Информационная природа исторического источника

Неприятность информационной природы источника была поставлена и решалась в 60-80-е годы XX века в связи с разработкой общенаучного системного подхода. Тогда утвердились и представления о системной природе культуры и общества.

Социокультурные совокупности функционируют и развиваются на базе информационного обмена. Разные социальные субъекты: отдельные люди, учреждения и корпорации в ходе собственной жизнедеятельности обмениваются между собой информацией (сведениями, сообщениями). Социальная информация передается абстрактно-знаковыми совокупностями.

Из прошлого до исследователя доходит текст остаток письменного, знаково-информационного обмена.

Исторический источник, следовательно, несет в себе и информационную природу. Прошлое в источнике представлено в виде информации. Это требует разобраться с тем, какой отпечаток информация накладывает на заключенные в источнике процесс и исторические события исторического познания.

Начнем с характеристики фундаментальных свойств и сторон информации.

В соответствии с современным философским представлениям информация отраженное разнообразие явлений объективного мира. Содержание информации объективно. Объективный темперамент имеет и содержание сведений исторического источника.

Заключенная в нем информация передает историческую действительность.Информационная природа исторического источника К тому же, социальная информация субъективна.

Она результат сотрудничества социального субъекта с объективным миром и несет на себе отпечаток целей, ценностных ориентаций и задач субъекта. Это прагматический нюанс информации, высказывающий интересы субъекта. Информация имеет и знаково-семантическую сторону.

В ней выделяют пара качеств. Информация совершенна по собственной природе.

Ей требуется материальный носитель. В качестве такового выступают вещественные материалы (бумага, береста, дерево, пергамен, глина и т.д.), электромагнитные волны и звук. Это первый нюанс. Второй высказывает передаваемые информацией понятия, образы, идеи.

Это смысловой либо семантический нюанс. Выделяют кроме этого знаковый нюанс сообщений.

Информация фиксируется и передается в виде знаков. Символ это материальный, чувственно принимаемый предмет, что выступает как представитель либо помощник другого предмета, явления, свойства. Между знаком и воображаемым им предметом появляются отношения сходства различия.

Исходя из этого символы классифицируют по их внешнему сходству с замещаемым предметом. В соответствии с таковой классификации символы делятся на три вида.

Первый это образ. Его отличает полное внешнее сходство с воображаемым явлением. К символам-образам относятся фотографии, скульптуры, картинки, реалистические картины. Для второго вида знаков характерно сходство только в общих чертах.

Это знак либо иероглиф.

Самый распространен условный символ. Он отличается полным отсутствием сходства. К условным символам относятся цифры и буквы.

Они объединены в азбучные и цифровые совокупности. Символы фиксируются на носителе информации. Объединенные совместно (символы + носитель) они образуют метод кодирования, передачи и хранения информации.

Выделяют вещественный, письменный, изобразительный и звуковой методы.

Таковы главные черты информации. Узнав их, возможно выяснить ее действие на прошлое в источнике и историческое познание. Результаты анализа следующие.

Во-первых, информационная форма источника надежно передает субъектно-объектную структуру прошлого. Информация не только отображает историческую реальность, но и воображает историку создателя текста. В тексте четко проявляются система ценностей, особенности мышления, мировоззрение, цели и интересы автора.

Во-вторых, разумеется, что текст передает прошлое неполно, в главных его связях и информационных узлах. До историка по большей части доходят сведения о социальных университетах, входивших в сеть письменного информационного обмена. Его участниками являлись разные группы, учреждения и институты государства и правящего класса.

Информация о вторых субъектах и областях социальной судьбе всегда была вторичной.

Так, сведения о жизни русского крестьянства XVIII в. возможно почерпнуть только из архивов национальных и вотчинных учреждений. В десятнадцатом веке к ним прибавились материалы разнообразные научных изучений (статистических, фольклорных и т.д.). Чисто крестьянские письменные источники были малы, в силу устного характера народной культуры.

Главная масса дореволюционных письменных источников отображает идеологию и культуру разных групп интеллигенции и правящего класса.

В третьих, прошлое в тексте представлено в обобщенной, знаково-символической, понятийно-смысловой форме. Исходя из этого, опираясь на источник, историк может создать только приблизительную, логическую модель исторической действительности. К тому же, разнообразие знаково-понятийных совокупностей разрешает исследователю выстроить достаточно полную картину.

Образная информация передает внешнюю сторону событий, ее символическая форма несет сокровище, совершенства, большие идеи.

Словесно-понятийная информация отображает как внешнюю, так и внутреннюю, сущностную сторону исторических явлений. Исходя из этого историк обязан трудиться со всем комплексом исторических источников, применять все их информационное и видовое разнообразие.

Напоследок сформулируем информационное определение источника. Исторический источник это остаток письменного информационного обмена в прошлом, что в знаково-понятийной, текстовой форме передает данные о настоящем прошлом и создавшем текст о социальном субъекте и употребляется для построения образно-логической картины прошедшего.

Эволюция способов передачи информации


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: