Эволюция лирики в русской литературе первой половины xix века

1. Основной парадокс лирики содержится, в том, что «самый субъективный род литературы, она, как никакой второй, устремлена к неспециализированному, к изображению душевной судьбе как общей.в случае если лирика формирует темперамент, то не столько “личный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, что производят громадные перемещения культуры». (Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 9).

Поразмышляйте, как эта особенность реализует себя в лирических жанрах первой половины XIX века? Установите связь с трансформациями в мировосприятии, эстетическом сознании эры?

2. Одной из центральных закономерностей эволюции русской лирики начала XIX века авторитетный исследователь Л. Я. Гинзбург вычисляла смену поэтики жанров поэтикой стилей: «Сейчас уже обращение шла не о чистых хороших жанрах, но о том, что избранная тема предполагала определенный жанрово-стилистический строй.Сущность данной совокупности в том, что предрешенными появились главные, соотнесенные между собой элементы произведения; его лексика, семантические связи.

И это вследствие того что предрешенным был всегда самый тип авторского сознания, с совокупностью его сокровищ, следовательно, и авторский образ. Слово тут собственного рода стилистический эталон. Оно входит в контекст отдельного стихотворения, уже получая собственную экспрессивность, собственные поэтические ореолы в контексте устойчивого стиля.Эволюция лирики в русской литературе первой половины xix века

Оно несет с собой его идеологическую воздух, являясь проводником определенного строя представлений, переживаний.

Для аналогичного словоупотребления решающим есть не этот, личный контекст, но за контекстом лежащий поэтический словарь, не метафорическое изменение, перенесение, скрещение значений, но стилистическая окраска». (Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 26-27).

Продемонстрируйте воздействие данной закономерности в русской лирике начала XIX века, сделав анализ нескольких стихотворений К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева а нюансе поэтики устойчивых стилей, проследите темперамент сопряжения, взаимопроникновения устойчиво-поэтического и личного.

3. жанровые горизонты и Художественный объект в обзоре действительности для жанра дружеского послания являются литературоведческой проблемой. Так один из подходов предполагает, что жанровой привилегией послания пушкинской поры есть его разностильность и раномасштабность, а «жанровой землёй» – «пограничная область между “поэзией” и бытом», «послание стилизовало быт и прозаизировало сферу “поэзии”, пробуя утвердиться на игровой, фамильярной линии, в один момент разделяющей и соединяющей эти действительности.(Грехнев В. А. Лирика Пушкина.

О поэтике жанров. Неприятный, 1985. С. 26).

Обоснуйте собственную точку зрения на проблему, опираясь на исследование поэтических текстов поэтов пушкинской поры.

4. Сопоставьте концепции поэтической школы, сложившейся в русской лирике начала XIX века, находящиеся в собствености Л. Я. Гинзбург и В. Э. Вацуро (Гинзбург Л. Я. О лирике. Глава «Школа гармонической точности»; Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994).

В чем различие и сходство подходов?

5. Согласно точки зрения В. А. Грехнева, «вряд ли смогут быть оправданы попытки закрепить за элегией некое раз и окончательно главное переживаниеизвестная психотерапевтическая неопределенность заключена в самой природе элегии нового времени, … жанровый объект ее предполагает не единство переживания, а целый спектр чувств». (Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Неприятный, 1985.

С. 134-135).

Согласны ли вы с этим утверждением?

На чем зиждется устойчивость жанра элегии?

Что разрешает все-таки сказать о своеобразной определенности элегической чувстве?

Докажите, опираясь на исследование художественных текстов.

6. Сделайте сравнительный анализ элегий В. А. Жуковского «Славянка» и «Вечер» в нюансе элегической поэтики и личного авторского стиля: динамика сотрудничества объективного и субъективного замыслов, спектр элегических переживаний, структура художественного времени, особенности лирического сюжета, природа совершенного.

Какие конкретно элементы говорят об эволюции элегической поэтики Жуковского?

7. Проанализируйте стих К. Н. Батюшкова «Выздоровление» в нюансе элегической поэтики и личного авторского стиля:

Как раскрывается элегическая обстановка (проследите изменение мотивов судьбы, смерти, сладострастия и др., характерных для поэтики раннего Батюшкова)?

Какие конкретно классические формулы разрешают воплотить элегическую чувство, в чем ее своеобразие?

8. Сделайте сравнительный анализ элегий Е. А. Баратынского «Разуверение», «Признание», «К чему невольнику мечтания свободы?..»:

Какой тип лирического субъекта организован элегической лирикой Баратынского?

Что делается объектом художественного анализа в его элегиях?

Каковы особенности композиционного развертывания темы?

Что отличает и что роднит элегические конфликты, питающие лирическую чувство у Баратынского в сравнении с другими поэтами-элегиками первой половины XIX века?

9. Обратитесь к элегиям А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…», «Забудешь обиду ли мне ревнивые грезы…», «Желание славы», «К морю»:

Проследите, как разнообразие пушкинских элегических чувств ведет к трансформации психотерапевтической установки жанра, раздвигает его границы и ведет к изменению элегии в свободную лирическую структуру.

10. Что образовывает базу неповторимой гармонии пушкинского лирического мира. Сопоставьте разные подходы историков литературы. Обоснуйте собственную точку зрения.

11. Сравните событие безжалостной поколения и самооценки героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дума» и в его повести «Фаталист»:

Чем отличается природа лирического события от события эпического?

Рекомендуемая литература:

1. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974, либо1997.

2. Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа» СПб., 1994.

3. Баевский В. С. История русской поэзии. 1730-1980. М., 1996. С. 56-149.

4. Гуковский Г. А. русский и Пушкин романтики. М.; Л., 1965.

5. Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973.

6. Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Неприятный, 1985.

7. Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1995.

8. Семенко И. М. поэзия и Жизнь Жуковского. М., 1975.

9. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

10. Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

11. Бочаров С. Г. «Обречен борьбе главной…» Лирический храбрец Баратынского // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 69-123.

12. Альми И. Л. Статьи о поэзии и прозе. Кн. 1. Владимир, 1998.

13. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

14. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.

15. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.

16. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 либо М.,1999.

Литература. Россия в первой половине XIX в. Урок 136


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: