Историческая мысль первой половины xix в. о средних веках

Ранний романтизм

Романтизм не только в историографии, но и в философии, праве, экономике, литературе во многом стал результатом политической реакции, наступившей по окончании Французской буржуазной революции. самые характерным для нового течения в публичных науках стало осуждение и отрицание всего, что было создано творческой мыслью предшествующего века. Мнением большинства было то, что Французская революция продемонстрировала полное банкротство породившего её Просвещения.

Довольно часто стали противопоставлять культуру и религию, новое и средние века время, отдавая предпочтение религии и средневековью. История средних столетий из предмета насмешки либо резкой критики превратилась в объект идеализации. В средних столетиях стали видеть источник всех благ – «золотой век человечества».

XVI и последующие столетия, согласно точки зрения деятелей раннего романтизма, принесли королевский абсолютизм, что в итоге привёл Карла I и Людовика XVI на эшафот, а эра революций и Реформации принесла крайнюю нетерпимость к инакомыслящим, принуждение, насилие.

Исходя из этого в конце XVIII – начале XIX вв. правительства, в особенности в Германии, начали оказывать покровительство изучению истории, пробуя применять её на работе реакции. История начала противопоставляться революционным теориям как неисторическим. Целью истории начало показать, что ничего нельзя достигнуть путём переворотов.Историческая мысль первой половины xix в. о средних веках

Показалась теория органичного развития каждого отдельного народа, дабы доказать невозможность влияния на него тех идей либо тех учреждений, каковые выработались у других народов. Всё это сделало необходимым изучение в первую очередь родной истории. В Германии данный интерес подпитывался необходимостью борьбы с французским господством.

самый характерным представителем раннего романтизма был Фридрих Шлегель (1772-1829) – «Философия истории». Согласно его точке зрения, римский мир гнил заживо и приходил к полному распаду. Появление германцев означало восстановление гибнущей античности, слияние выродившегося римского населения со свободными северными народами.

В будущем мысли Шлегеля воображали полную противоположность взорам просветителей. В случае если те враждебно относились к христианству, то Шлегель как раз христианство положил в базу исторического процесса, в случае если просветители и гуманисты превозносили Римскую империю как государство высокой культуры, то Шлегель осуждал империю и восхвалял появившийся на её развалинах феодализм; в случае если раньше отрицали средние века, то сейчас преклонялись перед средними столетиями, в случае если ранее на германцев наблюдали как на дикарей, низкую культуру германских народов раннего средневековья противопоставляли высокой культуре арабов, то Шлегель превозносил варварство германцев, а культурная роль арабов всецело отрицалась.

Восстановление сейчас начало рассматриваться как эра, возвеличившая языческую «антикварную культуру», стремившаяся воскресить «мёртвые сокровища прошлого». Восстановление сломало всё историческое развитие, развернуло его на новую, неверную дорогу, т. к. случился разрыв со средними столетиями. Как раз тогда показались первые ростки революционного духа, отрицавшего всё средневековье.

Наровне с отрицанием наследия Просветителей на образование романтической школы в историографии оказала «историческая школа права».

Её основателем считается известный историк права Карл-Фридрих Савиньи (1779-1861). Главные положения исторической школы права были в первый раз сформулированы им в 1815 г. в работе «О призвании отечественного времени к законодательству». Согласно его точке зрения всякое право, как и любая национальная форма не создаётся волей законодателя либо действиями правительства, а результат публичного развития, которое идёт медлительно и незаметно.

Исходя из этого запрещено ни создать новое право, ни ликвидировать уже существующее. Право, как обычаи и язык, должно иметь собственные провинциализмы, т. е. быть местным, национальным, проникнутым «народным» духом. Общее право — такая же химера, как и общий язык.

Дабы обосновать собственное положение о медленном, постепенном, свободном от каких-либо трагедий развитии права, Савиньи написал главное собственное изучение «История римского права в средние века» (1815-1831, 6 тт.), где обосновывал, что с исчезновением Римской империи римское право однако существовало , подвергаясь медленным трансформациям в соответствии с «духом народа» и потребностями эры. Т. е. римское право не провалилось сквозь землю, а жило в базе всякого существовавшего в средние века права. Т. е. Савиньи был романистом, отрицавшим разрыв между древним средними и миром столетиями.

Вторым представителем исторической школы права был Карл-Фридрих Эйхгорн (1781-1854), но он поставил задачей продемонстрировать не развитие римского права, а историю чисто германского права – «История германского права и страны» (1808-1818). Любой исторический период начинался обзором политической истории, после этого излагалось национальное право, частное право, права разных сословий, каноническое право, суд, армейский строй, администрация и финансы. Т. о. освещаются все стороны публичной судьбе.

Т. е. главными положениями исторической школы права были идеи развития и мысль народного духа. И в случае если значение второй пара спорно, то мысль исторического развития, намеченная ещё писателями XVIII в., стала в первой половине XIX в., достоянием всей исторической науки. Начиная с XIX в. нет ни одного произведения, которое, изучая какое-либо явление публичной судьбе, не ставило бы перед собой задачи узнать его развитие и исторические корни.

В исторической школе права опять была опора на источники, но мало делали обобщений.

В развитии романтической историографии большую роль сыграли и удачи филологических наук, в особенности фольклористы и знаменитые языковеды братья Гримм, в особенности старший из них Яков (1785-1863) – его труд «Монументы древностей германского права». Он считал, что изучение языка нужно в его историческом развитии. Гримм собирал фольклорный материал – поговорки, пословицы, песни, легенды, мифы, саги и вместе с братом издал труд «и» сборник Сказок по старой германской мифологии.

Просветители, ненавидя всё, что было создано средневековьем, народные сказания и исторические песни вычисляли продуктом невежественной фантазии. Всё прекрасное, нелепое, несовместимое с разумом, изгонялось из истории. Исходя из этого думали, что лучше целые столетия начальной истории народов покинуть без внимания, чем пользоваться подобным материалом.

Лишь со времени Гримма и под его влиянием историки уяснили, что в саге заключено историческое зерно, что её необходимо изучать, дабы пробраться в глубь столетий, от которых не дошло никаких письменных свидетельств.

От Гримма берёт начало то течение в истории культуры, которое пытается всесторонне охватить развитие народа путём изучения его быта, нравов, суеверий и верований, в противоположность вольтеровской концепции истории культуры, видевший в ней лишь развитие науки, литературы, искусства и т. д.

На базе изучения всех проявлений народного творчества Гримм сделал вывод о самобытности народа, о своеобразии его психологических линия, делающих неосуществимым перенесение к нему извне учреждений, свойственных какому-либо второму народу. Из этого исследователи довольно часто делали вывод о неосуществимости глобальной истории, т. к. человечество как субъект истории воображает абстракцию, следовательно нет и единого исторического процесса. Каждой нации характерен собственный путь развития, значит вероятна лишь национальная либо локальная история.

Все рассмотренные выше явления в области идеологии относятся по большей части к первой четверти XIX в. Писатели, историки, философы, экономисты и правоведы этого периода являются представителями раннего романтизма, более всего характеризуемого собственной реакционностью и отражающего верхушки и интересы дворянства консервативной буржуазии, напуганных французской революцией.

Какие конкретно черты отличали романтическую историографию от историографии просвещения?

1. Вместо «разума» как критерия оценок и господствующего принципа просветительской идеологии, вместо прагматизма и интеллектуализма просветительской идеологии, романтизм выдвинул идею «народного духа», веру в фатум, т. е. в иррациональное развитие истории, постижение «души эры», и интуиции – как цель и способ познания.

2. неверию и Свободомыслию историографии XVIII века, романтизм противопоставил культ и религиозность католической церкви.

3. Космополитизму просветителей был противопоставлен конечный национализм, превознесение собственной нации перед всеми вторыми народами.

4. Вместо веры просветителей в творческую роль революций, в неизменную прогрессивность развития, романтизм противопоставил возвышение сословного неравенства; неприязнь Просветителей к феодализму сменилась у романтиков настоящим культом средневековья.

Т. о., идеи романтизма раннего периода сложились как прямая противоположность, как отрицание всего мировоззрения XVIII века. К своим кроме того самые оригинальным взорам романтики приходили, в основном отталкиваясь от взоров Просвещения, не смотря на то, что сами отвергали всякую преемственность между собой и просветителями. Собственное самый законченное выражение романтизм раннего периода взял в Германии, а собственными самые классическими формулировками он обязан германской исторической школе права.

Но в 20-е гг. XIX в. Европа опять вступила в полосу революционной борьбы, снова обострились разногласия между вернувшим себе позиции либеральной буржуазией и дворянством. В данной обстановке романтизм потерял собственную реакционную однородность, в нём всё посильнее начала пробиваться либерально-буржуазная струя, стремящаяся синтезировать идеи раннего романтизма с идеями Просвещения.

Средние века начали уже выступать не как эра совершенного публичного строя, а как эра зарождения современных европейских наций и современной европейской буржуазии.

Попытка этого синтеза была сделана Георгом Гегелем (1770-1831) в «Философии истории» (курс лекций – с 1822 по 1830 гг.), где он с философских позиций дал неспециализированный обзор всей истории . Сама постановка неприятности говорит о зависимости Гегеля от идей XVIII в.: тогда как романтики утверждали, что глобальная история неосуществима, Гегель, подобно просветителям признавал глобальный темперамент исторического процесса. Но в том, как он осознавал данный всемирно-исторический процесс в его построении имеется и элемент раннего романтизма.

Всемирно-исторический процесс Гегель разглядывал абстрактно, как саморазвитие полного духа либо безотносительного разума, как процесс развития сознания свободы. Не обращая внимания на то, что Гегель не исчерпывался европейскими народами, а затрагивал историю внеевропейских государств, но Индия согласно его точке зрения истории не имела, а история Китая так оторвана от европейской истории, что разглядывать её не следует.

В Византии христианство попало в руки черни, следовательно тут он схож с мнением Шлёцера. Лишь в Западной Европе «свет духа» взял собственное развитие. Т. о. Гегель, в отличие от просветителей, снова возвратился к европоцентризму.

Средние века он в целом разглядывал в духе Просветителей (отрицательно), но в отличие от них, вычислял феодализм и средние века нужной ступенью в истории .

Согласно точки зрения Гегеля, лишь германцы были носителями начала свободы. Наивысшей точки, апогея процесс поднятия безотносительного духа к полному самопознанию достиг в прусском стране.

Веб-сериал Права человека. Часть 3. О безграничной власти


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: