Иностранные танки вармии ссср

    Британские дамы готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Англии тогда все советское было весьма актуальным и популярным, так что работницы с искренним наслаждением выводят на броне танка русские слова.

Поставки бронетанковой техники в СССР начались уже в осеннюю пору 1941 года. 3 сентября Сталин направил Черчиллю письмо, содержание которого премьер довел и до президента Рузвельта. В послании Сталина говорилось о нависшей над СССР смертельной угрозе, которую возможно было снять лишь открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 000 т алюминия, и минимум 400 самолетов и 500 танков каждый месяц.

В соответствии с Первым (Столичным) протоколом, США и Англия обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток.

Броня крепка

Первыми в СССР в октябре 1941 года с конвоем PQ-1 прибыли британские «Матильды». Тяжелый пехотный танк Мk II Matilda британцы приняли на вооружение незадолго до Второй мировой, самый массово он употреблялся в Северной Африке и на советско-германском фронте. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и вооружалась 42-мм пушкой.Иностранные танки вармии ссср

В зависимости от модификации, на танки ставили по два 6-цилиндровых дизеля АЕС либо «Лейланд» суммарной мощностью 174 либо 190 л.с., большая скорость достигала 24 км/ч — больше для автомобили яркой помощи пехоты и не требовалось.

Для 1941−1942 годов «Матильда» была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении отечественный KB: ее имели возможность «забрать» лишь боеприпасы германской 88-мм зенитки, но не танковых и противотанковых пушек. Орудие же «Матильды» не уступало отечественной «сорокопятке» и, подобно ей, до лета 1942 года поражало германские танки всех типов.

планетарная коробка и Силовая установка передач «Матильды» были очень надежными, но прекрасно защищенная ходовая часть была сложной. На ровном жёстком грунте она трудилась превосходно, но на русском распутье скоро выходила из строя. Небольшой количество трехместной башни и маленький диаметр башенного погона не разрешили разместить в ней артсистему более большого калибра, что и предопределило судьбу «Матильды»: к 1943 году в строевых частях английской армии она уже не употреблялась.

Всего до августа 1943-го было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки британцы поставили СССР.

    Cromwell MK VII Рассказ о ленд-лизовской бронетанковой технике был бы неполным, если не упомянуть о нескольких автомобилях, отправленных специально для опробований. Это пять американских танков М5, два М24 «Чаффи» и один М26 «Генерал Першинг», и шесть английских «Кромвелей».

Добавим 115 бронированных ремонтно-эвакуационных автомобилей М31, созданных на базе среднего танка М3, и 25 мостоукладчиков «Валентайн-бриджелейер».

Любимец танкистов

Мк.I Valentine кроме этого был пехотным танком. По массе (16 т) он, скорее, относился к легким, не смотря на то, что по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые автомобили. Большая скорость его была такой же, как у «Матильды», что разъяснялось менее замечательным двигателем.

На Valentine I устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях находились дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с.

Не обращая внимания на повышение мощности, динамические характеристики автомобили остались прежними, потому, что возросла ее масса: начиная с Valentine VIII вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на Valentine XI — пушку калибром 75 мм.

Изюминкой этого танка было отсутствие каркасов для башни и сборки корпуса; бронелисты обрабатывали по размерам и шаблонам так, что они взаимно замыкались. При сборке корпуса отдельные узлы соединяли заклёпками и болтами. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась: более того, тормозные барабаны размешались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недочётом была и плотная компоновка боевого отделения, в особенности у автомобилей с трехместной башней моделей III и V.

В СССР было послано 2394 английских и 1388 канадских «Валентайнов»; у последних вместо британского спаренного 7,92-мм пулемета BESA был установлен американский 7,62-мм «Браунинг» М1914А1. Поставлялись автомобили с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов «Валентайн» был самым популярным из английских танков.

Достаточно заявить, что в 1944—1945 годах его производство сохранялось только для удовлетворения советских заявок.

    Экипаж английского среднего танка Mk II Matilda II, поставленного в СССР по ленд-лизу.Брянский фронт, лето 1942 года.

Тезка премьера

Тяжелый пехотный танк Mk IV Churchill больше известен по фразе, якобы сообщённой легендарным британским премьером: «У танка, носящего мое имя, недочётов больше, чем у меня самого». Да, уж весьма архаичным было его устройство: дабы расширить количество корпуса, конструкторы компании Vauxhall motors расположили элементы ходовой части под корпусом, гусеница огибала его, как у танков периода Первой Мировой.

Но поставленной цели они добились: в силовом отделении установили 12-цилиндровый горизонтальный двигатель Bedford мощностью 350 л.с., а благодаря широкому подбашенному странице применили башню с 57-мм (начиная с Churchill III), а позже и с 75-мм пушками. На Churchill I и Churchill II была установлена 40-мм пушка, что для тяжелого танка было не хватает, исходя из этого в лобовом странице монтировали еще и 76-мм гаубицу. Защищенная 152-мм броней 40-тонная машина развивала скорость до 25 км/ч.

Надежная, в неспециализированном-то, ходовая часть имела значительные недочёты: высокая лобовая ветвь гусеницы была уязвимой для артогня, а сама гусеница часто заклинивала башню. Однако до конца войны выпустили 5460 «Черчиллей». В 1942—1943 годах в СССР поставили 301 танк модификаций III и IV, отличавшихся разве что методом изготовления башни.

Быть может, отправили пара огнеметных танков «Черчилль-Крокодил» (как раз такая машина экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке).

    Рота американских танков М3с «Генерал Ли», поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, выдвигается к переднему краю обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 года.

Обычным недочётом британских пехотных танков, характерным и советским танкам первого периода войны (кроме направляться), был маленькой количество боевого отделения и неприспособленность ходовой части к русским условиям. В целом это были качественные автомобили, по бронезащите превосходившие германские, а по оружию талантливые действенно бороться с ними — до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер».

Полный вперед на хорошем бензине!

Первыми американскими танками, прибывшими в СССР по программе ленд-лиза, были легкий М3 General Stuart и средний М3 General Lee, более известные как М3с и М3л. М3л заслуженно считается лучшим легким танком Второй мировой. Британские танкисты, сражавшиеся в Северной Африке, прощали ему и не сильный оружие, и пожароопасность авиационного двигателя, но «Стюарт» разрешал им всегда висеть на хвосте преследуемых немецко-итальянских армий.

Динамические характеристики танка были хорошими: 7-цилиндровый двигатель Continental мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч; работоспособность и подвижность танка его ходовой части обнаружили изумительными. Вот лишь 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 году была уже слабоватой. Разместить же более замечательную артсистему не разрешали размеры башни.

Однако М3л производился до 1943 года, пока его не поменял более идеальный М5, владевший как преимуществами, так и недочётами предшественника.

    Ликующие обитатели Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн», каковые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

В 1942—1943 годах Красная армия взяла 1665 танков М3 и М3А1, каковые если не превосходили, то и не уступали советским Т-60 и Т-70. При надёжности и общей простоте у М3л выявился значительный недочёт: в случае если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 с радостью потребляли низкосортный бензин, то мотор «Стюарта» предпочитал только высокооктановый летный, на отечественном горючем он скоро выходил из строя.

Уязвимая трехэтажка

Другого «генерала» — М3с — отечественные танкисты назвали «братской могилой на семерых». Встретив войну фактически без танков, американцы часто принимали решения, лежащие на поверхности, потому что времени на глубокую проработку проектов не выяснилось. Исходя из этого 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было намного легче и стремительнее, нежели разрабатывать уникальную башню.

Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той — еще и пулеметную.

Так появился 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал германским танкам. Что же касается оружия, то при всех недочётах его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно замечательным.

Согласно точки зрения британцев, «Генерал Ли» был самым сильным танком из тех, коими они располагали в Северной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых германских автомобилей, а 37-мм броня с уверенностью держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941—1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся только разработкой изготовления.

1386 танков М3 прибыло и к нам.

Не обращая внимания на внушительный вид, командиры и красноармейцы относились к ним не имеет значение, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище.

    Погрузка танков «Матильда» в одном из английских портов для отправки в СССР.

M4 Sherman и T-34: не близнецы, но братья

Поняв врожденные пороки «Генерала Ли», американцы занялись созданием среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. Все модели этого танка, взявшего армейское наименование М4 General Sherman, были схожи по виду. Различался только тип силовой установки, а пушки, башни, компоновка были однообразными.

Снаружи выделялся лишь М4А1 с литым корпусом. Боевое крещение «Шерманы» взяли в ноябре 1942 года в Северной Африке под Эль-Алайменом и продемонстрировали себя сильнейшими на этом театре боевых действий.

В начале 1943 года они показались и на советско-германском фронте. Потому, что в армии США стандартным считался карбюраторный двигатель, то модель М4А2 с двумя 6-цилиндровыми дизелями GMC 6046 мощностью 375 л.с. в ней применения не отыскала и по большей части поставлялась на экспорт — в Англию и СССР.

По бронированию и вооружению «Шерманы» не уступали Т-34. Меньший угол наклона бронелистов компенсировался их большей толщиной, а 75-мм пушка до появления «Тигров» и «Пантер» поражала германские танки всех типов. Но новая пушка калибром 76 мм с начальной скоростью бронебойного боеприпаса 810 м/с разрешала «Шерману» поражать тяжелые танки соперника на дистанции до 1 км.

Советским танкистам понравились «Шерманы» с их вязкой броней толщиной 50−75 мм; на автомобилях выпуска 1944−1945 годов ее толщина достигла 75−100 мм.

    Valentine CFB Borden В случае если советские танки подразделялись во время второй мировой на легкие, тяжелые и средние, то английские делились на два главных класса: пехотные и крейсерские.

Пехотные были вычислены на поддержку действий пехоты и могли быть как легкими (Valentine), так и тяжелыми (Churchill). Легкобронированные крейсерские танки предназначались для независимых действий, к примеру для стремительного проникновения в тыл соперника. Английские крейсерские танки в СССР фактически не поставлялись.

Проходимость М4А2 первых серий, оснащенных обрезиненными гусеницами, была ограниченной, и скоро их заменили новыми — с резинометаллическим шарниром (сайлент-блоком), повышавшим живучесть пальцев, соединявших траки. Помимо этого, к гусеницам прилагались шпоры-грунтозацепы. С резинометаллическими гусеницами «Шерман» развивал скорость до 50 км/ч.

Значительными недочётами владела подвеска этого танка — такая же, как у М3. В последних числахМарта 1945 года ее устройство поменяли: вместо двух катков в тележке применили два спаренных, буферные пружины сделали горизонтальными, а не вертикальными, как прежде; на тележках поставили амортизаторы. Заодно урегулировали вопросы смазки.

Серьёзным преимуществом «Шерманов» — как и других американских и британских танков — было наличие зенитного пулемета простого либо большого калибра; на советских ИС-2 и тяжелых самоходках они показались только в первой половине 40-ых годов XX века. Всего было произведено 10 960 танков М4А2, в СССР прибыло 4063 автомобили — а также 1990 с 75-мм пушкой и 2073 — с 76-мм орудием. В мае-июне 1945 года было получено пара автомобилей с горизонтальной подвеской, каковые в составе 9-го механизированного корпуса принимали участие в разгроме Квантунской армии.

В целом «Шерман» был надежным и несложным в эксплуатации, что подтвердили его опробования зимний период и летом 1943 года. К концу тестов М4А2 прошел 3050 км без важных поломок. Проигрывая Т-34 в динамике перемещения (за счет менее замечательной силовой установки) и в боковой устойчивости (более большой и узкий «Шерман» часто заваливался на бок), американский танк имел последовательность ответственных преимуществ.

    Mk. VII Tetrarch В числе первых английских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий Mk.

VII Tetrarch.

Производство этих авиадесантных автомобилей с уникальной ходовой частью началось в первой половине 40-ых годов двадцатого века; до 1942-го выпустили 171 штуку, из которых 20 прибыли в СССР. Семитонный «Тетрарх» с 165-сильным двигателем Meadows развивал скорость до 64 км/ч и был вооружен 40-мм пушкой.

В частности, один дополнительный член экипажа (5 человек у «Шермана» против 4 человек в Т-34) разрешал поделить командира танка и функции наводчика. Совмещение этих функций в советском танке довольно часто приводило к замедленной реакции на вражеский пламя и в итоге к поражению в танковых дуэлях.

Михаил Барятинский — создатель более десятка книг по истории военной техники

Статья «Краснозвездные чужестранцы» размещена в издании «Популярная механика» (№127, май 2013).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Опоздавшие навойну: ракетные танки

    «Объект 775» Из всех советских ракетных танков «Объект 775», созданный на ЧТЗ, более всего будет похожим обычный: у него имеется пушка и башня с нарезным…

  • Сухопутный крейсер: стотонный танк

    Так имел возможность бы смотреться тысячетонный танк Эдуарда Гроте, главное оружие которого складывалось из двух корабельных 305-мм пушек. На фоне…

  • Огнеметные танки

    Самое популярное заблуждение, которое связано с огнеметными танками, связано с тем, что большой урон наносится неприятелю конкретно на протяжении…

  • Зачем внашем стойле кентавр?: танки

    Итальянский «истребитель танков» Centauro: вчерашний сутки европейской инженерной мысли либо будущее русском армии? Rooikat (ЮАР) Rooikat на языке…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: