половине XIX в. Материалы политических процессов пореформенной эры.

Документы судебно-следственных материалов в первой половине XIX в. Материалы политических процессов пореформенной эры.

Документы судебно-следственных материалов в первой половине XIX в. Материалы политических процессов пореформенной эры. Документы судебно-следственных органов начала XX в. Приемы источниковедческой критики судебно-следственных материалов.

17. Периодическая печать дореволюционной России как исторический источник. особенности и Условия развития периодики в дореволюционный период. Группировка периодической печати по принадлежности издания, политической направленности и целевому назначению.

Источниковедческий анализ разных групп периодической печати.

18. Статистические источники XIX-начала XX вв. Значение статистики как источника. Статистический учет, его основные публикации и органы статистических сведений. Статистика рабочих и промышленности, крестьянства и сельского хозяйства, народонаселения.

развитие и Возникновение земской статистики.

Ключевые принципы научных статистических материалов; роль качественных способов.

19. Документы КПСС как источник по истории советского общества. Значение документов КПСС. Главные публикации партийных документов, их общая характеристика и классификация главных групп материалов КПСС.

Способы и источниковедческого анализа партийных документов.

20. Акты законодательных и аккуратных органов СССР как исторический источник. Значение законов и распоряжений как источника. Публикация актового материала.

Главные виды законов и народных распоряжений советского периода. Стадии создания закона; особенности источниковедческой критики.

21. Статистические источники. Особенности организации статистики во время СССР и основные публикации статистических материалов. Статистические источники по истории народонаселения, культуры, рабочих и промышленности, крестьянства и сельского хозяйства.

Приемы источниковедческого анализа статистических материалов. Возможности применения ЭВМ, корреляционный, регрессивный и факторный анализ статистических данных.

22. Периодическая печать советского периода. Особенности советской ее значения и периодики для изучения неприятностей публичного развития. специфика и Газетные жанры их анализа.

Главные группы периодической печати и их черта.

Обзор наиболее значимых изданий. “Самиздатская” печать, ее особенности как источника, группировка по идейно-политической направленности и целевому назначению. Способы изучения периодической печати. Использование контент-анализа.

23. Мемуарная литература. Особенности и значение мемуаров как исторических источников, их группировка. Главные тематические комплексы советской и постсоветской мемуарной литературы.

Способы источниковедческого анализа.

2.3. Список контрольных заданий и вопросов для независимой работы

1. Виды и Источниковедение.

2. Главные приемы источниковедческого анализа.

3. Классификации исторических источников.

4. Главные категории подделок исторических источников и приемы их разоблачения.

5. Специфика историографических источников.

6. Совокупность хранения исторической документации.

7. Понятие летописного свода и летописи. Главные центры русского летописания.

8. Развитие научного анализа летописных текстов.

9. Нарративные источники феодальной эры.

10. «Русская правда»: история изучения.

11. Судные и уставные грамоты как источник по отечественной истории начала централизации и периода раздроблённости.

12. Судебники XV – XVI века.

13. Главные группы русского законодательства XVII – XVIII вв. и его источниковедческий анализ.

14. Делопроизводственная и актовая документация феодальной эры как исторический источник.

15. Судебно-следственная документация как источник по политической истории России Х1Х – начала ХХ вв.

16. Законы и делопроизводственнаяф документация Х1Х – начала ХХ вв.: приёмы и источниковая значимость научного анализа.

17. Особенности изучения русской периодической печати.

18. Русская мемуаристика дореволюционного и советского периодов как источник.

19. Специфика фото- фоно- и киноисточников.

20. Партийная документация как источник по истории советского периода.

21. Статистические источники по истории СССР.

22. Законодательные материалы советской эры как исторический источник.

2.4. Тематика рефератов, курсовых работ

1. Теоретические неприятности источниковедения на современном этапе.

2. Развитие источниковедения в дореволюционной России.

3. проблемы развития: и Советское источниковедение достижения.

4. Главные подделки документов по истории России XVIII – XX вв.

5. Специфика мемуарных источников.

6. Механографические источники: возможности и специфика применения.

7. А.А.Шахматов и изучение русского летописания.

8. Художественная литература как исторический источник.

9. Периодическая печать как источник по изучению локальной истории.

10. Мемуары русских белоэмигрантов как источник по изучению Гражданской войны в Российской Федерации.

11. Мемуары современных публичных деятелей как источник по изучению истории постсоветского периода.

12. Советские Конституции как исторический источник.

13. Уставы КПСС как источник по изучению политической истории СССР.

14. Материалы переписей населения ХХ – ХХ1 вв. как исторический источник.

2.5. Список вопросов к экзамену по всему курсу

1. Развитие совокупности хранения архивной документации в досоветский период.

2. Архивное дело во время СССР.

3. Правила организации архивного дела и порядок хранения документации на современном этапе.

4. Главные категории архивных материалов.

5. Русские летописи как источник по Отечественной истории до 17 в.

6. источники и Состав «Повести временных лет». Главные редакции ПВЛ.

7. Особенности отечественного летописания 13-17 вв.

8. Развитие методики источниковедческого анализа летописей.

9. источника и Понятия. Главные разновидности нарративных источников эры феодализма.

10. Особенности источниковедческого анализа нарративных источников феодальной эры.

11. «Русская Правда» как исторический источник.

12. Судебные и уставные грамоты 14-15 вв. как источник по социальной истории Руси.

13. Происхождение, содержание и состав Судебников 1497, 1550 гг. и Соборного Уложения 1649 г.

14. Главные виды законов 18 века.

15. Виды законов 19-нач. 20 вв. и их черта.

16. Главные публикации законодательных материалов в 19 –нач. 20 вв.

17. Источниковедческий анализ законов эры феодализма.

18. изучения и Приёмы законодательства 2 пол. 19 – нач. 20 вв.

19. научная значимость и Классификация актовых материалов эры феодализма.

20. Способы источниковедческого анализа актовых источников.

21. Делопроизводственная документация в 15-17 вв. как исторический источник. Главные группы делопроизводственных материалов 16-18 вв.

22. Писцовое его значение и делопроизводство для изучения социально-экономической истории России.

23. Официальная делопроизводственная документация 19- нач. 20 вв. как исторический источник.

24. Документация банков, фирм монополистических объединений периода модернизации как источник по изучению экономической истории России.

25. Русская периодическая печать 19- нач. 20 вв. Главные группы, значение как источника способы анализа.

26. Статистические материала дореволюционного периода как источник для изучения социальной и экономической истории России.

27. Сыскные и система делопроизводства и судебные органы самодержавия в них. Особенности судебно-следственных материалов как источник по истории антисамодержавных перемещений.

28. Главные разновидности судебно-следственных документов первой пол. 19 в.

29. Материалы политических процессов второй пол. 19 в. как источник по истории революционного перемещения в Российской Федерации.

30. Эти агентурного наблюдения как источник по изучению либерально и революционного перемещения в Российской Федерации нач. 20 вв.

31. Значение документов КПСС как источника по изучению советского периода.

32. основные публикации и Сборы партийных документов.

33. приёмы и Классификация источниковедческого анализа документов КПСС.

34. своеобразие и Значение советской периодики как исторического источника.

35. Главные разновидности газетных материалов советского периода.

36. Главные группы советской и постсоветской печати.

37. Приемы источниковедческого анализа и изучения периодики.

38. Особенности организации статистической работы во время СССР и основные публикации в статистических материалах.

39. Промышленная и трудовая статистика как источник по изучению экономической истории советского периода.

40. Сельскохозяйственная статистика советской эры как исторический источник.

41. Демографическая статистика советского периода.

42. Главные способы источниковедческого анализа статистических материалов.

43. Документы личного происхождения 19-20 вв. как источник для изучения Отечественной истории.

44. Современные неприятности источниковедения.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ:

ВАРИАНТ – 1

1. Источниковедение – это…

2. К остаткам относили:

А) лишь письменные источники;

Б) только вещественные источники;

В) лишь кинофотодокументы;

Г) вещественные и частично письменные источники;

Д) лишь натуральные источники

3. В списке типов исторических источников уберите лишнее:

А) письменные

Б) вещественные

В) сказания

Г) изобразительные

Д) механографические

4. Выберите относящееся к внешней критике источника:

А) методы анализа статистических данных;

Б) приемы проверки удостоверительных знаков;

В) « » метрологических данных;

Г) « » сведений о персоналиях;

Д) « » фактических данных в тексте

5. Материальный подлог – это…

6. Вставка в начальный текст источника, графически не сливающаяся с оригиналом, именуется…

7. Раздел исторической критики источника по обнаружению вставок в начальный текст -…

8. Аналитическая критика источника подразумевает:

А) приемы источниковедческой критики, используемые при работе с одним источником;

Б) низшую конъектуральную критику;

В) высшую конъектуральную критику;

Г) лишь внешнюю критику источника;

Д) приемы научной критики, используемые при работе с комплексом источников

9. Архивный фонд – это…

10. Фактические приемы проверки показаний источников подразумевают:

А) сопоставление данных одного источника со сведениями вторых;

Б) сопоставление информации источника с известным нам ходом событий;

В) использование только приемов внешней критики источника;

Г) использование только приемов внутренней критики источника;

Д) определение вставок в начальный текст

11. К нарративным источникам феодальной эры не относятся:

А) хронографы;

Б) сюжетные повествования;

В) житийная литература;

Г) сказания;

Д) статейные перечни

12. Источниковедческий анализ законодательства в первую очередь направлен на:

А) истолкование правовых норм;

Б) выборочный анализ формуляра;

В) определение авторства;

Г) сопоставление редакций;

Д) диагностику статистических данных

13. Летописи являлись главным нарративным источником в Киевской Руси в:

А) в 1Х-Х вв.;

Б) в 1Х-Х1 вв.;

В) в 1Х-ХШ вв.;

Г) в Х-ХУ1 вв.;

Д) в Х-ХУШ вв.

14. К законодательным актам Х1Х в. не относятся:

А) манифесты;

Б) указы;

В) издания решенным делам;

Г) уставы;

Д) положения

15. Из списка судебно-следственной документации Х1Х – начала ХХ вв. уберите лишнее:

А) стенограммы процессов;

Б) заключения комиссий ;

В) решения суда;

Г) протоколы допросов;

Д) указные грамоты.

16. Среди русской периодики Х1Х в. выделяют:

А) официальные, официозные и оппозиционные издания;

Б) газеты, издания, информационные бюллетени;

В) ведомственную, многотиражную, нелегальную прессу;

Г) легальные, нелегальные и справочные издания;

Д) личную, казенную и профсоюзную прессу

17. К партийной документации советской эры относятся:

А) указы;

Б) предписания;

В) экстракты;

Г) распоряжения;

Д) уставные грамоты

18. Из законов во время СССР не виделись:

А) указы;

Б) кодексы законов;

В) конституции;

Г) манифесты;

Д) распоряжения

19. Среди материалов промышленной статистики В первую очередь 1930-х гг. преобладают:

А) материалы общесоюзных промышленных переписей;

Б) материалы республиканских переписей;

В) материалы краевых, областных и городских переписей;

Г) документы текущей отчетности фирм;

Д) бюджетные обследования

20. Способ контент-анализа особенно распространен при обработке:

А) летописей;

Б) хронографов;

В) делопроизводственной документации;

Г) актовой документации;

Д) периодической печати.

ВАРИАНТ – 2

1. Исторический источник – это…

2. К преданиям относили:

А) лишь устные источники;

Б) произведения устного народного творчества;

В) источники, не рассматривавшиеся как фрагменты событий, о которых они информировали;

Г) источники, считавшиеся фрагментами этих событий;

Д) кинофотодокументы

3. В списке видов исторических источников уберите лишнее:

А) летописи;

Б) периодика;

В) публицистика;

Г) кинофотодокументы;

Д) делопроизводственная документация

4. К внутренней критике источника относятся методы проверки:

А) почерка;

Б) стиля и языка;

В) фактуры;

Г) типографского шрифта;

Д) орнамента исходников

5. Интеллектуальный подлог – это…

6. Вставка в начальный текст, сросшаяся с ним по содержанию и по существу — …

7. Раздел исторической критики, устанавливающий знание из отношения между фактами, передаваемыми источником — …

8. Синтетическая критика источников подразумевает:

А) приемы источниковедческой критики, используемые при работе с одним источником;

Б) низшую конъектуральную критику;

В) высшую конъектуральную критику;

Г) лишь внешнюю критику источника;

Д) приемы научной критики, используемые при работе с комплексом источников

9. Мельчайшая единица хранения документации в пределах архивного фонда — …

10. Логические приемы проверки показаний источников подразумевают:

А) сопоставление данных одного источника со сведениями вторых;

Б) сопоставление информации источника с известным нам ходом событий;

В) использование только приемов внешней критики источника;

Г) использование только приемов внутренней критики источника;

Д) определение вставок в начальный текст

11. К актовым источникам феодальной эры не относятся:

А) циркулярные письма;

Б) жалованные грамоты;

В) тарханные грамоты;

Г) правые грамоты;

Д) уставы

12. На данный момент акты классифицируют значительно чаще:

А) по рангу их составителей;

Б) по характеру сделки, зафиксированной в документе;

В) на частноправовые и публичноправовые;

Г) по эволюции формуляра;

Д) равно как и законодательство

13. Хронографы известны

А) с Х в.

Б) с Х1 в.;

В) с ХП в.;

Г) с Х1У в.;

Д) с ХУ в.

14. К делопроизводственной документации Х1Х в. не относятся:

А) рескрипты;

Б) рапорты;

В) распоряжения;

Г) писцовые книги;

Д) ревизские сказки

15. Из перечисленных документов Х1Х в. к материалам официального производства относились:

А) указы;

Б) положения;

В) всеподданнейшие доклады;

Г) приходо-расходные книги;

Д) долговые книги

16. Из списка разных категорий изданий уберите не относящееся к Х1Х в.:

А) центральные издания;

Б) региональнная пресса;

В) заводские многотиражные газеты;

Г) официозы;

Д) официальная пресса

17. Из списка источников уберите не относящееся к партийным документам:

А) программы;

Б) уставы;

В) циркуляры;

Г) отчетные доклады;

Д) резолюции

18. Из списка законов выберите относящееся к советской эре:

А) уставные грамоты;

Б) регламенты;

В) учреждения;

Г) указы;

Д) указные грамоты

19. Целые профсоюзные переписи относятся к:

А) первым полутора десятилетиям советского периода;

Б) 1930-1940-м гг.;

В) 1950-м гг.;

Г) 1960-1970-м гг.;

Д) 1980-м гг.

20. Корреляционный анализ особенно довольно часто используется при обработке:

А) летописей;

Б) хронографов;

В) сюжетных повествований;

Г) статистики;

Д) периодики

ОТВЕТЫ

Вариант 1.

1. Наука об исторических источников, практика и теория их обнаружения, использования и изучения в исторических трудах.

2. Г.

3. В.

4. Б.

5. Подлог, делаемый лицом, не имеющим права составлять документ или вносить трансформации в его содержание.

6. Глосса.

7. Низшая конъектуральная критика.

8. А.

9. Часть документального фонда (или целый документальный фонд), принятая на национальное хранение.

10. А.

11. Д.

12. А.

13. Г.

14. В.

15. Д.

16. А.

17. Г.

18. Г.

19. Г.

20. Д.

Вариант 2.

1. Монумент прощлого, созданный в ходе людской деятельности и несущий данные о разных сторонах исторической действительности.

2. В.

3. Г.

4. Б.

5. Подлог, делаемый при помощи составления фальшивого по существу документа или при помощи внесения в него ложных сведений лицом, формально уполномоченным составлять документ или поменять его содержание.

6. Интерполяция.

7. Верховная конъектуральная критика.

8. Д.

9. Единица хранения, дело.

10. Б.

11. А.

12. Б.

13. Д.

14. Г.

15. В.

16. В.

17. В.

18. Г.

19. А.

20. Г.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ВИДАМ и ТЕМАМ РАБОТ

№п/п Наименование тем и разделов курса Аудиторные занятия (часы)
Всего часов А также
Лекции С/з С/р
1. Предмет, задачи и структура Источниковедения.
2. Понятие “исторический источник”.
3. методы источниковедения и Классификация источников.
4. отбор и Поиск исторических источников. Сеть архивных учреждений в Российской Федерации и состав архивных материалов.
5. Сущность источниковедческого анализа и его главные стадии.
6. Определение подлинности источника.
7. Установление времени и его создания автора и места источника.
8. Обнаружение событий происхождения монументов прошлого. Подготовка источников к опубликованию.
9. Главные неприятности применения способов палеографии, геральдики, дипломатии и сфрагистики в источниковедении.
10. определения интерпретации и Проблемы текста его научной ценности.
11. Летописные источники.
12. Законы XI-XVIII в.
13. Актовые и делопроизводственные материалы эры феодализма.
14. Нарративные источники периода феодализма (публицистика и литературные произведения).
15. делопроизводственная документация и Законодательные акты XIX-начала XX вв. как источник.
16. Судебно-следственные материалы XIX-начала XX вв. как источник по истории публичного перемещения.
17. Периодическая печать дореволюционной России как исторический источник.
18. Статистические источники XIX-начала XX вв.
19. Документы КПСС как источник по истории советского общества.
20. Акты законодательных и аккуратных органов СССР как исторический источник.
21. Статистические источники по истории советского периода
22. Периодическая печать советского периода.
Мемуарная литература как исторический источник
Итого:

ЗАМЫСЛЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (1 семестр, 18 часов)

Тема № 1. Предмет источниковедения. Место источниковедения в совокупности запасных исторических дисциплин. (1 час)

Замысел занятия:

1. Понятия источниковедения.

2. Становление источниковедения как независимой научной дисциплины.

3. Источниковедение в совокупности ВИД.

Литература:

1. Источниковедение истории СССР /Под ред. И.Д.Ковальченко. – М., 1981 (гл. 1).

2. Фарсобин В.В. его метод и Источниковедение. – М., 1983 (гл. 2).

3. Стрельский В.И. методика и Теория источниковедения истории СССР. – Киев, 1976 (гл. 3).

4. Источниковедение: Теория. История. Способ. Источники истории России: Учебное пособие. – М., 1998.

Тема № 2. Понятие исторического источника. Исторический источник в свете учения об информации. Типология источников. (3 часа)

Замысел занятия:

1. Исторический источник в свете учения об информации.

2. исторический факт и Исторический источник: неприятность сотрудничества.

3. Главные классификации источников.

4. Специфика кинофотодокументов как источника.

Цель занятия: закрепить у студентов познание сути исторического источника и знание главных классификаций источников. Разглядеть сотрудничество исторического факта и исторического источника. Проанализировать специфику кинофотоматериалов.

Практическое задание: подготовить доклад о кинофотодокументах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выяснить место исторического источника в совокупности исторического изучения с позиций теории информации.

2. Соотнести факты исторической действительности, факты исторических источников и научно установленные факты.

Литература:

1. Источниковедение истории СССР /Под ред. И.Д.Ковальченко – М., 1981.

2. Барг М.А. Исторический факт: структура, форма, содержание //История СССР, 1976, № 6.

3. Ковальченко И.Д. Способы исторического изучения. – М., 1987.

4. Егоров В.Л. становление и Развитие понятия «монумент истории» //История СССР, 1988, № 1.

5. Ханпира Э.И. Что такое документальный монумент ( к постановке вопроса) //История СССР, 1988, № 1.

6. Шмидт С.О. О классификации исторических источников //Вспомогательные исторические дисциплины. Вып.

XVI. – Л., 1985, с.3-24.

7. Шмидт С.О. Документальные монументы в совокупности памятниковедения //История СССР, 1989, № 5.

8. Магидов В.М. Кинофотодокументы как исторический источник //Отечественная история, 1992, № 5.

9. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в действительности настоящего //Отечественные архивы, 1995, № 2.

Тема № 3.методы и Выявление критического анализа подделок (2 часа)

Замысел занятия:

1. Мотивы изготовления подделок.

2. Приемы фабрикации фальшивых исторических источников.

3. Главные методы разоблачения подлогов.

Практическое задание: выполнить сообщение, на примере «Красной симфонии» (т.н. «показаний Раковского») разглядеть использование приемов внутренней критики источника для разоблачения фальшивок.

Вопросы для самоконтроля:

1. Проследить главные методы фальсификации документов;

2. Разглядеть использование способов внешней и внутренней критики для разоблачения подделок.

литература и Источники:

1. Ландовский. Красная симфония (показания троцкиста Раковского) – М., 1991.

2. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. методики и Вопросы теории исторического изучения. – М., 1986.

3. Козлов В.П. Тайны фальсификации. – М., 1996.

4. Козлов В.П. Одураченная, но торжествующая Клио. – М., 2001.

Как реагировать на критику.6 советов, как справляться с критикой


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: