Историческое развитие языкознания

До 19 века изучение языка опиралось на принцип логицизма:

язык – единообразное, статичное образование, служащее выражению универсальных логических категорий.

Различия между отдельными языками мыслились только как различия во внешней форме выражения единого для всех языков содержания.

Вопрос о обстоятельствах многообразия языков и об их исторической изменчивости не рассматривался детально впредь до 19 века, в то время, когда в языкознании утвердилось господство исторического (генетического) подхода к собственному объекту, опирающегося на принцип эволюционизма (историзма).

На основании этого принципа исследователи заключили, что, к примеру:

неспециализированным предком индоевропейских языков был или санскрит, или второй реально существовавший в далёком прошлом язык, а новые языки пришли к собственному современному состоянию любой своим путём в следствии своеобразных трансформаций в их структуре и в инвентаре их элементов [3, 4].

Правила изучения языка:

  1. Язык направляться разглядывать как целостную совокупность, в которой её элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Филипп Фёдорович Фортунатов, Фердинанд де Соссюра).
  2. Ключевую роль играется описательный подход к языку и описательные грамматики, объектом которых становились факты живого, настоящего потребления языка.
  3. Не нужно подменять изучения внутренней развития и логики строения языков пояснениями из сферы психологии, физиологии и т.п.

pИсторическое развитие языкознанияПредставителями данной концепции выговор в лингвистических изучениях был перенесён на формальные нюансы языка, его внутреннюю (имманентную) структуру.

Третий принцип – структурализм (объединяющий первые два). При таком подходе реализуется более либо менее большое обособление внутренней (имманентной) структуры языка и преимущественное либо необыкновенное внимание к отношениям между элементами языковой совокупности. Приоритет был дан принципу инвариантности языковых элементов (и однородности языковой совокупности).

По третьему принципу трудилось множество научных школ всей земли, как то: Женевская лингвистическая школа (Шарль Балли, Антуан Сешэ и др.), Пражская школа функциональной лингвистики [5] (Вилем Матезиус, Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон и др.), французская функционально-лингвистическая школа Андре Мартине, глоссематика главы Копенгагенского структурализма Луи Ельмслева, дескриптивная лингвистика в Соединенных Штатах на различных стадиях её развития (от Леонарда Блумфилда до Зеллига З. Хэрриса), Английская лингвистическая школа Джона Фёрса, Московскаяй фортунатовскаяй и Ленинградская / Петербургская.

В 50-60-х годах 20-го века лингвистический структурализм в его хорошей форме по большей части себя исчерпал, а серия работ Ноуэма Хомского по порождающей трансформационной грамматике ознаменовала новый этап в развитии всемирный лингвистики, но по существу это – формальная, имманентная лингвистика.

На начальной стадии представители формального языкознания трудились в основном в сфере фонетики (фонологии) и морфологии, и на этом материале были развиты строгие формальные способы анализа, среди которых направляться отметить дистрибутивный анализ, оппозиционный анализ, коммутационный анализ.

Дистрибутивный способ воображает так именуемую дескриптивную лингвистику: ориентируясь на морфему и фонему как главные языковые элементы, они в принципе отказывались от учёта фактора значения в анализе языка. Способ создан в Соединенных Штатах.

Оппозиционный анализ (в форме компонентного анализа значений) и идеи системности языка к лексическим явлениям разрешил потом выстроить структурную семантику (структурную лексикологию), в центре внимания которой стоят неприятности семантических полей и семантических дифференциальных показателей (сем). Обращение к синтаксическому материалу разрешило возможность разработать способ анализа по конкретно составляющим, разрешающий предложение как линейное образование представить в виде иерархической структуры (грамматика фразовых структур) и создать теории парадигматического синтаксиса.

В работах Н. Хомского по трансформационной порождающей грамматике в центр внимания выдвинулся синтаксис, и предложение было заявлено основной единицей языковой совокупности.

Но и хороший структурализм, и трансформационные теории, ориентирующиеся на форму языка, отдающие приоритет принципу формализма и исключающие обращение к потреблению языка, игнорирующие настоящую неоднородность языка, которая обусловлена изюминками его функционирования в различных социальных группах, уже к 60-70-м годам прекратили удовлетворять всё возрастающие запросы публичной судьбе. Формальное языкознание в последние десятилетия 20 в. было серьёзно потеснено новыми концепциями, каковые в совокупности образуют так именуемую функциональную лингвистику.

Бурный расцвет испытала лингвистическая семантика, выдвинувшаяся в качестве лидирующей дисциплины. Сформировалась лингвистическая прагматика.

Языкознание 20 века проделало следующий путь:

фонетика (фонология)морфологиясинтаксиссемантикапрагматика

В отличие от формальной лингвистики, моделирующей структуру (либо совокупность) языка, функциональная лингвистика сооружает модели применения (потребления) языка. Но в них сохраняется очень многое из того, что имелось в формальных моделях языка. Удачи функционального языкознания разрешают сохранять надежду, что мы близимся к созданию в двадцатьпервом веке интегральной, холистической модели языка.

Современные функциональные направления, ориентированные на изучение языка в его потреблении в определённом социальном, коммуникативном и когнитивном контекстах, опираются на арсенал методов и концептуальный аппарат, выработанный формальной лингвистикой.

Формальная лингвистика дала нам: типологию языков, интерлингвистику, компьютерную лингвистику, прикладную лингвистику, математическую лингвистику. Исходя из этого формальная, имманентная лингвистика обязана являться ядерным компонентом интегральной теории языка.

Классификация языков мира

Известное современной науке количество языков достигает приблизительно 10 тысяч. Между отдельными языками существуют более родные либо очень отдалённые родственные связи, проявляющиеся в наличии бессчётных совпадений, в первую очередь, в инвентаре материальных слов (и единиц морфем).

Эти связи свидетельствуют, что родственные языки восходят к одному источнику (праязыку, языку-базе) и разошлись в силу неизвестных исторических обстоятельств. На этом материале строится генеалогическая классификация.

Совпадения в структурной организации языков фонологических, морфологических и синтаксических совокупностей разрешает отнести тот либо другой язык к определённому структурному типу в рамках типологической классификации. Громаднейшие типологические сходства отмечаются между языками родственными. Но структурные совпадения смогут характеризовать и неродственные языки.

Структурные сходства между языками могут быть не только результатом их происхождения из неспециализированного источника, но и следствием их сближения (конвергенции) в силу очень продолжительных этнических контактов в одном ареале либо в соседствующих ареалах. Один из взаимодействующих языков может раствориться в другом, оставив в нём более либо менее заметные следы как язык-субстрат либо как язык-суперстрат. Сравнительно-историческое изучение группы языков нужно осуществлять дополнительно в русле ареальной лингвистики.

Классификация языков не всегда опирается лишь на показатель генетической (и по большому счету материальной) близости. Наровне с ним употребляется и географический показатель.

В некоторых случаях по традиции под один класс подводятся языки и/либо группы языков, не находящиеся в родстве (так обстоит дело, к примеру, с терминами «палеоазиатские языки», «австралийские языки», «индейские языки»). Под один класс может подводиться множество языков, образующих в следствии долгих контактов языковой альянс (к примеру, «кавказские языки», «балканские языки»).

Нижнее место в классификационной иерархии занимает диалект. Отдельный язык представляет собой, в большинстве случаев, множество диалектов (начиная от небольших говоров и заканчивая большими наречиями), носители которых, в принципе, смогут осознавать друг друга и относят себя к одному этносу.

Родственные языки объединяются в семьи. Но часто необходимо в многоступенчатой классификации. самая крупная группировка более либо менее родственных языков в современной литературе довольно часто именуется филией (либо филой).

Потом следуют выделяемые в качестве классов макросемьи (либо большие семьи), семьи, подсемьи, группы (либо ветви), подгруппы (либо подветви) и, наконец, диалекты и отдельные языки.

Количество иерархических ступеней в классификации зависит от количества классифицируемых объектов, характера связей между ними и позиции исследователя [1, 4, 6].

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: