Иудейская война: начало

В 66 году отечественной эры население Иудеи подняло восстание против власти Рима. На протяжении войны, длившейся четыре года, обитатели маленькой ближневосточной государства постарались вернуть себе свободу. Благодаря дошедшему до нас произведению одного из участников восстания Иосифа бен-Маттафии, кроме этого известного под именем Иосифа Флавия, мы имеем возможность детально вернуть картину происходивших в Иудее событий.

С чего же началась иудейская война?

Наследство Ирода

Правление Ирода I Великого (40 – 4 годы до н.э.) внесло важный раскол в иудейское общество. Он воцарился при помощи римлян, расправившись с последними представителями семейства Хасмонеев и силой подавив оппозиционеров. Но он же раздвинул границы собственного царства, перестроил и украсил Храм в Иерусалиме, возводил прекрасные дворцы, завлекал ко двору инженеров, военных и ремесленников, покровительствовал искусствам.

Алексей Козленко
/
Не мир я принёс, но клинок…
Незадолго до праздника Пасхи разбираемся, какой была роль римского наместника в важном судебном ходе и из-за чего Понтий Пилат решил казнить Иисуса

  • Израиль
  • Ближний Восток
  • античность
  • Древний Рим

К тому же, подданные ненавидели Ирода и много раз поднимали против него восстания. Его власть в стране держалась только силой зарубежных наемников. Деньги на монументальные постройки были взяты благодаря бессердечной эксплуатации малоземельного крестьянства.

Спасаясь от налогового гнёта, массы простонародья бежали в пустыню либо становились разбойниками.

Иудейская война: начало
Иудейское царство эры Ирода Великого

В то время, когда в 4 году до н.э. Ирод погиб, император Август поделили владения царя между тремя его сыновьями. Старший Архелай взял Иудею, Идумею и Самарию, средний Ирод-Антипа – Галилею и Перею, младший Ирод-Филипп – Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран.

Царский титул Ирода не унаследовал никто, сыновья вынуждены были ограничиваться более низкими званиями тетрархов.

Дети Ирода не унаследовали национального ума собственного отца, но были столь же ожесточённы. В 6 году н.э. Август отстранил от власти и послал в ссылку Архелая, а его владения обратил в провинцию под управлением префектов.

По окончании смерти Филиппа в 33 году в состав провинции вошли кроме этого и его владения.

В 37 году взбалмошный император Калигула вернул Иудейское царство, правителем которого назначил собственного друга Агриппу, внука Ирода. В 39 году Калигула прибавил к ним тетрархию его дяди Ирода-Антипы. Агриппа продемонстрировал себя на удивление компетентным правителем, но его владычество выяснилось очень кратковременным.

В 44 году он был отравлен сирийским наместником Гаем Вибием Марсом. Его 17-летний сын Агриппа II взял в управление только почвы бывшей тетрархии Филиппа.

Остальные территории император Клавдий обратил в провинцию, которой руководили назначаемые императором прокураторы.

Оппозиция

Оппозиция его наследникам и Ироду имела в основном религиозное звучание. Главными критиками правящего режима являлись фарисеи (ивр. ??????????????, перушим – «отделившиеся»), чья школа сформировалась во второй половине II века до н.э. Фарисеи стремились установить для себя и собственных последователей более строгие нормы поведения, чем это предписывалось официальной религией.

Они стояли за неукоснительное подчинение Закону, шепетильно изучали священные тексты, имели консервативные убеждения, вели праведный образ судьбы и пользовались многочисленным влиянием в собраниях в качестве судей и учителей закона. Приверженцами этого учения являлись в основном представители «среднего класса» – священники, писцы, – вместе с тем и большая часть как иерусалимского Синедриона, так и храмового жречества.

Собрание в синагоге. Реконструкция П. Коннолли

В случае если фарисеи пребывали в умеренной оппозиции к власти и наряду с этим оставались частью политического истеблишмента, то выделившиеся в конце I века до н.э. из их среды зелоты (греч. ???????, – «ревнитель, приверженец») заняли значительно более радикальную и деятельную позицию. Кроме этого, как и фарисеи, зелоты стремились к праведному образу судьбы, но связывали его с борьбой за освобождение собственной страны из-под власти чужеземцев, под которыми они сначала осознавали Ирода и его семейство, а после этого римлян.

Зелоты учили, что править страной может лишь мессия – отправленный на помощь верующим царь из рода Давида. Мессия обязан одержать победу над неприятелями Израиля и установить царство справедливости, которое зелоты осознавали как имущественное равенство. Эти идеи завлекали в их последовательности массы последователей из простонародья.

Предпосылки восстания

Превращение Иудеи в римскую провинцию существенно обострило и усугубило имевшиеся ранее в стране несоответствия. Фарисеи в данной обстановки заняли умеренную позицию, полагая, что иудеи не в силах бороться против Рима и потому должны договариваться, выторговывая себе максимум вероятных уступок. В сравнении с радикалами из собственных единоплеменников фарисеи вычисляли римскую власть для себя меньшим злом и потому с началом восстания многие из них появились в лагере перебежчиков.

Зелоты, наоборот, были уверенный в необходимости вооруженного сопротивления завоевателям, как бы мелки ни казались шансы на успех. В ожидании мессии они призывали народ не повиноваться влияниям и инициировали беспокойства, в которых иногда принимали участие тысячи людей.

В 6 году н.э. Иуда Галилеянин захватил со собственными приверженцами царский арсенал в Сепфорисе, а после этого призывал уклоняться от римской переписи. Восстание было подавлено, а сам Иуда погиб, но за ним скоро пришли другие.

В 44 году некоторый Февда кликал собственных последователей в пустыню, уверяя, что словами вынудит расступиться воды Иордана. Прокуратор Куспий Фад выслал против Февды наездников, каковые отрубили ему голову, а его приверженцев рассеяли. В правление Антония Феликса в 52 – 60 годах показался некоторый лжепророк из Египта, что собрал 4000 последователей.

С ними он разбил лагерь на Елеонской горе недалеко от Иерусалима. Эти беспокойства кроме этого были подавлены римлянами силой, причем зачинщик сумел скрыться, 400 человек погибли, а 200 были захвачены в плен.

Сикарий нападает на воина Ирода. Реконструкция А. Макбрайда

самые фанатичные из зелотов составляли особенную группу сикариев (лат. sica – «кинжал»). Не имея вразумительной политической программы, сикарии с оружием в руках нападали на римлян – представителей провинциальной администрации, солдат и чиновников, – и их союзников из местных обитателей. В случае если зелоты вели собственную деятельность в полной мере открыто, то сикарии осуществляли нападения тайно, пряча оружие под одеждой.

По данной причине они внушали своим соперникам еще больший ужас.

В их рядах виделись люди разнообразные, от религиозных фанатиков и идейных революционеров до настоящих разбойников, живших грабежом собственных соплеменников. Простонародье обычно было благорасположено к террористам, считая их защитниками угнетенных.

Обстоятельство восстания

Яркой обстоятельством, спровоцировавшей взрыв неспециализированного возмущения, послужили действия прокуратора провинции Гессия Флора (64 – 66 годы). Своим назначением на пост он был обязан жене Клеопатре, пребывавшей в дружбе с императрицей Поппеей. Флор разглядывал собственный назначение как метод скоро сколотить состояние и потому не гнушался никакими вымогательствами.

Он торговал судебными решениями суда, облагал население провинции непосильными поборами, грабил как публичное достояние, так и имущество частных лиц. В 65 году иудеи пожаловались на действия Флора сирийскому наместнику Цестию Галлу, но эта жалоба не стала причиной каким-либо последствиям.

Весной 66 года Флор вмешался в конфликт между эллинизированным и иудейским населением Цезареи. Иудеи имели в городе синагогу, расположенную на участке, принадлежавшем грекам. Их неоднократные попытки купить участок не увенчались успехом.

За взятку в 8 талантов Флор давал слово решить спор в пользу иудеев. Но, взяв деньги, он устранился от ответа конфликта а также арестовал делегацию из знатных иерусалимских иудеев, явившихся потребовать у него выполнения обещания. Эти действия вызвали недовольство Флором среди обитателей Иерусалима.

Иудеи с крыш домов забрасывают камнями римских воинов. Реконструкция Г. Самнера

Практически сразу после обрисовываемых событий, в середине мая 66 года, Флор самолично прибыл в Иерусалим по делам. Кроме этого от имени императора он настойчиво попросил у храмового жречества передать ему 17 талантов из храмовой сокровищницы. Это требование обидело религиозные эмоции иудеев и с негодованием было отвергнуто.

Толпы народа на иерусалимских улицах поносили имя прокуратора и призывали к избавлению от его тирании.

Муниципальные власти не смогли навести порядок.

Тогда рассвирепевший Флор приказал своим воинам напасть на горожан с оружием в руках. На протяжении устроенного им ужасного погрома погибло 3600 человек. Иудеи скоро пришли в себя и стали оказывать воинам решительное сопротивление. На улицах города разгорелось настоящее сражение.

Жители взбирались на крыши собственных домов и оттуда забрасывали солдат камнями.

Убедившись, что он не располагает достаточными силами для подавления восстания, Флор предпочел покинуть город, возложив ответственность за восстановление порядка на муниципальные власти. Из Кесарии он написал Цестию Галлу письмо, в котором информировал об отпадении иудеев от власти Рима.

уличные бои и Контрреволюционный переворот в Иерусалиме

Определив о беспокойствах в Иерусалиме, в последних числахМая либо начале июня в город прибыл царь Агриппа II, что бесполезно пробовал склонить народ к повиновению влияниям. Вместе с ним из города уехали многие представители аристократии, не хотевшие принимать участие в восстании. Власть над городом перешла в руки революционного правительства.

По предложению Элеазара, сына первосвященника Анании, одного из фаворитов восставших, в иерусалимском храме было отменено ежедневное жертвоприношение за здравие императора. Данный ход, равнозначный официальному объявлению войны, бесповоротно расколол правящий класс города. Оставшаяся в Иерусалиме «партия мира», включавшая часть аристократии и иерусалимское жречество, осознав, что события выходят из-под их контроля, обратилась к царю Агриппе за военной помощью.

При помощи отправленных царем 2000 наездников в первых числах Августа они захватили Верхний город с кварталами знати и дворцом Ирода. Партизаны сейчас осуществляли контроль доступ и Нижний город к Храмовой горе.

Между обеими сторонами завязались ожесточенные уличные битвы. Воины превосходили повстанцев силой и выучкой, но те были значительно более бессчётны и решительно настроены. К тому же на помощь им всегда приходили массы народа из сельской местности.

Появлявшись в меньшинстве, воины Агриппы начали отступать и укрылись за стенками дворца Ирода.

Партизаны, овладев Верхним городом, подожгли пребывавшие тут сестры первосвященника царя и дворцы Анании Агриппы Береники.

Верхний город Иерусалима, дворец Ирода и прилегающий к нему квартал, в августе 66 года ставший ареной ожесточенной партийной борьбы

17 августа им удалось захватить примыкавшую к Храму башню Антония и перебить удерживавший ее гарнизон. Потеряв всякую надежду на победу, воины Агриппы дали согласие сдать им дворец Ирода при условии предоставления им свободного отступления. Дворец партизаны сожгли, а отысканных тут первосвященника других представителей и Ананию иерусалимской знати убили.

Римляне, на которых условия капитуляции не распространялись, заперлись в трех башнях Цитадели и некое время держали тут оборону. После этого они дали согласие сдаться кроме этого на условиях свободного выхода из города. В то время, когда воины сложили оружие, иудеи напали на них и перебили всех до одного.

Избиение сикариев

Вождем революционного правительства, захватившего власть в Иерусалиме летом 66 года, был Элеазар, сын убитого экстремистами первосвященника Анании. Его приверженцы по большей части принадлежали к аристократической партии, правильнее к той ее части, которая поддерживалапродолжение и восстание борьбы. Сейчас, по окончании разгрома «партии мира», к нему кроме этого примкнули до сих пор колебавшиеся «умеренные», а также храмовое жречество и фарисеи.

На протяжении уличных боев с их сторонниками и солдатами Агриппы поддержку и широкую известность восставших снискали явившиеся им на помощь радикалы-сикарии. Их вождем был Менахем, сын Иуды Галилеянина, возглавлявшего антиримское восстание шестьюдесятью годами ранее. Сикарии были прекрасными бойцами, чей фанатизм поднимал боевой дух остальных участников восстания.

Как раз Менахем управлял атаку на царский дворец. По окончании победы его авторитет в городе очень вырос, и это вызвало недовольство аристократов, каковые не желали допускать радикалов к управлению восстанием.

Элеазар и его приверженцы решили расправиться со собственными соперниками неожиданным ударом. Наступление было шепетильно спланировано и совершено на протяжении богослужения в храме. Практически все пребывавшие тут сикарии, включая Менахема его полководцев, были захвачены неожиданно и перебиты.

Только немногим из них удалось сбежать в крепость Масаду, где пребывали их стороники.

Битва при Бет-Хороне

В последних числахОктября 66 года наместник Сирии Цестий Галл завершил нужные изготовление к походу на Иерусалим, что являлся главным политическим центром и очагом восстания. Базу его армий составлял XII Быстрый легион в полном составе, и сводный отряд вексилляций вторых сирийских легионов численностью около 2 000 человек (6 когорт пехоты и 4 кавалерийские алы).

К этим силам присоединились вспомогательные войска союзных царей: Антиоха из Коммагены, Соэма из Эмесы и Агриппы, что сам участвовал в походе и сопровождал Цестия на его пути от Антиохии к Птолемаиде. Всего римская армия насчитывала около 30 000 человек.

Продвигаясь через Галилею, римские войска бессердечно разоряли и жгли поселения, а не успевших убежать обитателей убивали. Скоро Цестий разбил лагерь примерно в 15 км от Иерусалима. Тут начались первые схватки с повстанцами.

Вопреки ожиданиям полководца осада города проходила с громадными трудностями. Из-за действий партизанских отрядов на дорогах коммуникаций римляне несли большие утраты в припасах и людях.

Цестий разбил лагерь на горе Скопус на северо-востоке Иерусалима. Пара дней он стоял на месте, сохраняя надежду, что партизаны сделают первые шаги к примирению. В города длились междоусобные распри по вопросу целесообразности продолжения войны.

Кое-какие знатные лица сейчас завязали переписку с римским полководцем, давая слово ему открыть ворота города. В то время, когда об этих переговорах определили партизаны, они скинули изменников со стенку.

Наконец римляне решились на приступ. Через недостроенные стенки в северной части города им удалось прорваться в Новый город и обратить его в пепел. После этого, но, их наступление разбилось о замечательные упрочнения, окружавшие храмовую гору.

Попытка штурма северной части упрочнений, не обращая внимания на мужество римских воинов, была отражена защитниками города. Придя к заключению, что находящихся в его распоряжении сил не хватает для овладения столь замечательной крепостью, Цестий решил отступать.

Партизаны преследовали римлян, забрасывая колонну армий камнями и перехватывая отставших воинов. Около Бет-Хорона римское войско появилось в окружении и только с тяжелыми потерями, кинув обозы, спаслось бегством.

Битва при Бет-Хороне. Реконструкция П. Денниса

Одержанный успех вдохновил восставших и содействовал предстоящему разрастанию охваченной восстанием территории. Не только в самой Иудее, но и в городах соседних провинций начались кровопролитные столкновения между эллинизированным иудеями и населением. За одни сутки в Кесарии было перебито около 20 000 живших тут иудеев; 13 000 человек иудеев погибло в Скифополе, 10 000 в Дамаске и 50 000 в Александрии.

Со своей стороны, в тех городах, где большая часть населения имело иудейское происхождение, погибали массы их соперников. Большая часть восточных провинций погрузилось в хаос, что зимний период 67 года усугубила неожиданная смерть Цестия Галла.

Продолжение

Литература:

  1. Иосиф Флавий. Иудейская война. – Минск, Беларусь, 1991. – 512 стр.
  2. Фолкнер Н. Апокалипсис, либо Первая иудейская война. М.: Вече, 2006, 480 с.
  3. Лившиц Г.М. Классовая борьба в восстания и Иудей против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Минск, 1957, 435 с.
  4. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I – III вв. – М.: Издательство АН СССР, 1949. – 273 с.
  5. Туваль М. О назаретянине, галилеянине, египтянине и других. // Лехаим. Февраль 2010 г. // http://www.lechaim.ru/ARHIV/214/tuval.htm
  6. Туваль М. Кем были фарисеи? // Лехаим. http://www.lechaim.ru/ARHIV/254/tuval.htm
  7. Bloom J. J. The Jewish Revolts against Rome, A.D. 66–135. A Military Analysis. – London, 2010. – 286 p.
  8. Sheppard Si. Jewish Revolt AD 66–74. Oxford: Osprey Publishing, 2013. – 96 p.
  9. Goodman M. The Ruling Class of Judaea. The origins of the Jewish Revolt against Rome A.D. 66–70. Cabridge, 1987. – 263 p.
  10. Levine L. I. Jerusalem: Portrait of the City in the Second Temple Period (538 S.C.E. — 70 C.E.) Philadelphia, 2002. — 505.

גד אלבז מארח את ניסים — לחיים — Gad Elbaz feat. Nissim — L#39;CHAIM


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: