Истребители пятого поколения: сравнение

    F-15 Eagle Двухмоторный истребитель ВВС Соеденненых Штатов считается одной из самых успешных конструкций в собственном роде. Первый полет F-15 совершил еще в первой половине 70-ых годов двадцатого века, так что грядет время ухода в отставку.
    Действительно, F-22 Raptor не смог стать успешной заменой из-за малого и дороговизны количества выпущенных автомобилей.
    F/A-18 Hornet Американский штурмовик истребитель-и палубный бомбардировщик, созданный в 1970-х годах.
    На сегодня есть главным боевым самолетом ВМС США. В 1995 году в атмосферу встал первый F/A-18E/F Super Hornet — самолет, воображающий собой глубокую и самую новую модификацию F/A-18.
    Embraer EMB 314 Super Tucano Бразильский штурмовик и лёгкий разведчик с птичьим именем — это не раритет эры Второй мировой войны, а современный боевой самолет, оснащенный качественной авионикой и новейшим оружием. Прекрасно зарекомендовавший себя в других странах и Колумбии, он поступит сейчас на работу и в ВВС Соеденненых Штатов.
    Подписан договор на 24 самолета.
    Генерал Кристофер Богдан, куратор проекта F-35 Lightning II со стороны Пентагона «Я вижу, что Lockheed Martin и PrattWhitney ведут себя так, словно бы желают мне реализовать последний F-35 c последним оставшимся двигателем и выжать из данной сделки все до монетки».Истребители пятого поколения: сравнение
    Су-35С Российский многоцелевой истребитель Су-35С (кодификация НАТО: Flanker-T+) сильно поразил гостей авиасалона в Ле-Бурже на протяжении демонстрационных полетов с фигурами высшего пилотажа. Комментаторы наряду с этим отмечали, что данный сверхманевренный самолет поколения 4+ есть действенным развитием платформы Су-27.

Гонка за пятое поколение в самом разгаре. В Российской Федерации доделывают T-50 ПАК ФА, китайцы интригуют мир своим J-20, что-то собственный готовят японцы, и лишь одна нация уже фактически почивает на лаврах победителя. Как мы знаем, единственный истребитель пятого поколения, уже находящийся на вооружении, — это F-22 Raptor.

«Самолет, что так выше всех других летательных аппаратов, — иронизировал один из комментаторов на протяжении салона в Ле-Бурже, — что его никто ни при каких обстоятельствах не видел и не слышал ни на одном театре боевых действий». Считалось, что F-22 обязан прийти на смену различным модификациям F-15 Eagle, но производство «Раптора» было завершено, в то время, когда из сборочных цехов не вышел и 200-й аппарат, тогда как F-15 сделали числом около полутора тысяч.

Обстоятельство для того чтобы ограниченного выпуска «Раптора» ясна — астрономическая цена самолета. Высокая степень малозаметности, возможность крейсерского полета на сверхзвуке, супервысокотехнологичный радар — все это замечательно, но в каких конфликтах из тех, что проходят с участием США, требуется такая сверхоснащенность?

Размышления на эту тему привели, например, к тому, что ВМС США по большому счету отказались от «Рапторов», предпочтя глубокую модификацию ветхой рабочей лошадки. F/A-18E/F Super Hornet, хоть и не есть самолетом «стелс», имеет значительно меньшую если сравнивать с F-18 действенную площадь рассеяния. Помимо этого, он владеет увеличенным боевым радиусом и может садиться на палубу с неотстрелянным оружием, размещенным под крыльями.

В итоге флот взял ветхий проверенный в битвах аппарат, но технологически приближенный к современным разработкам. И основное — не по цене «Раптора».

Неэксклюзивная «пятерка»

F-35 Lightning II компании Lockheed Martin заявлен как более массовая и недорогая альтернатива F-22. Уже не так долго осталось ждать различные модификации «Молнии» поднимутся на вооружение американских морпехов, после этого ВВС и, наконец, флота. На первый взгляд, эту новую программу 5-го поколения ожидает значительно более радостная будущее.

С того момента, в то время, когда 15 декабря 2006 года в Форт-Уорт (штат Техас) состоялся первый полет прототипа AA-1, программа раскручивалась полным ходом. К маю 2013 года было произведено 59 автомобилей (по другим сведеньям — 64), и сейчас F-35 налетали 7265 часов в 4697 полетах. Шесть F-35А (вариант для взлета с простых аэропортов) и два F-35B (версия с вертикальным взлётом и коротким разбегом) размещены на базе ВВС Edwards в Калифорнии, в том месте же находятся еще четыре предсерийных экземпляра с индексом А.

Пять F-35B и четыре F-35C CV (вариант для взлета с палубы авианосца посредством посадки и катапульты посредством аэрофинишера) приютила авиационная станция американских ВМС Patuxent River — тут идут опробования, которые связаны с палубным размещением автомобили. С осени 2012 года в Аризоне, на авиастанции Yuma, в составе 121-й ударной истребительной эскадрильи Корпуса морской пехоты испытываются четыре F-35B, а четыре F-35A приданы 422-й испытательной эскадрилье ВВС на базе Неллис в Неваде.

Самая громадная компания новых истребителей с индексами A и B обосновалась на флоридской базе Eglin, где эксперты 33-го истребительного авиакрыла на 23 автомобилях заняты подготовкой технических специалистов и экипажей. Еще пара экземпляров F-35 ожидают поставки в армии в ангарах корпорации Lockheed Martin.

В соответствии с недавним заявлениям Пентагона, F-35 поступят на вооружение Корпуса морской пехоты в 2015 году, в 2016-м самолет примут в свои ряды ВВС, и только к 2019 году машина отправится на флот. Таковой разрыв в датах разъясняется тем, что «начальную операционную свойство» для постановки на вооружение F-35 купил с программным обеспечением версии Block 2B, а армейские моряки решили подождать окончания разработки ПО с индексом Block 3F, которое должно сделать машину более надежной и функциональной.

До последней монетки

Все это было бы замечательно, если бы проект не преследовали жалобы и технические проблемы, каковые поступают со стороны как пилотов, так и технического персонала. В марте конгрессу был представлен доклад, содержащий целый перечень претензий к истребителю 5-го поколения. Стало известно, что корпус автомобили на 25% уступает в прочности самолетам, которым она приходит на замену.

Другими словами при касании в воздушном бою как раз у F-35 имеется куда больше шансов на фатальное разрушение. Ненадежную работу показало и катапультируемое сидение пилота Martin-Baker US16E. Выяснилось кроме этого, что высокотехнологичный радар AN/APG-81 с активной фазированной антенной решеткой функционировал ненадежно.

Последовательность претензий вызывала эргономика кабины пилота, выстроенная на базе тачскрин-разработок. Либо, к примеру, установка и снятие двигателя. В техдокументации к F-35 указывается, что любая из этих монтажных операций требует не более двух часов.

В действительности оказалось, что может не хватить и 52!

28 февраля 2013 года Пентагон заявил о том, что прекращает полеты всех имеющихся у него F-35, по окончании того как в лопасти турбины двигателя F135-PW-100 одного из истребителей нашли трещину. Уже 1 марта запрет был снят: армейские заявили, что недостаток носил изолированный темперамент, а двигатель, в турбине которого появилась трещина, испытывался в экстремальных режимах с нагрузками, существенно превышающими штатные эксплуатационные.

Но эта история стала последней каплей, которая переполнила чашу бешенства американского военного ведомства по поводу качества и цены нового истребителя. В 2011 году Пентагон рассчитывал израсходовать до 2030 года $379,4 млрд на закупку 2443 F-35, но уже в следующем году расчетная цена выросла до $395,7 млрд. Неизменно говорится о необходимости вложения новых средств в доработку автомобили, ее ПО и соответствующей инфраструктуры.

К примеру, было нужно израсходовать дополнительные деньги на замену материала обшивки, которая покрывает палубу десантных судов типа LHD и LHA. Обстоятельство — прошлый материал не выдерживал нагрева, идущего от газов, каковые вырываются из сопла F-35B при вертикальном взлете.

Исходя из этого кроме того при наличии больших заказов от ВС США и союзников Америки цена одного самолета пока не падает ниже $100 млн, что армейским совсем не нравится. По окончании истории с трещиной в лопасти куратор проекта со стороны Пентагона генерал Кристофер Богдан заявил следующее: «Я вижу, что Lockheed Martin и PrattWhitney ведут себя так, словно бы желают мне реализовать последний F-35 c последним оставшимся двигателем и выжать из данной сделки все до монетки».

Богдан призвал авиастроителей настроиться на то, что программа запланирована на 40 лет вперед, взять на себя все риски и без шуток вложиться в понижение цены отдельного самолета.

А тем временем всемирный финансовый кризис заставляет всех вычислять средства. И обращение не только о большой цене истребителя 5-го поколения, но и о большой стоимости его эксплуатации.

Один час полета F-35 обойдется армии в $24 000, тогда как его предшественники, к примеру F-16, «съедают» на 10% меньше. Впечатленные этими цифрами, власти Нидерландов сократили начальный заказ в количестве 85 самолетов до максимум 68. Англичане сначала разглядывали вопрос о покупке некоего количества F-35C для собственных строящихся авианосцев, но, в то время, когда осознали, во что им обойдется приобретение еще и особых катапульт и аэрофинишеров как раз под эту модель, решили от своих замыслов отказаться.

на данный момент их так же, как и прежде интересует F-35B (с вертикальным взлетом) для замены отслуживших собственный срок «Торнадо» и «Харриеров» — обращение шла о покупке 138 автомобилей. Но в связи с бюджетными трудностями до тех пор пока в замыслах Лондона приобретение до 2020 года всего 48 самолетов.

Актуальное ретро

Спору нет — неоднократно военная индустрия выступала локомотивом технологий и науки, но в то время, когда приходится вычислять средства, имеется суть обратиться к насущным потребностям, а не поддерживать за собственный счет самые дорогостоящие и высокотехнологичные проекты.

Если не подготовиться, скажем, к битвам за мировое господство, а искать действенное авиационное ответ для распрей малой интенсивности (просматривай — для борьбы с разнообразные повстанцами и партизанами), совсем не обязательно закупать штурмовики и турбореактивные истребители, но возможно обратиться к самолетам, выглядящим сейчас как настоящий лоутек. Но это чувство обманчиво.

Да, творение бразильского концерна Embraer — штурмовик Super Tucano — снаружи до боли напоминает истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны P-51 Mustang. По крайней мере, оба они — одномоторные винтовые самолеты с поршневыми двигателями. Но бразильский штурмовик оснащен совсем в противном случае.

У него имеется вся новомодная авионика, включая турель с сенсорами, каковые разрешают следить за почвой в различных диапазонах и вести стрельбу управляемыми ракетами. Приборная доска в двухместной кабине имеет индикацию в современном стиле. «Супертукан» очень популярен в Колумбии, где с его помощью местные армейские наносят удары по базам повстанческой организации FARC. В случае если же учесть, что, в отличие от громадных войн, конфликты малой интенсивности на Земле не затихают, то возможно прогнозировать рост популярности аналогичной техники.

В частности, в Ле-Бурже в текущем году демонстрировался не только Super Tucano, но и его прямой соперник. Одномоторный поршневой Beechcraft T6 Texan II, сконструированный на базе швейцарского Pilatus PC-9, употребляется в Соединенных Штатах и некоторых вторых государствах как тренировочный и легкий разведывательный самолет, причем в версии АT-6В Texan II он способен нести подвески для ракет, пушечные турели, дополнительные баки с горючим и авиабомбы.

Так, между двумя полюсами современной боевой авиации — истребителями-штурмовиками 5-го поколения и легкими поршневыми боевыми самолетами с современной начинкой остается громадное пространство для размышлений и выбора о разумной достаточности.

Статья «Роскошь пятого поколения» размещена в издании «Популярная механика» (№130, август 2013).

Сравнение истребителей 5 го поколения российскийТ 50 ПАК ФА и американский F 35


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: