Ясень среактором: самая секретная русская подлодка

    «Ясень» совместит в себе классические черты советских и американских АПЛ: легкий корпус будет охватывать лишь часть прочного, торпедные аппараты разместятся в средней части лодки

Данный корабль не показывают по телевизору. Съемки в цеху северодвинского Северного машиностроительного предприятия, где он строится, запрещены. В открытую печать об этом корабле попадают по большей части лишь предположения и догадки.

И неудивительно, потому что речь заходит о самом, возможно, передовом проекте современного российского военно-промышленного комплекса — головной ядерной многоцелевой подводной лодке четвертого поколения «Северодвинск».

Советская «борьба» против американского «тоталитаризма»

С момента выхода в море в 1955 году первой в мире американской ядерной подлодки (ПЛА) Nautilus ядерное подводное кораблестроение превратилось в одну из наиболее значимых сфер острейшего технологического соперничества между США и СССР. Внедрение ядерного реактора на подводных лодках разрешило так повысить их боевой потенциал, что ПЛА превратились в настоящих «повелителей морей» и стали рассматриваться как одна из наиболее значимых (а у нас — и как основная) сил флота.

Оснащение ПЛА баллистическими ракетами разрешило им решать и стратегические задачи. По иронии судьбы сложившиеся в обеих государствах совокупности создания ядерных субмарин были во многом противоположными не только друг другу, но и в какой-то мере официально декларируемым политическим правилам стран.Ясень среактором: самая секретная русская подлодка

В Соединенных Штатах адмирал Хьюман Риковер, «папа американского ядерного флота», сосредоточил в собственных руках практически полную монополию на все этапы проектирования американских ПЛА, жестко решая, какие конкретно как раз лодки необходимы флоту, беспощадно отбрасывая каждые параллельные проекты и «топя» соперничающие предложения. Способы его правления за глаза именовали не в противном случае как «тоталитарными» и «мафиозными». Результатом стала единая и стройная эволюционная линия развития американских ПЛА, сохранившаяся сейчас.

В СССР же к началу семидесятых годов сложилась совокупность трех конструкторских бюро в области подводного кораблестроения: ленинградские «Рубин» и «горьковский» Лазурит и «Малахит» — каковые, с одной стороны, специализировались на проектировании различных типов лодок («Рубин» — ракетных с баллистическими и крылатыми ракетами, «Малахит» — многоцелевых, «Лазурит» занимался и теми и другими, и подводными аппаратами), но наряду с этим, иначе, отражали во многом разные школы проектно-конструкторских ответов и практически во многих случаях вели борьбу между собой, предлагая соответствующие варианты по многим проектам. Это стало обстоятельством рекордного «многотипья» ПЛА ВМФ СССР как по классам лодок, так и по их проектам.

В следствии в семидесятые годы в Советском Альянсе была создана полная гамма проектов самых современных ПЛА третьего поколения: «Рубин» создал ядерные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 941 и с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949, «Малахит» — ядерные многоцелевые лодки проекта 971, а «Лазурит» — ее вариант с титановым корпусом проекта 945. С развертыванием строительства этих судов в следующем десятилетии отечественный флот в первый раз взял лодки, приближающиеся по чертям скрытности (прежде всего — по уровню шумности) к американским.

Причем достигнутый советскими конструкторами прогресс давал возможность не только нагнать, но, в возможности, и обогнать американцев. Исходя из этого уже во второй половине 70-ых годов XX века, в то время, когда строительство первых ПЛА третьего поколения еще лишь начиналось, в СССР были широким фронтом развернуты работы по созданию еще более идеальных лодок следующего, четвертого поколения, каковые должны были стать настоящим чудо-оружием XXI века.

Затянувшееся рождение «Ясеня»

Первоначально все три «подводных» КБ взяли задания по проектированию лодок четвертого поколения по собственному «профилю» — «Рубин» делал ПЛАРК с перспективными «тяжелыми» противокорабельными крылатыми ракетами «Болид», «Лазурит» — специальную противолодочную ПЛА, а в «Малахите» под управлением главного конструктора В.Н. Пялова разрабатывалась многоцелевая ПЛА проекта 885, взявшая шифр «Ясень».

Но сложности создания оборудования и нового большого числа вооружения для этих лодок, все возрастающая от поколения к поколению цена постройки новых ПЛА, и пересмотр тактических установок в свете новых требований вынудили армейских принять воистину революционное для развития отечественного ВМФ ответ — объединить все три проекта в один, отказавшись от многотипности и узкой боевой специализации. В качестве базисного для реализации был принят как раз «малахитовский» проект 885 «Ясень», что было нужно оснастить дополнительными боевыми средствами для расширенного круга боевых задач. Так, проект 885 стал первым отечественным полноценно многоцелевым подводным боевым кораблем, талантливым решать фактически каждые задачи, стоящие перед отечественным подводным флотом, включая борьбу с авианосными группировками и ПЛА возможного соперника.

Ответ непростого комплекса технических неприятностей при создании многоцелевого корабля нового поколения стало причиной затягиванию проектных работ. В следствии разработка завершилась лишь к роковому для страны 1991 году, в то время, когда сама возможность постройки перспективных ПЛА в распавшейся стране была поставлена под вопрос. Но важность данной программы для ВМФ была так очевидна, что, не обращая внимания на все трудности, 21 декабря 1993 года в Северодвинске был в праздничной обстановке заложен «заказ номер 160» — первенец проекта 885, взявший имя города, где он строится. «Северодвинск» стал первым заложенным в РФ боевым кораблем.

Но во время кризиса и недостаточного финансирования строителям и морякам лодки было необходимо вести настоящую борьбу за выживание проекта. Работа над «Северодвинском» в итоге превратилась в долгострой — в случае если первоначально планировалось вывести корабль на опробования еще во второй половине 90-ых годов XX века, то на данный момент таким сроком именуется уже лишь 2005 год. О постройке серии не было и речи.

Однако высокая готовность лодки на данный момент и определенное улучшение финансирования кораблестроения дают основания сохранять надежду, что новейшая русский ПЛА не так долго осталось ждать все-таки заметит море, а в будущем возможно будет возвратиться и к серийному постройке судов проекта 885.

Приподнимая завесу тайны

Продолжительное время вид строящейся новейшей русской подлодки был объектом бессчётных предположений у нас и за границей, порождая иногда очень причудливые фантазии. В первый раз точные компьютерные изображения проекта 885 были размещены в 1998 году в статье помощника главного конструктора СПМБМ «Малахит» А.М. Антонова в издании «Гангут».

С того времени в прессе показалось много новой, не смотря на то, что и достаточно спекулятивной и противоречивой информации об отдельных технических качествах конструкции «Северодвинска». Попытаемся отделить зерна от плевел и дать некое представление об этом этапном для отечественного флота корабле. направляться оговориться, что большая часть сказанного ниже носит предположительный темперамент и основано только на сообщениях открытой печати.

Проект 885 во многом унаследовал хороший «фирменный» стиль внешних обводов «малахитовских» лодок — таких, как проекты 671 и 971: прекрасно обтекаемый «каплевидный» корпус и «лимузинное» ограждение рубки. Но внутреннее строение корабля представляет собой в значительной степени отход от прошлых традиций советского подводного кораблестроения и приближает «Северодвинск» к американскому конструктивному типу ПЛА.

Все предшествующие советские ядерные лодки имели двухкорпусную конструкцию — прочный корпус был в легкого корпуса, а в межкорпусном пространстве размещались балластные цистерны. Это обуславливалось в первую очередь требованиями ВМФ иметь большой запас плавучести (отличие между надводным и подводным водоизмещением лодки) для обеспечения надводной непотопляемости и лучшей живучести ПЛА.

Но такое ответ уменьшало скрытность лодок, потому, что легкий корпус играет роль собственного рода объемного резонатора и усиливает на низких частотах шумность лодки — исходя из этого все американские лодки начиная со второго поколения были однокорпусными, с размещением балластных цистерн в прочного корпуса. Как принято вычислять, в проекте

885 применена компромиссная смешанная одно-двухкорпусная совокупность конструкции, в то время, когда легкий корпус «охватывает» лишь часть прочного корпуса ПЛ.

Вторым серьёзным ответом стало применение на «Северодвинске» гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш», ответственной частью которого считается гидроакустическая станция «Амфора» с громадной сферической антенной, занимающей всю носовую часть лодки. Это разрешает разместить на антенне много высокочувствительных гидрофонов и обеспечить мельчайший уровень помех для их работы.

Исходя из этого торпедные аппараты (по различным сведениям, их восемь либо десять калибра 533 мм) перенесены с их привычного места в носу на борта в средней части лодки и размещены под углом к диаметральной плоскости корабля. В том месте же размещается и торпедный боезапас.

Подобное ответ уже более 40 лет используется в Соединенных Штатах, но в советском флоте оно продолжительное время отвергалось, потому, что такое размещение торпедных аппаратов ограничивает скорость лодки при производстве торпедной стрельбы максимум 15−17 узлами. на данный момент наконец признано, что по условиям скрытности стрельба на более высоких скоростях хода все равно нецелесообразна.

Не считая «Амфоры» новая лодка будет иметь классические для всех современных ПЛА развитые бортовые конформные гидроакустические антенны, и буксируемую пассивную низкочастотную гидроакустическую антенну — собственного рода многосотметровый шланг, усеянный гидрофонами, производимый наружу через верхнюю часть вертикального руля. Корабль возьмёт кроме этого неакустические средства освещения подводной обстановки, навигации и новейшие комплексы связи, и интегрированную автоматизированную совокупность боевого управления и комплексную совокупность управления всеми техническими средствами корабля.

«Северодвинск» должен быть оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме с интеграцией водо-системы циркуляции и водяного реактора теплоносителя первого контура в едином корпусе, что существенно повышает ее надежность. В данной ядерной установке используется большой уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что разрешает лодке развивать громадную тепловую мощность реактора и скоростной малошумный движение (быть может, до 20−25 узлов), не применяя самый главный источник шума на современных ПЛА — насосы для циркуляции теплоносителя.

Вторым ответственным новшеством станет, быть может, использование электродвижения на малошумном ходу — другими словами турбина будет вращать не гремящий турбозубчатый агрегат с шестернями понижающего редуктора, а генератор, приводящий в перемещение негромкий электромотор. Наконец, как ожидается, приводить в перемещение ПЛА станет не «молотящий воду» гребной винт, а малошумный водомет, конструкция которого, Наверное, отрабатывалась на черноморской дизельной «варшавянке» Б-871 проекта 877В.

С целью проекта и максимального снижения шумности 885 фундаменты всех ее механизмов будут оснащены так называемой совокупностью активного понижения собственных шумов, в первый раз примененной, как вычисляют на Западе, на ядерных лодках «Гепард» и «Вепрь» модернизированного проекта 971. Все это в комплексе, Наверное, сделает «Северодвинск» самой малошумной ПЛА в мире, разрешив в первый раз превзойти по звуковой скрытности американские лодки четвертого поколения типов Seawolf и Virginia.

Вооружен и весьма страшен

Надводное обычное водоизмещение ПЛА проекта «Ясень» оценивается в различных источниках цифрами от 8600 до 9500 т, протяженность приблизительно в 120 м, ширина 15 м, осадка 10 м. Все остальные сведения являются еще более приблизительными.

Но о оружии известно очень многое. Потому, что «Северодвинск» объединяет в себе элементы ПЛАРК, многоцелевой и противолодочной ПЛА, то он несет очень замечательный комплекс оружия, талантливый решать задачи борьбы фактически с любыми современными надводными и подводными судами.

В прочном корпусе лодки размещены восемь универсальных вертикальных пусковых установок (ВПУ), любая из которых включает три шахты (всего 24) для запуска из транспортно-пусковых контейнеров крылатых ракет разного назначения. Считается, что главным оружием, размещенным в этих ВПУ, станут новейшие сверхзвуковые противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» (более узнаваемые под псевдонимом «Яхонт») разработки НПО Машиностроения, имеющие дальность стрельбы от 120 км по маловысотному профилю до 350 км при полете ракеты на высоте 18 км.

Дальность пуска этих ракет меньше, чем у известных «Гранитов», которыми вооружены огромные ПЛАРК проекта 949А, но и габариты значительно меньше, а меньшая дальность стрельбы «Ониксов» делает «Северодвинск» менее зависимым от внешнего целеуказания (авиационного либо космического), разрешая за счет собственной бесшумности скрытно сблизиться с соперником и произвести ракетный залп за счет собственного целеуказания от собственного замечательного гидроакустического комплекса. Залп же 24 сверхзвуковых противокорабельных ракет воображает важную опасность кроме того для американских авианосных соединений с их развитой совокупностью ПВО.

Помимо этого, ВПУ и торпедные аппараты разрешают использовать и отечественные аналоги американского Tomahawk — крылатые ракеты, созданные в екатеринбургском НПО «Новатор»: стратегическую 3М10 «Гранат» с ядерной боевой частью (дальность стрельбы до 3000 км) и оперативно-тактическую 3М14 «Калибр» с простой (дальность стрельбы более 500 км), что дает лодке проекта 885 возможность наносить массированные точные удары по наземным объектам. Через торпедные аппараты возможно использовать и другие «новаторовские» ракеты — сверхзвуковую противокорабельную 3М54 «Бирюзу» и противолодочную 91Р, и ставить мины. Как ожидается, в отличие от советских лодок, оснащенных громадным числом разных типов торпед, на проекте 885 будет использоваться единый тип перспективной 533-мм торпеды, известной на данный момент под открытым обозначением УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), предназначенной для поражения как надводных, так и подводных целей и оснащенной комбинированной совокупностью наведения — как управлением по проводам, так и звуковым пассивным и активным самонаведением, и самонаведением по кильватерному следу корабля соперника.

Для самообороны на «Северодвинске» будут установлены особые устройства для отстрела разнообразных ловушек и отводителей, и, вероятно — совокупность активной противоторпедной защиты, талантливая поражать вражеские торпеды особыми малогабаритными антиторпедами.

До тех пор пока что грозный «Ясень» проекта 885 находится на стапеле, но уже заслужил самые высокие оценки как в Российской Федерации, так и за границей. В собственной только что вышедшей книге «Cold War Submarines» ведущий американский военно-морской аналитик Норман Полмар так заключает главу о последних проектах ядерных подводных лодок СССР и США: «Очень многое свидетельствует в пользу того, что советские подводные суда четвертого поколения достигли уровня, равного либо превосходящего по практически всем качеств уровень их американских соперников».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№20, июнь 2004).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: