«Так желает Всевышний!».
26 ноября 1095 года обращение папы Урбана II
открыла эру Крестовых походов
Выдающийся историк Жак Ле Гофф утверждал, что Крестовые походы открыли христианам только абрикос. Спорный постулат — по крайней мере, цель накормить Европу фруктами очевидно не была первостепенной для крестоносцев. В случае если же вникнуть в предысторию этого наибольшего военного события Средневековья, то она представится успехом военно-политических разработок.
«В год от воплощения господня тысяча–девяносто–пятый, на пределах Галлии торжествовался великий собор… В городе, именуемом Клермон. На нем находился отец Урбан–Второй, с кардиналами и епископами», — писал хронист монах Роберт Реймский. И не смотря на то, что кроме духовенства в Клермон съехался и цвет французского рыцарства, нет ничего, что предсказывало начала новой войны.
Наоборот, собор сделал положение о «мире Божьем» необходимым к выполнению всеми католиками.
Отныне под высочайшим запретом появились пролитие крови и междоусобные распри единоверцев по большому счету в течение большей части семь дней – с конца среды до восхода солнца понедельника.
Следом Урбан II подтвердил состоявшееся годом ранее отлучение от церкви короля Франции Филиппа I Капетинга. Формальной обстоятельством стал мезальянс монарха с графиней Анжуйской Бертрадой де Монфор. Похитив её у супруга, первенец королевы Анны Русской возмутил епископов новой свадьбой и разводом.
В случае если в то время Филипп I пренебрегал мнением клира, то скоро ему было нужно горько пожалеть об этом — интердикт лишал его права принимать участие в отвоевании Иерусалима.
Будучи не просто современником Первого крестового похода, а и правителем королевства, Филипп I был должен пропустить его из-за собственной любвеобильности… Пожалуй, истории известно не так и большое количество примеров таковой неудачи. Подчинённые Филиппа I отныне не подчинялись ему с благословения папы, а корону в походе воображал брат короля граф Гуго Вермандуа.
Непременно, церковный темперамент этих мероприятий Урбана II был мнимым – они напрямую касались политики. Отец старательно подготавливался к главному событию собора, без преувеличения поменявшему мировую историю. 26 ноября 1095 года понтифик обратился к собравшемуся в Клермоне мирянам и священству.
Подлинника речи Урбана II не сохранилось. Общепринятой версией её текста считается запись, сделанная тем же Робертом Реймским. Уже первые строки речи папы поражают:
«Я желаю вам поведать, что привело меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла серьёзная грамота, и прежде довольно часто доходило до отечественного слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от Всевышнего… напал на почвы тех христиан, опустошил их мечем, грабежем и огнем, а обитателей отвел к себе в плен либо умертвил».
Крестовые походы обычно ассоциируют только с Иерусалимом в качестве основной цели. Но Урбаном II он упоминается наровне со столицей Византии. Ещё и полвека не миновало со времён Великого раскола 1054 года, в то время, когда Рим и Константинополь обменялись проклятиями.
Сейчас же отец возвещает об угрозе турок-сельджуков стольному граду схизматиков, додавая: «Кому же может предстоять труд отмстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам?».
Отец Урбан II на Клермонском соборе.
Средневековая миниатюра.
Само собой разумеется, глобальное соперничество церквей не сошло на нет. Но в нём наметился перевес в сторону католичества. Не просто так за год до Клермонского собора император Алексей I Комнин обратился к Урбану II прося о помощи, а не наоборот.
Справедливости для, Византия слала сигналы бедствия на все четыре стороны света: в западные графства, русские княжества а также половецкие степи. Папа просто не мог потерять таковой момент — и не потерял его. Ну, а Иерусалим явился лучшей из мыслимых целей благословенного Господом похода.
«Предпримите путь ко Гробу святому; исторгните ту почву у нечестивого народа и подчините ее себе», — призывал Урбан II, и масса людей в неистовстве восклицала в ответ: «Так желает Всевышний!». Не сходя с места, сам оратор вооружился этим кличем, а после этого снял с плеч собственную сутану. Из её ткани были выкроены первые алые кресты – знак крестоносцев на их одеянии.
Четыре года спустя отец доживёт до взятия Иерусалима христианами, но не успеет взять известие об этом. Но эхо его речи будет греметь над миром ещё почти две много лет.
Этого хочет Бог: первый крестовый поход
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Крестовых походов в Святую почву известно много. Среди них имеется известные, к примеру первый и третий (в котором принимал участие Ричард Львиное…
-
История в цитатах: «мы лишь пылинки…»
«Мы только пылинки, осевшие в ночи на карту мира…» Уинстон Черчилль по окончании Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года Полная изоляция города, а…
-
9 Секретов лсд, которые взорвут ваш мозг
Во второй половине 30-ых годов XX века на протяжении работы со спорыньей (паразитный ядовитый грибок) швейцарский химик Альберт Хоффман (Albert Hoffman)…