Исторические карты. проблемы их создания

И применения на уроках истории

В.Н. Темушев

Понятие исторической карты

Если сравнивать с географическими картами, исторические карты имеют собственную специфику. Они, конечно же, создаются на базе географических карт, содержание их кроме этого складывается из условных знаков и обозначений, но цель совсем другая. Историческая карта не ориентирована на статичное отображение участков земной поверхности с рельефом, водными совокупностями, современными границами и т.д., не смотря на то, что и это довольно часто также нужно.

Цель исторической карты — посредством условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних стран и т.д. в их трансформации, протекании, динамике. Основное содержание исторической карты образовывает локализация (определение расположения) исторических событий, явлений, процессов и т.д.

Историческая карта создается чтобы продемонстрировать движение исторического процесса не только во времени, но и в другом измерении — пространстве. Лишь в таком виде возможно преподавателю растолковать, а ученикам осознать многие исторические явления, уяснить связи, обстоятельства, последствия, сущность происходивших событий в прошлом, да и настоящем.Исторические карты. проблемы их создания Так, исторические карты посредством условных изображений упорядочивают, приводят в совокупность отечественные представления о прошлом, делают материал урока более наглядным, понятным и усвоения.

Функции исторической карты

Непременно, исторические карты не дают настоящего изображения и не являются иллюстрациями конкретных событий, они только фиксируют их места на карте. Но, однако, функции исторической карты достаточно разнообразны.

1-я функция карты — информационная — нанесение на карту некоего комплекта исторических данных. Данный комплект данных, его внешнее проявление и количественная характеристика, зависит от назначения и вида карты.

2-я функция карты — иллюстративная — фиксирование главных явлений и событий на карте, помощь преподавателю на протяжении проведения занятия. Одним из ответственных назначений исторической карты есть раскрытие каких-либо процессов и явлений в их динамике, развитии. Ответственным есть формирования территории и показ возникновения какого-либо страны, хода боевых действий, развития индустрии, роста числа населенных пунктов, освоения человеком земной поверхности и т.д.

3-я функция карты — воспитательная — формирование пространственного мышления, представления о месте родной страны, ее истории, событий с ней связанных на всемирный карте. Знание расположения того либо иного страны на карте, соседей, его окружающих, природной среды (горы, моря и т.д.) дает познание происходивших исторических процессов. Принципиально важно, дабы при изучении истории Беларуси, ученик совершенно верно воображал место собственной отчизны на карте.

Преподавателю необходимо обратить внимание учеников на то, что Беларусь находится в центре Европы и такое местонахождение не всегда выгодно, оно приносило громадные бедствия народу. Частенько по данной причине Беларусь пребывала в центре вооруженных конфликтов — разделы Речи Посполитой, Северная война, Первая и Вторая мировые войны.

Виды исторических карт

Равно как и географические, исторические карты возможно поделить:

1. по охвату территории (мировые, материковые, карты стран, административных единиц);

2. по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);

3. по масштабу (широкомасштабные, средне- и мелкомасштабные).

Карты, отображающие разные территории, смогут быть как обобщающими, так и обзорными, и тематическими. На карте мира возможно обзорно проиллюстрировать события определенного периода, к примеру общий ход Второй мировой 1939-1945 гг. На той же карте обобщенно смогут быть обозначены все явления и основные события, отыскавшие отражение в целом разделе учебной программы.

Тут возможно для примера дать наименование карты «Мир между двумя мировыми войнами». Тематической картой, требующей изображения всей земли, будет являться карта Великих географических открытий либо роста колониальных владений.

При изучении региональной истории, к примеру, истории Беларуси, без сомнений постоянное применение обзорных, обобщающих и тематических карт.

Тематические карты со своей стороны возможно поделить на политические, армейские, экономические и др. Все проявления исторического процесса нереально отразить на одной карте, к тому же и материал учебной программы, сам учебник ориентирован на последовательное изучение определенных сфер людской деятельности. Исходя из этого создаются особые карты, на которых в первую очередь представлены явления и события конкретной тематики.

На таких картах, конечно же, присутствуют второстепенного плана и сведения (к примеру, границы стран на карте, которая связана с религиозными вопросами и т.д.), но они не должны отвлекать внимание от главного содержания. Тематические карты, в большинстве случаев, собраны в атласы, в которых рассматривается конкретный период глобальной истории либо истории родной страны, и всецело соответствуют разделам учебной программы и учебника. Настенные карты в большинстве случаев носят обзорный либо обобщающий темперамент, но среди них видятся и тематические, к примеру «Партизанское перемещение на территории БССР в 1941-1945 гг.».

направляться, но, подметить, что приоритет в рассмотрении лишь политических событий стал причиной тому, что большая часть созданных для школы исторических карт все же необходимо отнести к числу тематических. Не обращая внимания на отображение на картах больших больших периодов и регионов, явления и события, отраженные на них, носят, в большинстве случаев, лишь политический темперамент. Только иногда добавляются сведения о промышленных, культурных либо религиозных центрах и т.д.

Классическое преобладание на картах боевых действий, территориальных трансформаций, политических событий, непременно, должно уступить место более гармоничному отражению разных сторон исторического процесса.

На данный момент все более популярным делается таковой вид карты, как схема. Схема либо картосхема, в большинстве случаев, лишена многих атрибутов географической карты, каковые обязательно переносятся на простую историческую карту. Сетка координат, масштаб, кроме того отображение морей, рек и озёр не играются в некоторых случаях на исторической карте значительной роли, и они смогут быть попросту убраны.

Это делается чтобы выделить лишь те элементы карты, каковые конкретно нужны для показа того либо иного процесса и исторического явления. На схеме четко соблюдается лишь пространственное размещение нужного комплекта объектов и их размер относительно друг друга. Для удобства показа довольно часто игнорируется кроме того жёсткое для всех карт ориентирование по сторонам света.

Схематические карты весьма свойственны для учебных пособий, используемых в ходе обучения в государствах Запада. И, нужно признать, кое-какие преимущества (простота изображения, наглядность, незагруженность лишними элементами) делают таковой вид карт весьма полезным. Но, однако, излишняя примитивность схем может привести в будущем к искажению неспециализированных географических представлений обучающихся, поскольку схема выясняется как бы оторванной от земной поверхности, по ней тяжело делать выводы о реальном виде и месте того региона, что изображается.

Комбинированная карта. Генштаб+спутник. #132 Любители походов и приключений


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: