Йозеф франтишек – судьба героя битвы за британию

Герои войны

Чешский летчик Йозеф Франтишек (Josef Frantisek) появился 7 октября 1913 г. в семье плотника из села Otaslavice недалеко от города Prostejov. Побывав учеником слесаря, он добровольно вступил в чехословацкие ВВС и в 1934–36 гг. прошел подготовку в летной школе и был после этого направлен во 2-й летный полк, носивший имя президента страны – «Dr. Edvard Benes».

В этом полку он летал в звене воздушной разведки на бипланах Aero A-11 и Letov S-328.


Йозеф Франтишек (Josef Frantisek)

Уже тут Франтишек показал себя как конечный идивидуалист. На земле он по большому счету не придерживался какой-либо дисциплины: дошло до того, что он был разжалован из младших капралов (Lance Corporal) в рядовые за опоздания из увольнительных, драки в барах и другие «происшествия». Перед ним кроме того маячила малоприятная возможность увольнения из ВВС, но как только талантливый летчик он был отобран для прохождения подготовки в качестве летчика-истребителя в 4-м авиаполку.

Он остался проходить службу в этом полку по окончании завершения обучения, а в июне 1938-го взял назначение в 40-е истребительное звено, базирующееся в местечке Praha-Kbely. По окончании ужасных событий, последовавших за Мюнхенским соглашением, и вторжения германских армий в марте 1939 г.Йозеф франтишек – судьба героя битвы за британию Франтишек бежал в Польшу…

Он подготовился к тому, дабы перебраться во Францию, но 29 июля 1939 г. Франтишек был приглашен вступить в ВВС Польши. Он прибыл на авиабазу Деблин (Deblin) и по окончании летной практики на польских самолетах стал авиаинструктором. Германия вторглась в Польшу, 2 сентября 1939 г. авиабаза Деблин подверглась массированной атаке самолетов люфтваффе и была фактически стёрта в пух и прах.

Франтишеку удалось перелететь на аэропорт Gora Pulawska. Из этого он вместе с маленькой группой летчиков улетел дальше на восток и 7 сентября вместе с еще несколькими чешскими летчиками взял назначение в учебно-рекогносцировочную эскадрилью, базировавшуюся неподалеку от города Parczewo. В будущем эскадрилья участвовала в обороне города Луцк и 18–22 сентября 1939 г. сделала пара рекогносировочных и боевых вылетов.

19–20 сентября Франтишек нападал наступающие колонны германских армий ручными гранатами, бросая их в соперника с маленькой высоты. 20 сентября он был сбит, но спасен экипажем польского самолета, приземлившегося рядом…

В то время, когда поражение Польши в данной маленькой войне стало очевидным, 22 сентября 1939 г. оставшиеся шесть самолетов эскадрильи перелетели на румынский аэропорт Ispas. Тремя самолетами наряду с этим руководили чешские летчики. Потом самолеты проследовали по маршруту Cernovici – Jassy – Pipera.

Летчики были интернированы, но уже 26 сентября сумели бежать. Раздобыв документы, они сели на пароход Dacia, отправлявшийся из Констанцы в Бейрут.

До Франции они брались лишь 20 октября 1940 г. на борту парохода Theophile Gautier.

Франтишек и во Франции остался в составе польских ВВС, влившихся во французскую L’Armee de l’Air (Воздушная Армия). Он прошел переобучение на авиабазе Lyon-Bronand Clermont-Ferrand, где, по некоторым сведениям, тестировал самолеты, прошедшие ремонт. Шла война, и Франтишек учавствовал в боевых вылетах.

Кое-какие свидетели утверждали, что Франтишек заявил о 10–11 воздушных победах, но никаких подтверждений этому не было обнаружено.

Предполагается, что Франтишек имел возможность на время поменять собственный имя, как это довольно часто делали проходившие службу в то время во французских ВВС польские и чешские летчики, опасаясь репрессий по отношению к участникам собственных семей, оставшихся дома. Быть может, смена имени затруднила поиск документов, которые связаны с французским периодом военной карьеры Йозефа Франтишека. По крайней мере, за французский период собственной работы Франтишек взял Армейский Крест (Croix de guerre)…

18 июня 1940 г., по окончании падения Франции, Франтишек оставил акваторию порта Бордо на борту польского судна и перебрался в Англию. Тут он взял назначение на авиабазу польских ВВС в Блэкпул. 2 августа он был послан на аэропорт Northolt, где сейчас формировалась 303-я польская истребительная эскадрилья.

Подразделение было оснащено истребителями Hurricane Mk. I, маркированными буквами RF.

Собственную первую победу в небе Англии Франтишек одержал 2 сентября 1940 г. В данный сутки эскадрилья осуществила три боевых вылета. В собственный последний в данный сутки вылет, в 16:35, эскадрилья поднялась в воздух на перехват воздушной группы соперника, приближающейся к Дувру на высоте более шести километров. В этом бою сержант и Франтишек Роговски (Rogowski) записали на собственный счет по одной подтвержденной победе над истребителями Bf 109.

На следующий сутки, опять над Дувром, Франтишек сбил собственный второй вражеский истребитель. 6 сентября в ожесточённой схватке 303-я эскадрилья сбила 5 истребителей Bf 109s, но и сама понесла большие потери: Оба старших офицера – майор Krasnodebski и англичанин S/Ldr Kellet – и еще два летчика были сбиты, а Франтишек сумел возвратиться на поврежденном самолете на собственный аэропорт. Три дня спустя Франтишеку снова было нужно выйти из боя и совершить вынужденную посадку на своем очень сильно поврежеденном Харрикейне.

Самолет при посадке, но чешский летчик не был кроме того ранен! 15 сентября 1940 г. стало только успешным днем для польской эскадрильи: летчики записали на собственный счет 16 воздушных побед, а Франтишек сбил еще один Bf 110.

Йозеф Франтишек и лучшие польские летчики-истребители достигли следующих показателей на протяжении воздушной Битвы за Британию:

Летчик

Эскадрилья

Число побед

Примечание

Sgt. Josef Frantisek

S/Ldr (Lt.) Witold Urbanowicz

Corp. Antoni Glowacki

Lt. Zdzislaw Henneberg

Sec.Lt. Jan Zumbach

Всего по пятерке лучших

303 (польская)

17 — 1 — 0

303 (польская)

15 — 1 — 0

27.09.1940 — 4 победы

501 (английская)

8 — 1 — 3

24.08.1940 — 5 побед

303 (польская)

8 — 1 — 1

Погиб 12.04.1941

303 (польская)

8 — 1 — 0

56 — 5 — 4

Примечание: Число побед – соответственно подтвержденные – возможные – в группе

Всего за 30 дней, со 2 по 30 сентября, Франтишек записал на собственный счет 17 подтвержденных побед и одну возможную. Это было неповторимым достижением для RAF в тот период времени, которое превзошли лишь английские асы F/Lt. A. A. McKellar и W/O E. S. Lock.

Любой из них получил по 20 побед, но оба храбрых летчика не пережили Битвы за Британию…

Часто пишут, что успехи Франтишека были результатом игнорирования им летной дисциплины: он часто покидал строй и охотился за самолетами соперника в одиночку. Помимо этого, он поджидал возвращающиеся германские самолеты над Ла-Маншем, в то время, когда у германских летчиков был практически или полностью израсходован боезапас, самолеты соперника часто уже были повреждены, а летчики были утомившимися.

Это была простая тактика истребительной авиации союзников, но использовалась она лишь тогда, в то время, когда главное задание уже было выполнено, но для Франтишека это не было догмой: по окончании получения и инструктажа задания он довольно часто исчезал сразу же по окончании взлета эскадрильи. Похоже на то, что не обращая внимания на бессчётные предупреждения, для Йозефа Франтишека воздушная охота была чем-то, похожим на наркотик.

Наряду с этим счет его подтвержденных воздушных побед рос так скоро, что его начальник Витольд Урбанович всегда сталкивался с неразрешимой задачей: сурово наказать Франтишека, что он пара раз пробовал сделать, не достигнув никакого результата, либо его в другую эскадрилью, хотя бы за счет утраты значительной части боевой мощи собственного подразделения. Начальник эскадрильи англичанин Келлет предлагал перевести Франтишека от греха подальше в чешскую эскадрилью, но был отыскан следующий выход: Урбанович неофициально заявил Франтишека «гостем эскадрильи», потому, что тот не был поляком, и ему был отведен особый «запасной» самолет, на котором чех имел возможность выполнять собственные «охотничьи» набеги. Наряду с этим Урбанович, очевидно, не забывал, что большую часть собственных побед его чешский товарищ одержал в групповых битвах, а не на протяжении личных рейдов…

303-я эскадрилья записала на собственный счет 126 подтвержденных побед на протяжении Битвы за Британию – наивысшее достижение для RAF в тот период времени. Франтишек со собственными 17 победами стал лучшим истребителем подразделения и вошел в элиту Королевских ВВС.

Несколько летчиков 303-й эскадрильи RAF в ожидании вылета. Слева направо: Second Lt. Witold ‘Tolo’ Lokuciewski,
Lt. Witold Urbanowicz, Zygmunt Wodecki (доктор эскадрильи – в чёрной форме), Sgt. Josef Frantisek,
F/Lt John Kent (англичанин – фаворит звена «A») и Lt. Witold Paszkiewicz.

Пашкевич одержал первую победу в составе эскадрильи (в отчете – бомбардировщик Do-17, в действительности – двухмоторный истребитель Bf 110, летчик Ofw. Anthony был убит, раненый стрелок Uffz. Nordmeyer выбросился с парашютом) на протяжении учебного полета 30 августа.

По окончании это случайного боя английское руководство наконец-то разрешило польской эскадрилье стать полноценным боевым подразделением.

На следующий сутки польские летчики опять вступили в бой в небе Англии и сделали заявки о шести победах, не утратив ни одной автомобили. Но уже 20 сентября Пашкевич погиб в сражении, в то время, когда на его счету было 6 сбитых самолетов соперника…

Йозеф Франтишек трагически погиб 8 октября 1940 г. в следствии аварии. В то утро эскадрилья осуществляла собственный простой полет, в то время, когда машина Франтишека провалилась сквозь землю из поля зрения. В 9:40 его Харрикейн приземлился на «брюхо» рядом от города Ewell к югу от Лондона.

При ударе его выкинуло из кабины, и в следствии перелома шеи он погиб фактически мгновенно. Обстоятельство вынужденного приземления осталась неясной: по некоторым свидетельствам он допустил неточность, совершая фигуру высшего пилотажа над домом собственной подруги, по вторым Франтишек был на грани нервного и физического истощения по окончании постоянной серии ожесточённых воздушных боев.
Франтишек был похоронен на польском кладбище армейских летчиков недалеко от авиабазы Northolt. С семнадцатью воздушными победами он остался в истории вторым среди чешских асов ВМВ. Первым стал Karel Miroslav Kuttelwascher с двадцатью победами.

Могила Йозефа Франтишека

Примечание: Воинские звания RAF и их российские соответствия (F/O – Flying Officer (лейтенант ), P/O – Pilot Officer (Лейтенант), Sgt. – Sergeant (Сержант), F/Lt – Flight Lieutenant (Капитан), S/Ldr – Squadron Leader (Майор)

Уникальный текст: Dariusz Tyminski (http://www.elknet.pl/acestory/frantis/frantis.htm)

Supermarine Spitfire. Битва за британию!


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: