Избрание на священные степени

Поставление на священные степени, — по словам доктора наук И.С. Бердникова. — складывается из двух посвящения: и моментов избрания [1].

Избрание в Старой Церкви производилось неспециализированным голосованием народа и клира, но решающим был голос епископов. Потом в Византии при избрании епископов мирян начал представлять император, Избрание ставленников в диаконы и пресвитеры производилось в Старой Церкви по усмотрению епископа, но с участием народа и клириков.

Феофил Александрийский в 7 м правиле так обрисовывает порядок избрания: Целый собор священников да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем.

В древности в Киевской Руси священники избирались приходской общиной. Избранного воображали архиерею для посвящения и испытания. В восемнадцатом веке в Российской Федерации выборное начало при замещении священнических мест неспешно сходит на нет.

Избрание кандидата делается прерогативой епархиального архиерея.

В избрании епископов в Старой Руси кроме Митрополита (потом Патриарха) и архиерейского Собора принимали участие удельные князья и великие, позднее цари. В синодальную эру кандидаты на архиерейские кафедры избирались Синодом и представлялись на утверждение императора.Избрание на священные степени И сейчас действующему Уставу Русской Православной Церкви избрание епископа есть необыкновенной прерогативой Священного Синода.

1. Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. С. 42. ^

Хиротония

Наиболее значимым актом поставления на священные степени для священников есть хиротония (рукоположение). Чтобы хиротония была настоящей и законной, требуется соблюдение последовательности условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства.

Власть выполнять рукоположение в собственности епископам, и лишь им, как преемникам святых апостолов. Рукополагающий епископ должен быть православным.

В случае если же он взял архиерейскую хиротонию от иерархии, отделившейся от Мирового Церкви, то для хорошего решения вопроса о действительности совершаемого рукоположения непременно требуется, дабы схизматической иерархией сохранялось апостольское преемство и дабы отступления отделившейся общины от православного вероучения не касались главных догматов. Право решения этого вопроса в собственности суду Православной Церкви.

Отцы I Никейского Собора в 8-м правиле признали реальность рукоположении у кафар: О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно Великому и Святому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире.

Зонара в толковании на это правило писал: Если они рукоположены во епископов либо пресвитеров либо диаконов, то присоединяемые из них к Церкви остаются в клире в собственных степенях.

В противном случае делали выводы Отцы I Никейского Собора о еретиках-павлианах. В 19 правиле говорится: О бывших павлианами, но позже прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, дабы они все по большому счету снова крестимы были. Аще же каковые в прошлое время к клиру принадлежали, таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположени епископом Кафолическия Церкви.

Сейчас отечественная Церковь признает реальность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и нехалкидонских Церквах. Но, нереально признавать благодатным иерархическое значение протестантских ординаций. Вопрос о действительности англиканской иерархии обсуждается православными богословами уже более ста лет [1].

Допущение Англиканской церковью женского священства, а также посвящение дам во епископы, лишает данный богословский вопрос всякой актуальности. До сих пор официально не признана отечественной Церковью реальность старообряднической иерархии. Нет оснований сомневаться в конечном итоге рукоположении, совершаемых в новейших отделениях от Православной Церкви, аналогичных греческим старостильникам, но РПЦ в свое время не приняла действительности обновленческих посвящений.

Вторым условием действительности хиротонии со стороны лица, совершающего ее, есть нахождение его у церковной власти. В древности хорепископы, как не в полной мере независимые архиереи, имели возможность рукополагать только по поручению правящего епископа (Ликир. 13; Антиох.

10; VII Всел. 14). В наши дни это правило используется в отношении викарных епископов и архиереев, ушедших на покой.

Епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию только лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам собственной епархии (Сард. 15; Карф. 9:10).

Епископ может выполнять рукоположения лишь в пределах собственной епархии и для служения в ней. 35-е Апостольское правило гласит: Епископ да не дерзает вне пределов своея епархия творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные либо села: да будет извержен и он, и поставленнии от него.

О том же идет обращение во 2 правиле II Мирового Собора, 13 и 14 правилах Антиохийского Собора.

Что касается рукоположения в епископскую степень, то, в соответствии с 1-му Апостольскому правилу, оно совершается собором архиереев: Епископа да поставляют два либо три епископа. Вопреки этому канону, в Католической Церкви отец усвояет себе право единолично рукополагать епископов. Это представляет собой, по сути дела, implicite (скрытое) притязание на то, что папство — другая степень, верховная довольно епископской.

диакона и Пресвитера поставляет один епископ: Пресвитера и прочих причетников и диакона да поставляет един епископ (Апост. 2).

При совершении самого акта хиротонии требуется, дабы, во-первых, он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа, что призван свидетельствовать о рукополагаемом при самом его поставлении. Сейчас это свидетельство выражается символически — пением слова аксиос хором от лица народа.

Второе условие действительности хиротонии содержится в том, дабы она совершалась в определенном порядке: от низших степеней к высшим, дабы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок нахождения на каждой из иерархических степеней не выяснен в канонах. Вместе с тем в них предусмотрено следующее: кандидат на более высокую степень обязан успеть найти свойство к занятию ее хорошим выполнением собственного служения на низшей степени (Сард.

10; Двукр. 17).

Вальсамон в толковании на 17 правило Двукратного Собора отмечал: рукоположение на каждую степень по необходимости (другими словами по потребности) должно совершаться через 7 дней. Практике, но, известны случаи, в то время, когда срок прохождения служения на низшей степени перед рукоположением на высшую был меньше, (в большинстве случаев, при посвящении диакона в пресвитеры).

Хиротония настояща, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви — это третье условие. В Православной Церкви не допускается так именуемое полное рукоположение, дающее сан без определенного места служения.

6 правило Халкидонского Собора гласит: Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати в противном случае, как с назначением рукополагаемаго как раз к церкви градской, либо сельской, либо к мученическому храму, либо к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор выяснил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их.

Вопреки ясному смыслу этого канона, в Католической Церкви полные поставления (ordinationes absolutes) стали нормой при диаконов и хиротонии пресвитеров, а в отношении епископов аналогией полных поставлений есть рукоположение в епископы in partibus infidelium (в государства неверных), иными словами, в епархии, которых нет, и каковые только предстоит образовывать в нехристианских государствах.

Четвертое условие, касающееся самого акта хиротонии — это ее неповторяемость. Рукоположение, единожды верно идеальное, не повторяется ни в каком случае. Повторение его означало бы отрицание действительности ранее идеальной хиротонии.

В 68 Апостольском правиле сообщено: Аще кто епископ, либо пресвитер, либо диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый; разве аще точно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Потому что крещенным, либо рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быти не вероятно.

Зонара, толкуя это правило, писал: о двукратном рукоположении возможно различно думать. Потому что рукополагаемый второй раз ищет второго рукоположения либо вследствие того что осуждает рукоположившего его в первоначальный раз, либо вследствие того что от рукоположившего его во второй раз сохраняет надежду принять некую громадную благодать Духа и освятиться, поскольку имеет в него веру, либо, возможно, покинув священство, снова рукополагается как бы сперва, — и по вторым обстоятельствам.

Каким бы образом ни сделал это, но и два раза рукоположенный и рукоположивший его подлежит извержению, кроме того случая, в случае если первое рукоположение было от еретиков, потому что ни крещение еретиков неимеетвозможности никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак рукоположенных еретиками снова рукополагать нет опасности.

Непременным условием действительности рукоположения во епископа есть то, что оно не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру.

II Вселенский собор отверг реальность хиротонии некого Максима Киника на Константинопольскую кафедру, занятую св. Григорием Богословом. 4-е правило этого Собора гласит: О Максиме Кинике, и о произведенном им безчинии в Константинополе: ниже Максим был, либо имеется епископ, ниже поставленные им на какую бы то ни было степень клира: и соделанное для него, и соделанное им, все ничтожно.

Зонара так писал об событиях, подвигших Отцов Собора изречь это правило: Данный Максим был египтянин, философ, циник. Циниками эти философы назывались за их наглость, бесстыдство и дерзость. Пришедши к великому Отцу Григорию Богослову и быв оглашен, он был крещен.

Позже был причислен и к клиру, и совсем приближен к сему Святому Отцу, так что и пищу имел с ним совместно. Но возжелав архиерейского престола в Константинополе, он отправлял деньги в Александрию и оттуда призывает епископов, каковые должны были рукоположить его в архиерея Константинопольского при содействии одного из самых родных к Богослову. В то время, когда они были уже в церкви, но же прежде совершения посвящения, верные об этом определили и их прогнали.

Но и по изгнании они не успокоились, а удалившись в дом одного музыканта, в том месте рукоположили Максима, не смотря на то, что он не извлек никакой пользы из этого злодеяния, потому что не имел возможности ничего и совершить. И без того настоящим правилом он отлучен от Церкви собравшимися на II Собор Святыми Отцами, каковые определили, что он не был и не есть епископ, по причине того, что был рукоположен незаконно, и что рукоположенные им не сущность клирики. А напоследок, в то время, когда открылось, что он держится Аполлинариевых точек зрения, он был предан анафеме.

Среди правонарушений Максима Киника Зонара упоминает и симонию. Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень, в соответствии с канонам, есть таким событием, которое упраздняет воздействие благодати, делает рукоположение недействительным.

29 Апостольское правило гласит: Аще кто, епископ, либо пресвитер, либо диакон, деньгами сие преимущество возьмёт, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется. О симонии идет обращение и в Канонических посланиях Константинопольских Патриархов свв. Геннадия и Тарасия.

В соответствии с 30 Апостольскому правилу, епископы, каковые взяли собственный сан чрез мирских глав, подвергаются отлучению и извержению: Аще что епископ, мирских глав употребив, чрез них возьмёт епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним.

Вальсамон в толковании на 29 и 30 Апостольские правила пояснял: Но возможно кто спросит, поелику 30 правило упоминает об одном епископе, также как и 29 не упоминает об чтецах и иподиаконах, то как поступить, в случае если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, либо диаконом, либо иподиаконом, либо чтецом? Ответ: и они должны подлежать отлучению и извержению на основании окончательных слов настоящего 30 правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их.

Аргументация не совсем убедительная, но вывод, несомненно, верный. Нет разумных оснований не распространять воздействие этого правила, направленного против симонии, и на церковнослужителей.

В 25 Апостольском правиле цитируется Библия: не отметиши два раза за едино, запрещающая двойное наказание за один грех. В этом случае извержение из сана вместе с отлучением от церковного общения, казалось бы, является примером отступления от данной нормы. Но отступления нет.

Дело не только в том, что симония представляет собой очень тяжёлое правонарушение, подрывающее базы церковного строя, и потому совершивший его заслуживает самой жёсткой кары.

Извержение из сана в этом случае само по себе не есть наказанием, потому что покусившийся на приобретение благодати священства чрез подкуп либо интриги не приобретает данной благодати. Хиротония, совершаемая по отношению к симониату, ничтожна и недействительна сначала. Настоящим же наказанием лжесвященнослужителя, в сущности, оставшегося мирянином, есть отлучение его от церковного общения.

30 Апостольское правило не распространяется, очевидно, на случаи санкционирования поставления на священные степени гражданской властью. Оно действует только в отношении карьеристов и интриганов, ищущих содействия мирских глав.

1. См: Вестник Русского Западно Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. 59. С. 171-175. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Священная и правительственная иерархии

    Наиболее значимым актом поставления на священные степени для священников есть хиротония (рукоположение). Чтобы хиротония была настоящей и законной,…

  • Епархиальный епископ и его избрание

    В пределах епархии епископ действует со властью, которая вверена ему Всевышним как преемнику апостолов. В апостольский век первые епископы избирались и…

  • Степени церковнослужителей

    Степени низших клириков введены в судьбу Церкви исторически, они не существовали в ней сначала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении…

  • Священное писание как источник права

    Наровне с фактически церковным законодательством источником права для Церкви помогает и национальное законодательство. В области внешнего права Церкви,…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: