Императорская и королевская «фасоль»

Начальная военная подготовка в средних Венгрии и школах Австрии, которую парни имели возможность пройти по желанию, по сути, готовила нижних чинов для армии. Лучшие из выпускников имели возможность получить от призывной комиссии предложение проходить службу в армии на особенных условиях и в итоге стать офицерами резерва. Одновременно с этим родители имели возможность дать сыну и начальное военное образование, которое становилось первой ступенью к получению офицерских звезд.

Совокупность начального и среднего армейского образования, созданная в Австро-Венгерской империи, была призвана, в первую очередь, подготовить юношей к поступлению в средние особые (школы кадетов) и высшие армейские учебные заведения (армейские академии). Первые производили кандидатов в лейтенанты, вторые — лейтенантов. Построение данной совокупности началось в 1870-е годы с заботы о сиротах, отцы которых погибли на войне либо погибли на протяжении работы, — это создавало в обществе ощущение и положительный образ армии того, что монарх не покинет детей собственных верных воинов.

Армейский сиротский приют

Особенную заботу государство проявляло о семьях погибших либо погибших военных и офицеров государственныхы служащих: сироты и вдовы приобретали пансион из особого фонда (Militartaxfond). Сиротские учебные заведения для мальчиков и девочек пребывали в ведении Армейского министерства неспециализированной армии. В первый раз внимание к детям погибших армейских показала ещё императрица Мария Терезия в восемнадцатом веке, но тогда до создания отдельного специального учреждения дело не дошло.

Лишь при Франце Иосифе I во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века для детей мужского пола в городе Фишау был создан «Приют сирот армейских» (k. k. Militar-Waiseninstitute). В первой половине 90-ых годов XIX века он был преобразован в «Учебное заведение для сирот-сыновей офицеров» (k. u. k. Erziehungsanstalt fur verwaiste Offizierssohne). Во второй половине 90-ых годов XIX века оно пережило очередную реструкуризацию и было переведено в Хиртенберг, а на его базе в Фишау организовали низшую военную настоящую школу.

Основное строение учебного комплекса в Хиртенберге сохранилось до сих пор — сейчас в нем находится… колония.

Императорская и королевская «фасоль»
Строение Армейского сиротского приюта в Хиртенберге.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie – [Б. м.]: Vitalis, 2007. – S. 11

Наконец в 1911 году заведение переименовали в «Университет офицерских сирот» (k. u. k. Offizierswaiseninstitut). «Университет» на 140 (по другим сведеньям — на 120) мест просуществовал до самого распада двуединой монархии. В том направлении принимали воспитанников не ранее чем с шестилетнего возраста, по окончании чего в течение четырёх лет им давали начальное среднее образование, готовя к поступлению в армейские низшие настоящие школы либо соответствующие гражданские учебные заведения. Дети имели возможность пребывать в заведении до выполнения 14 лет.

Приютский комплекс снабжал обучающимся ночлег, питание, и занятия плаванием, играми и гимнастикой. В соответствии с четырёхлетней программой обучения, воспитанники делились на четыре класса. Преподавали в приюте дамы: одна старшая и четыре младшие воспитательницы, четыре учительницы и одна воспитательница детского сада.

Женщинам помогали армейский вспомогательный персонал и завуч.

Обмундирование в военно-учебных заведениях: 7 — ученик старшей военной настоящей школы; 8 — ученик младшей военной настоящей школы; 9 — ученик Военной академии; 10 — воспитанник Армейского сиротского приюта; 11 — горнист военно-учебного заведения; 12 — лакей военно-учебного заведения.
Die Oesterreich.-Ungarische Armee — Leipzig: Verlag von Moritz Ruhl, 1890. – S. 10

Любой ученик приобретал от страны бесплатное обмундирование:

  • Кепи по примеру повседневного офицерского из картонного каркаса, обтянутого тёмной материей, с несложным тёмным кожаным козырьком. Кепи было украшено петлицей из жёлтого шёлкового шнура, накинутой на золотую пуговичку, и шёлковой чёрно-жёлтой кокардой.
  • Тёмный суконный китель на костяных пуговицах и с красными петлицами на стоячем воротнике.
  • Нитяной китель серого цвета, что носили летом.
  • Тёмный мягкий галстук.
  • Двубортную темно-светло синий шинель на тёмных костяных пуговицах (2?6) и с красными петлицами на отложном воротнике.
  • Тёмные прямые штаны.
  • Тёмные ботинки.

Несколько воспитанников Армейского сиротского приюта с директором (Obervorsteherin) фрау Марией Киттнер. Хиртенберг, 1907 год.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie – [Б. м.]: Vitalis, 2007. – S. 12
Низшие армейские настоящие школы

Армейские власти монархии уделяли внимание еще одному виду допризывной подготовки юношества — разным армейским школам. В случае если родители хотели дать собственному отпрыску военное образование либо с детства приучить его к военной дисциплине, они имели возможность дать сына в одну из армейских настоящих школ, каковые разделялись на низшие и высшие. Такие школы много раз создавались, расформировывались, реорганизовывались и поменяли собственный расположение.

В военных школах дети приобретали то же образование, что и в гражданских гимназиях, но учёба в них сочеталась со строгой дисциплиной.

Обучающийся низшей военной настоящей школы. Галун из шерсти жёлтого цвета по низу петлицы на воротнике означал, что обучающийся «прекрасно успевает».
ah.milua.org

Императрица Мария Терезия именовала младшие военно-учебные заведения «офицерскими яслями» (Offizierspflanzstatten). При императоре Франце Иосифе ученикам дали кличку «фасоль» (Fisole), и сами они пользовались этим прозвищем (его этимология остаётся неясной). В соответствии с первой реформе совокупности армейского образования, с 1852 года было создано шесть низших и шесть высших военных воспитательных школ.

В 1900 году были опубликованы новые правила устройства военно-учебных заведений, в соответствии с которым их поделили на три категории:

  • бесплатные и частично платные национальные (Ararialplatze), каковые учреждались Армейским министерством неспециализированной армии (k. u. k. Kriegsministerium) и национальными австрийским и венгерским министерствами обороны (k. k. Ministerium fur Landesverteidigung / k. u. Honvedministerium);
  • бесплатные и частично платные ведомственные (Stiftungsplatze) национальные (Staatsplatze), земельные (Landesplatze), таможенные (Finanzwachplatze) и частные армейские школы (Privatstiftungsplatze);
  • платные школы (Zahlplatze) для граждан Австрийской империи и Венгерского королевства.

Так, существовало определённое количество стипендиатов (к примеру, армейские сироты, дети военных и офицеров государственныхы служащих), каковые обучались безвозмездно либо со большой скидкой, выплачивая лишь половину суммы. Обучение в военных школах, в отличие от гражданских гимназий, было частично платным. Ежегодная оплата составляла 828 крон — большая сумма для финиша XIX — начала ХХ века.

Считалось, что из данной суммы 800 крон тратилось на питание, 28 — на обучение, а остальные затраты на содержание ученика государство покрывало за собственный счёт. Но чтобы попасть в военную школу, было не хватает курс обучения — всем абитуриентам требовалось удачно сдать вступительный экзамен.

Обучающийся низшей военной настоящей школы с классным начальником в звании гауптмана.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — S. 29

Основной задачей низшей военной настоящей школы (Militarunterrealschule) было в течение четырёх лет подготовить мальчика к поступлению в высшую и/либо кадетскую школу: в первую принимали в возрасте 14–16 лет, во вторую — в возрасте 14–17 лет. Дабы абитуриент поступил в школу, его родители должны были подать заявление в Военное министерство неспециализированной армии во время, в то время, когда их детям исполнялось 11–12 лет. В один момент дети проходили освидетельствование у доктора: в школу не брали абитуриентов с психологическими болезнями, физическое развитие должно было соответствовать возрасту, а рост не мог быть ниже 125 см.

На поступление в школу не могли воздействовать ни этническое, ни региональное происхождение. Вступительный экзамен возможно было сдавать на любом языке, официально принятом в монархии, но в будущем учёба шла на немецком либо венгерском — в зависимости от размещения школы в Австрии либо Венгрии (четыре школы из шести пребывали на австрийских почвах). Для обучения военной дисциплине и передачи базисных армейских знаний в школах имелись опекуны (Aufsichtspersonen) из старослужащих фельдфебелей.

Таких опекунов в каждом классе было двое: дневной и ночной. На приём пищи ученики ходили строем. Громадное внимание уделялось строевой подготовке (без оружия) и гимнастике.

Учителями были обер-офицеры, классным начальником (Klassenvorstand) — гауптман (ротмистр кавалерии либо артиллерии). Возглавляли школы старшие штаб-офицеры.

В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века в Санкт-Пёлтене был создан филиал высшей воспитательной школы, размешавшейся в Линце (Linzer Obererziehungshauses). С 1860 года в строении размещалась Инженерная учебная рота (Genieschulkompanie), во второй половине 60-ых годов XIX века её место заняла школа кадетов (Kadettenschule), в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века — военная коллегия (Militarkollegium) и, наконец, в 1875 году — низшая военная настоящая школа. В 1886–1891 годах в ней обучался будущий поэт Райнер Мария Рильке.

Позднее он поступил в высшую военную настоящую школу в Мариш-Вайсскирхене, но, не окончив её, отказался от карьеры армейского. В 1916 году один из самых выдающихся модернистов ХХ века однако был призван в армию и до конца войны служил в Вене в армейском архиве. Строение школы не пережило Второй мировой: в 1945 году оно было полностью уничтожено бомбардировкой.

Низшая военная настоящая школа в Фишау была создана на базе «Учебного заведения для сирот армейских», которое во второй половине 90-ых годов XIX века переехало в Хиртенберг. Комплекс строений в Фишау не сохранился до наших дней — сейчас на его месте находятся жилые дома и бизнес-центры.

Строение Низшей военной настоящей школы в Штрассе. Фото около 1900 года.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — S. 23

В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века в Штрассе была создана школа кадетов, которую шесть лет спустя преобразовали в высшую воспитательную школу (Obererziehungshaus). С 1874 года помещение употреблялось под казарму, а во второй половине 90-ых годов XIX века его вернули будущим кадетам. Наконец в 1904 году тут расположилась низшая военная настоящая школа.

Учебный комплекс всецело сохранился до наших дней и употребляется австрийской армией называющиеся «Казармы эрцгерцога Иоганна».

Учители Низшей военной настоящей школы в Штрассе, 1908 год.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — S. 23

Младшая военная настоящая школа в Эннсе, рассчитанная на 120 обучающихся, стала последней из созданных в Австро-Венгерской империи — 30 августа 1908 года её открыл эрцгерцог Евгений. Сейчас данный комплекс строений занимает Академия младших офицеров армии Австрийской Республики.

Строение Низшей военной настоящей школы в Эннсе, 1910 год.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — S. 22

На венгерском языке большая часть наук излагалось лишь в двух низших школах. В соответствии с реформе армейского образования 1852 года, одна из школ кадетов должна была размещаться в Западной Венгрии — по окончании долгих переговоров был выбран город Кишмартон (сейчас — австрийский Айзенштадт), муниципалитет которого дал согласие выделить 17 га почвы. 26 апреля 1858 года двести обучающихся празднично заняли новые учебные корпуса.

В 1873–1878 годах величественное строение было дано под пехотную казарму, но позднее «с Высочайшего благословения» от 20 мая 1879 года было издано постановление о том, что его нужно реконструировать и дать под низшую военную настоящую школу на 260 мест. Трёхэтажный учебный корпус в стиле Романского Восстановления с фасадом в 143 м и двумя боковыми крыльями был окружён громадным парком, учебным плацем и игровыми площадками. В строении имелся личный бассейн.

В 1908 году низшую школу решили перепрофилировать в высшую, сократив количество обучающихся до 75 человек. Что же касается низшей школы, то она в следующем году переехала в Марошвашаргели (сейчас — Тыргу-Муреш, Румыния).

В Кёсеге во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века была создана верховная воспитательная школа, которую в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века преобразовали в низшую военную настоящую. Строение сохранилось до наших дней и употребляется детским домом. Низшие армейские настоящие школы Венгрии и Австрии были вычислены на одновременное обучение 1188 учеников.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Строение Низшей военной настоящей школы в Кёсеге, 1910 год.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — S. 17

Спальное помещение для обучающихся Низшей военной настоящей школы в Кёсеге.
Janaczek G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — S. 18

Как и воспитанники сиротского приюта, обучающиеся приобретали обмундирование:

  • такое же кепи;
  • такой же китель;
  • нарядный китель покроя Rock из тёмного сукна с красными петлицами на тёмном воротнике, кантами и обшлагами на протяжении борта и по низу юбки; пуговицы — ровные, из жёлтого металла;
  • шинель из тёмного сукна с красными петлицами на воротнике;
  • тёмный галстук с белым подворотничком;
  • голубой- прямые штаны;
  • тёмные ботинки.

Обмундирование обучающихся Военного пансионата для сирот (слева), высшей военной настоящей школы (в центре) и низшей военной настоящей школы (справа). Воспитанник армейского сиротского пансионата и обучающийся высшей военной школы носят на воротнике галуны «прекрасно успевающих», ученик низшей школы — «отлично успевающего».
Das K. u. K. Heer 1895: Eine bildserie von Oskar Bruch, kommentiert von Gunter Dirrheimer. – Graz; Stuttgart: Stocker, 1997. — B. 20

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века во всех военно-учебных заведениях Австро-Венгерской империи была введена уникальная совокупность различия обучающихся по успеваемости: на воротник парадного кителя либо петлицу повседневного воротника нашивали галуны (от передней кромки воротника и примерно до погона). В военных и кадетских школах галун был из жёлтой шерсти: «прекрасно успевающий» приобретал одинарный галун на протяжении нижней линии пришива воротника; «отлично успевающий» — двойной; «отличник» дополнительно нашивал по форменной пуговичке в дальнем финише каждого галуна.

Не только огнестрельного, но и холодного оружия ученикам низших армейских настоящих школ не полагалось. Исходя из этого они с завистью наблюдали на сверстников-слушателей «Рыцарской академии Терезианум», каждому из которых с момента поступления была положена церемониальная шпага.

Морская низшая военная настоящая школа, военная школа при Арсенале и частные армейские школы

В 1900 году по инициативе престолонаследника, командующего ВМФ эрцгерцога Франца Фердинанда в Поле (сейчас — Пула, Хорватия) была создана особая «Военно-морская низшая настоящая школа» (k. u. k. Marineunterrealschule) — аналогия простой военной школы с военно-морской спецификой. Подразумевалось, что её выпускники в будущем смогут продолжить особое военно-морское образование в Школе морских юнг (Marinejungenschule) либо Музыкальной школе юнг (Musikjungenschule), каковые были находятся в этом же городе — большом порту и одной из главных баз ВМФ двуединой монархии.

В первой половине 50-ых годов XIX века для детей обоих полов служащих и рабочих венского Арсенала, живших по месту работы, в строении «Объекта 19» Оружейного завода (Objekt 19 Gewehrfabrik) открыли начальную двухгодичную школу (Trivialschule). В 1855 году она была переведена на «Объект 5», а в первой половине 60-ых годов XIX века — реорганизована в четырёхлетнюю старшую школу (Normalhauptschule) и переведена на «Объект 9». Во второй половине 60-ых годов XIX века приказом Армейского министерства неспециализированной армии школу перевоплотили в трёхклассную личную народную (Privat-Volksschule), а в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века — в двухклассную.

Наконец во второй половине 80-ых годов XIX века она была возвращена стране и переименована в Военную народную школу (k. u. k. Militarvolksschule) — преподавать в ней остались гражданские педагоги, а их ассистентами стали воины. Кроме этого как мы знаем, что по состоянию на 1900 год в Вене трудились две частные армейские школы.

Комплекс строений венского Арсенала, 1860 год. Картина из Музея истории армии (Вена)
Боснийско-герцеговинский Армейский пансионат

В «Оккупированном округе Герцеговина и Босния» (Okkupationsgebietes Bosnia und Herzegowina) во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века по инициативе фельдцойгмейстера герцога Вильгельма Вюртембергского был создан личный «Пансионат для мальчиков» (k. u. k. Knabenpansionat). Австро-венгерская администрация желала не только готовить к поступлению в высшие и чиновников и сыновей кадетские школы офицеров XV и XVI военных корпусов, но и привлечь к военной работе внимание местного среднего класса. Пансионат размешался в Сараево в двух строениях, снятых в аренду страной, — замыслам выстроить личный корпус так и не суждено было сбыться.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Обучающийся боснийско-герцеговинского Военного пансионата.
Hinterstoisser H., Schmidl E., Neumayer C., Wohnout H. The Emperor’s Bosniaks: The Bosnian-Herzegovinian Troops in the k. u. k. Army. — Wien: Verlag Militaria, 2008. — P. 47

Обучающийся боснийско-герцеговинского Военного пансионата.
Hinterstoisser H., Schmidl E., Neumayer C., Wohnout H. The Emperor’s Bosniaks: The Bosnian-Herzegovinian Troops in the k. u. k. Army. — Wien: Verlag Militaria, 2008. — P. 47

Обучающийся боснийско-герцеговинского Военного пансионата.
Источник: Die Oesterreich.-Ungarische Armee — Leipzig: Verlag von Moritz Ruhl, 1890. — S. 15

С 1879 по 1908 год пансионат подготовил 186 будущих кадетов и 12 офицеров, из которых 46 человек были местными обитателями. Всего за период существования пансионата (1879–1915 годы) обучение в его стенках прошли 1025 воспитанников. Из них 364 были местными обитателями, многие происходили из мусульманских семей.

В 1913/1914 учебном году в пансионате обучалось 96 мальчиков, из которых 60 были римо-католиками, 18 — православными, 10 — мусульманами, 5 — протестантами, 2 — иудеями, 1 — греко-католиком.

Преподавательский состав насчитывал 13 гражданских священнослужителей и 5 учителей. На протяжении 1914/1915 учебного года пансионат был закрыт по мобилизационному предписанию, обучающихся распределили по вторым армейским школам Австро-Венгерской империи.

Первоначально обучение в пансионате проходило в течение восьми лет, что соответствовало полному курсу гражданской гимназии. В 1885 году пансионат претерпел реструкуризацию и превратился в четырёхлетнюю низшую военную настоящую школу.

Изюминкой обмундирования учеников было то, что любой из них носил тёмно-светло синий двубортный нарядный китель с плечевыми валиками и алыми погонами, что застёгивался на ровные пуговицы из жёлтого металла (2?6). Помимо этого, серо-голубые штаны были украшены по внешним швам лампасами и алыми кантами. Вместо кепи обучающиеся носили красные фески с тёмными кистями.

В полной мере разумеется, что в военных низших военных и пансионатах настоящих школах Австро-Венгерской империи юношам и мальчикам не столько давали своеобразное образование, нужное армейским, сколько приучали их к дисциплине. Но, обучение в таких заведениях являлось не смотря на то, что и не необходимой, но важной ступенью к построению будущей офицерской карьеры.

литература и Источники:

  1. ah.milua.org.
  2. Австро-Венгрiя. Военная энциклопедiя. — М.: Изд-во Тов-ва И. Д. Сытина, 1914. — Т. 1. — С. 55–78.
  3. Адаменко Д. Императорский и королевский армейский мундир: 1914 г. — Киев, 2011. — С. 109–112.
  4. Вооруженныя Силы Австро-Венгрiи. Часть 1. Организацiя, мобилизацiя и составъ вооруженныхъ силъ. (По даннымъ к 1 января 1912 года.). — СПБ: Основное Управленiе Генштаба, 1912. — С. 166–181.
  5. Das K. u. K. Heer 1895: Eine bildserie von Oskar Bruch, kommentiert von Gunter Dirrheimer. – Graz; Stuttgart: Stocker, 1997. — S. 69–70, B. 20.
  6. Die Oesterreich.-Ungarische Armee – Leipzig: Verlag von Moritz Ruhl, 1890. — S. 10, 15
  7. Hinterstoisser H., Schmidl E., Neumayer C., Wohnout H. The Emperor’s Bosniaks: The Bosnian-Herzegovinian Troops in the k. u. k. Army. — Wien: Verlag Militaria, 2008. — P. 45–47.
  8. в первых рядах G. Tuchtige Officirs und rechtschaffene Manner: Eine historische Bilderreise zu den Militar-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie. — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — 140 s.

Мертвая школа…


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Со шпагой и штыком

    Только немногие юноши Австро-Венгерской империи, окончившие начальную военную настоящую школу, отказывались от продолжения пути к офицерскому званию –…

  • Фото дня: «королевский тигр» в длинных садах

    30 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта на протяжении Восточно-Померанской стратегической операции штурмом забрали Данциг – город, в котором…

  • Ix. королевская усыпальница в сен-дени

    – Ну и что же это все обосновывает, врач? – задал вопрос Ледрю. – Это обосновывает, что органы, передающие мозгу впечатления, каковые они принимают,…

  • Волшебство sweet-art или королевские праздники в украине

    Организовать праздник либо вечеринку… Казалось бы, что возможно несложнее, было бы помещение, деньги и приятели. Но данный только думается на первый…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: