История в цитатах: «не тушите пламя железом…»

«Не тушите пламя железом…»

Видерад, аббат Фульденский

«Не так сели. Степашин – первый зам» — это замечание президента России Бориса Ельцина 5 мая 1999 года на совещании оргкомитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия точно памятно многим читателям и сейчас воспринимается, скорее, как курьез. Но в одинадцатом веке на севере Германии схожая обстановка обернулась кровавой распрей между церковными иерархами.

Описание произошедшего сделал летописец Ламперт Герсфельдский.

Но прежде, чем обращаться к его хронике, познакомимся с некоторыми ее действующими лицами – легко чтобы не запутаться в них.

Итак, жили-были и правили в Брауншвейге братья-графы, Экберт и Бруно. Сейчас доподлинно неизвестно, как они дробили владения между собой. Ясен только неспециализированный ареал подконтрольных им земель: территории около Брауншвейга и в Средней Фрисландии.

Не всевышний весть что, не смотря на то, что по меркам эры феодализма – большое достаток.

Сначала Экберту принадлежали еще и земли в епископствах Хильдесхайм и Хальберштадт. Но дядя Экберта, император Священной Римской империи Генрих III, земли в епископстве Хильдесхайм тамошнему епископу и поручил. А во второй половине 50-ых годов XI века епископу Бремена и Гамбурга Адальберту были переданы владения братьев во Фрисландии.

Церковь в те времена как минимум не уступала мирской власти по силе, в чем потом сможет убедиться любой.

Братья были людьми не робкого десятка. Во второй половине 50-ых годов XI века, на протяжении одного из переделов владений феодалами, графы Брауншвейгские столкнулись в пути с правителем Северной марки Оттоном. Стычка перешла в бой не на судьбу, а на смерть.

Бруно и Оттон сразили друг друга, Экберт также был не легко ранен, но сумел одолеть войско Северной марки.

В первой половине 60-ых годов XI века Экберт поддержал авантюру кельнского епископа Анно II и герцога Баварии: у вдовствующей императрицы Агнессы де Пуатье был украден сын, малолетний король Генрих IV. На протяжении следования по Рейну мальчик совершил отчаянную попытку побега, прыгнув в реку. Тонущего короля спас от смерти тот же Экберт, ринувшийся в воду за ним.

История в цитатах: «не тушите пламя железом…»
Генрих IV кидается в реку, спасаясь от епископа кельнского Анно II. Картина Бернхарда Роде, 1781 год

Праздновать Рождество 1063 года король прибыл в Гослар – город в диоцезе (в православной традиции – епархии) Хецеля, епископа Хильдесхайма. Вечером перед мессой между людьми двух владык, епископа Хильдесхаймского Хецеля и аббата Фульденского Видерада, вспыхнула ссора. Обстоятельство казалась малом – расстановка кресел для большого духовенства.

По старому обычаю аббат Фульденский должен был восседать недалеко от епископа Майнцского.

Но Хецель объявил, что на землях собственного диоцеза он – первый по окончании епископа, а не кто-либо еще. Действительно, тогда вспыхнувший было конфликт удалось замять.

Праздник Троицы 8 июня 1064 года было решено отметить в том же Госларе. Незадолго до епископы и юный король собрались на вечернюю работу, и свара разыгралась снова. С одной только отличием: на этот раз епископ Хильдесхайма сам стал причиной ее и был к готов ко всему.

По договоренности с Хецелем за алтарем в храме спрятался граф Экберт с отрядом солдат. Заслышав ругань и шум, они выбежали из укрытия, поколотили людей аббата Фульденского и выгнали долой из-под сводов церкви.

Камерариев избивали дубинками и кулаками, но у пострадавших фульденцев нашлось оружие важнее. Не медля ни 60 секунд, они «сбившись в толпу, врываются в церковь, вступают в бой среди хора и среди поющих псалмы братьев и орудуют уже не палками, но клинками» — писал Ламперт.

В храме разыгралась резня. Епископ Хецель забрался повыше и трубным голосом приободрял рубившихся на его стороне, собственной властью дав им добро на кровопролитие. Юный король пробовал прекратить сумасшедший бой, но как будто бы увещевал глухих, по окончании чего ретировался во дворец.

С обеих сторон хватало и убитых, и раненых, но верх забрали люди Экберта. Изгнанные фульденцы возвратились было к закрытому изнутри храму во всеоружии, но сечу остановила ночь.

Наутро состоялась строгое расследование случившегося. Экберт, благодаря покровительству спасенного им Генриха IV, с легкостью отмел все обвинения в собственный адрес. В итоге виновным был признан… аббат Фульденский! Якобы именно он сорвал работу, явившись на нее с вооруженными людьми без какой-либо обстоятельства.

Кроткому и богобоязненному Хецелю ничего не оставалось, не считая как защищаться.

Вчера вечером епископ Хильдесхаймский жестоко наказывал металлическим клинком за нанесенное Церкви оскорбление, а сейчас орудовал клинком духовным, ввергая в геенну огненную души фульденцев – и павших незадолго до, и выживших.

Миниатюры из Фульдского сакраментария (XI век)

Столь тяжёлое обвинение угрожало Видераду лишением сана и изгнанием из лона церкви. Его спас лишь презренный металл. Размеры взяток королю, его советникам и Хецелю малоизвестны. Но имущество богатейшего Фульденского монастыря, в котором хранились мощи «апостола всех немцев» святого Бонифация, было нужно распродать практически полностью.

Ясно, что на теплый прием по возвращению в монастырь аббату рассчитывать не приходилось.

Братия и прежде недолюбливала настоятеля, а по окончании раздачи им урезания и владений рациона монахов неприязнь переросла в неприязнь. Фульда роптала, но не решалась идти на открытое противостояние – точно до происшествия в Госларе.

Лишний предлог дал сам Видерад: он подарил безвестному мирянину весьма дорогого скакуна благочестивого брата Регинбодо, павшего в той схватке. «Братья, в бешенстве, со ужасными криками требуют его назад» — отмечал хронист. Аббату ничего не оставалось, не считая как взывать к милосердию монахов, заклинать «не тушить пламя железом», напоминать, что «трости надломленной не переломить», и т. д. Видерад сулил вернуть все потерянное и сверх того одарить монастырь за долготерпение.

самые зрелые и умелые фульденцы вняли посулам настоятеля и готовьсяпойти на мировую. Но «молодёжь по собственному обыкновению не допускала никакой жалости, никакого снисхождения» — словом, не хотела униматься. Видерад отправился к королю, рассчитывая с его помощью не мытьем так катаньем укротить монастырь.

Но стоило аббату выехать из Фульды, как оппозиция решилась на неслыханный ход: выступить следом и, обогнав его, попросить покровительства короля от свирепости настоятеля!

Пожилые монахи пришли в кошмар от для того чтобы намерения, и тщетно молили мятежников не портить Фульду совсем. В то время, когда время слов прошло, сохранившие верность Видераду после этого также вышли из монастыря. Они брели, оплакивая наглых братьев, но в разумном отдалении от них.

Шествие завершилось предсказуемо – встречей с королевскими рыцарями. Зачинщики были прилюдно высечены розгами, острижены и изгнаны, других разослали по вторым монастырям.

Легшее же на Фульду пятно было не суждено смыть еще много лет.

Происшествие в Госларе – как будто бы Средневековье в миниатюре, уместившейся на полях хроники. В нем отразилась вся тогдашняя эра с ее борьбой светской и духовной правительства, их нарушением и церемониями как предлогом для войны, воинами и показным благочестием за алтарем. До призыва папой Урбаном II Европы в первоначальный крестовый поход оставалось менее трех десятилетий.

бросание горящих окурков в 95й бензин


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: