Иные системы взаимоотношений между церковной и государственной властью

На европейском Западе в лоне Католической Церкви в Средневековье, не без влияния творения блаженного Августина О граде Божием, сложилась теория двух клинков, в соответствии с которой обе власти, церковная и национальная, одна конкретно, а вторая опосредованно, восходят к Римскому епископу. Светские правители в средневековом Риме считались подчинёнными папы; папы усваивали себе тогда право не только короновать королей и императоров, но и лишать их престолов. Формированию католической теории о светском принципате пап, об их полной церковной и светской власти содействовало то событие, что первый средневековый император Запада Карл Великий, в отличие от византийских василевсов, не был прямым преемником Римских императоров и императорскую корону получил от папы, что в его лице одному из многих безжалостных королей даровал титул императора Рима.

Притязания пап натолкнулись, конечно, на сопротивление светских правителей-императоров, в особенности упорное со стороны Генриха IV, вступившего в противоборство с папой Григорием VII, окончившееся поражением, и королей, небольших феодальных князей, вольных городов. Могучим средством пап в борьбе со светскими правителями был интердикт, запрет выполнять богослужения в той либо другой стране , пока подданные не свергнут собственного отлученного папой монарха.Иные системы взаимоотношений между церковной и государственной властью

Но в отстаивании собственного приоритета папы и католические епископы прибегали и прямо к материальным средствам, к применению вооруженной силы. В следствии Церковь этатизировалась. Папы были полновластными монархами над большой частью Италии — Папской областью, остатком которой есть современный Ватикан; многие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими национальную юрисдикцию на собственной территории, собственные правительства, собственные войска, которыми они предводительствовали в бессчётных войнах с другими епископами, с маркграфами и герцогами, с свободными королями и городами, с самими императорами.

Реформация не покинула земли для сохранения власти католических епископов и папы на территории реформированных государств. В XVII-XIX вв. и в католических государствах правовые условия изменились так, что на практике Церковь устранена была от бремени власти.

Но, кроме страны Ватикан, остатком средневековой теории двух клинков остается неизменное рвение Римской курии заключать с странами, на территории которых находятся католические общины, контракты в форме конкордатов; благодаря этого правовой статус католических общин регулируется в этих государствах уже не одними внутренними законами страны, а и интернациональным правом, потому что конкордаты относятся к области международного права.

В государствах, где Реформация взяла верх, а в XVII-XIX вв. кроме этого и в некоторых католических государствах, в национально-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, сущность которого содержится в полном национальном суверенитете на национальной территории, я том числе и над находящимися на ней религиозными общинами. Девизом данной совокупности взаимоотношений стали слова cujus est regio, illius est religio (чья власть, того и религия); при последовательном собственном осуществлении эта совокупность подразумевает удаление, изгнание из страны приверженцев иного вероисповедания, чем носитель высшей власти (на протяжении Реформации и контрреформации изгнания а также избиения иноверцев предпринимались неоднократно); но в жизни прочно утвердилась но смягченная форма осуществления этого принципа — так называемая национальная церковность, в то время, когда религиозная община, к у которых в собствености правитель, официально именуемый главой Церкви, обыкновенно составляющая большая часть населения, пользуется преимуществом национальной Церкви, а права иных религиозных общин оказываются ограниченными, урезанными. Сочетание элементов данной совокупности церковно-национальных взаимоотношений с остатками классической, унаследованной от Византии симфонии, составило своеобразие правового статуса Православной Церкви в Российской Федерации синодальной эры.

Разумеется, что в поликонфессиональных странах совокупность национальной церковности, по крайней мере в ее классических формах, не может быть органичной, потому, что она предполагает зависимость прав граждан от их вероисповедания. В США, каковые сначала собственной истории представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип отделения Церкви от страны, что предполагает обоюдное невмешательство в дела друг друга; независимость и свободу религиозных общин; нейтральный по отношению ко всем конфессиям темперамент страны.

Но, полный нейтралитет чуть ли по большому счету достижим. Всякому стране приходится принимать во внимание с настоящим религиозным составом собственного населения. Ни одна христианская деноминация в отдельности не образовывает большинства В США; но решительное большая часть в них составляют все-таки как раз христиане.

Из этого и присяга Президента на Библии, из этого и официальный сутки отдыха — в воскресенье.

У принципа отделения Церкви от страны имеется, но, и другая генеалогия. На европейском континенте он был следствием антиклерикальной, либо прямо антицерковной, борьбы, прекрасно известной из истории французских революций.

В то время, когда Церковь отделяется от страны не ввиду поликонфессиональности населения страны, а по причине того, что государство связывает себя с той либо другой антихристианской или прямо атеистической идеологией, то уже нет возможности сказать о нейтралитете для того чтобы страны, о его чисто светском характере. Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию либо прямые преследования.

История XX века явила в различных государствах мира большое количество роковых примеров антицерковной политики кабинетов министров, которая в конечном итоге самый мощный удар наносила по самому стране, потому что, не обращая внимания на собственный материальный, земной темперамент, государство все-таки намного более хрупко, чем Церковь, о которой Господь Христос неложно обетовал, что Врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Последовательность современных стран — Англия, Швеция, Дания, Греция (это только отдельные примеры) — сохраняют национальную церковность — причем кое-какие из них имеют несколько национальную Церковь: в ФРГ — Католическая и Евангелическая Церкви, в Финляндии — Лютеранская и Православная — пользуются одинаково национальным статусом. Другие страны, и их со временем делается все больше (США, Франция, Польша) собственные отношения с религиозными общинами строят на принципе отделения.

На практике, но, настоящее положение религиозных общин в большинстве из этих государств немногим различается в зависимости от того, отделены либо не отделены они от страны. В некоторых государствах, где Церкви сохраняют национальный статус, на практике он сводится к тому, что, наровне с регистрацией актов гражданского состояния, создаваемой национальными административными органами, согласится гражданско-правовая реальность записей в метриках, сделанных при крещении новорожденных, либо реальность брака, арестанта через церковное венчание, и еще к взиманию налогов на содержание Церкви через национальные акцизные учреждения, наряду с этим, но, отказ в уплате для того чтобы налога не имеет, в большинстве случаев, никаких правовых последствий для заявившего об этом лица.

А во внутрицерковные дела не вмешиваются на легальной базе сейчас большая часть кабинетов министров и в странах, сохраняющих сообщение с Церковью. Но иначе, кроме необходимой принадлежности главы страны при монархическом правлении к конфессии, имеющей национальный статус, в наши дни и власть в таковой стране довольно часто ничем иным не исчерпывается со стороны Церкви. В наши дни настоящее положение Церквей во многих случаях определяется не столько конституционными положениями, сколько политикой правительства по отношению к религии.

Собственный служение людям и Богу Православная Церковь совершает сейчас в различных государствах; в одних она представляет собой национальное вероисповедание (Греция, Румыния, Болгария), в других, многонациональных, религию национального большинства (Российская Федерация), в третьих принадлежащие к ней лица составляют религиозное меньшинство, живущее в окружении или инославных христиан (США, Польша, Финляндия), или иноверцев (Сирия, Турция, Япония). В одних, немногочисленных государствах, Православная Церковь имеет статус национальной религии (в Греции, в Финляндии), в других она отделена от страны.

Различаются и конкретные правовые и политические условия, в которых живут поместные Православные Церкви. Но все они, опираясь как в собственном внутреннем устройстве, так и в собственном отношении к власти на заповеди Христа, на учение апостолов, на святые каноны, на двухтысячелетний исторический опыт христианства, в произвольных условиях находят возможности для выполнения собственных богозаповеданных целей и тем выявляют собственную неотмирную природу, собственный небесное, Божественное происхождение.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: