Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в одинадцатом веке. Эта школа занималась кодификацией и комментированием римского права по Корпусу св. Юстиниана.
Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов.
В двенадцатом веке в Болонье монах Грациан по примеру Юстиниановых Институций составил каноническую компиляцию Concordantia discordantum canonum (Согласование несогласованных законов), потом названную коротко Декретом. Декрет лег в базу Corpus juris canonici (Корпуса канонического права) — официального свода католического церковного права.
Декрет послужил болонским правоведам базой для ученой деятельности, аналогичной той, которую они вели в связи с Корпусом Юстиниана, Правоведы писали комментарии — глоссы на каноны и декреталы, каковые вносились на полях (маргиналы) либо между строчков (интерлинеарные глоссы) источников. По способу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, в особенности в Монпелье и Париже.
В пятнадцатом веке предпринимаются первые попытки критическойоценки источников римского церковного права. Результатом явилось обнаружение подлогов, которыми переполнен сборник Лже-Исидоровых декреталов, вошедший в Корпус канонического права.
Особенно тяжелыйудар по средневековому католическому праву нанесла Реформация. Лютер язвительно нападал в собственных проповедях и сочинениях на папские декреталы; совместно со студентами богословского факультета Виттенбергского университета он празднично сжег Corpus juris canonici. В лютеранских университетах каноническое право изучалось в основном с целью ведения полемики, направленной против католических теорий, в особенности против учения о вселенской папской юрисдикции.
Критическое отношение к средневековым канонистам обнаружилось потом и у католических ученых: у приверженцев галликанизма в семнадцатом веке, в германском фебронианизме XVIII столетия и, наконец, у старокатоликов.
В послетридентийскую эру изучение церковного права было перенесено из юридических факультетов и богословских в семинарии. Вследствие этого оно купило по преимуществу практический, а не научно-теоретический темперамент. Церковное право изучалось в тесной связи с нравственным богословием, что повлекло за собой перенесение юридического способа формальной интерпретации текстов в область нравственного богословия.
В XVIII столетии для отдельных национальных школ католической каноники свойственны были различные направления изучений. В Германии преобладало комментирование Корпуса канонического права; в Италии — казуистика, тщательный анализ тяжёлых вопросов церковного права; французские ученые по преимуществу занимались изучением истории канонических церковных институтов и источников [1].
Важным вкладом в отечественную науку явились предпринятые в новое время на Западе критические издания древних источников. В конце XVI столетия германский ученый Левенклав (по латыни — Леунклавий) издал источники византийского гражданского и церковного права Jus graeco-romanum (Греко-римское право). В 1661 г. французы Вёлль и Жюстель (Voellus et Justellus) выполнили критическое издание древних канонических сборников, греческих и латинских — Bibliotheca juris canonici veteris (Библиотека старого канонического права).
В 1672 г. англиканский пастор Беверидж (Beveregius), потом епископ, издал в Оксфорде в двух фолиантах ????????? (Синодикон) — свод греческих источников канонического права. В 1 томе он поместил Правила Мировых и Поместных Соборов с толкованиями Аристина, Зонары и Вальсамона, во 2 — Алфавитную Синтагму Матфея Властаря. Этим изданием пользовались не только на Западе, но и на православном Востоке.
По благословению архиереев их просматривали и переписывали. Издание Бевериджа легло в базу греческих Пидалиона и Синтагмы.
В 1860-е гг. в Риме вышло двухтомное издание свода канонического права, выполненное кардиналом Питрой: Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta (памятники и История церковного права греков). Тексты канонов Питра снабдил широкими комментариями; многосторонняя ученость комментатора уживается с откровенной тенденциозностью. Его основная цель — доказать, что на Востоке до разделения церквей папу признавали главой Мировом Церкви.
В текстологическом отношении издание кардинала Питры превосходит все более ранние издания. Питра пользовался лучшими исходниками европейских библиотек, а также Петербурга и Москвы.
Показавшиеся на Западе критические издания свода канонического права Старой Церкви разрешили поставить канонику на большой научный уровень. Главными центрами науки снова, как в эпоху и средневековье Реформации, становятся юридические факультеты и богословские. учебники и Лучшие системы церковного права в десятнадцатом веке написаны германскими учеными Вальтером, Рихтером, Хиншиусом, Р. Зомом.
К числу самых больших западных канонистов XX столетия принадлежат: Крузель, Февр, Мартимор, Фурнье-ле-Брас, Штиклер, Лёнинг, Куртшейд, Стаффа, Фюрст.
Для нас особенный интерес воображают те труды западных ученых нового времени, каковые посвящены изучению источников канонического права Православной Церкви. В середине XVIII века братья Баллерини написали двухтомный труд на латинском языке, посвященный истории источников права Старой Церкви до появления Лже-Исидоровых декреталов [2]. Это изучение отличается узким критическим анализом текстов, оно и до сих пор не потеряло собственной научной ценности.
Истории источников старого церковного права посвящены столетия и работы учёных: У. Брайта, Бинера, Мортрёля, Цахариэ фон Лингенталя, И. Чижмана.
В наши дни одним из самых компетентных знатоков древних канонов есть П.П. Жоанну. Но его изучения страдают тенденциозностью.
Упрочнения Жоанну доказать, что в Старой Церкви главенство папы было не претензией Рима, а действительностью, признаваемой Святыми и Соборами Отцами, несостоятельны, не обращая внимания на всю изощренность его аргументации.
Важным вкладом в каноническую науку являются работы православного французского ученого епископа Петра Л’Юилье: бессчётные статьи, часть которых напечатана в Вестнике Западно-европейского Экзархата, и диссертация Дисциплинарные труды первых четырех Мировых Соборов, посвященная текстологическому и экзегетическому комментированию Правил Мировых Соборов — от Никейского до Халкидонского.
1. См: Lexikon fur Theologie und Kirche. Bd. Freiburg, 1960. S. 1280-1302. ^
2. См: Ballerini, Petrus et Hieroninus. Deantiquis tuni editis, turn eneditis collectionibus et collectoribus canonum. Venetia. 1778. ^
Удивительные статьи:
- Хогвартс. больничное крыло
- Статут ордена святого апостола андрея первозванного
- Применение исторических карт с помощью мультимедиа на уроках истории в 6 классе
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Церковь как источник своего права. божественное право и церковное законодательство
Вторым материальным источником церковного права есть сама Церковь. Источник церковного права в этом узком смысле также, само собой разумеется,…
-
Изучение церковного права в россии и на балканах
В Киевской Руси церковное право в древности изучалось только с практической целью. Первые испытания его научного изучения восходят к началу XIX века….
-
Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов
Так первоначально назывались сборники, включающие в себя как каноны, так и гражданские законы по церковным делам. Славянское наименование таких сборников…
-
Задача, метод и система науки церковного права
Задача отечественной науки содержится в том, дабы выстроить совокупность церковного права. Говоря словами епископа Никодима (Милаша), направляться…