Инцидент «мисима»

Герои войны

«Отечественный народ вынесет груз поражения,
Имея силы пройти такое опробование.
Перенести унижение – хорошо,
Мужественно принять требования, которым нереально противиться, – хорошо.
Только одно, только одно:
Как бы ни принуждали, сколь бы ни давили,
Какова бы ни была угроза судьбы,
Его Величество не должен был признавать себя человеком».

Мисима Юкио, «Голоса духов храбрецов», 1969 г.

Инцидент 25 ноября 1970 года диссонирует с неспециализированным ходом послевоенной истории Японии. В данный сутки широко популярный писатель Юкио Мисима вместе с четырьмя участниками организованной им военизированной группировки «Общество щита» пробрался на базу Восточной дивизии японских Сил самообороны в токийском районе Итигая и взял в заложники генерала Такаши Масуду. По окончании того как захватчики, вооружённые лишь классическими японскими клинками, забаррикадировались в кабинете генерала, сбежавшемуся на шум персоналу были предъявлены требования:

  1. К полудню перед строением должна быть собрана Восточная дивизия в полном составе.
  2. Воины тихо должны выслушать выступление Мисимы и краткие речи пришедших с ним студентов.
  3. Участникам «Общества щита», собравшимся в расположенном рядом зале Итигая Кайкан, должен быть предоставлен доступ на базу.
  4. Никто не должен вмешиваться в происходящее до 13:10.

Не считая участников «Общества щита» в Итигая Кайкан пребывали двое журналистов, заблаговременно приглашённых в том направлении Мисимой. Он позаботился о том, дабы его действия взяли широкое освещение в прессе: сохранилась кроме того запись его предсмертной речи. На плацу перед штаб-квартирой были спешно собраны 800 солдат 32-го полка.

Мисима вышел на балкон, возвышавшийся в девяти метрах над их головами, вывесил полотнища с лозунгами и начал сказать. Но собравшиеся не слушали его, обращение утонула в насмешливых выкриках: «Слезай оттуда!», «Хватит играться в храбреца!», «Отпусти командующего!».

Инцидент «мисима»
Мисима произносит обращение на балконе штаб-квартиры Сил самообороны
http://yukio-mishima.tumblr.com

Осознав, что ему не удастся донести собственные требования до воинов, Мисима возвратился в кабинет, сел на пол лицом к балкону и совершил ритуальное суицид – сэппуку. Его примеру последовал один из сопровождавших его студентов, Морита Масакацу. Оставшиеся трое участников «Общества щита» высвободили генерала и сдались влияниям. Они должны были это сделать по предварительной договорённости, и перед акциейМисима дал им денег на оплату юриста в суде…

С чего всё началось? Фактически все произведения Мисимы были пропитаны тягой к смертной казни, и неспешно ему удалось связать собственные болезненные фантазии с действительностью. В 60-х годах прошлого века японская экономика в целом оправилась от послевоенной разрухи, но обстановку в стране сложно было назвать стабильной.

Период бурной политической конфронтации начался в первой половине 60-ых годов двадцатого века в связи с продлением действия Соглашения о безопасности между Японией и США.

Документ закреплял сохранение на территории Японии американских армейских баз в обмен на защиту страны от гипотетических неприятелей. рабочих тысяч и Десятки студентов, мобилизованных социалистами, организовывали массовые демонстрации, неизбежно заканчивавшиеся стычками с правыми и полицией экстремистами. В это время начинается падение интереса японцев к творчеству Мисимы.

Новый роман «Дом Киоко» был встречен критиками достаточно прохладно, его тиражи не дотягивали до ранних бестселлеров – «Исповедь маски», «Золотой храм», «Шум прибоя».

Юкио Мисима, 25 ноября 1970 года
japantimes.co.jp

В 1960-е гг. Мисима начинает увлекаться историей воинского духа Японии, комментирует самурайский трактат «Хагакурэ», занимается классическим японским фехтованием кэндо, думает над ролью императора в развитии культуры. Первым свидетельством сдвига мировоззрения светского писателя в сторону фанатичного монархизма возможно назвать его рассказ «Патриотизм», посвящённый мятежу 26 февраля 1936 года.

Тогда юные офицеры Императорской армии предприняли попытку свергнуть правительство, которое они считали предательским. Заняв прекрасно укреплённую позицию к югу от дворца, они настойчиво попросили реформировать кабинет, дабы он совершил «реставрацию Сёва», под которой они подразумевали возвращение императору Главного руководства Вооружёнными силами. Мятежники имели возможность бы добиться успеха, но в дело вмешался сам император Хирохито: он настойчиво попросил наказать бунтовщиков, выступивших против правительства с его именем на устах.

Главный герой «Патриотизма» – юный офицер, взявший приказ принимать участие в подавлении мятежа. Не хотя выступать против своих друзей и предавать их неспециализированные убеждения, он совершает ритуальное суицид, подробному описанию которого посвящена большинство рассказа. Мисима пишет: «В такую ночь, как эта … мучительная смерть от собственного меча делается хорошим солдата актом высокой чести: она равна во всех отношениях почётной смерти воина на поле битвы».

Кадр из экранизации рассказа «Патриотизм». Мисима был режиссёром фильма и сыграл в том месте ключевую роль
http://amazon.com

Мисиму увлекают убеждения и идеи, не совместимые с мирной судьбой. В это время он определяет для себя патриотизм как фантастическую преданность совершенствам, находящимся за пределами рационального. Мисима видит в нём великую сущность японского духа, без которой сам не чувствует себя в достаточной степени живым.

Последние 10 лет судьбе автор посвящает реконструкции совокупности практически веры, в рамках которой он имел возможность бы принести себя в жертву для восстановления нации.

Погибнуть на поле боя было нереально технически: по соглашению о безопасности, Япония не имела возможности принимать участие в вооружённых конфликтах. Послевоенная Конституция перевоплотила императорскую армию в Силы самообороны, на практике являвшиеся не более чем придатком полиции. В этих условиях Мисима ищет особенных событий, в которых он, подобно мятежникам 1936 года, имел возможность бы погибнуть «почётной смертью воина».

в один раз у него уже был данный шанс. В феврале 1945 года 20-летнему Хираока Кимитакэ (настоящее имя Мисимы) пришло извещение о призыве в Вооружённые силы Японии. В последний год войны это было равносильно приказу погибнуть за императора, но военный доктор счёл парня негодным к воинской работе из-за его не сильный здоровья. Во второй половине 60-ых годов XX века Мисима тайно подал прошение о зачислении в ряды Сил самообороны.

Сорокадвухлетний автор прошёл курс воинской подготовки, продолжавшийся 46 дней.

Первую семь дней он совершил в офицерской школе, после этого отправился в лагерь для новобранцев-пехотинцев у подножия горы Фудзи.

Мисима в собственном рабочем кабинете
http://yukio-mishima.tumblr.com

Мисима пишет об этом опыте: «Я испытывал невыразимое беспокойство, забрав в руки винтовку в первый раз более чем за двадцать лет. Не смотря на то, что меня и хвалят за то, что я схватываю всё на лету, для меня тут нет ничего нового. Говорят, военное поколение испытывает ностальгию кроме того по военной муштре, и сейчас я осознаю, о чём идёт обращение».

Достаточно необычное заявление, в случае если отыскать в памяти, что всю войну Мисима совершил в тылу.

без сомнений одно: он испытывал неподдельный восхищение, преодолевая трудности и приближаясь к идеалу солдата.

В конце 1967 года у Мисимы появляется первый замысел того, как он имел возможность бы соединить меч и перо, действие и идею. Он обратился к студентам через «Дискуссионный издание», что тогда спонсировал, с предложением предпринять политическую акцию. Обращение шла о создании гражданской армии, призванной помогать Силам самообороны противостоять «ползучей агрессии» левых.

В соответствии с его плану, добровольцы из студентов и мелких служащих должны были пройти военную подготовку, дабы повести за собой в бою по 20 человек любой, в случае если появится такая необходимость.

В марте 1968 года Мисима лично возглавил первую группу из 23 человек, направившихся на обучение в лагерь Сил самообороны. Военные инструкторы скептически встретили гражданских, но студенты смогли показать себя хорошими бойцами. Кроме общевойсковой подготовки, которую курсанты проходили вместе с остальными воинами, Мисима вёл у них занятия по тактике ведения боя из курса подготовки офицеров.

Мисима на дискуссии в Токийском университете, 1969 год
http://yukio-mishima.tumblr.com

Не обращая внимания на успех первого опыта, мысль создания Национальной гвардии по примеру европейских территориальных армий не приобрела помощи в рядах руководства Сил самообороны. Но им льстил интерес известного писателя, исходя из этого начиная со второго «призыва» добровольцев летом 1968 года офицерам приказывали «создать Мисиме и его кадетам такие условия, дабы они ощущали себя как дома».

Кроме этого, появились денежные неприятности: большие капиталисты проявляли заинтересованность в аналогичной военизированной структуре, но были согласны выделить деньги лишь в случае если смогут сами принимать участие в её политическом оформлении. Мисима был быстро против, исходя из этого в следствии ему было нужно финансировать организацию из собственного кармана. В соответствии с его расчётам, отряд должен был складываться из 100 человек.

Полный состав был собран лишь к концу весны 1970 года, по окончании пятого «призыва».

4 ноября 1968 года Мисима собрал пресс-конференцию, на которой официально заявил об учреждении собственной военизированной организации, взявшей наименование «Общество щита». Пресса сначала забрала насмешливый тон, назвав его группу «игрушечной армией капитана Мисимы». Однако, намеренья большинства участников отряда были важны: они подготавливались дать жизнь за императора и ожидали подходящего случая для этого. «Мы вычисляем себя конечными хранителями, последними представителями японской культуры, её сущности, традиций и истории, каковые нуждаются в защите… Отряды камикадзе исходили в собственных действиях из того, что являются олицетворением истории, что в них проявляется сущность истории… Итог их не тревожил», – так Мисима охарактеризовал их неспециализированную миссию в «Контрреволюционном манифесте», размещённом в феврале 1969 года.

Мисима с участниками «Общества щита», которым предстояло учавствовать в инциденте. Конечный слева — Морита Масакацу, до конца последовавший за своим фаворитом и духовным наставником
http://yukio-mishima.tumblr.com

До конца 1969 года на собраниях «Общества щита» обсуждались возможности их вероятной смелой смерти. В соответствии с замыслу Мисимы, в случае если левые спровоцируют принуждение в форме массовых демонстраций (предпосылок к тому в то время хватало), полиция может не совладать с ними. В этом случае глава правительства будет должен мобилизовать Силы самообороны и «Общество щита», члены которого защитят императора ценой собственных судеб.

Был кроме этого второй, более увлекательный сценарий: «Общество щита» должно было возглавить штурм парламента, в котором приняли бы Силы и участие самообороны. После этого их представители потребуют пересмотра параграфа послевоенной Конституции об отказе от ведения военных действий, и восстановления императора в правах Главнокому.

Но скоро Мисима убедился, что мобилизации Сил самообороны для подавления гражданских беспокойств, на которую он рассчитывал во всех собственных замыслах, не случится. В октябре 1969 года глава правительства Сато отправился в Соединенных Штатах для выработки совместного с Никсоном коммюнике, касающегося продления Контракта о безопасности. Вследствие этого в Японии ожидались массовые демонстрации и невиданные по разрушительности и масштабам беспорядки.

Но в то время, когда 21 рабочих толпы и октября студентов заполнили улицы Токио, их встретили прекрасно подготовленные отряды милицейских неспециализированной численностью около 1500 человек. Были аресты и немногочисленные стычки, но, с учётом взрывного потенциала беспорядков, всё закончилось пшиком.

Беспорядки в Японии, 1968 год
http://zenfotogallery.blogspot.ru

История имела возможность бы на этом завершиться, но Мисима был уже через чур глубоко одержим ультраправыми идеями, а основное – жаждой смерти, не оставлявшим его все 25 послевоенных лет. Он осознавал, что его попытка сподвигнуть Силы самообороны на вооруженный мятеж будет вполне возможно обречена.

Исходя из этого в финальном акте на базе Итигая были задействованы лишь четверо его самых верных товарищей из «Общества щита» — остальные члены которого определили о трагедии только по окончании того, как всё было кончено. Попытка вернуть божественное преимущество императора была неудачной, но она всколыхнула японское общество, вынудив задуматься: осталось ли место агрессивному, фанатично классическому японскому духу в современных реалиях?

Использованная литература:

  1. Мисима Юкио. Голоса духов храбрецов – СПб., 2002
  2. Натан Дж. Мисима: Биография – СПб., 2006
  3. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. XX век – М., 2007
  4. История Японии. Т. II. 1868–1998 – М., Университет востоковедения РАН, 1998.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: