Этапы развития исторической науки

Курс: История старого мира

Рассматриваются неспециализированные неприятности исторической науки, раскрываются главные тенденции исторического развития, описываются главные типы цивилизаций Старого мира. Особенное внимание уделяется истории Древнего Востока, Древнего Рима и Древней Греции.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

Предмет, объект исторической науки. Функции исторического познания. Место истории в совокупности наук.

пространство и Историческое время. Концепции исторического развития. Вероятные основания для периодизации исторического процесса.

Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в людской истории. Источники сведений о первобытности. Варианты периодизации первобытной истории.

Неприятности антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека. Родовая община.

Присваивающее и создающее хозяйства.

Переход от первобытности к цивилизации.

Переход к социально-стратифицированному обществу. Главные эры мировых цивилизаций. Типы цивилизаций в древности.

Древние цивилизации Востока: Междуречье; Древний Египет; Восточное Средиземноморье; Старая Индия; Старый Китай.Этапы развития исторической науки

Греция в крито-микенский и гомеровский периоды. Развитие экономики в VIII-VI вв. до н. э. Великая колонизация: обстоятельства, движение, главные направления, последствия для греков и туземного населения. Раннегреческая тирания и её роль в становлении полисного строя.

Рождение новой культуры. Типы полисов. Греция в архаический, хороший периоды. Эра эллинизма в Греции.

Древний Рим в царскую эру. Раннереспубликанский период в Риме. Расцвет Римской республики.

Рим в эру гражданских войн. Принципат в Риме. Доминат в Риме.

Предмет, объект исторической науки

Самое неспециализированное понятие истории: это описание прошлого мира либо страны, самых знаменательных из множества происходивших событий, каковые заслуживают передачи в назидание следующим поколениям.

Изучение гуманитарных дисциплин образовывает неотъемлемую часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных экспертов, содействует выработке и интеллектуальному развитию личности творческого мышления. К наиболее значимым публичным наукам относится история.

История — это наука о прошлом людской общества и его настоящем, о закономерностях развития публичной судьбе в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Объектом истории по большому счету помогает исторический процесс. Предметом же представляются явления людской судьбе, сведения о которых сохранились в источниках и исторических памятниках.

Явления эти очень разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней публичной жизни страны, интернациональных взаимоотношений, деятельности исторических личностей.

Этапы развития исторической науки

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течение долгого времени. на данный момент в развитии исторической науки выделяют следующие самые важные этапы.

1. Исторические представления Старого мира. Сперва историческая идея развивалась в виде мифов и сказаний. Изюминкой мифологического мышления, характерного многим древним народам, было представление о цикличности времени — мысль о том, что всё должно идти так, как заведено предками.

Нет ни прошлого, ни будущего — всё повторяется, всё движется по кругу.

Помимо этого, мифологическое мышление связывало движение истории с деяниями всевышних. Так, в «Илиаде» Гомера обстоятельством Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, в соответствии с которой храбрецы творят историю посредством и по воле всевышних.

В целом историяпредставлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н. э.) думал, что развитие истории осуществляется благодаря изобретениям и открытиям гениев.

Высшими достижениями исторической мысли в эру Старого мира были произведения древних авторов — Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и
480 — ок. 425 до н. э.) вычисляли «отцом истории». Он обрисовал Старую Грецию, и страны и

народы, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Основной его труд — «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н. э.) —
создатель «Истории» (включает 8 книг), посвященной Пелопоннесской войне и считающейся вершиной древней историографии. Великим древним историком был и Полибий (ок. 200 —
ок. 120 до н. э.), предпринявший попытку создать глобальную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, других стран и Рима периода от 220 до 146 до н. э.

На востоке кроме этого ключевую роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (потом по окончании объединения Китая — при дворе императора) был историограф. Ко II в. до н. э. показалось множество летописей, анналов, по большей части локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня — Сыма Цянь
(145 либо 135 — ок. 86 до н. э.), прозванный китайским Геродотом. Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае.

С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих семейств.

2. Историческая идея эры Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, исходя из этого в произведениях, которыми владел историкам различных народов и стран этого периода, исторический процесс публичного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма, созданная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория героев и великих людей.

Среди европейских историков данной эры выделяют Григория Турского (538 либо 539 — 593 либо 594), Рауля Глабера (985 — ок. 1047), Михаила Пселла (1018 — ок. 1078 либо ок.

1096).

Григорий Турский — создатель «Истории франков» в 10 книгах. Данный труд считается историческим монументом раннего Средневековья, его автора именуют «отцом варварства».

На арабском Востоке самые крупными учёными-историками были авторы «общих историй» Якуби (X в. н. э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (финиш IX — начало X в.).
В Китае в XI в. историк и государственный деятель Сым Гуан создал громадный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по финиш IX в.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской публично-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой именуют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. После этого показалось «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Создатель отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение историиприобрело новое развитие в эпоху ренесанса, перехода от Средневековья к Новому времени, в то время, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Улучшается интерес к монументам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории.

Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Правитель» (1513) назвал одну из обстоятельств борьбы людей в истории — имущественную.

3. В эру Нового времени кое-какие философы и западноевропейские историки, отбросив идею Всевышнего как творца истории, постарались растолковать причинно-следственную сообщение материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма, Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный темперамент.

Все нации развиваются по циклам, складывающимся из трёх эр: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); смелой (аристократическое государство) и людской (демократическая республика либо представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) — французский госдеятель, философ-просветитель, экономист — думал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени думали, что идеи правят миром.

Они же развили по окончании Цицерона (106-43 до н. э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещённого монарха. Но в целом западноевропейская утверждения и периода историческая наука становления капиталистических взаимоотношений, т. е. Нового времени, не обращая внимания на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений учёных этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (не смотря на то, что и метафизически), они в изучении истории оставались приверженцами идеализма, растолковывая движение исторического процесса как проявление «воли Всевышнего», «божественного провидения», «божественного мирового духа» либо полной «идеи». Наибольшими её представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874), О. Тьерри (1795-1856), Ф. Минье
(1796-1884), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейль (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине ХIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский темперамент буржуазного страны. В XIX в. германские историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкекн создали «Глобальную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического способа познания и появление марксизма.

Исторический способ (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся, признавали до Маркса представители германского хорошего идеализма, к примеру Гегель (1770-1831). Но последовательно принцип историзма был создан К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отличительная черта — распространение на все сферы объективной действительности — природу, общество, мышление.

Энгельс и Маркс писали: «Мы знаем лишь одну единственную науку — науку истории. Историю возможно разглядывать с двух сторон, её возможно поделить на историю людей и историю природы. Но обе эти стороны неразрывно связаны: , пока существуют люди, история людей и история природы взаимно обусловливают друг друга».

Историческая идея Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых концепций и идей, а подражают древним авторам — и по содержанию работ, и по их форме.

В Российской Федерации в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Русский» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Русский» М.М.

Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.

Наибольшим русским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его основной труд — «История Государства Российского», написанная несложным живым языком.

За данной работой Карамзина последовали 29-томная «История России с старейших времён» С.М. Соловьева (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» B. Ключевского (1841-1911).

Экспертом по общей истории был Т.Н.

Грановский (1813-1855).

4. Бурное развитие взяла историческая наука в Новейшее время (финиш XIX-XX вв.) На этом этапе в западной исторической науке были созданы разные концепции исторического развития. Тут направляться назвать британца Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928)
и др.

Среди самые известных отечественных историков Новейшего времени Ф. Платонов
(1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А.

Косминский (1886-1959), М.В.

Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), А. Нарочницкий, М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин
(1882-1950), М.А. Барг и др.

В 50-х гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Глобальную историю». на данный момент выходят тома новой «Глобальной истории», задуманной как 24-томное издание, в 1996 г. вышло уже более 10 томов.

Запрещенная история (Документальные фильмы, научно-популярный фильм)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: