«Исчезнувший» десант в мерекюля

Советское наступление Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1944 года чуть не закончилось для германской группы армий «Север» трагедией. В течение 14 дней Красная армия высвободила большую часть Ленинградской области и недалеко от реки Нарва вышла на границу с Эстонией. В феврале 1944 года войска 2-й ударной армии Ленинградского фронта начали сражение за Нарву.

В первых числах этого месяца им удалось высвободить от германских армий восточный берег реки и занять пара плацдармов на её западном берегу. Одним из эпизодов этого сражения стал тактический десант войск СССР в Мерекюля.

Неспециализированная ситуация

По требованию командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова управление 2-й Ударной армии готовило наступательную операцию с целью освобождения города Нарвы. В направлении станции Аувере удар должны были наносить 30-й гвардейский и 109-й стрелковые корпуса. К началу этого наступления линия фронта проходила по восточному берегу реки Нарва от Магербурга до северных окраин Тырвала, после этого от Кудрукюла до Сийвертси по западному берегу, потом от Поповки, восточнее мызы Лилиенбахи и деревни Северная Продолжительная Нива снова по восточному берегу, после этого от Вяски до Омути опять по западному берегу.

Наступление армий Ленинградского и Волховского фронтов на протяжении операции по снятию блокады Ленинграда
«Исчезнувший» десант в мерекюля
Источник: Эстонский народ в Великой Отечественной войне. 1941–1945 Т. 2. Таллин, 1980

Ещё в начале февраля командующий Ленинградским фронтом Л. А. Говоров приказал готовить десант северо-западнее Нарвы. Его высадкой должны были заняться силы Островной военно-морской базы под руководством адмирала Г. В. Жукова. Главные силы адмирала базировались на острове Лавенсаари (сейчас остров Замечательный).

Его катера должны были высадить батальон майора С. П. Маслова из 260-й бригады морской пехоты недалеко от деревни Мерекюля. Первоначально высадку прописали на 8 февраля, но по многим причинам срок её пара раз переносился. Окончательное время высадки было выяснено лишь 13 февраля.

Десантирование планировалось произвести в ночь с 13 на 14 февраля.

Это первенствовалдовольно большой десант Краснознамённого Балтфлота с лета 1942 года, в то время, когда была предпринята попытказанять остров Соммерс. В этом случае обращение шла о тактическом десанте для содействия наступающим армиям фронта. Не смотря на то, что многие подробности Мерекюлаской десантной операции были известны ещё в советское время, однако упомянем её те силы и общий замысел, каковые выделялись для её проведения.

Помимо этого, разглядим то, как данный десант воспринял соперник, и попытаемся воссоздать неспециализированную картину путём сопоставления информации из советских источников и сохранившихся германских документов.

средства и Цели

Отрядом высадки руководил начальник Охраны водного района Островной военно-морской базы капитан 2 ранга Г. В. Горбачёв. Отряд судов включал в себя три канонерские лодки, четыре бронекатера, девять бронированных малых охотников (БМО), восемь тральщиков и десять катеров-тральщиков.

Схема района Нарвы
Источник: Кривошеев Е. П., Костин Н. Ф. Битва за Нарву. Таллин, 1984

Задача для подразделения майора Маслова заключалась в следующем. Батальон должен был перерезать приморское шоссе и железную дорогу между Нарвой и Раквере, овладеть станцией Аувере и оседлать узел дорог Удриа и Репнику. По окончании занятия этих пунктов батальону предписывалось организовать противотанковую оборону, применяя мины, препятствия, и удерживать эти пункты до подхода отечественных армий, не допуская подхода и отхода противника его грузов и подкреплений.

При исчерпания возможностей для сопротивления десант должен был пробиваться на юг. Для его снабжения была выделена авиагруппа (в будущем её из сил помощи десанта исключили, и вернули десанту помощь с воздуха лишь конкретно в сутки высадки.).

Всего десантный отряд майора Маслова насчитывал 517 человек. В его составе действовали четыре роты. Одна из них должна была защищать тыл десантного отряда.

На вооружении отряда пребывали, по большей части, пистолеты-пулемёты, ручные пулемёты, и противотанковые винтовки.

Было кроме этого пара станковых пулемётов и 50-мм миномётов. Батальон усилили сапёрами. Любой сапёр должен был нести до десяти килограмм взрывчатки.

Людей оснастили особыми прорезиненными костюмами на случай высадки в воду.

Схема ответа на высадку десанта
Источник: Хроника ВОВ на Балтийском Ладожском озере и море. Вып. 6. М., 1954

Вооружить десантников чем-то более тяжёлым для высадки на вражеский берег было затруднительно из-за неприятностей, которые связаны с доставкой для того чтобы груза на берег. В следствии десант шёл на неприятеля только с таким лёгким оружием. Из воспоминаний командующего КБФ В. Ф. Трибуца как мы знаем, что Л. А. Говоров отказал командующему флотом в усилении, сообщив, что оно лишь стеснит десант.

В соответствии с воспоминаниям Трибуца, Говоров верил втом, что батальон автоматчиков займёт станцию Аувере.

Но на чём могла быть основана такая уверенность, не очевидно.

направляться подчернуть, что для подразделений 260-й бригады морской пехоты высадка в Мерекюля должна была первым важным боевым опытом. Организованная ещё летом 1942 года, бригада пока не принимала участие в битвах, не смотря на то, что часть её личного состава, само собой разумеется, уже имела боевой опыт.

Движение военных действий и наступление 2-й Ударной армии на протяжении февральской попытки взятия Нарвы
Источник: Эстонский народ в Великой Отечественной войне. 1941–1945 Т. 2. Таллин, 1980

Для артиллерийской помощи десантникам были выделены три канонерские лодки (всего две 130-мм и четыре 100-мм пушки). Их главная задача на протяжении высадки десанта пребывала в стрельбе по видимым целям, мешающим высадке. Днем они должны были маневрировать вблизи берега и вести методичный пламя.

Сам Маслов теоретически имел возможность позвать их пламя для помощи, то же самое имел возможность сделать и начальник высадки. Было выяснено, что канонерские лодки для артиллерийской помощи десанта смогут израсходовать до 70% боезапаса. Так это смотрелось в замыслах, а как дело обернётся в действительности – не имел возможности предугадать никто.

Но, в отличие от десантных операций 1941 года, в этом случае была совершена более важная подготовка. С участниками высадки успели кроме того совершить учение по теме «Высадка десанта на укреплённый берег соперника» под управлением самого адмирала Г. В. Жукова. Кроме этого были совершены учения по связи.

Майор Маслов совершил рекогносцировку района высадки, вылетев на самолёте. Он и начальники его подразделений установили прямую сообщение с командами тех катеров, с которых им предстояло высаживаться. Катера были закреплены за десантниками заблаговременно.

Адмирал Г. В. Жуков провожает десантников отряда С. П. Маслова.

На протяжении подготовки десантного отряда был сделан последовательность фотографий. Часть снимков хранится в филиале ЦАМО в Гатчине (бывший Центральный Военно-морской архив)

Информацию о силах соперника на участке высадки и в его окрестностях были достаточно скудными. Отечественная разведка однако отмечала присутствие соперника на берегу. Считалось, что оборону в том месте занимает эстонский охранный батальон.

Возможно, на успех десанта отечественное руководство рассчитывало всерьёз.

Силы соперника

С кем же в действительности предстояло столкнуться отечественным десантникам? Район Нарвы обороняли войска германского LIV-го военного корпуса. В его состав входил последовательность потрёпанных в прошлых битвах соединений.

Это были части III-го механизированного корпуса СС, 227-й, 170-й и других пехотных дивизий. К середине февраля на побережье Финского залива немцы имели и части береговой обороны.

Из истории 3-го механизированного корпуса в первых рядах за авторством Вильгельма Тике мы знаем, что до наступления советских войск берег у Мерекюля находился в зоне ответственности боевой группы «Берег», которой руководил генерал Криссинг. По окончании битв у начала и Кингисеппа Битвы за Нарву на берегу Финского залива размешались следующие силы.

На самом побережье оборону занимал эстонский милицейский батальон. Оборону участка кроме этого снабжали и два батальона армейских моряков. Один из них, батальон «Хоншильд», занимал сектор у Мерекюля.

Северо-восточнее, у Нарва-Йыессу (немцы именовали данный населённый пункт Хунгербург), был батальон «Шнайдер». На берегу были установлены артиллерийская батарея и проволочные заграждения с 10-см пушками, и шесть 20-мм зенитных автоматов. В самой деревне Мерекюля был штаб 227-й пехотной дивизии (боевая группа генерала Берлина).

Артиллерийскую помощь на этом месте немцам имели возможность оказать орудия из 532-го дивизиона береговой обороны. Дальность стрельбы их 21-см пушек перекрывала радиус действия батареи у Мерекюля с громадным запасом.

Схема германской береговой обороны в районе Мерекюля в первых числах Февраля 1944 года
(Источник NARA)

Так, выходило, что советские десантники имели возможность упасть как снег на голову прямо одному из германских штабов. Причём одновременно с этим войска 2-й Ударной армии продолжали собственное наступление. 13 февраля Армейский Совет Ленинградского фронта настойчиво попросил овладеть Нарвой не позднее 17 числа, и советские части вправду доходили к станции Аувере , пробуя перерезать главную дорогу на Нарву.

И именно сейчас в тыл немцам должен был ударить десант.

Провалившийся сквозь землю десант

В начале утра 14 февраля катера подошли к месту высадки. Сама высадка осуществлялась двумя группами и началась в 3 ч 30 мин.. В первой группе пребывали бронекатера № 562, № 101 и 102, малые охотники БМО-176, БМО-177, БМО-180, БМО-501 и БМО-508.

Во вторую группу входили бронекатер № 563, малые охотники БМО-181, БМО-505 и БМО-509.

Вторая несколько направлялась кильватер за первой на расстоянии 100–150 м. От точки развёртывания до места высадки суда дошли в среднем за 10 мин.. С приближением к берегу строй между двумя группами судов нарушился. Одними из первых к берегу подошли малые бронированные охотники БМО-181, БМО-180 и бронекатер № 102.

Десант с них был высажен без противодействия со стороны неприятеля.

Малые охотники БМО-501, БМО-505, БМО-508, БМО-509 и бронекатер № 562 кроме этого начали высадку десанта, не будучи найденными соперником. Исходя из этого часть десантников удалось высадить без утрат, первую группу катеров соперник не обстреливал.

Десантники из батальона С. П. Маслова. Снимок сделан незадолго до выхода
Источник: Ленинград. Блокада. Подвиг. Л., 1984

На протяжении высадки один катер БМО пропал без вести, а второй, БМО-176, сел на мель, дал радиограмму о помощи, но не был обнаружен посланными ему на помощь катерами. Его экипажу приказали присоединиться к десанту.

У МО-101 вышло из строя рулевое управление. Его десантников принял БМО-505, что после этого, приблизительно через час по окончании высадки главной группы, подошёл к берегу. В то время, когда данный катер был у берега, он был встречен сильным огнём соперника, которым был убит начальник катера ст. лейтенант Лазинский.

Сам катер взял последовательность десантников и повреждений не высадил. Как выяснилось позднее, часть его экипажа утонула при попытке добраться до берега.

7 человек остались на катере, в носовой части которого они пребывали до 19 февраля. К этому времени оставшиеся в живых смогли сшить себе маскхалаты и по льду вышли к нашим частям в районе Курголово.

Вторую группу соперник встретил огнём. На протяжении высадки под обстрелом позднее всех к берегу подошёл катер МБКА-563. С него часть десантников высадиться не смогла.

Катер простоял у берега под огнём около получаса, но так и не смог высадить оставшихся людей. Всего на протяжении высадки было убито 11, ранено 64 человека. На берег вышли 432 человека из 517.

Отряд корабельной помощи в сражении при высадке не принимал участие. Канонерские лодки пришли в район с опозданием а также не стали открывать огня. Опоздание случилось из-за трудностей при форсировании ледяного поля и двукратной замены оборванных тралов.

Связь между начальником высадки и начальником корабельной помощи отсутствовала.

Не было связи и с майором Масловым. Единственным свидетельством действий его людей на некое время стали наблюдения с катеров. С них замечали, как десантники продвигались вглубь территории, но после этого были видны и слышны лишь взрывы.

Попытки установки связи успеха не принесли, рации десантников не трудились. Советские самолёты десант не нашли. Последовавшая высадка разведчиков на вражеский берег была неудачной.

Десант.

Завесу тайны удалось немного поднять только через пара дней, в то время, когда линию фронта однако перешло пара оставшихся в живых десантников.

Продолжение направляться

литература и Источники:

  • Документы Центрального архива Минобороны.
  • Документы Филиала Центрального архива Минобороны (Центральный Военно-морской архив в г. Гатчина).
  • Документы LIV-го Армейской группы и армейского корпуса «Нарва», NARA.
  • Гринкевич В. И. Разве возможно забыть Мерекюля? М., 1979 г.
  • Кривошеев Е. П., Костин Н. Ф. Битва за Нарву. Таллин, 1984 г.
  • Трибуц. В. Ф. Балтийцы наступают. Калининград, 1968 г.
  • Tieke W. Tragedy of the faithful. A history of the III. (germanisces) SS-Panzer-Korps. Winnipeg, 2001.

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: