Ясперс к. смысл и назначение истории. м., 1991, с. 32-36

Карл Теодор Ясперс (1883 — 1969) — германский философ, психолог, один из главных представителей экзистенциализма. В 1908 году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в 1909 году стал доктором медицины. В философию истории ввел понятие «осевого времени».

Ось всемирный истории, если она по большому счету существует, возможно найдена лишь эмпирически, как факт, значимый для всех людей, среди них и для христиан. Эту ось направляться искать в том месте, где появились предпосылки, разрешившие человеку стать таким, каков он имеется; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование людской бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, имело возможность стать таким убедительным…, что тем самым для всех народов были бы отысканы неспециализированные рамки понимания их исторической значимости.

Эту ось всемирный истории направляться отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, что шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда случился самый резкий поворот в истории. Показался человек для того чтобы типа, какой сохранился и сейчас. Это время мы кратко будем именовать осевым временем.

1. Черта осевого времени. Сейчас происходит большое количество необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, появились все направления китайской философии… В Индии появились Упанишады, жил Будда; в философии — в Индии, как и в Китае,— были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, впредь до скептицизма, до материализма, нигилизма и софистики; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба хороша со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.Ясперс к. смысл и назначение истории. м., 1991, с. 32-36 Все то, что связано с этими именами, появилось практически в один момент в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, появившееся в эту эру в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек поймёт бытие в целом, самого себя и собственные границы. Перед ним раскрывается собственная беспомощность и ужас мира. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует спасения и освобождения.

Осознавая собственные границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Все это происходило при помощи рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, на протяжении которой любой пробовал убедить другого, информируя ему собственные идеи, обоснования, собственный опыт.

Испытывались самые противоречивые возможности.

Дискуссии, образование разных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости собственных частей сохраняла их взаимообусловленность,— все это породило движение и беспокойство, граничащее с духовным хаосом.

В эту эру были созданы главные категории, которыми мы мыслим сейчас, заложены фундамент мировых религий, и сейчас определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности…

Мифологической эре с ее спокойной устойчивостью пришел финиш. Главные идеи греческих, индийских, Будды и китайских философов, мысли пророков о Всевышнем были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), после этого борьба за трансцендентного Всевышнего, против демонов, которых нет, и позванная этическим возмущением борьба против фальшивых образов Всевышнего.

Божество неизмеримо возвысилось при помощи усиления этической стороны религии.

Миф же стал материалом для языка, что сейчас уже высказывал не его исконное содержание, а что-то совсем иное, перевоплотив его в знак. На протяжении этого трансформации (по существу, также мифотворческого), в момент, в то время, когда миф, как такой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на громадной глубине.

Все эти трансформации в людской бытии возможно назвать одухотворением: жёсткие изначальные устои судьбы начинают колебаться, покой полярностей сменяется тревогой антиномий и противоречий. Человек уже не замкнут в себе. Он не не сомневается в том, что знает самого себя, и исходя из этого открыт для новых бесконечных возможностей.

Он способен сейчас слышать и осознавать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал.

Неслыханное делается очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает чувствовать и бытие…

В первый раз показались философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, дабы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, пророки Израиля и философы Греции близки по собственной сущности, как бы они ни отличались друг от друга по собственной вере, внутренней структуре и содержанию собственного учения.

Человек может сейчас внутренне противопоставить себя всему миру.

Он открыл в себе истоки, разрешающие ему возвыситься над миром и над самим собой.

…Настоящий человек, что, будучи связан и скрыт плотью, скован собственными влечениями, только смутно осознавая самого себя, пытается к спасению и освобождению и вправду способен получить его уже в нашем мире в порыве вознесения к идее, в несокрушимом самообладании души, в медитации, …в состоянии нирваны, в единении с дао либо в покорности воле Божьей. По собственной настроенности и по содержанию веры эти пути к спасению резко отличаются друг от друга, но общее тут то, что человек выходит за пределы собственного личного существования, сознавая собственный место в целостности бытия, что он вступает на путь, пройти что он обязан в качестве данной индивидуальности.

Он может отказаться от всех мирских благ, уйти в пустыню, в лес, в горы; став отшельником, познать творческую силу одиночества и возвратиться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время случилось открытие того, что позднее начало называться личностью и разумом.

Новому духовному миру соответствует определенное социальное устройство, подобные черты которого мы обнаруживаем во всех трех разглядываемых тут областях. В это время существовало множество небольших стран и городов, шла борьба всех против всех, и наряду с этим выяснилось вероятным поразительное процветание, богатства и рост могущества…

…Человеческое существование в качестве истории делается сейчас предметом размышлений. Люди чувствуют, знают, что в их время, в настоящем, начинается что-то необыкновенное. А это, со своей стороны, ведет к осознанию того, что данному настоящему предшествовало нескончаемое прошлое.

Уже на ранней стадии для того чтобы пробуждения фактически человеческого духа человек преисполнен воспоминаний; у него создается чувство, что он живет на поздней стадии развития, более того, во время упадка.

Люди чувствуют близость трагедии, стремятся оказать помощь пониманием, воспитанием, введением реформ. Планируя, они пробуют овладеть ходом событий, вернуть нужные условия либо создать новые. История в ее целостности мыслится как последовательная смена разных образов мира: или в сторону постоянного ухудшения, или как круговорот либо подъем.

Создаются теории, каковые должны выяснить, как наилучшим образом устроить совместную судьбу людей, руководить и править ими. Реформаторские идеи подчиняют себе деятельность людей. Философы переходят из страны в страну, выступают как учителя и советники, их ненавидят и вместе с тем ищут, они полемизируют и соревнуются между собой.

Эра, в которой все это происходило в течении столетий, не была периодом несложного поступательного развития. Это было созидания и время уничтожения в один момент… Практически в один момент на протяжении завоевания насильственно создаются громадные могущественные империи—в Китае (Цинь Ши-Хуанди), в Индии (семейство Маурья), на Западе (эллинистические страны и imperium Romanum). Везде, появляясь из руин, складывался в первую очередь технически и организационно планомерный порядок.

Но везде сохранилось воспоминание о духе предшествующей эры. Он стал объектом и образцом почитания. Его творения и великие люди находились у всех перед глазами и определяли воспитания и содержание обучения (семейство Хань конструировала конфуцианство, Ашока — буддизм, эра Августа — эллинистическо-римскую образованность).

Предполагалось, что сложившиеся в конце осевого времени мировые империи будут существовать всегда. Но их стабильность была иллюзорной. В случае если если сравнивать с национальными образованиями осевого времени существование этих империй и хватало долгим, то в конечном счете они кроме этого пришли в упадок и распались.

Последующие тысячелетия принесли громадные трансформации.

В этом нюансе возрождение и гибель великих империй составляли историю по окончании осевого времени, продолжали историю великих культур древности, которая продолжалась большое количество тысячелетий; но различие было в том, что появившееся в осевое время духовное напряжение с той поры постоянно оказывалособственный действие на людей, придавая их деятельности новое и новую неопределённость значение.

Задания для независимой работы:

1.Сделайте конспект статьи «История развития естествознания» (Петрова И.А., Петров А.В. Вестник ВМА, т.55. вып. 5. – Сталинград, 1999. – С. 204-207).

Опираясь на таблицу и конспект статьи, предложенную её авторами, выделите главные этапы развития науки.

2.Применяя текст лекции, продемонстрируйте место истории в структуре научного знания. Письменно сгруппируйте доводы либо контраргументы, обосновывающие либо отрицающее значение исторических знаний для студента медВУЗа.

3.Покажите сообщение науки истории с математикой, химией, биологией, астрономией (составьте схему-ответ)

Дискуссионные вопросы для дискуссии:

1.Какие конкретно подходы (теории) к анализу исторического процесса вы понимаете? Из-за чего ни один из этих подходов не может обеспечить всестороннее изучение исторического процесса?

2.Существуют ли объективные законы истории? Познаваем ли движение истории?

3.историк и История. Воздействует ли личность историка на интерпретацию исторических фактов?

4.Может ли человек, личность влиять на ход истории? Каковы его возможности в этом?

5.Преимущества и недочёты хронологического подхода в исторической науке; возможно ли сейчас отказаться от применения способов данного подхода?

6.Что есть базой формационного подхода к изучению истории, на каких фундаментальных законах развития общества он основан?

7.Что свидетельствует понятие “публично-экономическая формация”?

8.В чем заключаются главные отличия цивилизационного и формационного подходов?

9.Какие конкретно два направления в цивилизационном подходе к истории развиваются в современной исторической науке?

10.Выделите изюминке общецивилизационного (культурологического) способа в изучении истории ;

11.Из-за чего цивилизационный подход к изучению истории делается самый популярным в социологии и историографии XX века (П. Сорокин, К. Ясперс, А. Тойнби и др.)?

Карл ЯСПЕРС Смысл и назначение истории 3/4


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: