Я неделя великого поста, 8 марта 2009 г

(Евр 11,24-26.32-40; 12,1-2)

Русский перевод архимандрита Ианнуария:

24 Верою Моисей, став взрослым, отказался именоваться сыном дочери фараона. 25 Краткосрочным удовольствиям греха он предпочел страдание с народом Божиим 26 и поругание Христа он счел достатком бoльшим, чем сокровища Египта, потому что собственный взгляд он устремлял на воздаяние.

32 И что еще сообщить? Так как никакого времени не хватит мне говорить о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле и о тех пророках, 33 каковые верою побеждали царства, вершили правосудие, приобретали обещанное Всевышним, заграждали пасти львов, 34 гасили мощь огня, избегали острия меча, поднимались в силе из немощи, становились крепкими в сражении, обращали в бегство полчища неприятелей. 35 Кое-какие дамы обретали собственных мертвых сыновей воскресшими.

Другие же были замучены, отказавшись от предложенного им спасения, дабы встретить лучшее воскресение. 36 Иные терпели бичевания и издевательства, иные – оковы и темницу. 37 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали клинком; они скитались в овечьих и козьих шкурах, терпели лишения, муки и гонения, – 38 и это те, которых не был хорош мир! – блуждали по горам и пустыням, ущельям и пещерам.

39 И все они, имевшие столь хорошее свидетельство за веру, не взяли обещанного, 40 потому, что Всевышний, предусмотрев что-то лучшее для нас, не захотел, дабы они без нас достигли больших высот.Я неделя великого поста, 8 марта 2009 г

1 Вот из-за чего и мы, окруженные таким великим облаком свидетелей, как участники грядущего нам забега, давайте же скинем с себя путы греха и лишний груз, дабы настойчиво бежать,2 взирая на Завершителя и Зачинателя веры, на Иисуса, Что для ожидающей Его эйфории претерпел крест, презрев унижение, и сидит сейчас одесную престола Божия.

Долгий последовательность впечатляющих образов ветхозаветных свидетелей веры в Единого Его Правду и Бога проходит перед отечественным мысленным взглядом, в то время, когда мы слушаем слова апостольского чтения на сутки Торжества Православия. Последовательность, начинающийся Моисеем, и завершающийся, по окончании упоминания храбрецов библейской истории, Иисусом Христом. Нигде так не уместно это чтение, как в храмах Русской Православной Церкви, давшей в двадцатом веке великий сонм новомучеников и исповедников.

И да станут они для нас примерами, ничем не уступающими перечисленным библейским храбрецам.

Вправду, бывают такие кризисыв истории Церкви, в то время, когда христианин напрямую стоит перед выбором: пострадать за Правду Божию либо стать отступником, сохранив себе жизнь. Не начнём осуждать людей, не выдержавших это опробование: судья им – Господь. Задумаемся лучше о вторых вопросах, каковые ставит перед нами сегодняшнее чтение.

Первый вопрос: Что имеется та Правда Божия, за которую страдало и умирало неисчислимое множество ее свидетелей? Второй вопрос касается лично каждого из нас. «Бл=же1ни и3згна1ни пра1вды ра1ди: э4кw тё1хъ e4сть црcтвiе нбcное». Но меня никто не гонит, никто не мучает и не убивает лишь за то, что я христианин.

В чем же должно состоять мое подражание тем высоким примерам, о которых шла обращение?

Правда Божия – тот спасительный порядок, что Всевышний Творец предусмотрел для сотворенного Им человечества и мира. Для исповедников и большинства мучеников ветхозаветной истории эта спасительная Правда Божия заключалась в тех религиозных, культовых и нравственных требованиях, каковые были даны в Откровении праотцам веры в Единого Всевышнего, а потом запечатлены в Законе с его заповедями.

Верить в Всевышнего, поклоняться лишь Ему, надеяться на Его верность Завету, выполнять Его заповеди и означало жить по Правде. Как тяжело было это делать, показывает вся история Израильского народа. Маленький народ Ветхого Завета был окружен морем языческих народов, огромным миром с его соблазнами и искушениями. Всевышнего никто ни при каких обстоятельствах не видел.

А всевозможные идолы и языческие боги – вот они, тут.

Их видно, они ощутимы. Вот амулеты и истуканы, исцеляющие и приносящие успех. Вот небо, полное светил, каковые руководят судьбой. Вот потоки и огнедышащие вулканы вод, угрожающие смертью, в случае если им не принести жертву умилостивления их бешенства.

Вот великий фараон, Сын Неба, Отец и Владыка земли всех народов.

Его милость греет как солнце, а бешенство его страшен… А Правда Божия, где она? Где обещанное Всевышним спасение?

В новозаветную эру ветхая вера в Всевышнего пребывала в кризисе. Время шло, но никаких показателей выполнения обетований, осуществления Правды, никаких видимых знаков спасения от бедствий и скорбей этого мира не наблюдалось. Нечайно появлялся искусительный вопрос: а имеется ли эта Правда? Праведен ли Всевышний?

И в случае если Правда имеется, то из-за чего она бессильна в нашем мире? И все древние мученики, все свидетели веры «не взяли обещанного».

У них была смелая вера, но сколь прискорбна была их будущее! Так как они «не имели надежды», о чем с печалью в одном из собственных посланий пишет апостол Павел (1 Фесс 4,13), и уходили из судьбы так же, как их мучители и гонители, «не взяв обещанного».

Но в это кризисное для веры время надежда пришла в мир, потому что «Всевышний предусмотрел для нас что-то лучшее». Небесная надежда пришла с явлением спасительной Правды Божией в Иисусе Христе, Распятом и Воскресшем. Правда явлена, засвидетельствована апостолами, Церковью, новыми новым и Священными Писаниями сонмом свидетелей-мучеников.

Эта Правда для нас запечатлена не в мертвой букве Закона, как это было для мучеников Ветхого Завета, но в живой Личности Господа и Спасителя, в Новом Завете с Всевышним.

Не в словах, на камнях либо на бумаге начертанных, но в Слове Божием воплощенном и вочеловечившимся, вписанном в отечественные сердца Духом Святым. Духом, Что одаривает нас не только верой в невидимое, но и надеждой, и, основное, любовью к тому, что ощутимо и по всей видимости.

Ободряющий и воодушевляющий урок сегодняшнего апостольского чтения в утешительном напоминании: у христианина в жизни имеется засвидетельствованная цель, на которую он устремляет взгляд собственного сердца. Он не просто прогуливается по тропинкам судьбы, к вечеру возвращаясь к тому месту, откуда он вышел утром. Христианин имеет цель – в сияющей вечности христоподобия.

Исходя из этого любой из нас обязан иногда задавать себе вопрос: продвинулся ли он дальше? не сбился ли с пути?

Более того, нам говорится, что жизнь христианина – не просто спокойное продвижение к цели. Его жизнь сравнивается с подвигом атлета, что участвует в тяжёлом забеге, приложив все возможные усилия бежит к финишу. «Будем настойчиво бежать в грядущем нам состязании», – таков буквальный перевод последних строчков отечественного отрывка. Появляется образ переполненного стадиона.

За бегунами замечает бесчисленное «облако свидетелей», другими словами тех, кто подтверждал собственную веру во Христа, они уже завоевали победные венцы и сейчас наблюдают с небес, на нас, являясь свидетелями отечественных свершений. Они воодушевляют и подбадривают нас. Спортсмен удвоит свои силы, в случае если будет знать, что за ним замечают не просто зрители на стадионе, но сочувствующие ему победители тяжёлых соревнований.

В жизни неизменно имеется неудачи и помехи на пути веры. Отечественная задача избавиться от всего лишнего и ненужного, мешающего нам в отечественном «беге»: от отечественных вредных привычек, потворства своим слабостям, лени, уныния, тянущих назад воспоминаний. Спортсмен обязан бежать налегке.

Исходя из этого нам дается несложной совет: скинем с себя лишний груз и мешающие отечественному бегу путы греха.

Но сколь тяжело это не редкость – избавиться от своих слабостей. Для этого нужна активная решимость, нужна дисциплина, самообладание, необходимо упорство. Не пассивное терпение, как это, к сожалению, передано в классических переводах, но как раз активная решимость, проявляющаяся в действии, требующая упорного труда и напряжения сил над собой.

Эта стойкость, эта решимость – отечественный лучший ответ на один из великих даров Святого Духа, на дар надежды, надежды на Господа Иисуса Христа.

Как раз в решимости, в стойкости, в работе над собой и содержится подражание высоким примерам веры в отечественной будничной жизни, в то время, когда от нас не нужно чрезвычайных внешних подвигов и усилий. Внешние подвиги – исторические указующие путь и вершины маяки. Их довольно много, и все-таки путь большинства проходит не по вершинам, а по широким равнинам, в которых так легко заблудиться.

Мы, христиане, в жизни не одиноки, с нами прекрасным образом постоянно пребывает Христос, воспринятый нами в крещении. Он – и Зачинатель отечественной веры, и отечественный спутник в пути, более того, проводник, ведущий нас к цели. Чудо судьбы христианина содержится кроме этого в том, что он устремляется к цели в окружении сонма святых свидетелей, отрешившись от кумиров и всех идолов, и неизменно взирая на Того, Кто уже достиг цели.

Он – Завершитель отечественной веры, Что, порвав узы смерти, восшел на небеса, проложил нам путь и сейчас ожидает нас, в то время, когда мы, не оглядываясь назад и простираясь вперед, также достигнем цели отечественной веры, по1чести вы1шнягw зва1нiя бж=iя w3 хрcтL *и=сё (Флп 3,14).

Свидетельство о вере в Единого Бога HD


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: