Изучение церковного права в византии и греции

В древности право изучалось в высших школах энциклопедического характера: в Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте, Риме, позднее в Константинополе. В этих необычных университетах, где и по окончании издания Миланского эдикта преобладали доктора наук язычники, взяли хорошее юридическое образование Тертуллиан, святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский. В 534 г. Юстиниан запретил язычникам вести преподавание, часть прошлых школ затем закрылась.

Университеты остались только в Риме, Константинополе и Бейруте. В 634 г. закрылась и Бейрутская школа.

Правоведы Константинопольской школы в эру Македонской семейства принимали участие в издании законодательных сборников: Прохирон, Эпанагога и Василики. Светское и каноническое право в Византии в ту эру не отделяли одно от другого. Канонисты были одновременно и знатоками гражданского права.

Первая особая юридическая школа была открыта в константинопольском монастыре св. Георгия в одинадцатом веке. Возглавляющий ее носил титул номофилакса (хранителя законов), и у него экзаменовались все кандидаты на судебные должности.

С Константинопольской школой связаны труды авторитетных греческих канонистов: Алексия Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Димитрия Хоматина.

Аристин и Вальсамон в свое время управляли ее, имея титулы номофилаксов.Изучение церковного права в византии и греции

Изучение канонов в Византии носило по преимуществу практический, а не теоретический и исследовательский темперамент. Составлялись систематизированные своды законов и правил, разрабатывалась предметная классификация правовых норм с подведением и выделением рубрик под них разных законов. После этого к тексту правил стали приписывать объяснительные заметки — схолии, в которых истолковывались неясные выражения.

Аристин, Зонара и Вальсамон составили широкие экзегетические толкования на полный состав канонического корпуса. Из-за завоевания Константинополя крестоносцами юридическая школа была переведена в Никею, а оттуда в Ефес; в столицу она возвратилась только по окончании ее освобождения. В четрандцатом веке в Византии была составлена известная Синтагма иеромонаха Матфея Властаря и Шестокнижие (Экзавивлос) фессалоникийского номофилакса Константина Арменопула.

Падение Константинополя закончило успехицерковного правоведения на греческом Востоке. Только на рубеже XVIII-XIX вв. появляется новый канонический сборник с толкованиями — Пидалион (Кормчая), составленный святым Никодимом Святогорцем и иеромонахом Агапием. За настоящим текстом каждого правила в Пидалионе направляться его изложение на комментарии и новогреческом языке, основанные на хороших толкованиях Аристина, Зонары и Вальсамона.

В бессчётных примечаниях обсуждаются тяжёлые вопросы канонического права. Для священников воображают громадной интерес помещенные тут богослужебные указания и пасторологические рекомендации. Кое-какие канонисты вычисляют Пидалион самым идеальным и авторитетным сводом православного церковного права.

В 1852-1859 гг. под редакцией Ралли и Потли в Афинах вышла шеститомная Синтагма Божественных и святых Канонов. В Синтагму, наровне с каноническим корпусом, включая Номоканон в 14 титулах, Синтагму Матфея Властаря и толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, вошли кроме этого позднейшие законы Константинопольской Патриархии и законы о Церкви, изданные в Греческом королевстве. Из трудов греческих ученых нового времени заслуживают внимания Управление по церковному праву К. Ралли, монографии Аливизатоса, изучения Конидариса по устройству Старой Церкви, канонические работы одного из наибольших богословов XX века Григория Папамихаилу, труды канониста и церковного историка отечественного времени митрополита Сардикийского Максима (Христополуса).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: