История случайного бизнеса на $3 млн

демонстрации и Митинги сделали протест актуальным? Создателям проекта «Гражданин поэт» удалось прекрасно получить на данной моде, не смотря на то, что они уверяют, что все вышло случайно.

Майским утром, сидя на даче, главред проекта F5 Юрий Кацман включил ноутбук и заметил в почте очередное стих Дмитрия Быкова из цикла «Гражданин поэт». Письмо предварялось пометкой сопродюсера, бывшего шеф-редактора ИД «Коммерсантъ» Андрея Васильева «Хороший стих!». Кацману — второму сопродюсеру — так не показалось.

Храбрецом, как в большинстве случаев, задорного стихотворения «Дядя Степа — миллиардер» («И вдобавок, дразня безнравственных / И завистливых людей / Ни при каких обстоятельствах на горных лыжах / Он не ездил без б…») был Михаил Прохоров — обладатель медиагруппы «Живи!», где трудился Кацман. Кроме Куршевеля создатель припомнил миллиардеру «Правое дело» и якобы заблаговременно оговоренное с Владимиром Путиным второе место на президентских выборах.

Задуматься было о чем. Проект «Гражданин поэт» (авторский коллектив: экс-редактор Васильев, поэт актёр и Быков Михаил Ефремов) в тот момент всецело сидел на шее у медиагруппы «Живи!». Денег Прохорова было израсходовано мало — чуть меньше $30 000, но было ясно, что проект набирает популярность и для выхода на новый уровень деньги еще потребуются.История случайного бизнеса на $3 млн

Несколькими семь дней ранее, в первых числах Апреля 2011 года, Быков, Ефремов и Васильев ушли с канала «Ливень». Предлогом было снятие с эфира выпуска «Гражданина поэта» с нелицеприятным текстом в адрес президента Медведева. «Я осознал, что тогдашние опасения [гендиректора «Дождя»] Наташи Синдеевой по поводу мои Дмитрия опасения и реакции Анатольевича по поводу реакции Михаила Дмитриевича — одного порядка. И решил: никому звонить не буду», — вспоминает Кацман.

Последствий не было. Сатира Прохорову понравилась и в тот год стала не только одним из самых популярных в среде столичной интеллигенции культурных событий, но и нежданно успешным коммерческим проектом. «Гражданин поэт» собрал десятки тысяч зрителей. И 85 млн рублей.

«Презент ?Наташе»
Мысль «Гражданина поэта» появилась на канале «Ливень», где Васильев, Ефремов и Быков вели новогодний эфир 2011 года. Тогдашний режиссер канала Вера Кричевская ухватилась за идею Васильева делать стихотворные новости — по одному выпуску в неделю. Создавался «гражданин и Поэт» (начальное наименование) вовсе не как коммерческий проект. «Он замысливался для души и дабы оказать помощь отечественной подруге Наташе Синдеевой.

Брать бабло у Синдеевой тогда было бессмысленно: большое количество у нее нет, а за копейки — не тот уровень», — вспоминает Васильев. Наталья Синдеева подтверждает тот факт, что Ефремов и Быков приобретали маленькие платы, а Васильев трудился «практически безвозмездно».

Всю весну «гражданин и Поэт» был, в общем, простой, не смотря на то, что и популярной программой «Дождя». Все изменилось 28 марта, в то время, когда Наталья Синдеева взяла выпуск «Гражданина» с недвусмысленным намеком на уходящего президента Медведева («…Я ль скакал весенней гулкой ранью / Либо кто второй скакал на мне») и сняла его из эфира.

«Я осознал, что проект может приносить деньги, в то время, когда из-за разрыва с «Дождем» разразился скандал в прессе», — вспоминает Васильев. Новый приют для творческого трио нашелся мгновенно. «Я услышал по радио, что на «Дожде» — скандал. Еще не успели дочитать до конца новость, а я уже принципиально договорился с Васильевым», — говорит Кацман.

Васильев ответил, что у него уже имеется договоренность с главой радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым. В следствии «Гражданин поэт» прописался в нескольких местах сходу. Производство (студию изапись) продукта взяла на себя F5,ролик транслировался на сайте F5 и на YouTube, а звуковая версия — на «Эхе Москвы». Ворон ?за 15 000 рублей

Схема работы была несложная: в четверг Кацман с Быковым и Васильевым выбирали тему, в пятницу подбирался реквизит, Васильев придумывал мизансцену. В субботу шли съемки и монтаж ролика; звуковую дорожку сходу отправляли на «Эхо Москвы», а в понедельник ролик выкладывали в сеть. Права на все выпуски были оформлены на ИП «А.

В. Васильев».

Главные затраты F5 — гонорар Васильеву, Ефремову и Быкову — 150 000 рублей на троих (с данной суммы они сами уплачивали налоги и заработную плат директору и юристу группы). Платить за аренду студии, услуги оператора, звук, свет не требовалось — все это имелось в группе «Живи!». Брали реквизит, в большинстве случаев самый простой.

Необыкновенным был случай, в то время, когда Кацман искал чучело ворона для сюжета в стиле Эдгара По. За ворона было нужно дать 15 000 рублей.

На YouTube выпуски «Гражданина поэта» в среднем наблюдали по 200 000–400 000 раз. Кое-какие собирали более 1 млн зрителей. Сайту F5 по понедельникам ролик снабжал около половины дневного трафика. «Сначала было как-то утомительно.

В отпуск хотелось, отправиться к морю, романчик написать, — согласится Дмитрий Быков. — Но позже все пошло скоро и технично, и я в данный ритм вошел. Приятно было придумывать, а позже наблюдать на скоро возраставшую динамику просмотров».

Кацман ожидал, что проект окупится для F5 за счет продажи рекламы вролике. Начиная с четвертого (по окончании ухода с «Дождя») выпуска «Гражданина поэта» у проекта показался рекламодатель — водка «медведи и Володя» от компании «Винэксим». За размещение в одном выпуске она платила 150 000 рублей — как раз столько стоило создание сюжета. «Я ощущал себя не клиентом-рекламодателем, а частицей этого проекта», — говорит бывший вице-президент «Винэксима» Станислав Кауфман.

Но «медведи и Володя» показались менее чем в половине из 48 выпусков «Гражданина поэта». Прошедшей в осеннюю пору у «Винэксима» начались денежные неприятности, и управление компании подало иск о банкротстве, что был удовлетворен в феврале 2012 года.

Первый рекламодатель так и остался единственным. «Все говорили: здорово, но мы не желаем в эту историю играться, — сетует Кацман. — Никто напрямую не признавался, что страшно, но ясно, что они не желали ассоциироваться с таким контентом».

Возможно, имело суть сделать показы в сети платными — по подписке? «Вероятнее, это разозлило бы аудиторию, — вычисляет Ростислав Хаит, один из основателей театра «Квартет И». — Было бы чувство: ага, они не просто борцы за свободу! Другое дело — билет на концерт». В итоге основным источником дохода участников проекта, раскрутившегося за счет интернет-роликов, стали живые концерты.

На зубах ?до дембеля
С идеей выступать с концертами к Васильеву обратился председатель совета директоров большого концертного агентства C.A.T. Андрей Матвеев, систематично наблюдавший проект еще со времен «Дождя». «Мы тогда были под впечатлением успеха, что имели организованные отечественными соперниками выступления Ивана Охлобыстина во МХАТе, и искали что-то похожее», — согласится Матвеев.

В представление включили полтора десятка уже известных стихов, а в финале Быков по заказу публики написал экспромт (данный формат сохранился во всех следующих концертах). Первый бесплатный концерт-репетиция на «Винзаводе» собрал полный зал. Новое выступление уже с продажей билетов, и также с аншлагом, организовали в Театре эстрады.

Дальше началось то, что в шоу-бизнесе именуют «чесом». Менее чем за год несколько дала более 40 концертов, объездив Россию от Петербурга и Сочи до Красноярска.

В среднем доход Васильева, Ефремова и Быкова за любой концерт составлял около 1,5 млн рублей. Деньги выплачивало C.A.T., получившее на троице деньги, сопоставимые с доходами участников проекта. Рекордный гонорар создатели «Гражданина поэта» взяли за два выступления в «Крокус Сити Холле» — 8,6 млн рублей.

Основатель «Евросети» Евгений Чичваркин организовал для «Гражданина поэта» два выступления в Лондоне — гонорар составил ?50 000. Кроме этого «граждан» приглашали на корпоративы, в частности корпорации «Открытие» и «Коммерсантъ FM».

Но производителю роликов, благодаря которым раскрутился проект, — F5, другими словами «Живи!», — с этого ничего не перепало, C.A.T. трудилось напрямую с ИП «А. В. Васильев». Более того, Михаил Прохоров, собравшись баллотироваться на должность президента, дал согласие спонсировать региональные гастроли «Гражданина поэта».

По словам Васильева, в случае если выручки от продажи билетов не набиралось на обычный гонорар 1,5 млн рублей, Прохоров покрывал отличие из собственного кармана.

«В то время, когда делаешь таковой продукт, нельзя думать ни о бабках, ни о рейтингах, ни о том, что в Кремле поразмыслят. А мы в конце стали заложниками этих собственных рейтингов», — согласится Андрей Васильев. Проект вспоминал как временный: поднявшись на волне протестных настроений и апеллируя к ним, Васильев собирался закругляться, в то время, когда утихнут политические страсти.

Другими словами по окончании выборов в гос думу в декабре 2011 года.

Но страсти не утихли, а выплеснулись стотысячными митингами на проспект Сахарова и Болотную площадь, и создатели проекта осознали: спрос на политическую сатиру будет расти. Завершение проекта перенесли на март 2012-го, приурочив его к президентским выборам. «Солидные деньги давали нам с Быковым силы вытерпеть экспансию и энергию Васильева. С Андреем возможно замечательно выпивать, купаться, но, в то время, когда начинаешь с ним трудиться, он делается настоящим демоном», — откровенничает Ефремов.

Итогом бизнес-проекта стало издание книги «Гражданин поэт. 31 номер художественной самодеятельности. Граждане бесы».

Андрей Васильев внес предложение права на публикацию миллиардеру Александру Мамуту — обладателю издательской группы «Азбука-Аттикус».

Предприниматель дал согласие и назначил авторам щедрые роялти — 20% с продаж. В книгу вошли все исходные тексты стихов Дмитрия Быкова, и все Ефремова редактуры и этапы Васильева. За первые четыре месяца было реализовано 100 000 экземпляров, а авторы получили на троих около 6 млн рублей.

Васильев уже тогда во многих интервью жаловался, что проект, не обращая внимания на прибыльность, утомил создателей. «Дембель был уже виден, и возможно было «на зубах» дотянуть», — говорит он. Последний выпуск программы на F5 вышел в свет через день после победы Путина на выборах. Однако за четыре месяца с момента официального закрытия «Гражданина поэта» несколько дала еще 6 концертов, подготовила к выходу DVD, взяв 600 000 рублей начального платежа от дистрибьютора.

Приблизительно за год «Гражданин поэт» собрал более 80 млн рублей. Для сравнения: приблизительно столько же в год получает любой из резидентов Comedy Club. На поддержку интернет-проекта «Гражданин поэт» структуры Прохорова израсходовали около 8 млн рублей.

председатель совета директоров «Онэксим» Дмитрий Разумов от комментариев для данной статьи отказался.

А какие конкретно выводы сделали другие причастные к проекту лица? «Подобные истории не смогут строиться на ожидании рекламных денег, — рассуждает Юрий Кацман. — Медиа, каковые активнее вторых касаются политической, гражданской и социальной тем, наименее действенны по части привлечения рекламы». Васильев уверяет, что продолжать проект в его начальном варианте ненужно и по большому счету без подпитки из интернета концертная деятельность неспешно угаснет.

Но Геннадий Хазанов уже включил «Гражданина поэта» в постоянный репертуар Театра эстрады с октября. Для политической сатиры живое общение с публикой, в отличие от интернета, — жёсткая гарантия дохода.

Александр Лукашенко встретился с председателем совета директоров «Табак-инвест» Павлом Топузидисом


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.